Особенности организации конвойной службы за рубежом




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3

1 ИСТОРИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОХРАННО‒КОНВОЙНОЙ СЛУЖБЫВ РФ …..................................................................................................5

1.1 Исторические аспекты становления службы конвоирования в России.......................................................................................................................5

1.2 Особенности организации конвойной службы за рубежом…................9

1.3 Актуальные проблемы соблюдения прав человека в деятельности охранно‒конвойной службы МВД РФ.................................................................12

2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОХРАННО‒КОНВОЙНОЙ СЛУЖБЫМВД РФ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА..........................................................................................................17

2.1 Правовой статус охранно‒конвойной службы.......................................17

2.2 Правовое регулирование деятельности охранно‒конвойной службы....................................................................................................................20

2.3 Пути совершенствования деятельности охранно‒конвойной службы по соблюдению прав человека...................................................................................25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................31

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина ‒ обязанность государства»[1]. В настоящий момент действующие законодательство не содержит четких правовых норм, которые гарантированно обеспечивали бы права человека в деятельности охранно‒ конвойной службы МВД РФ, вне зависимости от характера, совершенного им деяния. Таким образом недостатки и просчеты в данной деятельности охранно‒конвойной службы МВД РФ способны привести к негативным последствиям, вызывающие в свою очередь негативный общественный резонанс, отрицательно влияющий на авторитет и престиж органов внутренних дел в целом.

Все вышесказанное определяет обоснованность выбора данной темы работы и ее актуальность.

Цель работы – анализ организации и деятельности охранно‒конвойной службы МВД РФ в рамках обеспечения прав человека, а также выработка предложений по повышению эффективности обеспечения прав человека в данной деятельности МВД РФ.

В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

– исследовать исторические аспекты становления службы конвоирования в России;

– проанализировать особенности организации конвойной службы за рубежом;

– выявить актуальные проблемы соблюдения прав человека в деятель

ности охранно‒конвойной службы МВД РФ;

– определить правовой статус охранно‒конвойной службы;

– подвергнуть анализу правовое регулирование деятельности охранно‒конвойной службы;

– выявить пути совершенствования деятельности охранно‒конвойной службы по соблюдению прав человека.

Объект работы – общественные отношения, возникающие при обеспечении прав человека в деятельности охранно‒ конвойной службы МВД РФ.

Предмет работы – правовые нормы, регулирующие вышеуказанные правоотношения и организационные аспекты обеспечения прав человека в деятельности охранно‒конвойной службы МВД РФ.

Следует отметить, что проработанность данной темы следует считать недостаточной, так как комплексного исследования состояния нормативно‒правового регулирования и особенностей реализации прав человека в охранно‒конвойной службе МВД РФ не проводилось, что в свою очередь оставляет не рассмотренными ряд вопросов по обеспечению прав человека в вышеуказанной деятельности МВД РФ.

Методологической основой данной работы явился системный подход к изучению явлений в их взаимодействии и взаимообусловленности. В процессе исследования был применен общенаучный метод всеобщего познания, системный, статистический, сравнительно‒правовой, формально‒логический, контент‒анализ документов и публикаций в прессе.

Структурно работа состоит из введения, двух разделов, шести подразделов, заключения и списка использованных источников.

 

 

1 ИСТОРИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОХРАННО‒КОНВОЙНОЙ СЛУЖБЫВ РФ

Исторические аспекты становления службы конвоирования в

России

Процесс становления охранно‒конвойной службы МВД РФ был длительным и трудоемким, а сама история возникновения службы конвоирования относится ко времени правления Петра I. Ниже будут рассмотрены основные

Первым ключевым моментом к созданию конвойной службы на профессиональной основе стал указ Александр 1 от 3 июля 1811 года, который утвердил «Положение о внутренние стражи»[2]. В связи с этим, государством издается множество указов, которые в той или степени регулировали деятельность данного формирования, а уже 30 марта 1816 года Указом Александра I вся внутренняя стража Российской Империи официально стала именоваться «Отдельным корпусом внутренней стражи»[3] », который стал первым специализированным подразделением, исполняющим правоохранительные функции в сфере содержания осужденных во время их перемещения, а также осуществления надзора во время их пребывания на пересыльных пунктах и в местах остановок этапа.

Следующим основополагающим этапом в истории конвоирования стал, принятый в 1878 году «Устава конвойной службы»[4], где регламентировались все задачи и обязанности, в которые в том числе входила проверка на арестантах одежды по сезону и наличие у них запрещенных предметов, а также требования к помещениям, в которых они размещались на ночлег, что, в свою очередь, является элементами режима содержания осужденных.

Не смотря на все принятые ранее нормативные акты, начало становления конвойной службы в России стоит соотносить с Указом Александра III от 20 января 1886 года «Об учреждении конвойной стражи для сопровождения арестантских партий»[5]. Этим приказом четко регламентировались обязанности и задачи конвойной службы, форма одежды сотрудников, структурная численность, а также требования к осужденным и некоторые элементы режима содержания арестантов, которые в основном ничем не изменились по отношению к ранее принятым указам.

После Октябрьской революции 1917 года конвойная стража была реорганизована, сохранив военную структуру, и находилась в двойном подчинении: по строевой и хозяйственной части ‒ Наркомату по военным делам (через Всероссийский главный штаб), по службе ‒ Главному управлению местами заключения при Наркомате юстиции (через Карательный отдел, а с 1921 года Центральный карательный отдел) РСФСР.

Спустя год, а именно 20 апреля 1918 года Приказом Народного комиссариата по военным делам была учреждена Главная инспекция конвойной стражи при Наркомате юстиции РСФСР, а уже позже в 1922 году конвойная стража была передана в ведение НКВД РСФСР[6]. В последующие годы издавалось множество приказов, положений и инструкций, которые в основном затрагивали вопросы организации конвойной стражи.

Уже в 1924 году конвойная стража передана в состав НКВД Союзных Республик, а в 1925 году было создано Центральное управление конвойной стражи СССР при СНК СССР (с сентября 1930 года Центральное управление конвойных войск). Комплектование конвойной стражи, а также снабжение её всеми видами довольствия осуществлял Наркомат по военным и морским делам СССР. После образования НКВД СССР в 1934 году конвойные войска вошли в его состав с подчинением Главному управлению пограничной и внутренней охраны, а уже в 1939 года СНК СССР принял постановление «О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками»[7], в соответствии с которым Главное управление пограничных и внутренних войск разделялось на шесть главных управлений, одно из которых получило название Главного управления конвойных войск НКВД СССР.

Следует так же отметить, что 13 мая 1938 года приказом НКВД СССР был объявлен «Временный Устав конвойной службы рабоче‒крестьянской милиции», а позже 29 сентября 1939 года был издан уже Приказ НКВД СССР №646 «О введении в действие «Устава службы конвойных войск НКВД»[8], который определил четкое назначение конвойных войск, а именно конвоирование лиц, содержащихся под стражей за нарушение законов и осуществление наружной охраны тюрем НКВД. Так же, данный приказ является официальным днем образования охранно‒конвойной службы МВД РФ.

После Великой Отечественной войны конвойные подразделения подверглись серьезным изменениям, так 18 мая 1951 года Конвойные войска реорганизованы в Конвойную охрану МВД СССР, а Управление конвойных войск реорганизовано в Управление конвойной охраны МВД СССР. Далее уже в марте 1954 года было создано Главное управление внутренней и конвойной охраны, но уже в 1959 году структура МВД была преобразована, а Главное управление внутренней и конвойной охраны стало Главным управление внутренних и конвойных войск.

Следующий качественно новый этап развития конвойной службы относится ко второй половине 1960‒х годов, а именно 1963 год, когда была принята Инструкция по службе конвойной охраны Министерство охраны общественного порядка РСФСР[9], а в 1966 году в место Главного управления внутренних и конвойных войск было образовано Главное управление внутренних войск, внутренней и конвойной службы, которое управляло подразделениями по всей территории страны. В тот период процесс конвоирования осужденных регламентировался Приказом МВД СССР от 01.04.1969 г. № 55 «Устав боевой службы внутренних войск»[10].

Наиболее главным этапом в новейшей истории является 2011 год, когда была проведена реформа МВД РФ, итогом которой стало принятие Федерального закона «О полиции»[11]. В свою очередь п. 14 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции»[12] закрепил за полицией обязанность по содержанию, охране, конвоированию задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.

Позже в соответствии со ст. 4 ФЗ «О полиции»[13] был издан Указ Президента РФ «Вопросы организации полиции»[14], который устанавливал, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются соответствующие им обязанности, а именно п. п. «п» п. 1 данного Указа устанавливает службу полиции, на которую возлагается: «содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации»[15].

Таким образом за свою долгую историю существования конвойные службы прошли сложный путь, который продолжается и в настоящее время.

Особенности организации конвойной службы за рубежом

Понятие «конвой» происходит от французского слова ‒ «convoi», что означает один или группа военнослужащих, либо сотрудников правоохранительных органов, выполняющих задачу по охране и сопровождению транспорта, военнопленных, а также лиц, находящихся под следствием или осужденных судом, в то время как система мероприятий по организации конвоя называется «конвойной службой»[16].

Следует подчеркнуть, что организация конвоирования лиц в зарубежных странах создавались с учетом исторических особенностей развития каждого государства.

Так, современная структура общественной безопасности в Италии существует с 1981 года. В свою очередь за общественный порядок и безопасность в Италии отвечает Министерство внутренних дел Италии, при этом МВД Италии разделяет полицию на пять разновидностей: государственная полиция; карабинеры; финансовая полиция; уголовно‒исполнительная полиция; природоохранная полиция. Координирует деятельность всех полицейских структур Первый заместитель Шефа полиции, который так же отвечает и за руководство Центральным директоратом уголовной полиции. Как уже было обозначено Четвертым видом полиции в Италии является Уголовно‒исполнительная полиция, в которую в свою очередь входит Департамент уголовно‒исполнительной администрации, где среди всех задач данного Департамента является необходимым выделить задачу по обеспечению транспортировки, сопровождению и конвоированию заключенных и надзора за госпитализированными преступниками, а также обеспечение выполнения положений законодательства в области ограничения личной свободы, обеспечение порядка и безопасности в тюрьмах и других пенитенциарных учреждениях.

В некоторых государствах, организация конвойной службы лежит на органах двойного подчинения. Таким примером является Национальная жандармерия Франции, будучи составной частью Вооружённых сил Национальная жандармерия подчиняется Министерству обороны, а как составная часть правоохранительной системы она подчиняется Министерству внутренних дел. Во французской жандармерии имеется четыре уровня, основной из которых Генеральная дирекция Национальной Жандармерии, обеспечивающая функционирование всего института жандармерии. В свою очередь Генеральная дирекция включает в себя три службы, среди которых Служба оперативных органов и служба найма, которая включает в себя поддирекцию судебной полиции, отвечающая за конвоирование заключенных и арестованных исключительно в суды.

Так же следует отметить полицию Швейцарии, которая входит в Федеральный департамент юстиции и полиции. По сфере действия вся полиция Швейцарии делится на три части: Федеральная служба полиции; полицию кантонов; полицию городов и общин. В свою очередь в Федеральной службе полиции имеются восемь подразделений, одно из которых Главное управление федеральной уголовной полиции (далее по тексту ГУ ФУП). Регламентирует деятельность ГУ ФУП Закон «О криминальной полицейской центральной службе Швейцарии», где в соответствии со ст. 2 данного Закона ГУ ФУП осуществляет функции судебной полиции в сферах своей компетенции, в том числе деятельность по конвоированию в суды[17].

