Сакральное значение воды в искусстве




Люди планируют свои города у воды, купаются в воде, работают с водой. Наша жизнь основана на воде и сформирована водой. Священное отношение к воде известно во всем мире. Вода – в основе многих религий. Очаровательный и эфемерный образ воды представлен в искусстве многих веков: в музыке, живописи, литературе, кино.

В культуре многих народов мира вода считается началом всех начал. В Древней Греции философ Фалес Милесский (624-547 до н.э.) - говорил: «Все элементы мира, сам мир и то, что в нем рождается, возникает из воды. И в неё возвращается. Земля плавает в воде». Ему же принадлежат слова: «Воистину вода лучше всего». Об этом можно прочитать в статье Р. В. Боброва «Рыбацкое счастье в чистой воде» [11, С. 66-67].

Вода преобразует облик земного шара. Эту мысль очень точно выразил американский философ-идеалист (и писатель) Ральф Уолдо Эмерсон «Пусть река течет куда захочет, все равно на её берегах вырастут города». Вода распространяет и перемешивает народы, создавая творческую среду для каждого нового поколения.

Поэты, писатели, художники посвятили и посвящают воде свои произведения, делают воду героиней своих произведений.

А.С. Пушкин посвятил стихии воды много прекрасных строк в стихотворениях «Фонтану Бахчисарайского дворца», «К морю». К.Паустовский в повести «Мещорская сторона» написал о лесных реках и каналах о двух речушках – Солотче и Пре, текущих на юг через леса, болота и гари. Василий Зота написал цикл стихов «Волга».

Каждая область культуры находит различные средства, чтобы воспеть воду. И каждая из них признает ее ценность и центральное место воды в человеческой жизни [12].

Вода находит свое отображение в живописи. С конца XVIII века Европу захлестнула эпоха романтизма. И стихия воды оказалась просто незаменимым художественным образом. На протяжении всего XIX века водная гладь в «пейзажах настроения» была зеркалом, отражавшим внутренний мир и состояние автора. А драматическое столкновение с бурными морскими волнами замечательно высвечивало и оттеняло масштаб человеческой личности.

В предчувствии социальных потрясений тема воды в искусстве приобрела ещё один смысл – тайны и символа. Подводный мир, мерцающие отражения колдовских озер ощущались как символические образы несбыточной мечты и призрачного, иллюзорного мира. Когда же новая эпоха вступила в свои права, вода на полотнах художников стала образом очищения от всего отжившего, а водная гладь превратилась в символ новой свободной жизни.

На заре цивилизации человек и водное пространство просто находились рядом, сосуществовали. Соответственно и отношение людей к воде было утилитарным. Вода мыслилась как часть окружающего мира, средство для утоления жажды, омовения, отдыха. Вода была транспортной и военной артерией, источником для полива полей и местом охоты. Для передачи такого образа достаточно было схемы, знака. Изображая пруд, древнеегипетский художник использовал серию условно-геометрических «волн» на синем фоне, чтобы стало ясно, что пруд наполнен водой. Такими же знаками воды передавалась поверхность реки, по которой плыли корабли, или водяные струи, текущие из сосуда.

В древнерусской живописи до XVII века изображение воды встречается очень редко. Его можно найти только в иконах «Крещение».

Пейзаж в древнерусских миниатюрах иногда имел характер географической карты. К примеру, если сюжет разворачивался на берегу реки, то река показывалась от истока до устья, протекающей через целый ряд озёр. Позднее вода на русских иконах и миниатюрах также изображалась условно. Чтобы показать море, художник на тёмный фон наносил светлой краской одинаковые завитки и дуги, обозначающие морские волны [12].

Современным живописцам уже недостаточно просто изобразить воду. Теперь популярны различные «игры» с водой. Вода используется как фон для портрета, как среда обитания и как архетипический образ.

И всё-таки живопись – не математика. Новые открытия не перечёркивают старых истин. И сегодняшний искушённый и насмотренный художник, оказавшись один на один с вечной и всегда новой водной стихией, может забыть на время о своих модных инсталляциях и вдруг увидеть весеннюю реку глазами Левитана или смешать на палитре краски и коснуться холста изумрудным мазком Айвазовского. А ребёнок, впервые познающий радость рисования, всё так же будет выводить на бумаге синие волны и зигзаги «моря», не подозревая об их древнем происхождении. Ведь тема воды в живописи – вечная тема.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: