Логика аналитики присутствия М. Хайдеггера




Мы выяснили, что антропологическая парадигма в принципе появилась в начале 20-ого века в философии Мартина Хайдеггера. Его книга «БЫТИЕ И ВРЕМЯ» вышла в 1927 году. Начиная свое исследование, Хайдеггер заявляет, что философия 2,5 тыс. лет пытается ответить на вопрос: ЧТО ЕСТЬ БЫТИЕ?, который поставил еще Парменид, и не может ответить. Дело в том, поясняет Хайдеггер, что ответить на этот вопрос невозможно, так как вопрос поставлен неправильно, ведь ответ есть уже в самом вопросе – БЫТИЕ ЕСТЬ! И его дал сам Парменид. Нужно спрашивать не что есть Бытие, а «В чём смысл Бытия?».

1. И именно это изменение вопроса привело к парадигмальному сдвигу в антологии. И Хайдеггер это понимал. В «Бытии и времени» он пишет: «Смысл Бытия потребует своей концептуальности в принципе отличной от концепций, в каких достигает своей смысловой определённости сущее». (Стр. 6)

2. Новая концептуальность, продолжает Хайдеггер, требует: «Экспликации (разъяснения, объяснения, выявления) способа всматривания в Бытие». (Стр. 7) В этом, подчеркивает Хайдеггер, заключается сущность парадигмального сдвига.

3. «Это всматривание показывает, что существует коренная «задетость» спрашивания его спрошенным» (Бытием). И эта коренная задетость принадлежит к самому смыслу бытийного вопроса. «Разработка бытийного вопроса значит поэтому: высвечивание некого сущего - спрашивающего в его бытии. Задавание этого вопроса как модус бытия определённого сущего, само сущностно определено тем, о чём в нём спрошено, – бытием. Это сущее, которое мы сами всегда суть и которое среди прочего обладает бытийной возможностью спрашивания». ( Стр. 7)

То есть, «задетость» в том, что через человека вопрошает само Бытие. Человек сам, будучи бытием, может осознавать своё бытие, вопрошать о смысле бытия себя самого и самому отвечать на этот вопрос, который он сам себе задаёт. Это и означает, что через человека вопрошает само бытие.

Другими словами, о смысле бытия можно спрашивать только человека как такое сущее, которое принадлежит бытию, обладает бытием, задето бытием в своем существовании и может не только вопрошать, но и быть опрашиваемым о своем бытии. Ведь бытие может быть только там, где есть задетость бытием, где может быть ситуация обнаружения бытия, понимания бытия.

4. Поэтому именно человек как сущее может быть: «Терминологически схвачен как присутствие», как бытие здесь, как Dasein, как существо, озабоченное своим бытием. (Стр. 11) Dasein (быть здесь, тут) - это центральное понятие философии Хайдеггера. С его помощью он открывает новую способность человека, способность БЫТЬ. Эта способность проявляется в том, что человек в отличие от других существ может осознавать себя в своём существовании. Именно в этом смысле Хайдеггер использует термин «Dasein».

5. И тогда понятность бытия: «Сама есть бытийная определённость присутствия». (Стр. 12)

6. Но «Присутствие понимает себя всегда из своей экзистенции». (Стр. 12)

Поэтому чтобы прояснить суть вопроса о смысле бытия необходим анализ экзистенции, то есть способности человека Быть, его укорененности в бытии и способности анализа этой укорененности. И это возможно, считает Хайдегер, так как: «Задача экзистенциальной аналитики присутствия в плане её возможности и необходимости преднамечена онтическим устройством присутствия». (Стр. 13) Поэтому Хайдеггер обращается к аналитике самой экзистенции, способности «Быть», которой обладает присутствие, и именно этому анализу он посвящает свою книгу – «Бытие и время».

Хайдеггер, формируя новую философию, начинает искать основания, позволяющие человеку осознать свое бытие, т.е. Быть. Мамардашвили, как и Хайдеггер, анализирует ту же проблематику и тоже пытается ответить на вопрос – как человек попадает в Бытие, когда он становится реально существующим - и отвечает - «тогда, когда человек возникает как уникальное существо?». То есть, когда он начинает самостоятельно мыслить и может осознать конечность своего Бытия, когда он попадает в одно из трансцендентальных (метафизических) состояний – любви, добра, совести, чести, достоинства и т.д.

Хайдеггер берёт другую сторону – он выявляет систему экзистенциалов. Экзистенциалы – это онтологически необходимые структуры Дазайн, точнее структуры определения его экзистенции (существования), выражающие внутреннюю связь существования и понимания, принципиально отличающую их от категориальных определений, то есть определений нечеловеческого сущего или вещей, в которых эта связь отсутствует. В качестве экзистенциалов выступают такие экзистенциальные состояния Дазайн как «открытость» (миру), «обра-щение» (с вещами), «собственное» и «несобственное» (бытие), «расположенность» (обнаруженность себя в уже существующем мире в определенном настроении), «понимание» (раскрывает мир и себя в мире), «речь» (артикуляция понимания мира), «забота» (фундирование себя в мире через задетость) или определенные пограничные состояния. Напри-мер, перед лицом смерти человек осознаёт, что впере-ди бездна Ничто, и это приводит его в состояние ужаса. Он отшатывается от этой бездны Ничто, и поворачивается лицом к своей жизни, которая за мгновенье перед смертью открывается человеку в истинном свете, он начинает понимать, что в его жизни было наполнено смыслом, ради чего стоило жить, а где он просто прожигал свою жизнь. И часто оказывается, что человек оборачивается на свою жизнь, и ничего найти, с чем бы он мог предстать перед Богом – нет. Пустота, сплошная пустота. Так же в состоянии тоски, тревоги, человек может осознать полезность или пустоту своей жизни.

Реализация аналитики существования человека приводит, по меньшей мере, к двум принципиально значимым для философии выводам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: