Тема 1. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ЕГО ПРИНЦИПЫИ СТРУКТУРА
1. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
3. ПОСТАНОВКА НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМЫ
4. ТЕОРИЯ КАК РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРА
5. НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА
6. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО МОШЕННИЧЕСТВА
Литература:
- Готтсданкер Ф. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие: Пер. с англ.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-464 с.
- Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с.
- Дружинин ВН. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2001.-320 с.
- Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2002. -381 с.
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - СПб: «Социально-психологический центр», 1996. - С. 32.
- Мартин Д. Психологические эксперименты. - СПб.: ЕВРОЗНАК, 2002. - 480 с.
- Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. - Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-528 с.
Термин "экспериментальная психология" имеет, по крайней мере, четыре значения:
Это вся научная психология как система знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Т.е., научная психология = экспериментальная психология; Научная психология противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной версиям психологии. | Экспериментальная психология = система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. | Экспериментальная психология - это научная дисциплина, занимающаяся проблемой методов психологического исследования в целом. | 4. Под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента, включающую его планирование и обработку данных |
В.Вундт, С. Стивенс, Ж.Пиаже | Челпанов Г.И., Готсданкер Ф. | Дружинин В.Н., Д. Мартин, Т.В. Корнилова | Д. Кэмпбел, Мак-Гиган |
Студенты, прослушав этот курс, должны получить представление о "теоретическом и эмпирическом знании в психологии; специфике психологического эксперимента; экспериментальной психологии деятельности; естественных и искусственных видах деятельности; экспериментальной психологии сознания личности".
|
Представленный материал сегодня является общепринятым, но не всегда правильным.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Виды знания:
1. Обыденное, житейское, знание, основанное на индивидуальном опыте
2. Художественное знание. Это эстетические образы, фиксирующие типичные или уникальные формы человеческой психологии той или иной эпохи, социального слоя и т.п. в материале художественного произведения литературы, поэзии, живописи, скульптуры, музыки etc.
Ф.М.Достоевский: "Человек есть тайна. Ее надо разгадать и если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Меня зовут психологом; неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой..."
3. Философское знание. Представляет собой морально-мировоззренческие рефлексивные обобщения.
|
4. Эзотерическое (от греч. "внутренний") знание:
- религиозное;
- оккультно-мистическое;
- магическое;
- астрология, хиромантия etc.
5. Практико-методическое знание:
- процедурно-технологическое ("Hоу-хау"):
- "Карнеги-знание".
6. Hаучное знание:
"Кстати, не все, что не наука, уже обязательно плохо. Любовь, например, тоже не наука. Словом, когда какую-нибудь вещь называют не наукой, это не значит, что с нею что-то не ладно: просто не наука она и все..."
Наука
как система знаний (результат деятельности) | Наука как деятельность |
характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью | характеризуется методом |
Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале "эмпирическое - теоретическое знание":
эмпирическое знание | теоретическое знание |
единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория. |
Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Ученый, а точнее — научный работник — это профессионал, который руководствуется в своей деятельности принципом "истинность — ложность".
Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д. Идеалом научного поиска считается открытие законов — теоретическое объяснение действительности.
Проблема демаркации (лат. demarcatio — разграничение) — проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук (логики, математики). Проблема демаркации — это также проблема определения границ науки, отделяющих её от других способов, которыми человек может излагать свои мысли, чувства и убеждения (искусство, литература и религия).
|
Границы науки часто условны, исторически изменчивы и трудно определяемы аналитически.
Подходы:
· Аверроэс (Ибн Сина), истина двойственна: есть истина религии и есть истина разума (науки).
· В ходе научной революции XVII века — было выдвинуто предположение о том, что наука опирается на опыт и рассуждения, а религия на веру и авторитет.
· Позитивизм утверждает следующие критерии науки:
Релятивизм | эмпиризм | Прагматизм |
наука выдвигает гипотезы, а не претендует на абсолютную истину | научные теории это те, которые опираются на опыт | научное знание полезно |
Карл Поппер выдвинул 2 принципа научного знания:
- принцип верифицируемости (от лат. verus — истинный, facio — делаю) науки - научным признается такое знание, которое может быть проверено;
- принцип фальсифицируемости - научным признается такое знание, которое может быть отвергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным.
Томас Кун
В 1962 г. американский физик Томас Кун написал свою книгу «Структура научных революций», где ввел понятие «парадигма». Он выделяет два разных состояния науки, революционную фазу и фазу "нормальной науки":
Нормальная наука | Революционная фаза науки |
Это этап, в котором общеприняты правила, стандарты и нормы научной деятельности. С понятием "нормальная наука" связано понятие "парадигма". Парадигма — это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. | Этап, в ходе которого общепринятые взгляды подвергаются серьезному пересмотру. |
Методология науки – система принципов построения и способов организации научного исследования. Термин « методология» переводится как «учение о методе». Методология науки - это ее мировоззренческие позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований.
Методология определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется (или должен руководствоваться) человек в своей деятельности, учитывая эти зависимости. Ее функция двояка:
методология позволяет описать и оценить человеческую деятельность с точки зрения внутренней организации | в рамках методологии вырабатываются рекомендации, правила, т.е. те нормы, которыми должен руководствоваться человек в своей деятельности |
Если рассматривать метод как “способ организации деятельности”, то в широком смысле к “способам” относятся и самые общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом. Следовательно, целесообразно говорить о различных уровнях методологии. Применительно к науке различают 4 уровня методологии:
Философская методология | Это общая мировоззренческая позиция ученого. В зависимости от философской ориентации исследователь может быть: Диалектиком – метафизиком Материалистом – идеалистом Консерватором – радикалом и т.п. |
Общенаучная методология | Кобщенаучной методологии относятся универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые не с какой-либо конкретной наукой, а применимые к широкому кругу наук. К положениям, составляющим общую методологию науки, относятся, например, следующие законы материалистической диалектики: - материя первична, а сознание, психика - вторичны (из этого следует, что психолог в своей работе должен учитывать условия жизнедеятельности людей, их влияние на сознание, отношения людей к тем или иным событиям, другим людям и т.п.); - окружающий мир познаваем для человека; - все в мире находится в непрерывном движении, изменении; - закон перехода количественных изменений в качественные; - источником развития является единство и борьба противоположностей; - развитие идет путем отрицания пройденного, преодоленного (закон отрицания отрицания). К общегносеологическим принципам относятся следующие положения: - социальной обусловленности заказа исследования; - единства теории и практики; - объективности рассмотрения психологических явлений, независимости от субъективных оценок исследователя; - всесторонности изучения явления (принцип всеобщей связи); - единства исторического и логического (принцип развития); - верифицируемости, воспроизводимости результатов исследования. Данные положения составляют общую методологию всей науки. В конкретных отраслях они выступают в качестве принципов данной науки. |
Конкретно-научная методология | Конкретно-научная методология разрабатывает аналогичные (общенаучной методологии) проблемы в рамках конкретных наук - как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющими (и этим, собственно, отличающимися друг от друга) свои объяснительные принципы и способы исследовательской и практической работы. Применительно к психологии следует назвать следующие принципы: 1. Принцип системного детерминизма психического. Детерминизм - причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный принцип предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений. В соответствии с материалистическим детерминизмом сознание человека определяется, прежде всего, его социальным бытием. То есть потребности, интересы, установки, представления людей определяются той социальной микро- и макросредой, в которой они находятся. В частности, поведение человека детерминируется не только внешними материальными причинами или социальной ситуацией, но и мотивационно-целевыми субъективными факторами, а также своими представлениями о прошлых, настоящих и будущих событиях. 2. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий гласит: любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния). 3. Принцип активности сознания личности предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования). 4. Принцип единства психики (сознания) и деятельности: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений - это изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте). Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует. 5. Принцип системности (системного строения психического явления) - принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение. Психику нельзя “слепить” из ощущений, восприятия, памяти и прочих процессов. Психическое представляет собой систему взаимодействующих компонентов ее структуры. 6. Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант. Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики. Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений. |
Методика и техника исследования | Метод: - отличает науку от прочих способов получения знания (откровение, интуиция, вера, умозрение, обыденный опыт и т.д.); - он рационален, т.е. основан на логически обоснованных суждениях и умозаключениях. Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности; эта система приемов и операций должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследователя. Если метод – это способ организации исследования, то методика – это техника исследования. О методах подробнее – в пятом вопросе этой лекции и в теме 2 |