Тема: «Белки».
Цель: сформировать у учащихся понятие о белках, их химическом составе и нахождении в природе.
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать знания о белках и их химическом составе.
Развивающие:
1. Формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации;
2. Развивать навыки познавательной деятельности, логическое мышление посредством ответов на проблемные и поставленные вопросы;
3. Развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником.
Воспитательные:
1. Осуществлять умения высказывать свои взгляды и суждения;
2. Формировать научное мировоззрение;
3. Актуализировать умение работать в коллективе.
Средства обучения:
1. Эмоциональные: интерес;
2. Интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление.
Методы обучения:
1. Словесный: объяснительная беседа, рассказ;
2. Наглядно-образный.
Оборудование: рисунки учебника, книги.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
1) организационный момент
2) актуализация знаний
3) изучение нового материала
4) закрепление знаний
5) домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих, подготовка учащихся к работе на уроке.)
2. Актуализация знаний (вводная беседа)
Ребята, на прошлом уроке вы проходили тему «Целлюлоза». Сейчас я задам несколько вопросов по пройденному материалу.
1. Назовите области применения целлюлозы
2. Перечислите физические свойства целлюлозы.
3. Давайте напишем химические свойства целлюлозы.
4. В чём состоят различия целлюлозы и крахмала?
· Во время опроса 5 ученикам даётся решить задачу.
· Решение двух цепочек.
Изучение нового материала
Просмотр учебного фильма «Белки».
Общие сведения и строение белков:
Белки – это высокомолекулярные природные полимеры, построенные из остатков α-аминокислот.
Белки – природные высокомолекулярные соединения (биополимеры), основа всего живого на Земле. Во всех живых организмах белки играют исключительно важную роль: они участвуют в построении клеток мышечной и нервной тканей; входят в состав кожи. Все жизненные процессы в организме осуществляются при участии белков, например с их помощью кислород доставляется из лёгких в ткани, выводится углекислый газ.
Белки построены из 20 видов α-аминокислот, связь между которыми осуществляется за счет карбоксильной группы (СООН) одной аминокислоты и аминогруппы NH2) другой аминокислоты:
В белковых молекулах связь между остатками аминокислот (группой C=O одной кислоты и группой NH другой аминокислоты) является амидной связью. Ее называют пептидной связью, а группа атомов:
─ называется пептидной группой.
С π-электронами связи карбонильной группы вступают в сопряжение неподеленная электронная пара электронов атома азота, электронная плотность смещается в сторону атома кислорода как более электроотрицательного атома. В этом случае связь азот-углерод в определенной степени носит характер двойной связи и короче обычной связи углерод-азот. Большой вклад в изучение строения и обмена белков внес русский учёный А.Я.Данилевский. С помощью специальных методов установлено, что существует четыре уровня организации белковых молекул: первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры молекулы белка. Каждый индивидуальный белок имеет свою строгую последовательность аминокислотных остатков. Последовательность α- аминокислотных остатков в линейной полипептидной цепи называют первичной структурой молекулы белка (например: H2N-Gly-Ala-Phe-Gly-Cys-COOH).
Вторичная структура представляет собой α-спираль, отдельные витки которой поддерживаются водородными связями между группами. Устойчивость структуры поддерживается образованием водородных связей между группами – NH- и C=O, направленными вдоль оси спирали. В одном витке спирали находятся около четырех остатков аминокислот. (расшифровал Полинг). Существование спиральной структуры подтверждено исследованиями белков мышц, волос и ногтей.
Третичная структура образуется в процессе закручивания полипептидной цепи в спираль, функциональные группы – SH, - OH, - NH2, - COOH могут строго определенным способом взаимодействовать между собой с образованием дисульфидных –S–S-мостиков. Кроме того, между карбонильными и аминогруппами, а также с участием обеих групп и молекул воды возникают водородные связи. В результате этого спираль как бы изгибается, напоминает по форме клубок.
Четвертичная структура представляет собой несколько полипептидных цепей, взаимосвязанных между собой через водородные связи, ионы металлов. (белок крови гемоглобин – белок придающий крови красную окраску)
По химическому составу белки делятся:
1) Простые (протеины)→только из остатков α-аминокислот→ яичный белок→р/р в воде.
2) Сложные (протеиды)→ входят ионы металлов, углеводы, липиды→ гемоглобин→ не р/р в воде.