Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.




Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с ИЗО тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Предполагаемый результат:

1.Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «Детство».

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

Связь теории с практикой.

Развивающий характер воспитания и обучения.

Индивидуализация и гуманизация образования.

Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.

Целостность и системность обучающего процесса.

Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Трудности в работе:

Создание лаборатории.

Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.

Планирование работы.

Планирование непосредственно образовательной деятельности.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

 

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе.

Месяц Неделя Тема Цель
Сентябрь   1 неделя   Мониторинг
  2 неделя
  3 неделя   «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК» Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.
  4 неделя   «СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА» Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность.
Октябрь   1 неделя   «СОРЕВНОВАНИЕ» Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.
  2 неделя   «СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА» Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.
  3 неделя   «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»   Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.
    4 неделя   «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»     Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.
Ноябрь   1 неделя     2 неделя   «ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ»   «ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫФОРМА?».   Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса
Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму.Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
  3неделя   «КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»   Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.
  4 неделя   «В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?» .   Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами
Декабрь   1 неделя   «ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?»   Совершенствовать знания детей о снеге.
  2 неделя   «ГДЕ ЛУЧИКИ» Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
  3 неделя   «ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ» Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания
  4 неделя   «КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»   Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.    
Январь   1 неделя   «ЛЕДЯНОЙ ДОМ» Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.
  2 неделя   «ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ» Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
  3 неделя   «ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК» Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья.
  4 неделя   «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ» Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.  
Февраль   1 неделя «ДРУЗЬЯ» .   Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность
  2 неделя «МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»     Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.  
  3 неделя «ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».     Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.  
  4 неделя «ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»     Дать детям представление об очистке воды.    
Март   1 неделя «ПРОКАТИ ШАРИК»   Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.  
  2 неделя   «ТАНЕЦ ГОРОШИН»     Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.
  3 неделя «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»     Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.
  4 неделя «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА» Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.
Апрель   1 неделя «ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК»   Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.  
  2 неделя «ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»   Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.  
  3 неделя   «ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА»   Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.  
  4 неделя   «ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА» Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.
Май   1 неделя   «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА»     Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.    
  2 неделя «НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»   Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.  
  3 неделя «РАДУГА В КОМНАТЕ»   Познакомить детей с природным явлением – радуга.
  4 неделя   «ЭФФЕКТ РАДУГИ» Воспитывать бережное отношение к природе.
           

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: