Послания из глубины тысячелетий




Начиная рассказ о древней истории мест, где сейчас находится Красноармейский район, в первую очередь упомянем известного краеведа – Владимира Константиновича Егорова. Его трудами и стараниями были открыты многие «свидетели» древности в этих местах и, по существу, были заложены основы местного краеведения. Также вспомним Федора Митрофановича Старикова (1856–1911) – уроженца станицы Миасской, генерал-майора Оренбургского казачьего войска, публиковавшего свои заметки по археологическому краеведению Южного Зауралья в «Трудах Оренбургской ученой архивной комиссии».

Расположенный на стыке Уральской горной страны и Западно-Сибирской равнины район был обречен стать не только местом стыка Уральской и Сибирской тектонических плит, но и на протяжении тысячелетий местом встреч народов, приходивших сюда с разных сторон.

 

Еще в глубокой древности, в древнем каменном веке, в ледниковую эпоху, когда Южное Зауралье было суровой холодной степью с тундровой растительностью, местные озера и реки облюбовали охотники на диких лошадей и северных оленей. Посланием из тех времен могут служить кости животных ледникового периода, например, мамонтов. Их можно посмотреть в экспозиции районного музея.

Позднее, когда ледник стаял, со времени примерно от 10 тыс. лет назад, природа постепенно стала приобретать привычный для нас современный облик. Группы охотников-рыболовов, вооруженные луками, копьями и хитрыми приспособлениями для охоты и рыбной ловли, прочно обосновались близ многочисленных источников воды. Об этом «рассказывают» каменные орудия той поры и, позднее (7 – 6 тыс. лет назад), - обломки самой древней глиняной посуды.

Но, настоящий расцвет жизни древних людей в Южном Зауралье наступил в бронзовом веке (II – начало I тыс. до н.э. Обильные водами и травами места населили многочисленные общины пастухов-скотоводов. На берегах реки Миасс и сейчас можно найти обломки глиняных сосудов бронзового века. Тогда на возвышенностях у рек и озер возникли и веками существовали добротные поселки. Археологи знают, где находятся их руины на берегах озер Алабуга и Сыкандык, Кыскайкуль, что у с. Таукаево, Ачликуль у одноименного села, Ялман у пос. Дубровка и многих других. Рядом с поселками паслись тучные стада. Удобных для жизни мест и тогда и сейчас было не так много и люди, как правило, селились на местах заброшенных к тому времени поселений. Народ за народом сменял друг друга в одних и тех же местах. Примером такого постоянства в выборе мест для поселений может служить поселение Ачликуль.

Его частично исследовал в 1960-х годах известный археолог, доктор исторических наук Владимир Савельевич Стоколос. Он и установил, что на перешейке между двумя заболоченными озерами в бронзовом веке находилась настоящая улица из деревянно-земляных, заглубленных в грунт домов. Поселок друг за другом обживало несколько народов бронзового века на протяжении по меньшей мере пятисот-шестисот лет. Об этом «рассказали» археологу обломки глиняных сосудов с различными, характерными для разных народов бронзового века орнаментами. Кости домашних животных поведали ученому о составе тогдашнего стада, облике скотоводства в бронзовом веке (мясное или молочное).

В крае на рубеже бронзового и раннего железного века появились новые жители. Одни – местное население («бархатовская культура», как их называют археологи. Другие – «гамаюнская культура» - переместились сюда с далекого севера современной Свердловской области, из глухих болотистых и лесных мест. Археологи узнали это, изучив в окрестностях с. Миасского, на правом берегу р. Миасс, древнее городище. Жители окрестных сел называют это место «Каменный стульчик». Учены назвали городище Миасским. Изучив найденную здесь глиняную посуду, ученые предположили, что на Миасском городище эти люди жили вместе, отгородившись на обрывистом мысе деревянно-земляными укреплениями.

Древние поселения находят не только археологи. Так житель с. Таукаево Зариф Абдулин сообщил археологам из Челябинского государственного педагогического университета о распаханном поселении бронзового века на берегу озера Кыскайкуль. Поселение было обследовано и учтено учеными. Наиль Сиражетдинов из пос. Дубровка указал на находки древней керамики в урочище Ялман. Археологи и здесь обнаружили два поселения бронзового века.

Скотоводы бронзового века оставили нам «в наследство» и другие бесценные свидетельства своей жизни – могильники. Один из них, в окрестностях с. Миасского на левом берегу реки Миасс, назван Миасским и был изучен археологами из Свердловска (так раньше назывался г. Екатеринбург) под руководством известного археолога, доктора исторических наук Владимира Федоровича Генинга в конце 1960-х годов. Первоначально могильник представлял из себя группу земляных насыпей – курганов. Под ними находилось около 70 погребений в деревянных гробницах-срубах, перекрытых деревом, очень сильно разрушенных грабителями еще в древности. Археологам, однако, достались около 90 глиняных сосудов, характерных для так называемой алакульской, федоровской и срубной культур (археологи называют так условно древние народы), а также редкие бронзовые украшения в обломках, фаянсовые бусы и бронзовое шило.

Люди алакульской культуры сооружали для умершего сородича деревянную гробницу, в которую укладывали тело умершего на левый бок в «позе поклонения» - с согнутыми в локтях руками и согнутыми в коленях ногами. Умерший сородич сопровождался различными (в зависимости от возраста и пола) предметами, орудиями труда, украшениями. Небольшие земляные сооружения над отдельными могилами, разрушаясь, со временем смыкались, образовывая единый, как сейчас кажется, курган.

Люди «федоровской культуры» бронзового века хоронили в деревянных же гробницах под земляными насыпями не тела умерших родственников, а измельченные, перегоревшие в пламени их кости. То есть, тело сгорало, кости измельчали и аккуратно помещали в гробницу. Иногда прах сожженных родственников в могилу помещался внутри сшитой из ткани «куклы», которую одевали и украшали как человека. Кстати, название свое «федоровская культура» получила по знаменитому Федоровскому могильнику, изученному основателем южно-уральской археологии – доктором исторических наук Константином Владимировичем Сальниковым у западной границы современного Красноармейского района, на территории поселка Федоровка.

Следующий период древней истории наших мест получил у ученых название «ранний железный век» - 8 в. до н.э. – 2 в. н.э. Эта тысяча лет древней истории Зауралья сильно отличается от предыдущего бронзового века. И не только потому, что все чаще для изготовления орудий труда и предметов вооружения использовалось железо. Мир к тому времени сильно изменился. Степи Казахстана тогда занимали кочевые народы. Мы даже знаем из сообщений древних авторов их названия: саки и сарматы. В наших лесостепях тогда жили во времени друг за другом оседлые народы: «гороховская» и «саргатская» культуры, как называют их условно археологи. Они занимались скотоводством и земледелием. На их жизнь большое влияние оказывали могущественные кочевые степные соседи. Пытаясь защититься от врагов, люди гороховской культуры строили деревянно-земляные крепости – городища на высоких обрывистых берегах по-над Миассом. Такое городище известно у восточных границ современного Красноармейского района, рядом с дер. Косулино Щучанского района Курганской области. Оплывшие остатки его стен отгораживают участок обрывистого берега реки, упираясь в два глубоких лога. В обществе того времени археологи уже выделяют несколько слоев (знать, воины, рядовые общинники). Несколько десятков одиноких крупных по размерам земляных курганов, скрывающих остатки погребений знатных людей того времени, возвышаются среди полей по высоким местам у рек и озер. Практически все они давным-давно ограблены. В руки современников случайно попадают редкие предметы той эпохи, например, бронзовые или железные кинжалы.

Средние века начались в наших местах с «Эпохи великого переселения народов». Произошло это во II-ом веке н.э. Саргатские племена, населявшие тогда зауральские лесостепи, пытались защититься от невиданных ранее завоевателей из Центральной Азии – гуннов, возводя пограничные валы, но все напрасно. Новые хозяева наших мест – кочевники-гунны, оставили свои редкие погребения. Одно из них, содержавшее украшения из низкопробного золота, украшенные вставками гранатов кроваво-красного цвета, случайно было найдено в конце ХIХ века у озера Тишки. Доктор исторических наук Сергей Геннадьевич Боталов раскопал в этих местах большой средневековый могильник, названный им Граултры. Вторжение гуннов открыло целую эпоху завоеваний. Новые и разноязычные народы двигались друг за другом через Зауралье с востока на запад. Следы этих движений в виде погребений раскопанных местными жителями «воинов с саблями» известны из окрестностей Бродокалмака и Ачликуля.

Погребение воина ХIII – ХIV вв. археологи раскопали на территории современного пос. Федоровка на р. Миасс. Погребенный воин был одет в халат, покрытый красным шелком с золотым шитьем. В могилу также положили снаряжение боевого коня, нож с костяной рукоятью, обтянутой тисненой кожей. На тканом поясе были прикреплены две кожаные сумочки – с деревянным гребнем и прибором для добывания огня (железное кресало и кремешок – «спички» той эпохи).

Завершая рассказ, надо заметить, что он слишком отрывочен. Древняя и средневековая история наших мест, по сути, еще ждет своих исследователей. Но уже сейчас необходимо охранять и изучать то, что известно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: