История происхождения нотного стана




Все мы подразумеваем, как до нас дошли народные песни, они передавались нашими предками, их дети передавали своим детям, а всё почему? Да потому что раньше не было нот. Так когда же появились ноты, что было до них, музыканты должны же были, как то записывать музыку, которую сочиняли?

Оказалось, что до появления нот, музыканты записывали свою музыку, например в Греции при помощи алфавита.

Первые источники с изображением нот дошли до нас из Древней Греции и представляют собой изображение нот в виде букв. Примером такой записи служит Гимн Аполлону (128-127 до н.э), который находится в дельфийском археологическом музее, в Греции.

 

 

На Руси в далекие времена ноты писались крюками. Их было более семидесяти, и употреблялось это нотное письмо для церковного пения. Каждый из семидесяти крюков обозначал от одного до нескольких звуков. Это была трудная и сложная запись музыки.

 

 

 

 

А в Европе существовали знаки для записи, которые назывались невмами. Они ставились над словами и показывали только направление мелодии. Разучить её с помощью таких знаков было просто невозможно.

 

Так кто же придумал запись музыки и продвинул её развитие? Давным-давно в Италии в городе Ареццо, который знаменит своими церквями, жил человек, которого звали Гвидо.

Оказывается в мире музыки, это имя известно и дорого. По обычаям того места, где родился Гвидо, вслед за именем называли название города, поэтому полное его имя Гвидо д Ареццо, ещё его можно называть Гвидо Арецинский.

Жил он в XI веке, был монахом, полностью посвятив себя Богу. Каждый день молился, участвовал в богослужениях, которые всегда сопровождались пением. Одной из трудностей того времени была запись мелодий.

Гвидо Арецинский придумал линеечки для нот, сначала их было три и все они были разного цвета красная, чёрная и жёлтая, расположил на них значки - ноты, они были квадратными, так у каждой нотки появилась высота. Вот так знаки стали называться не невмами, а нотами. Потом стало 4 линейки. Но сам принцип расположения нот на линейках и между ними остался таким же и по сей день. Заметьте, нот гораздо больше, чем линеек, существуют разные голоса: низкие мужские и высокие женские. Как это описать?

 

И здесь пригодились еще одно изобретение итальянского монаха. Он придумал Музыкальные ключи, которые ставятся в начале нотного стана и показывают, какой ноте соответствует линейка в данном произведении. Гвидо использовал в качестве ключа буквы латинского алфавита. Спустя столетия появилась 5-ая линейка, а Музыкальные ключи приобрели современную форму.

Но не было у нот названия, певцам и музыкантам трудно было разучивать и запоминать мелодии, тогда Гвидо попросил своих музыкантов разучить гимн святому Иоанну, который считался покровителем певцов. Особенность этого гимна заключалась в том, что каждая новая строчка начиналась звуком выше.

Вот текст гимна святому Иоанну:

Ut gueant laxis

resonare fibris

mira gestorum

famoli tuorum

solve pollute

labu rearum

Sancte Johannes

Если посмотреть на первые слоги каждой строчки гимна, то получается: ut, re, mi, fa, sol, la. Когда кто-нибудь из хористов начинал фальшивить, Гвидо поправлял его, и сам пел нужный звук, произнося при этом громко и чётко первый слог начального слова фразы.

Гвидо ввел названия 6 нот. Название ноты «si» придумал Ансель из Фландрии. Чтобы получилась эта нота, он взял начальные буквы из слов последней строки гимна Sancte Johannes. Но петь не стало легче, потому что оставалось ещё одно неудобство, согласная в слоге «ut». В XYII веке итальянец Дони заменил «ut» на «do», оставив тем самым часть своей фамилии на память. Вот что удивительно: эти слоги навсегда остались названиями нот. Слово «нота» в переводе с латинского означает «знак».

Нотная запись, придуманная Гвидо, очень понравилась певцам, ведь они могли изучать мелодию самостоятельно, а время на их обучение сократилось в несколько раз. Более того, они могли прочитать незнакомую мелодию, которую никогда не слышали! Этот момент стал революционным в музыкальном мире! Система Гвидо д’Ареццо позволила точно и наглядно изображать высоту нот.

Последователи системы Гвидо придумали еще одну хитрость они разместили все ноты на руке и таким образом могли показывать движение мелодии во время пения.

Такая система также получило имя монаха Гвидонова Рука.

 

Так появился международный музыкальный язык, единственный во всём мире. С тех пор мы поём: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си», которые располагаются на пяти линеечках (нотном стане). Без них не могут обойтись ни музыканты, ни певцы, ни композиторы.

Значение нот

Язык нот - это единственный на земле международный язык. Его понимают все музыканты мира. Нам сегодня понятна запечатленная в нотах музыкальная речь композиторов, которые жили три, четыре, пять столетий назад в самых разных городах и странах.

Нотные значки - это как бы рисунок музыки, ее чертеж и музыкант, бросив даже беглый взгляд на нотную строку, сразу видит, как эта мелодия движется. Некоторые музыканты видят даже на страницу вперед: окинут взглядом все нотное поле и, еще даже не начав играть, знают, как и куда стремятся звуки. Само начертание современных нот подсказывает движение мелодии.

Композиторы всего мира записывают свою музыку с помощью одних и тех же значков - нот, и их язык понятен музыкантам всех стран и народов без переводчика.

Значение нот:

Без удобной и понятной нотной записи музыкантам было бы трудно обойтись. А оркестр и вовсе не мог бы существовать без нот.

Именно в нотах обозначено, сколько каких инструментов должно появиться на концертной площадке, чтобы сыграть увертюру или симфонию.

Дирижер из одной страны может приехать к музыкантам- оркестрантам другой страны, чтобы вместе с ними исполнить сочинение композитора из третьей страны. Их общению помогают ноты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: