Распределение депутатов СНП СУАР по территориально-административным единицам




Депутатский корпус Синьцзяна: правовая, национальная и социальная характеристика (начало XXIв.)

 

Законодательство КНР устанавливает, что состав любых СНП формируется по территориальному принципу. Выборы осуществляют депутаты нижестоящих СНП. Так, в Синьцзян-уйгурском автономном районе насчитывается 5 автономных районов, 6 округов и 2 городских округа. Кроме того, в территориально-административном делении СУАР существуют субокружные города: Шихэцзы, Арал, Тумшук, Уцзяцюй, Бэйтунь, депутаты от которых представлены в СНП Синьцзяна. Необходимо сказать, что с декабря 2012 г. Были образованы еще 4 города с аналогичным статусом, но ни в 2013 и 2015 г. Представители от них не присутствовали в СНП. Наконец, одной из особенностей китайской избирательной системы - обязательное представительство от НОАК и военной полиции, которое регулируется отдельным законом [3].

Депутаты СНП СУАР, как и во всем Китае, избираются сроком на 5 лет. Текущим является 12 созыв, который берет свое начало в 2013 г. Провинциальный СНП для осуществления своих функций, согласно законам, собирается не реже чем раз в год на сессию. В СУАР уже состоялись 5 сессии последняя из которых прошла в январе 2017 г. Общее количество депутатов от регионов СУАР составляют 550 чел. (Из них 133 женщин или 24%).Распределение депутатов по избирательным единицам представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение депутатов СНП СУАР по территориально-административным единицам

Административная единица Количество депутатов
го Урумчи  
ао Или-Казахский  
гсу Бэйтунь  
ао Боро-Тала-Монгольский  
го Карамай  
гсу Шихэцзы  
ао Чанцзи-Хуэйский  
гсу Уцзяцюй  
о Турфан  
о Хами  
ао Баянгол-Монгольский  
о Аксу  
гсу Арал  
ао Кызылсу-Киргизский  
о Кашгар  
гсу Тумшук  
о Хотан  
Военные  
Итого  

Примечание: го – городской округ, ао – автономный округ, о – городской округ, гсу – город субокружного уровня.

 

Как видим из таблицы 1, представительство от регионов СУАР неравномерное. Количество депутатов зависит от количества проживающего населения в территориально-административных единицах. В этой связи можно выделить три региона: Урумчи ГО, Или-Казахский АО, Кашгарский О. Депутатам этих регионов можно формировать несколько депутаций. Правом депутатской инициативой в СНП любого уровня (за исключением волостного уровня) обладает не отдельный депутат, а делегация депутатов (депутация), включающая в себя не менее 30 человек. Поэтому делегации депутатов имеют политическое преимущество — право рассматривать законопроекты, через своего руководителя или представителя излагать свои позиции и пр. (более подробно см. [1]).

Таким образом, абстрагируясь от иных особенностей политической системы КНР и ее регионов, можно сказать, что более многочисленные делегации получают больше возможностей для продвижения своих интересов.

Рассматривая вопросы организации представительного органа СУАР нельзя обойти стороной этническую принадлежность депутатов. Имеющиеся в нашем распоряжении данные позволяют распределить этническую принадлежность по избирательным единицам СУАР (см. таблицу 2).

Данные таблицы 2 показывают, что уйгуры больше всех представлены в СНП СУАР. На их долю приходится 44% всех депутатских мест. Вторую позицию занимают хань, которым принадлежит 34% мест в СНП автономного района. Третьи по численности - казахи, которым в целом отданы 9% мест. Кроме того, в СНП СУАР представлены: дунгане (6%), монголы (2%), киргизы (2%) и другие народы (таджики, узбеки, сибо, татары, русские, дунсяны, маньчжуры), на долю которых приходится 3%.

Рассмотрение этнического состава депутатов с учетом региональной специфики дает следующую картину. В Или-казахском АО большинство представителей (37%) - вполне ожидаемо, казахов, которые компактно проживают в этом автономном округе. Большинство депутатов от Урумчи (45,5%), Карамая (57%), Шихэцзы (78,6%), Учзяцюй (83%), Арала (71%), Тумшук (50%) (т.е., преимущественно, в городских агломераций) и Боро-Тала-Монгольского АО (36%) - это хань. Во всех оставшихся административно-территориальных единицах - уйгуры.

