Изучение нового материала. Тема: «Белки».




Тема: «Белки».

Цель: сформировать у учащихся понятие о белках, их химическом составе и нахождении в природе.

Задачи:

Образовательные:

1. Сформировать знания о белках и их химическом составе.

Развивающие:

1. Формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации;

2. Развивать навыки познавательной деятельности, логическое мышление посредством ответов на проблемные и поставленные вопросы;

3. Развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником.

Воспитательные:

1. Осуществлять умения высказывать свои взгляды и суждения;

2. Формировать научное мировоззрение;

3. Актуализировать умение работать в коллективе.

Средства обучения:

1. Эмоциональные: интерес;

2. Интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление.

Методы обучения:

1. Словесный: объяснительная беседа, рассказ;

2. Наглядно-образный.

Оборудование: рисунки учебника, книги.

Тип урока: комбинированный.

 

План урока:

1) организационный момент

2) актуализация знаний

3) изучение нового материала

4) закрепление знаний

5) домашнее задание

 

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих, подготовка учащихся к работе на уроке.)

 

2. Актуализация знаний (вводная беседа)

Ребята, на прошлом уроке вы проходили тему «Целлюлоза». Сейчас я задам несколько вопросов по пройденному материалу.

1. Назовите области применения целлюлозы

2. Перечислите физические свойства целлюлозы.

3. Давайте напишем химические свойства целлюлозы.

4. В чём состоят различия целлюлозы и крахмала?

 

· Во время опроса 5 ученикам даётся решить задачу.

· Решение двух цепочек.

 

Изучение нового материала

Просмотр учебного фильма «Белки».

 

Общие сведения и строение белков:

Белки – это высокомолекулярные природные полимеры, построенные из остатков α-аминокислот.

Белки – природные высокомолекулярные соединения (биополимеры), основа всего живого на Земле. Во всех живых организмах белки играют исключительно важную роль: они участвуют в построении клеток мышечной и нервной тканей; входят в состав кожи. Все жизненные процессы в организме осуществляются при участии белков, например с их помощью кислород доставляется из лёгких в ткани, выводится углекислый газ.

Белки построены из 20 видов α-аминокислот, связь между которыми осуществляется за счет карбоксильной группы (СООН) одной аминокислоты и аминогруппы NH2) другой аминокислоты:

 

 

В белковых молекулах связь между остатками аминокислот (группой C=O одной кислоты и группой NH другой аминокислоты) является амидной связью. Ее называют пептидной связью, а группа атомов:

 

─ называется пептидной группой.

 

С π-электронами связи карбонильной группы вступают в сопряжение неподеленная электронная пара электронов атома азота, электронная плотность смещается в сторону атома кислорода как более электроотрицательного атома. В этом случае связь азот-углерод в определенной степени носит характер двойной связи и короче обычной связи углерод-азот. Большой вклад в изучение строения и обмена белков внес русский учёный А.Я.Данилевский. С помощью специальных методов установлено, что существует четыре уровня организации белковых молекул: первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры молекулы белка. Каждый индивидуальный белок имеет свою строгую последовательность аминокислотных остатков. Последовательность α- аминокислотных остатков в линейной полипептидной цепи называют первичной структурой молекулы белка (например: H2N-Gly-Ala-Phe-Gly-Cys-COOH).

Вторичная структура представляет собой α-спираль, отдельные витки которой поддерживаются водородными связями между группами. Устойчивость структуры поддерживается образованием водородных связей между группами – NH- и C=O, направленными вдоль оси спирали. В одном витке спирали находятся около четырех остатков аминокислот. (расшифровал Полинг). Существование спиральной структуры подтверждено исследованиями белков мышц, волос и ногтей.

Третичная структура образуется в процессе закручивания полипептидной цепи в спираль, функциональные группы – SH, - OH, - NH2, - COOH могут строго определенным способом взаимодействовать между собой с образованием дисульфидных –S–S-мостиков. Кроме того, между карбонильными и аминогруппами, а также с участием обеих групп и молекул воды возникают водородные связи. В результате этого спираль как бы изгибается, напоминает по форме клубок.

Четвертичная структура представляет собой несколько полипептидных цепей, взаимосвязанных между собой через водородные связи, ионы металлов. (белок крови гемоглобин – белок придающий крови красную окраску)

По химическому составу белки делятся:

1) Простые (протеины)→только из остатков α-аминокислот→ яичный белок→р/р в воде.

2) Сложные (протеиды)→ входят ионы металлов, углеводы, липиды→ гемоглобин→ не р/р в воде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: