Виды и способы фальсификации продуктов и методы ее выявления




Лекции по дисциплине

«Правовые основы управления качеством»

Виды и способы фальсификации продуктов и методы ее выявления

 

1. Фальсификация, как вид обмана покупателя

2. Виды фальсификации

3. Методы выявления фальсификации и защиты от нее

 

Фальсификация (от лат. falsifico - подделываю) - действия, направленные на обман покупателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью. Поэтому фальсификация, в широком понимании, может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, но не являющиеся существенными для потребителя.

Фальсификация продовольственных товаров чаще всего производится путем придания им отдельных наиболее типичных признаков, например внешнего вида, цвета, консистенции при общем ухудшении или полной утрате отдельных наиболее значимых свойств пищевой ценности (наличие полноценных белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.), в том числе и безопасности.

При использовании термина "фальсифицированные товары" многие путают его с такими понятиями как "подделки-заменители" (суррогаты, имитаторы) и "дефектные товары" (получаемые из-за несовершенства технологии или низкой квалификации рабочих). И это происходит не случайно, так как многие подделки-заменители и дефектные товары широко применяются с целью фальсификации натуральных продуктов, при этом получателю и/или потребителю либо умышленно не предоставляется необходимая информация, либо представляется искаженная.

Суррогат - (от лат. surrogatus - поставленный взамен) -1) продукт (или предмет), заменяющий какой-либо др. продукт (или предмет), с которым он имеет некоторые общие свойства, но не обладает его качествами (напр., суррогат зерен кофе - ячмень, желуди).

Обман покупателя продавцом состоит в следующем:

1. Количественный недовес или недолив товара.

2. Количественный обсчет покупателя в пределах одной валюты.

3. Качественный обсчет покупателя при преднамеренно неправильном переводе курса одной валюты в другую.

4. Качественная подмена одного товара другим.

5. Качественная замена определенной части товара другим, менее ценным.

6. Подделка информации о качестве реализуемого товара (письменная или устная).

7. Двойной обман за счет комбинации двух вышеперечисленных способов.

8. Комбинированный обман за счет комбинации трех и более вышеперечисленных способов.

 

Обман покупателя производителем товара состоит в следующем:

1. Количественный недовес или недолив товара в потребительскую упаковку или в изделие (например, вес батона хлеба ниже нормы, недолив растительного масла в бутылку и пр).

2. Качественная замена определенной части товара другим, менее ценным.

3. Качественная подделка натурального продукта другим, менее ценным.

4. Качественная подделка натурального продукта за счет применения ароматизаторов и/или красителей.

5. Качественная замена ингредиентов, предусмотренных рецептурой, другими, менее ценными.

6. Введение консервантов, антибиотиков, антиокислителей для продления срока хранения товара не предусмотренных стандартами.

7. Введение консервантов, антибиотиков, антиокислителей в больших количествах, чем предусмотрено гигиеническими нормами.

8. Непредставление покупателю информации об использовании в производстве товара генетически модифицированного сырья.

9. Неточное нанесение кодировки товара, данных о производителе и его реквизитах.

10. Двойной обман за счет комбинации двух вышеперечисленных способов.

11. Комбинированный обман за счет комбинации трех и более вышеперечисленных способов.

 

Обман покупателя посредническими фирмами и предприятиями состоит в следующем:

1. Информационная обработка покупателя через средства массовой информации о якобы более лучших свойствах данного товара по сравнению с другими.

2. Формирование неправильного представления покупателя о свойствах того или иного товара.

3. Широкое рекламирование низкокачественного товара с целью увеличения его сбыта.

4. Навязывание покупателю товаров, не пользующихся спросом.

 

Рассмотрим все эти способы обмана покупателя в общем виде:

К количественным методам обмана покупателя относят следующие:

1. Обман при подсчете стоимости покупки - обсчет.

2. Обман при расчете с покупателем.

3. Обман при взвешивании или отмеривании товара - обвес.

 

Количественный обман - это, прежде всего, обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.), от предельно допустимых норм отклонений. В настоящее время в стандартах уже не указываются отклонения в ту или иную сторону. Регламентируются только допустимые отклонения в сторону уменьшения количественного показателя товара.

В практической деятельности этот вид фальсификации называют недовесом или обмером. Способы и средства этого обмана основаны на неточных измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения количественных характеристик измеряемого объекта, а стоимостной расчет товара осуществляется за регламентированные или увеличенные количественные показатели.

 

При количественном обмане используют:

· поддельные средства измерений (гири, метры, измерительную посуду);

· неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т.п.) или измерительные устройства с более низкой чувствительностью;

· специальные приемы и/или психологическое воздействие на покупателя;

· неправильное измерение товара.

 

Обсчет покупателя - наиболее доходная и не требующая больших затрат энергии операция для продавца. Подсчитывая в уме, продавец легко может к полученной сумме добавить несколько рублей или десятков рублей в зависимости от стоимости покупки.

 

К качественным методам обмана покупателя относятся:

1. Продажа товара с истекшим сроком хранения.

2. Продажи товара с дефектом, известному продавцу.

3. Продажа товара с дефектами, неизвестными продавцу.

4. Продажа некачественного товара, качество которого известно для продавца.

5. Продажа некачественного товара, качество которого неизвестно для продавца.

6. Продажа физиологически опасного товара, свойства которого известны для продавца.

7. За счет продажи физиологически опасного товара, свойства которого неизвестны для продавца.

8. Продажа фальсифицированного товара, качество которого известно для продавца.

9. Продажа продажи фальсифицированного товара, качество которого неизвестно для продавца.

 


ВИДЫ ФАЛЬСИФИКАЦИИ

 

Фальсификации подвергаются не только товары, но и товаросопроводительные документы, сертификаты качества, безопасности, страны происхождения, товарные знаки и так далее.

При фальсификации товаров обычно подвергается подделке подлинности одна или несколько характеристик товара. Поэтому различают следующие виды фальсификации товаров:

· ассортиментная (видовая):

· качественная;

· количественная;

· стоимостная;

· информационная;

· комплексная.

 

Каждый вид фальсификации имеет свои характерные способы подделки подлинных товаров, а при комплексной - сочетание различных двух, трех или всех пяти видов. Естественно, что при комплексной фальсификации необходимо устанавливать значимость каждого отдельного вида на подделку товара в целом.

 

При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной его замены другим сортом, видом или наименованием с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

 

 

Для ассортиментной фальсификации той или иной группы товаров необходимы следующие условия:

1. Наличие в продаже товаров других групп, близких по потребительским свойствам и некоторым показателям качества.

2. Подразделение качества товара на сорта.

3. Производство и реализация имитаторов данной группы товаров.

4. Производство и реализация товаров, отличающиеся по показателям качества и наличию дефектов.

5. Унификация упаковки, используемой для разных групп товаров.

В зависимости от используемых средств фальсификации, схожести свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации:

· пересортица;

· замена высококачественного продукта низкоценным заменителем, имеющего сходные признаки;

· подмена натурального продукта имитатором.

 

Все заменители, применяемые при ассортиментной фальсификации, подразделяют на две группы: пищевые и непищевые.

К ассортиментной фальсификации, прежде всего, относят пересортицу товаров. Это одна из наиболее широко распространенных разновидностей ассортиментной фальсификации.

 

Пересортица - действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем замены товаров высших сортов низшими.

 

Яркими примерами пересортицы являются: замена муки высшего сорта на первый; муки ржаной сеяной на обдирную; замена яиц 1 категории на яйца 2 категории; мяса высшего сорта на 1 сорт и т.п.

Так, вареная колбаса Отдельная 1-го сорта может быть реализована как Любительская, относящаяся к высшему сорту, кофе Робуста 1-го сорта — как Арабика, высшего сорта, масло сливочное первого сорта — как высшего, масло сливочное Бутербродное — как Крестьянское или Любительское и т.п.

 

При ассортиментной фальсификации, как правило, используются пищевые заменители — более дешевые продукты питания, отличающиеся пониженной пищевой ценностью и сходством с натуральным продуктом по одному или нескольким признакам.

 

В качестве объекта при ассортиментной фальсификации наиболее часто используют следующие пищевые заменители:

· подобные товары из другой группы, имеющие более низкие потребительские свойства;

· имитаторы натурального продукта, схожие по определенным, наиболее характерным признакам;

· товары, полученные из генетически модифицированного сырья;

· продукты с незаконченными биохимическими или другими технологическими процессами.

 

Примерами ассортиментной фальсификации товарами из другой группы могут быть следующие: продажа ливерных колбас под видом вареных; вместо соленой сельди — соленую треску, навагу и др.; рыбу горячего копчения — вместо рыбы холодного копчения и т.п.

 

В качестве объекта ассортиментной фальсификации, могут использоваться различные имитаторы, т.е. продукты, применяемые или специально разработанные для замены натуральных продовольственных товаров. Так, вместо черной икры продают белковую; мяса — текстурированные соевые белки; сливочного масла — маргарин, кофе — кофейные напитки; чая — чайные напитки и т.п.

К ассортиментной фальсификации относят и продукты, полученные из генетически модифицированного сырья.

Наиболее опасны для человека генетически модифицированные картофель, соя, кукуруза, а также мясо животных, выкормленных генетически модифицированным сырьем. Вот почему и рекламируют чипсы из ГМП, гамбургеры из мяса с ГМП, везде вводят соевые белки (консервы, колбасы, молочные продукты), реализуют сахарную кукурузу — и все без специального разрешения Минздрава.

Ассортиментной фальсификацией может называться только подделка, реализуемая полной заменой натурального продукта его заменителем. Если же происходит частичная замена, то это относится к качественной фальсификации.

Качественная фальсификация - подделка подлинных товаров с помощью различного рода пищевых или непищевых добавок или нарушений рецептур для изменения качественных показателей органолептических и других свойств продуктов.

Объектами данного вида фальсификации служат пищевые продукты с различными добавками или нарушенными рецептурами.

 

Для качественной фальсификации той или иной группы товаров в РФ необходимы следующие условия:

1. Наличие в продаже различных пищевых красителей, ароматизаторов, замутнителей, загустителей, антиокислителей, консервантов, и др. компонентов.

2. Действие законодательных нормативов по применению различных пищевых добавок в продовольственные товары.

3. Отсутствие надежного контроля за уровнем внесения тех или иных добавок.

4. Отсутствие и бездействие законов по информационному оболваниванию населения и распространению заведомо ложной информации о свойствах товара.

 

В зависимости от используемых средств фальсификации, степени введения заменителя и нарушения рецептурного состава фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации:

· добавление воды; введение более дешевых компонентов за счет более дорогостоящих;

· частичная замена натурального продукта имитатором; добавление или полная замена продукта чужеродными добавками;

· введение различных пищевых добавок;

· частичная или полная замена продукта пищевыми отходами;

· повышенное содержание допустимых нормативно-технической документацией некачественной продукции или компонентов;

· введение консервантов, антиокислителей и антибиотиков без их указаний на маркировке товара.

 

Все добавки и компоненты, используемые при качественной фальсификации, подразделяют на две группы: пищевые и непищевые. В свою очередь пищевые добавки подразделяют на: допустимые для здорового человека; допустимые для детей; допустимые при тех или иных заболеваниях.

 

В свою очередь непищевые добавки подразделяют, на:

· не приносящие вреда человеку (мел, гипс, тертый кирпич, известь, инертные наполнители и т.п.);

· ядовитые (семена ядовитых растений, присутствующие в больших количествах, чем предусмотрено нормативно-технической документацией; листья ядовитых растений при введении в чай; пьяный мед и т.п.);

· канцерогенные (способствующие формированию в организме человека онкоклеток);

· наркотические (добавление в пиво, вино, водку наркотических веществ, приводящих к зависимости потребителя в употреблении именно данной продукции; настаивание вина, пива на листьях табака и т.п.).

 

Вода является наиболее распространенной добавкой к жидким продовольственным товарам. Особенно часто разбавляются водой такие продовольственные товары, как: соки, пиво, водка, спирт, прозрачные бесцветные наливки, настойки, вина, минеральные воды, молоко и молочные продукты, мед, мясо, колбасные изделия, рыба и т.п. При разбавлении окрашенных напитков водой обычно применяется дополнительное подкрашивание, имитирующее цвет натурального продукта. Например, при качественной фальсификации коньяка, рома, вин, пива, кваса, окрашенных безалкогольных напитков воду подкрашивают жженой сахарозой (сахарный колер).

Вода, как универсальный разбавитель натурального продукта, часто используется при качественной фальсификации в незначительных количествах либо продукт увлажняется тем или иным способом (например, сахар, сухофрукты и другие высушенные продукты увлажняются при помещении их во влажное помещение).

Фальсификация многих продовольственных товаров путем добавления воды одновременно сопровождается введением и компонентов, переводящих излишек влаги в коллоидное или эмульсионное состояние. Так, при добавлении воды в колбасные изделия вводят дополнительно крахмал, желатин, пектин, камеди и т.п. А при добавлении воды в шоколадные изделия или глазурь вносят лецитин, фосфатиды или фосфатидные концентраты и т.п.

Многими исследованиями доказано, что разбавление пищевых продуктов на 10% водой или другими инертными по вкусу и запаху компонентами дегустаторами, а тем более рядовыми потребителями не замечается. При добавлении 20% воды или других компонентов примерно треть дегустаторов начинают высказывать сомнения по поводу качества, а рядовые потребители обычно также не замечают данную фальсификацию. Лишь при 25—30%-х разбавлениях как большинство дегустаторов, так и некоторые потребители начинают указывать на водянистость, разбавленность вкусового ощущения. Зная об этом, многие производители специально разбавляют рецептуру того или иного изделия различного рода инертными добавками до 20—25% и затем утверждают их на дегустационных комиссиях. Так, в колбасные изделия разрешается вводить до 25% различного, так называемого "нетрадиционного" сырья (молочные белки, соевые белки, гидролизаты кости, пера, соединительной ткани и т.п.) и таким образом формировать новый ассортимент данных изделий.

Кроме того, незначительное разбавление водой не позволяет выявить подобную фальсификацию и с помощью физико-химических показателей (за исключением изотопного состава воды), так как массовая доля Сахаров и кислот, как правило, в натуральных продуктах всегда выше предельно допустимой нормы, и разбавление до 10% не приводит к снижению этих показателей ниже установленных норм. Более того, титруемая кислотность может остаться на том же уровне, так как при разбавлении водой усиливается степень диссоциации кислот и кислых солей, вследствие чего повышается содержание ионов Н+ в растворе. Только при разбавлении жидких продовольственных товаров (соки, вина, пиво и т.п.) водой более чем на 30% начинают изменяться их физико-химические показатели.

Степень безопасности фальсифицируемого продукта зависит также от качества используемой воды, и если используется недоброкачественная вода, например, по микробиологическим показателям, то разбавленный продукт может стать не только фальсифицированным, но и опасным для здоровья человека.

 

Добавки — это вещества или другие компоненты, которые вводятся в пищевые продукты как для придания им тех или иных свойств, так и для имитации отдельных потребительских качеств товара. Добавки подразделяются на чужеродные и пищевые. К чужеродным добавкам относятся такие компоненты, которые обычно отсутствуют в пищевых продуктах и при их введении обязательно должны проводиться клинические испытания на их безвредность.

К пищевым добавкам относятся вещества, которые присутствуют в пищевых продуктах, но в данных изделиях они либо отсутствуют, либо присутствуют в недостаточных количествах. Например, в мясных изделиях отсутствуют многие полисахариды (за исключением гликогена), и введение инулина, крахмала и других полисахаридов для балансирования этих продуктов по пищевой ценности можно квалифицировать как пищевые добавки. Однако широко используемые в пищевой промышленности и предусмотренные рецептурой при изготовлении тех или иных продуктов питания нитриты и нитраты, различные окислители и замутнители и др. причислять к пищевым добавкам без длительных токсикологических исследований нельзя.

В то же время на маркировке многих отечественных и импортных товаров, особенно западноевропейских, указываются те или иные пищевые добавки, рекомендуемые для введения в продукты питания для здоровых людей, которые согласно "Кодекс алиментариус" маркируются знаком "Е" с порядковым номером пищевой добавки (например, Е 300 — аскорбиновая кислота).

Использование таких пищевых добавок в диетических и диабетических товарах, а также в продуктах, которые чаще всего употребляют дети, можно относить к фальсификации. К качественной фальсификации относится также применение разрешенных и неразрешенных добавок, не предусмотренных рецептурой, с целью введения в заблуждение потребителя относительно истинных потребительских свойств товара.

Относятся к качественной фальсификации также и подкрашивание или ароматизация пищевых продуктов добавками, не предусмотренными рецептурой и технологией производства и предназначенными для придания продукту органолептических свойств, позволяющих имитировать их повышенную пищевую ценность. Конечная цель такой фальсификации — создание потребительских предпочтений на товары пониженного качества путем придания им видимости повышенных потребительских свойств.

Примером такой качественной фальсификации могут служить безалкогольные напитки с частичной или полной заменой сахара подсластителями, с использованием синтетических красителей и ароматизаторов, которые не предусмотрены рецептурой, особенно если эти пищевые добавки не разрешены или запрещены для применения в России "Медико-биологическими требованиями и санитарными нормами качества продовольственного сырья и пищевых продуктов".

Применение даже разрешенных пищевых добавок, не свойственных продукту определенного наименования и не предусмотренных рецептурой его приготовления, при отсутствии информации об изменении его состава и рецептуры должно считаться фальсификацией с целью обмана потребителей. Информированный потребитель вправе сам сделать выбор товара исходя из личного отношения к пищевым добавкам, а также от возможности проявления аллергической реакции его организма на данную группу веществ.

Вместе с тем существуют и более опасные способы фальсификации. Например, в дореволюционной России для придания низкосортным кофейным зернам сероватого оттенка, свойственного высокоценным сортам, зерна промывали в воде с аммиаком или обрабатывали во вращающемся свинцовом барабане.

Разновидностью качественной фальсификации товаров следует считать частичную или полную замену натурального продукта пищевыми или непищевыми отходами, которые образуются после извлечения из него наиболее ценных компонентов. Например, реализация спитого чая под видом натурального продукта, кофе натурального без кофеина, кофе натурального с извлечением естественного кофеина и добавления синтетически полученного и многие другие.

К данному виду фальсификации относится и добавление или неполная очистка от примеси сорных трав, других видов зерновых культур или протравленного семенного зерна, обработанного ядохимикатами. В настоящее время такие грубые способы фальсификации встречаются при переработке на мини-предприятиях, где стадии очистки сырья сводятся до минимума, а при крупнотоннажном промышленном производстве такие фальсификации встречаются редко.

При заготовках картофеля и корнеплодов распространенным способом фальсификации является примесь сверх установленных норм земли, корней, растительных остатков и других органических и неорганических примесей.

К качественной фальсификации относятся также пищевые продукты с незаконченным технологическим процессом. На наших рынках продаются: не созревшие копченые колбасные изделия; несозревшая или перезревшая сельдь; переквашенная капуста, огурцы; несозревшие или ускоренно созревшие сыры; "зеленое" пиво и т.п.

Количественная фальсификацияявляется одним из наиболее древних способов обмана покупателя, который не требует от фальсификатора специальных знаний. В одной из своих заповедей Моисей говорит: "Да будут у вас весы верные, гири верные..." (Библия. Книга Ветхого завета. Каноны, гл. 19). А далее Моисей гласит: "Гиря у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел; ибо мерзок перед Господом Богом твоим всякий делающий неправду".

 

При количественной фальсификации используют:

· поддельные средства измерений (гири, метры, измерительную посуду);

· неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т.п.) или измерительные устройства с более низкой чувствительностью;

· специальные приемы и/или психологическое воздействие на покупателя;

· неправильное измерение товара.

 

Поддельные или неточные средства измерений — это наиболее распространенный способ количественной фальсификации товара. При этом используются поддельные меры (гири, метры, измерительная посуда и др.) и приборы (весы и т.п.) без поверочных клейм и свидетельств, наносимых и выдаваемых органами государственных метрологических служб.

Отсутствие или просроченные даты поверочных клейм на гирях, весах, метрах и т. д. служат основанием также для утверждения о подделке средств измерения и легко проверяются.

Причиной неточности, грубых погрешностей могут быть также неисправные приборы и фасовочное оборудование, которыми пользуются изготовители или продавцы.

Неправильные методики измерений, применяемые продавцом или изготовителем, также могут явиться причиной грубых погрешностей при измерении, что приводит к недовесу, недомеру. При этом действия субъекта, проводящего измерения, могут носить умышленный и неумышленный характер. В последнем случае количественная фальсификация обусловлена неумением работы продавца на измерительных приборах.

Имеются также различные специальные способы количественной фальсификации товара. Так, имеются способы обмера, обвеса, которые применялись еще в прошлом веке.

1. "Обвес с походом". Данный метод заключался в том, что продавец клал на весы больше товара, чем просил покупатель; уже на весах избыточная часть ("поход") отрезалась, причем продавец увеличивал вес товара, придерживая весы пальцем.

2. "Обвес на бумажку": небольшие порции товара взвешивались на плотной бумаге или в пакете.

3. "Обвес на пушку" требовал значительной психологической подготовки и применялся только опытными продавцами. Суть его сводилась к следующему: обвешивая покупателя, продавец должен был отвлечь его разговором от шкалы весов. При этом к коромыслу весов на длинной нитке подвешивался груз, на который надавливали незаметно под столом ногой.

4. "Обвес на бросок" продавец осуществлял, быстро бросая товар на весы и сразу снимая его.

5. "Обвес на разинь" предполагал, что покупатель видит лишь часть шкалы весов.

6. При "обвесе на путешествие" продавец просил покупателя оплатить стоимость товара в кассу, а сам в это время обвешивал его.

7. "Обвес на нахальство" был прост: подпиливали гири.

8. "Обвес с подначкой": взвешивая товар, продавец работал четырьмя пальцами, пятым отклоняя в нужную сторону стрелку весов.

9. "Обвес на время" требовал высокого профессионализма. Обслуживание проводилось столь быстро, что покупатель не замечал количество положенного и завернутого товара.

10. Еще один способ назывался "сделать радугу" и состоял в подмене одного сорта товара другим (например, субпродукты вместо вырезки).

11. Немногим отличался от него способ "дать ассортимент" (кстати, в советской торговле он использовался вполне легально). Суть его в следующем: основная часть заворачиваемого товара — требуемого качества (например, вырезка), а меньшая — более низкого (субпродукты, кости и т.п.).

12. Комбинированный способ, включавший до трех перечисленных, назывался "семь радостей" и, разумеется, 1 доставлял покупателям наибольшие неудобства.

 

В настоящее время, наряду с давно известными количественными фальсификациями, появились и новые.

1. Магазины приобретают сахар, крупы, муку, соль в I нефасованном виде. На несколько дней продукт помещают в увлажненный склад, где он набирает вес: на мешок — до 1 2—3 кг (более 50 руб. дохода).

2. При фасовке может применяться смешивание продукта разного сорта (и цены) — например, сахар белый и желтый (рафинированный и нерафинированный), муку разного сорта, соль.

3. Фасовка черствого хлеба в пакет, где он отходит. Дополнительно увеличивают цену за упаковку.

4. Намораживание мяса, рыбы, полуфабрикатов, пельменей водой до обледенения.

5. Резко класть товар на весы — один из наиболее эффективных и распространенных методов обвеса: мало кто ждет, пока установится стрелка или успокоятся цифры (на электронных весах).

6. Использование магнита. На чашечные весы кладут магнит весом от 10 до 30 г, на электронные — также, но с тыльной, невидимой покупателю стороны. По виду он может быть как монета, пластинка. Используются специально намагниченные ножи. Случается, что сильный магнит помещен в пачку из-под сигарет и лежит недалеко от весов. Такой магнит искажает вес до 50 г.

7. Регулирование наклона весов в пользу продавца (до 5—10 г).

8. Незаметная, якобы, для успокоения стрелки весов, поддержка чашек: с продуктами — сверху, а с гирями — снизу.

9. Установка весов (любых циферблатных) боком, чтобы покупатель, смотря чуть сбоку, "ошибался" на 2—5 граммовых делений.

10. Сознательное перепутывание цифр, близких по очертанию (на электронных весах): 1и7,3и9,5и 6.

11. Взвешивание овощей, яблок и других товаров с помощью неповеряемых весов, предназначенных для домашнего употребления (пружинных).

12. Предварительное взвешивание яблок, овощей и других товаров по 1—2 кг и размещение их и на товарной площадке весов, и на гиревой, как бы уравновешенных между собой. Но масса и той, и другой партии обычно меньше до 200—500 г.

 

Методика правильных измерений обычно приводится в технических документах на измерительные приборы. Кроме того, отдельные правила измерений, в частности, тканей, приведены в "Правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров", утвержденных постановлением Советом Министров — Правительством РФ от 8 октября 1993 г. № 995.

Отпуск товаров по массе брутто без вычитания из массы упаковки чаще всего производится при взвешивании товара в торговой упаковке или развесного товара в дополнительной таре (корзинах, пластмассовых чашках и т.п.).

Отпуск товара по массе нетто с вычитанием из массы брутто массы стандартной тары, указанной на маркировке, позволяет обмануть получателя или потребителя, если применяется утяжеленная тара (с более толстыми стенками, дополнительными приспособлениями). Например, при отпуске товаров в бочках и другой большегрузной таре, при количественной приемке товаров в транспортных средствах (вагонах, машинах и др.) путем взвешивания на железнодорожных или автомобильных весах без последующего перевешивания на складе. При этом в упаковку или транспортные средства могут быть вложены тяжелые предметы (камни, кирпичи и т.п.).

Этот вид фальсификации касается в основном торговых работников, но не исключена возможность обмана и потребителя, покупающего товар мелким оптом в производственной упаковке (например, при отпуске товара в мешках не учитывается масса последних до 0,5 кг).

Количественная фальсификация осуществляется на производстве — при фасовке товаров, розливе напитков или на предприятиях торговли, массового питания при отпуске потребителю.

 

Стоимостная фальсификация— обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров с меньшими количественными характеристиками по цене товаров с большими количественными показателями.

Этот вид фальсификации является самым распространенным, так как совмещает в себе и другие ее виды (ассоргиментную, количественную и др.). Более того, именно стоимостная фальсификация и является главной целью корыстного обмана потребителей, так как позволяет получить незаконный доход путем незаконного повышения стоимости товара.

В условиях рыночной экономики, одной из характерных черт которой являются свободные цены, регулируемые только конкуренцией между отдельными производителями, стоимостная фальсификация может использоваться либо для реализации фальсифицированной низкокачественной продукции или даже опасных товаров, либо в целях ценовой конкуренции, в частности, для формирования потребительских предпочтений к данному товару с помощью демпинговых цен.

Информационная фальсификация — обман потребителя с помощью неточной или искаженной (ложной) информации о составе и/или свойствах товара.

Данный вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, сертификате, маркировке и рекламе. Рассмотренные ранее другие виды фальсификации в большинстве случаев дополняются и информационной фальсификацией о составе и свойствах товара. В противном случае фальсификация легко выявляется.

Искаженная или неточная информация о составе и свойствах товара служит основанием считать подделку натурального продукта фальсифицированным товаром. Так, к фальсифицированному продукту относится белковая икра, если на маркировке или в товарно-сопроводительных документах, или на ценнике указывается наименование "Икра черная". Если же везде будет написано правильное название данного продукта — "Белковая икра", то обвинение в фальсификации снимается.

В практике работы торговых предприятий известны случаи, когда покупатели обращаются с жалобой на реализацию им фальсифицированных пищевых продуктов, например, мясо-растительной колбасы, однако при внимательном рассмотрении жалоб такого рода показывает, что признаки фальсификации отсутствуют, так как на маркировке товара полностью указаны состав продукта и его назначение.

Способы доведения информации о составе и свойствах товара до потребителя в настоящее время регламентируются Законом "О защите прав потребителя", где указывается, на какой товар или группу товаров должна находиться та или иная маркировка. Неуказание маркировки товара в соответствии с данным законом может служить основанием для установления информационной фальсификации и отнесения данного товара к фальсификату. До сих пор не всегда наносится, в соответствии с Законом "О защите прав потребителя", соответствующая маркировка на хлеб и хлебобулочные изделия, некоторые кондитерские товары, рыбные и мясные товары.

 

При информационной фальсификации товара искажаются или указываются неточно следующие данные:

· наименование товара и его логотип;

· страна происхождения товара;

· фирма-изготовитель товара и его почтовый адрес;

· количество товара;

· состав продукта;

· условия и сроки хранения.

Чаще всего не указывается или указывается неправильно страна происхождения товара, а также фальсифицируется штриховой код. На российский рынок поступает значительное количество фальсифицированных товаров отечественных, а также импортных без указания страны происхождения и фирм изготовителя. Встречаются подделки под фирменные продукты, завоевавшие уже признательность у потребителя. Так, недавно в Белоруссии стал выпускаться чай "Diman" по логотипу напоминающий известную марку цейлонского чая "Dilmah", а по качеству содержимого намного отличающийся от уже признанного чая.

Наиболее часто подделываются также товарные и фирменные знаки предприятий-изготовителей, активно рекламирующие свою продукцию и уже имеющие заслуженно высокую репутацию у потребителя благодаря отличному качеству своей продукции. В этом случае материальный и моральный ущерб несет не только потребитель, но и предприятие, чей фирменный знак был подделан, так как потребитель, купивший фальсифицированный товар низкого качества с фирменным знаком известного предприятия-изготовителя, утрачивает к нему доверие. Авторское право изготовителя на его фирменный знак защищено Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

 

Одной из разновидностей информационной фальсификации товара является фальсификация с помощью упаковки, чаще всего производственной и потребительской.

...





Читайте также:
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.075 с.