Одной из главных характеристик представительного органа – его социальный состав. Синьцзян - сложный регион не только с точки зрения этнической карты, но и социальной. Для анализа этого вопроса мы сгруппировали депутатов по профессиональным критериям (см. таблицу 3).

По данным таблицы 3 видно, что основная категория лиц, которая составляет депутатский корпус СУАР - это партийные и государственные деятели (начальники городов, уездов, чиновники, партийные секретари разных уровней и т.д.). В целом на их долю приходится 31% (или 168) мест в СНП. Китайская конституция не предусматривает разделение властей, поэтому госслужащим исполнительной власти не запрещено быть депутатами СНП. Отметим, что присутствие этой группы в Собрании народных представителей характерно для всех региональных СНП, в частности северо-востока КНР.

Вторая по численности группатакже носит чиновничий характер, и которую можно обозначить как «депутаты от депутатов». Речь идет не просто о депутатах СНП нижестоящих городских и окружных уровней, а председателях и его заместителях, служащих на постоянной основе. Должности членов Постоянного комитета СНП являются частью карьерной лестницы чиновников КНР. Обозначенная категория лиц насчитывает 64 человека или 12 % (в эту же группу мы включили представителей НПКС). Анализ депутатских корпусов внутренних провинций КНР показывает, что для политической практики «депутаты от депутатов» является нормой. Эта группа депутатов фактически осуществляет вертикаль по линии СНП.

Третья группа – это представители бизнеса. Речь идет о генеральных директорах, председателях правления крупных и средних корпораций. Общее количество их составило 50 человек или 9,2% от общего количества депутатов. Включение крупного и среднего бизнеса в состав депутатского корпуса явление распространенное в региональной системе власти. Например, в 2013 г. число мест в Ляонинском СНП аналогичная группа депутатов составила 31 %. Параллельно можно отметить и специфику представительного органа СУАР, в котором менее представительны группы, связанные с бизнесом.

Следующую группу в СНП мы обозначили как специалисты и технические работники. Это люди с высшим образованием, работающие в таких общественных сферах как образование, наука, искусство, промышленность, сельское хозяйство. Общее число их составляет 49 человек или 9 %. В качестве тенденции важно подчеркнуть, что большая часть их выдвинуто от городских округов.

Особую профессиональную группу занимают служащие Синьцзянской производственно-строительной корпорации Синьцзяна (далее - СПСК). Корпорация– это «государство в государстве», имеющая сложную тройную структуру подчинения: властям СУАР, Министерству обороны КНР и центральным органам КНР. Депутатами от СПСК являют командиры отрядов, рот, полков, дивизий, а также учителя, директора ООО, работники ферм и пр., которые работают в ее полувоенизированных структурах. Общее количество таких депутатов насчитывается 38 человек, которые занимают 7% мест.

Что касается остальных групп, то следовало бы отметить служащих низовых партийных ячеек и деревенских органах власти (35 или 6,5%), а так же крестьян (представители деревенских женщин, главы потребительских кооперативов и семейных подрядов, работники сельского хозяйства), их численность составляет 32 человека или 5.5%, наконец, рабочих (23 или 4.2 %). В совокупности (17%) они представляют депутатов от народа, которые еще 20 лет назад составляли костяк региональных СНП.

Наконец, стоит отдельно выделить религиозных деятелей: имамов, ахунов, хадифов мечетей, работников религиозных школ. Не смотря на то, что их общее количество незначительное - 29 человек или 5,4 %, но сам факт их выдвижения в СНП указывает на специфику общественно-политической жизни региона.

В качестве выводов можно отметить следующее. Если рассматривать законодательный орган (СНП) как отражение национальной политики, то китайское государство последовательно ее проводит в жизнь. По крайней мере, наиболее представительными являются национальные меньшинства – уйгуры. Что безусловно, отражает специфику автономного региона. Социальная структура Собрания народных представителей СУАР, как и во всех регионах, не релевантная обществу. Скорее всего она соответствует политической системе - большая часть депутатов представляют интересы консолидированной и правящей группы – чиновников и партийных деятелей. Между тем, в сравнении с отдельными регионами Китая, в остальная часть синьцзянского законодательного органа более четко отражает социальную структуру региона, привлекая значительное количество групп от народных слоев.

 


 

 

Таблица2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: