Гносеологическая парадигма




Мотив объективизма и трансценден-тализма в философии.

 

Э. Гуссерль в работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» выделяет два мотива в истории философии – мотив ОБЪЕКТИВИЗМА И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА.

Мотив ОБЪЕКТИВИЗМА ориентирует познание на осмысление внешнего объективного мира, мира сущего и на выявление его оснований.

Мотив ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА - на осмысление самого процесса познания, сознания и их оснований.

Первый выводит объективность истины из признания существования объективного мира.

Второй – из критики условий деятельности субъекта.

Обе эти парадигмы философствования могут быть обнаружены в любой исторической эпохе в европейской философии. Но лишь одна из них всегда оказывается главной, господствующей. Например, в античности имела место субъективистская парадигма (у софистов и скептиков), но доминирующую роль играла парадигма онтологизма. В новое время онтологизм продолжает существовать в философии Гегеля, Лейбница, Вольфа и др., но на первый план выходит идея анализа процесса познания, то есть эпистомологическая парадигма.

Попытаемся кратко проанализировать обе парадигмы.

Онтологическая парадигма

Онтологическая парадигма «On he On» (Бытие как Бытие) вырастает из тезиса Парменида - «Бытие есть, небытия нет». И с этого времени (2,5 тыс. лет назад) поиск ответа на вопрос: «Что есть Бытие?» выступает главной задачей философии.

Отсюда вытекают все размышления античных философов: о Бытии как таковом и его природе, о бытии и существовании, о сущем и сущности, о форме и материи и т.д. А проблемы познания и самого знания выводятся уже из учения о бытии, определяются им.

Например, в античности, истина понималась не как характеристика знания, а как свойство самого бытия, как открытость бытия. Поэтому у Парменида – истинная мысль тождественна бытию, а у Платона – познание истины рассматривается как процесс воспо-минания душой человека того, что она видела, находясь в мире идей. Идея открывается уму как истинное бытие, потому что они тождественны.

Поэтому Аристотель определяет истину как соответствие бытию. И это понимание более чем на две тысячи лет предопределило развитие европейской теоретической мысли, заключая в себе как в зародыше – всю логику, как теоретической мысли, так и практического действия европейского человека.

Поэтому философский способ осмысления бытия был связан со спекуляцией, то есть с диалектикой понятий. Ведь благодаря Пармениду стало известно, что бытие можно только мыслить. И именно в зависимости от тех форм, в которых оно мыслится, начинается игра понятиями и философия оказывается главным способом раскрытия бытия.

Парадигма «On he On» продолжала жить и в средневековье (в религиозной философии) и в 19-ом веке (Гегель и Энгельс) и в 20-ом веке. Например, религиозный философ неотомист Ж. Марите пишет: «Бытие предмет метафизики. Бытие как бытие - это не бытие, выделенное из естественных наук или неопределенное бытие в обыденном значении… Это бытие действительное во всей чистоте и в полном объёме присущей ему доступности для ума и присущей ему тайны».

Парадигма «On he On» ориентирует человека в познании и деятельности не только на мир объективный, но и на мир Абсолютный, с которым человек должен согласовывать как свои теории, так и свои цели и ценности.

 

 

Гносеологическая парадигма

Гносеологическая парадигма «Cogito» (разум, мышление), парадигма эпистемологизма, зарожда-ется в античной культуре в философии софистов. Протагор первый выдвинул тезис: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, несу-ществующих, что они не существуют». И вместе с ним в философию входит отношение человека и мира, в котором человек не зависим от мира. Но ни в антич-ности, ни в средние века эта философия не получила своего развития.

И только в новое время (17 век), на основе декартовского «Cogito еrgo sum» (Мыслю, следовательно существую), развивается эписте-мология как главная философская дисциплина новой философии и философская критика (анализ) как главный философский метод.

Здесь, центр тяжести, с рассуждений о бытии переносится на вопросы о знании и механизмах его получения. Что есть знание? Как оно существует? Каковы условия истинности знания, существующие в самом познании? Что представляет собой сфера, где знание функционирует? Это вопросы, которые волновали философию нового времени и отсюда глав-ный метод философии- критика (т.е. теоретический анализ), а бытие здесь это то, что знает «Cogito».

Отличие этих парадигм условно можно выразить следующим образом. Парменид говорил: «Ибо без бытия, о котором её изрекают, мысли тебе не найти». То есть, сначала бытие потом мысль. В новое время эту мысль можно прочесть так: «Ибо без разума, который истину изрекает, бытие тебе не найти». То есть, в начале - мысль, разум, потом бытие и его понимание.

Именно поэтому Хайдеггер, называя этот тип мышления онтологическим познанием, в отличие от онтического, (научного или обыденного), показывает, что именно онтологическое познание даёт человеку возможность понять смысл его существования, смысл Бытия и через него строит новую философию (Фундаментальную онтологию).

Философская парадигма Cogito приводит философскую мысль к формированию понятия «трансцендентальный разум», который выступает рациональным условием всякого познания и его логика определяет логику науки. Его скрытое функционирование рационализирует чувст-венный опыт и наглядный мир предметов.

Философия «Cogito» ищет обоснование достовер-ности научного знания, анализируя саму науку и спо-собы её действия.

Наука о природе, в той форме, в какой она возник-ла во времена Галилея, является философским проек-том Cogito. Поэтому ученые, никогда не должны за-бывать о том, что наука детище философии.

Э. Гусссерль справедливо указывал на неразрыв-ную связь представления о математике как универ-сальной науке, охватывающей весь мир, с представ-лением о Cogito как чистом мышлении, которое несёт в себе либо врождённые идеи и логику их связи, либо врожденные (априорные) формы познания и логику их связи.

Именно отсюда сциентистская ориентация трансцендентальной философии на науку, так как научное мышление для этой философии является главным представителем (репрезентантом) мира.

Поэтому, истинное знание в парадигме Cogito - это такое знание, которое имеет всеобщий и необходимый характер, а мир природы и человека есть то, где реализуется главный научный принцип детерминизма: если А, то Б.

Парадигма «Cоgito» нашла свое воплощение преж-де всего в трансцендентальной философии Канта, феноменологии Гуссерля, в позитивизме, в гегелев-ской философии, а также частично в марксизме.

Можно с уверенностью сказать, что философия Cogito, была основанием и средством формирования современной культуры Европы. Ведь если философия есть размышление над конечными основаниями культуры, то она, выявляя эти основания, проекти-рует, задает, определяет их и тем самым, формирует культуру и направленность ее развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: