Тема: «НЕОБЫЧНАЯ БУМАГА»
Мы привыкли использовать бумагу для творческого развития ребенка: аппликации, поделки, рисование.
НО сегодня мы предлагаем вам провести ряд опытов для детей с бумагой. Эти опыты просты в реализации и не потребуют от вас дополнительных материальных или временных затрат. При этом они наверняка разнообразят ваши занятия с детьми, а вы сможете продемонстрировать ребенку в игровой форме некоторые физические и химические явления.
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.
Что это? Догадайтесь сами!
(БУМАГА)
ОПЫТ: «ТАНЦУЮЩАЯ БУМАГА»
Что понадобится:
· Прозрачная пластиковая коробочка
· Мелко нарезанная разноцветная бумага (если у вас есть дырокол, можете воспользоваться им)
· Упаковка от фруктов из вспененного полистирола или пенопласт
· Шерстяная ткань или мех
Ход эксперимента:
· Высыпаем нарезанную бумага в прозрачную коробочку
· Берем полистирол и интенсивно трем его о шерстяную ткань или мех и сразу же накрываем пластиковую коробку
· Бумага начинает подлетать вверх и прилипать к импровизированной крышке
· Этот опыт вы можете повторять несколько раз, соревнуясь, кто наберет себе больше бумажек. Поэкспериментируйте с материалом, который притягивает бумагу: пластмассовая расческа, пластиковая крышка, линейка и т.д.
Вывод:
Ребенка наверняка заинтересует, почему к некоторым предметам бумага притягивается, а к другим нет. Расскажите ему о статическом электричестве, которое образуется путем трения двух разнородных веществ друг о друга (обычно натуральных и синтетических). Во время трения часть электронов (мелких частиц, из которых состоят все окружающие предметы) переходит с одного материала на другой, и потом эти чужие электроны могут притягивать к себе легкие частички: бумагу, пыль, мусор.
ОПЫТ: «ПРИЛИПАЮЩАЯ БУМАГА»
Что понадобится:
· Стакан
· Вода
· Бумага
· Ножницы
· Глубокая тарелка, тазик или раковина
Ход эксперимента:
· Пусть ребенок наполнит стакан водой. Не наполняйте стакан полностью, оставьте немного воздуха
· Дальше вырезаем бумажный квадрат, немного превышающий верхнюю кромку стакана. Пусть ребенок выдвинет свою гипотезу, что произойдет с водой в стакане и бумагой в перевернутом состоянии
· ВНИМАНИЕ! Проделывать опыт над глубокой тарелкой, тазом или раковиной!
· Помогите ребенку накрыть стакан квадратом, плотно прижать рукой и предельно аккуратно перевернуть. Какое-то время придерживайте рукой бумагу — затем медленно отпустите
· Что происходит? Спросите вашего ребенка, почему так происходит, как он думает? Верна ли была его гипотеза, и что произошло со стаканом. Попробуйте провести этот опыт с другим видом бумаги и другим стаканом, или нагреть воду, что изменится?
Вывод:
«Крышка» прилипает к кромке стакана и вода не может вылиться. Объяснение этому факту достаточно простое: воздух давит на «крышку» снизу-вверх с большей силой, чем вода, которая находится в стакане. Все происходит потому, что в перевернутом стакане вода давит на бумагу сверху вниз, увеличивая объем вещества (воздуха, паров воды и самой воды) в стакане.
Если температура не меняется, то давление вещества в стакане уменьшается, а внешнее атмосферное давление остается постоянным. Чем больше разница в давлении, тем лучше бумага будет удерживать воду, но через некоторое время вода может испариться, и давление внутри и снаружи стакана выровняется. Тогда бумага больше не сможет удерживать воду.
На этот процесс влияют и другие факторы: вид воды и ее температура, плотность и вид бумаги, гладкость горлышка стакана и др.