Методы изучения патологической физиологии




Лекция №1 – 2 часа

Раздел 1

«Общая патология»

Тема 1.1.

Введение.

Учение о болезни (нозология)

Цели занятия:

Студент должен:

представлять:

-методы патологической анатомии и патологической физиологии;

-условия развития патологических состояний;

-связь предмета с другими дисциплинами;

Знать:

-предмет изучения и методы общей и частной патологии;

-понятие болезни;

-этиологию болезни и основные закономерности патогенеза;

 

Содержание учебного материала:

Ос­нов­ные по­ло­же­ния уче­ния о бо­лез­нях. Здо­ро­вье и бо­лезнь, как фор­мы жиз­не­дея­тель­но­сти ор­га­низ­ма, оп­ре­де­ле­ние по­ня­тий. Факторы, влияющие на здоровье (образ жизни, экология, генетические факторы, наследственность, медицинское обслуживание). Об­щая этио­ло­гия бо­лез­ней. По­ня­тие о фак­то­рах рис­ка. Зна­че­ние внеш­них и внут­рен­них фак­то­ров, роль ре­ак­тив­но­сти ор­га­низ­ма в воз­ник­но­ве­нии, раз­ви­тии и ис­хо­де бо­лез­ни. Па­то­ге­нез и мор­фо­ге­нез бо­лез­ней, сущ­ность и ха­рак­те­ри­сти­ка. По­ня­тия “сим­пто­мы” и “син­дро­мы”, их кли­ни­че­ское зна­че­ние. Со­вре­мен­ные прин­ци­пы клас­си­фи­ка­ции бо­лез­ней.

Предмет и его задачи

 

 

Патология – это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и завершения болезней.

Предметом ее исследования является больной организм. Как учебная дисциплина патология основывается на совокупности двух наук: патологической анатомии и патологической физиологии.

Патологическая анатомия изучает структурные нарушения тканей и органов во время болезни, при выздоровлении и гибели организма.

Патологическая физиология изучает функциональные расстройства в организме на разных этапах развития патологических процессов и болезни в целом.

Патология содержит два раздела: общую и частную патологию.

Общая патология изучает типовые патологические процессы, лежащие в основе болезней, такие как: дистрофия, некроз, атрофия, воспаление, аллергия, лихорадка, гипоксия, а также компенсаторно-приспособительные реакции: шок, стресс и опухоли.

Частная патология изучает конкретные болезни.

 

Задачи предмета

1. раскрыть сущность патологических процессов и болезней.

2. выявить структурные и функциональные изменения в органах (организме) при заболеваниях.

3. поиск новых принципов профилактики и лечения болезней.

 

Объекты изучения патологической анатомии

 

Объектом изучения патологической анатомии являются трупы умерших от болезней, операционный материал, биопсия и эксперимент.

Аутопсия -вскрытие трупов умерших, позволяет выявлять, как далеко зашедшие изменения, которые привели больного к смерти, так и начальные изменения, которые обнаруживают лишь при микроскопическом исследовании.

Операционный материал (удаленные органы и ткани) позволяет изучать морфологию болезни в различные стадии ее развития.

Биопсия – прижизненное исследование участков ткани больного органа с диагностической целью. Материал, взятый с помощью биопсии, носит название биоптат.

Эксперимент позволяет выявить патогенез и морфогенез болезней.

 

Методы изучения патологической анатомии

 

1. Макроскопический метод.

а) осмотр невооруженным глазом;

б) метод морфометрии (измерение, взвешивание органов)

в) физикальные методы определения поверхности, формы органа, консистенции, цвета, блеска, соскоба.

2. Микроскопический метод.

а) самое малое увеличение на микроскопе, лупа

б) цветовая микроскопия

в) электронная микроскопия

г) гистохимия

3. Иммуногистохимический метод

гистохимия + иммунология

4. Радиоиммуногистохимический метод.

 

Объекты изучения патологической физиологии

Объектом изучения является патологический процесс.

Патологический процесс – это сочетание защитно-приспособительных и патологических реакций.

Патологический процесс – это не болезнь; он отличается от болезни тем, что может возникать в силу разных причин и один и тот же пат. процесс может вызвать различные картины болезней в зависимости от локализации.

Простейшая форма патологического процесса – патологическая реакция.

Например:

Методы изучения патологической физиологии

Методом патологической физиологии является эксперимент (моделирование болезней близких к заболеваниям человека) на животных, а также «добровольцах» людях, при условии, что они не оставляют необратимых патологических изменений.

Эксперимент позволяет вскрыть сущность предболезненных состояний и самых ранних стадий заболевания, что не всегда удается в клинике.

С помощью экспериментальных моделей исследуют механизмы развития болезней, оценивают разные способы их лечения, находят пути управления течением заболевания, разрабатывают проблемы диагностики и профилактики болезней.

Здоровье. Болезнь

 

Здоровье (по ВОЗ) – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Характеризуется наилучшей адаптацией организма к изменениям внешней и внутренней среды.

Болезнь - реакция организма на патологический фактор, сопровождаемая расстройством нормальной жизнедеятельности, снижением приспособляемости к внешней среде, ограничением трудоспособности.

Болезнь – это жизнь поврежденного организма при участии процессов компенсации нарушенных функций.

 

Больной организм отличается от здорового признаками- симптомами.

Симптомы болезни:

Общие (боль, лихорадка, слабость и пр.).

Специфические (главные) для данного заболевания, являются определяющими при постановке диагноза. Совокупность симптомов, характеризующих болезнь, называют синдромом.

Стадии заболевания:

1. Скрытый (латентный, инкубационный) период - время от начала воздействия болезнетворного агента до возникновения первых симптомов.

2. Начало заболевания (продромальный период)- появление первых признаков заболевания, как правила неспецифического характера.

3. Период разгара (выраженных проявлений) характерны специфические симптомы.

4. Исход болезни.

Исходы болезни:

1. Выздоровление (полное, неполное)

2. Затягивание болезни или переход в хроническую форму.

3. Смерть.

 

Существует множество классификаций болезней, основанных на различных принципах. Например, по причинному, по патогенезу (опухоли, болезни обмена веществ, аллергические заболевания и пр.), по возрастному принципу (болезни новорожденных, детские болезни, болезни старческого возраста).

 

По продолжительности

1. острое течение (несколько дней)

2. подострое течение (от нескольких недель до нескольких месяцев)

3. хроническое течение (от нескольких месяцев до нескольких лет).

Этиология. Патогенез

«Этиология » (с греч. этиос – причина, логос – учение) – учение о причине болезни и условиях ее возникновения.

Например, причиной лучевой болезни является ионизирующая радиация, инфекционных болезней – патогенные микробы и т.д.

Причины могут быть внешние (механические, физические, химические, биологические и социальные факторы) и внутренние (наследственность, пол, возраст, конституция).

Существуют и предрасполагающие факторы, которые сами по себе не могут вызывать болезни, но способствуют их развитию. Например, переохлаждение, не вызывает грипп (грипп вызывает вирус гриппа), но способствует его развитию.

 

«Патогенез » (с греч. патос – страдание, генезис - развитие) – механизмы развития болезни. В развитии болезней важно знать главное звено в цепи возникающих в организме нарушений. Устранение этого звена устраняет все нарушения.

 

«Морфогенез » - морфологические основы этих механизмов.

 

«Саногенез » - различные исходы болезни, т.е. выздоровление и его механизмы.

 

«Танотогенез » - инвалидизация, осложнение, а так же смерть и механизмы смерти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: