КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЭТИКА»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ІІ КУРСА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТАПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ»
НА ВЕСЕННИЙ СЕМЕСТР 2018 – 2019 УЧЕБНОГО ГОДА
№ п/п | Тема практического занятия | Вопросы, подлежащие изучению | Перечень практических навыков | Часы | Дата |
Природа этического знания. Феномен биоэтики, история и условия ее возникновения. Соотношение биоэтики и медицинской этики. Биоэтика как новый – трансдисциплинарный - этап развития биомедицинского знания и практики. | Этика как наука о морали. Врачебная этика Древнего и Средневекового Востока. Медицинская этика европейского Возрождения. История медицинской этики в России. Медицинская этика в Советском Союзе. Соотношение морали и права. Моральный выбор и моральная ответственность. Средства и уровни этического анализа. Основания морали. Этика утилитаризма. Деонтологическая этика. | Владение морально-этической аргументацией. Владение принципами врачебной деонтологии и медицинской этики. Навыки информирования пациентов различных возрастных категорий в соответствии с требованиями правил «информированного согласия». Навыки решения ситуационных задач. | 04.02.19-08.02.19 | ||
Антиномический дискурс биоэтических проблем, методология его разрешения, дополнительность либеральной и консервативной, деонтологической и прагматической позиций в биоэтике. | Антиномический дискурс биоэтических проблем, методология его разрешения, дополнительность либеральной и консервативной, деонтологической и прагматической позиций в биоэтике | Владение морально-этической аргументацией. Владение принципами врачебной деонтологии и медицинской этики. Навыки информирования пациентов различных возрастных категорий.Решение ситуационных задач. | 11.02.19-15.02.19 | ||
Биоэтика как наука о биоэтах. Редукты биоэта, интервалы редукции, критерии редуктивной демаркации. Биоэтика, культура,религия. Теоретические основания биоэтики. Основные биоэтические принципы (не навреди, делай благо, автономии пациента, справедливости). Моральные обязательства врачей и права пациентов. | Принцип «не навреди». Принцип «делай благо». Принцип уважения автономии пациента. Принцип справедливости Врачебная этика Гиппократа. Правило правдивости. Правило конфиденциальности. Правило информированного согласия. Модели врачевания. Редукты биоэта, интервалы редукции, критерии редуктивной демаркации. Биоэтика, культура, религия. | Владение морально-этической аргументацией. Владение принципами врачебной деонтологии и медицинской этики. Навыки информирования пациентов различных возрастных категорий в соответствии с требованиями правил «информированного согласия». Навыки решения ситуационных задач. | 18.02.19-22.02.19 | ||
Моральные ценности, принципы и правила биомедицинской этики. Этические нормы взаимоотношений медицинских работников и пациентов (норма правдивости, конфиденциальности, информированного согласия), основные модели взаимоотношения врача и пациента. Использование этических норм биомедицинской этики социальными работниками. | Биологический и биографический планы заболевания. Общественное распределение или рынок медицинских услуг. Модели врачевания, основанные на специфике состояния больного. | Владение морально-этической аргументацией. Владение принципами врачебной деонтологии и медицинской этики. Навыки информирования пациентов различных возрастных категорий в соответствии с требованиями правил «информированного согласия». Навыки решения ситуационных задач. | 25.02.19-01.03.19 | ||
Жизнь как высшая ценность. Классические проблемы биоэтики (статус человеческого эмбриона, аборты), их антиномический характер и интервальная (контекстно-зависимая) методология разрешения. | Природа и статус эмбриона. Основные моральные позиции по отношению к аборту. Аборт и современная религиозная мораль Искусственная инсеминация. Экстракорпоральное оплодотворение. Суррогатное материнство. Религиозные оценки новых репродуктивных технологий. Краткая история проблемы искусственного аборта. Легализация «аборта по просьбе» в обществе. Медицинские и социальные показания к аборту, «дни тишины». Возможность российского врача отказаться от проведения искусственного прерывания беременности (статья 70 «Лечащий врач» ФЗ-323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Аборт: морально-этические pro et contra. Пренатальная диагностика – аргументы «за» и «против». Перинатальный хоспис – новое направление в медицине. | Владение морально-этической аргументацией. Владение принципами врачебной деонтологии и медицинской этики. Навыки информирования пациентов различных возрастных категорий в соответствии с требованиями правил «информированного согласия». Навыки решения ситуационных задач. | 04.03.19-08.03.19 | ||
Новые репродуктивные технологии. Этические проблемы стерилизации и контрацепции. Методы искусственной инсеминации. Этические проблемы замороженных эмбрионов и банков спермы. Экстракорпоральное оплодотворение (суррогатное материнство). Моральные аспекты репродукции человека. | Искусственная инсеминация. Экстракорпоральное оплодотворение. Суррогатное материнство. Религиозные оценки новых репродуктивных технологий | Владение морально-этической аргументацией. Владение принципами врачебной деонтологии и медицинской этики. Навыки информирования пациентов различных возрастных категорий в соответствии с требованиями правил «информированного согласия». Навыки решения ситуационных задач. | 11.03.19-15.03.19 | ||
Моральные аспекты смерти и умирания. Классические проблемы биоэтики (смерть и умирание), их антиномический характер и интервальная (контекстно-зависимая) методология разрешения. | Медицина и проблема смерти: история вопроса. Смерть и умирание в эпоху новых медицинских технологий. Паллиативная помощь. Хосписы. Определение смерти. Моральные проблемы. Жизнеподерживающее лечение и отказ от него. | Владение морально-этической аргументацией. Владение принципами врачебной деонтологии и медицинской этики. Навыки информирования пациентов различных возрастных категорий в соответствии с требованиями правил «информированного согласия». Решение ситуационных задач. | 18.03.19-22.03.19 | ||
Классические проблемы биоэтики (эвтаназия), их антиномический характер и интервальная (контекстно-зависимая) методология разрешения. | Воззрения на эвтаназию от древности до наших дней. Моральный смысл разных форм эвтаназии. Аргументы «за» и «против» эвтаназии. Религиозные аспекты. | Владение морально-этической аргументацией. Владение принципами врачебной деонтологии и медицинской этики. Навыки информирования пациентов различных возрастных категорий в соответствии с требованиями правил «информированного согласия». Решение ситуационных задач. | 25.03.19-29.03.19 | ||
Моральные, правовые и организационные аспекты трансплантологии. Биоэтические проблемы трансплантации. Проблема продажи органов. Этика передачи органов от трупов. Информированное согласие в трансплантологии. Этические теории и трансплантация органов | Морально ли тратить средства на трансплантологию? Моральные проблемы получения органов от живых доноров. Моральные проблемы пересадки органов от трупа. Типы забора органов для трансплантации от трупа и связанные с ними моральные проблемы. Проблема справедливости в распределении дефицитных ресурсов для трансплантации. Моральные проблемы трансплантации фетальных органов и тканей. Этические аспекты ксенотрансплантации. | Владение морально-этической аргументацией. Владение принципами врачебной деонтологии и медицинской этики. Навыки информирования пациентов различных возрастных категорий в соответствии с требованиями правил «информированного согласия». Решение ситуационных задач. | 01.04.19-05.04.19 | ||
10-11 | Этические и правовые основы регулирования биомедицинских исследов. Биомедицинский экспери-мент. Этика исследователя. Институциональные меха-низмы контроля при проведении биомедици-нских экспериментов. Этика пользователей результатами биомедицин-ских исследований. Этические комитеты. Конвенция совета Европы по правам человека. | Этико-правовое регулирование клинических испытаний и медико-биологических экспериментов. Этические комитеты. Этические кодексы в медицине. Аналитический обзор международного медицинского законодательства и медицинского права в РФ/Украине. Медицина научная и медицина «параллельная» «Нюрнбергский кодекс» «Хельсинская декларация» Этические проблемы, связанные с проведением экспериментов на животных. Конвенция Совета Европы «О правах человека в биомедицине». | Владение морально-этической аргументацией. Владение принципами врачебной деонтологии и медицинской этики. Навыки информирования пациентов различных возрастных категорий в соответствии с требованиями правил «информированного согласия». Навыки решения ситуационных задач. | 08.04.19-19.04.19 | |
12-13 | Этические проблемы применения генноинженерных технологий. Этические проблемы медицинской генетики. Клонирование. Этические проблемы международного проекта «Геном человека». | Специфика моральных проблем медицинской генетики. Медико-генетическая информация: моральные проблемы получения и использования. Морально-этические и правовые аспекты клонирования. Этические проблемы международного проекта «Геном человека». Евгеника. Моральные проблемы генной терапии. | Владение морально-этической аргументацией. Владение принципами врачебной деонтологии и медицинской этики. Навыки информирования пациентов различных возрастных категорий. Решение ситуационных задач. | 22.04.19-03.05.19 | |
14-15 | Этические проблемы психиатрии и наркологии. Моральные аспекты оказания помощи онкологическим больным и ВИЧ-инфицированным. Этика стоматолога. Зачет | Патернализм и антипатернализм в истории психиатрии. Этическое и правовое регулирование в сфере психиатрии. Недобровольная госпитализация психически больных. Принцип «не навреди» в психиатрии. О злоупотреблении в психиатрии Защита конфиденциальности психически больных. Особенности проведения экспериментов на душевнобольных пациентах. «Спидофобия» и требования медицинской этики. Тестирование и скрининг на ВИЧ в контексте принципа уважения автономии пациента. СПИД как ятрогения. СПИД как профессиональный риск медицинских работников. Профессиональная этика стоматологов. | Владение морально-этической аргументацией. Владение принципами врачебной деонтологии и медицинской этики. Навыки информирования пациентов различных возрастных категорий в соответствии с требованиями правил «информированного согласия». Навыки решения ситуационных задач. | 06.05.19-17.05.19 | |
Итого |
|
|
|
Утверждено на заседании кафедры Пропедевтики педиатрии и ухода за больными “ ”____ 2019 г. Зав. кафедрой, профессор _______________ Давидчук Г.Н. | СОГЛАСОВАНО ЦМК по педиатрии “______ ”_______________ 2019 г. Председатель ЦМК, профессор ___________ Безкаравайный Б.А. |
УТВЕРЖДАЮ |
Декан стоматологического факультета |
ГУ ЛНР «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ |
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ» |
доцент __________________________ И.В. Бобрышева |
«_________» ________________ 2019 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