Несомненно, самым старейшим органом зарубежных стран, осуществляющим профессиональную деятельность по конвоированию, является Служба федеральных маршалов ‒ подразделение Министерства юстиции США, которое было создано 24 сентября 1789 года. В задачи данной Службы входит обеспечение деятельности федеральных судов, контроль за исполнением их приговоров и решений, розыск, арест и надзор за содержанием федеральных преступников, а также борьба с терроризмом и массовыми беспорядками. В состав Службы федеральных маршалов входит 13 подразделений, среди которых необходимо выделить: Судебное подразделение (JSD); Подразделение по перевозке заключенных (JPATS); Тактическое подразделение при перевозке заключенных (POD). Исходя из этого Маршалы ответственны за поиск беглецов, предоставление защиты федеральной судебной власти, а также транспортируют заключённых. Сотрудника Службы федеральных маршалов ‒федерального маршала, назначает президент с последующим утверждением Сената на четырёхлетний срок.

По мимо выше перечисленного еще одним из органов, включающим в себя отдельную конвойную службу, является Национальная гвардия Республики Казахстан (далее по тексту НГ РК) ‒ воинское формирование с правоохранительными функциями, входящее в единую систему органов внутренних дел Казахстана, а в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 21 апреля 2014 года №807[18] к основным задачам НГ РК среди прочего относят конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе осуществление контроля и надзора за поведением лиц, содержащихся в учреждениях уголовно‒исполнительной системы, а также граждан, находящихся на их территории, за исключением тюрем и следственных изоляторов.

Стоит отметить и Украину, согласно Закону Украины «О Национальной гвардии Украины»[19], Национальная гвардия Украины (далее по тексту НГУ) обязана конвоировать лиц, взятых под стражу и/или осужденных к лишению свободы, в суды, учреждения исполнения наказаний, предварительного заключения и изоляторы временного содержания, а также охранять в зале суда, в том числе конвоировать лиц, взятых под стражу и осужденных к лишению свободы во время их экстрадиции, а для исполнения этой обязанности в Главном управлении НГУ было создано Управление по конвоированию, экстрадиции и охране подсудимых.

Таким образом среди зарубежных государств, только лишь из них имеют специализированные службы по конвоированию заключенных, задержанных, подозреваемых, обвиняемых, тогда как остальная часть зарубежных государств данную деятельность не выделяет в отдельные полномочия конкретных подразделений.

1.3 Актуальные проблемы соблюдения прав человека в деятельности охранно‒конвойной службы МВД РФ

Проблема соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина в современном Российском государстве является приоритетной, а сама реализация прав и свобод имеет огромное значение для развития и совершенствования государства в целом и общества в частности. Поэтому важнейшим критерием реализации принципа уважения прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции является соблюдение последней этих прав и свобод, ни только законопослушных лиц, но и тех, кто подозревается или обвиняется в нарушении закона.

Следует отметить, что порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений регулируется Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[20]. Данный Закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно процессуальным кодексом РФ[21] (далее по тексту УПК РФ) задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В свою очередь содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации, а так же не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Все права подозреваемых и обвиняемых, в том числе и их обеспечение закреплены в гл. 2 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[22].

В то же время, не смотря на довольно широкий спектр прав указанных в ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», присутствует их систематическое нарушения

Так, в соответствии с п. 10 ст. 17 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[23] подозреваемый и обвиняемый имеют право на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случая производства следственного действия в ночное время если это, не терпит отлагательства (ст. 164 УПК РФ[24]). Довольно часто нарушается именно эта норма, в связи с тем, что судебные заседания назначаются как на утреннее, так и на вечернее время, а с учетом времени обратной транспортировки в места заключения, лишает подозреваемого, обвиняемого восьмичасового сна, поэтому необходимо на законодательном уровне запретить сотрудникам конвоя принимать у судей обвиняемых, если те не могут быть доставлены в место заключения таким образом, чтобы к 22.00 они могли реализовать свое право на непрерывный восьмичасовой сон, а подъем происходил не ранее 6 часов утра.

В связи с вышесказанным будет рациональным и целесообразным создать единый информационный‒центр охранно‒ конвойной службы полиции на территории каждого субъекта РФ, в который суды могли бы обращаться для получения точной информации о времени доставки лиц.

Необходимо затронуть и вопрос транспортировки заключенных, подозреваемых и обвиняемых, а именно пересмотреть нормативы заполнения автомашин для перевозки заключенных, так как при нахождение в камерах данных спецмашин свыше 25 человек с учетом времени следования автомашины из СИЗО в суд от 1 до 4 часов заставляет подозреваемых и обвиняемых страдать от отсутствия свежего воздуха, а с учетом того, что в теплое время года естественная вентиляция может не обеспечивать поддержание в помещениях спецмашин нормальный температурный режим. Таким образом необходимо оборудовать камеры спецмашин принудительной вентиляцией, а автомашины с неработающей вентиляцией запретить для перевозки заключенных.

Следует отметить, что относительно транспортировки подозреваемых и обвиняемых, подается множество жалоб в Европейский суд по правам человека, по которым уже было вынесено 32 Постановления об устранении нарушений, большая часть из которых была связанны именно с правилами стандартизации «Автомобили оперативно‒служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»: ПР 78.01.0024‒2016[25]. Примечателен и тот факт, что 18 октября 2018 года Басманный районный суд города Москвы отправил под арест ВрИО начальника научно‒производственного объединения «Специальная техника и связь» (НПО «СТиС») МВД России Андрея Нечаева, заподозренного в коррупционных преступлениях: «… а днем раньше Нечаев был задержан сотрудниками ФСБ на открытии XXI Международной выставки средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех 2018», неизменную часть экспозиции которой составляют автозаки полиции. Те самые автозаки, пыточный стандарт изготовления которых, уходящий своими корнями в эпоху сталинского ГУЛАГа, Андрей Нечаев как руководитель НПО «СТиС» одобрил ‒ по иронии судьбы получается, что и для себя лично ‒ в августе 2016 года»[26]. Речь шла именно о правилах стандартизации «Автомобили оперативно‒служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» ПР 78.01.0024‒2016, на которые так многие жалуются в Европейский суд по правам человека, но несмотря на это, данный стандарт действует и до сих пор.

Несомненной проблемой является злоупотребление судами выбора такой меры пресечения как содержание под стражей, что приводит к чрезмерной нагрузке на сотрудников конвойной службы полиции, и как следствие этого влечет нарушения последними прав человека, а именно заключенного, подозреваемого, обвиняемого или лица подвергнутому административному аресту.

Таким образом охранно‒конвойная служба МВД РФ насчитывает не один десяток лет, а процесс становления в том виде, который сейчас ‒ был очень сложен и трудоемок. Не смотря на множество нормативно‒правовых актов, регламентирующих охранно‒ конвойную деятельность полиции‒ данная деятельность не совершенна и в ней существует ряд проблем, которые подлежат скорейшему устранению, потому что они затрагивают права и свободы человека. В то же время специализированные конвойные службы есть и в ряде Европейский и Западных странах, опыт которых, позволит сделать деятельность конвойной службы полиции России более совершенной.

 

 

2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОХРАННО‒КОНВОЙНОЙ СЛУЖБЫМВД РФ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

2.1 Правовой статус охранно‒конвойной службы

Одним из видов административной деятельности органов внутренних дел является охрана и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Как уже отмечалось ранее в соответствии со статьей 4 ФЗ «О полиции»[27] и на основании Указ Президента РФ «Вопросы организации полиции»[28] в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются ряд задач, одна из которых‒ содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации.

В свою очередь Приказ МВД России от 30 апреля 2011 года №333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России»[29] более конкретизирует положения Указа Президента РФ «Вопросы организации полиции» и относит охранно‒ конвойную службу к подразделениям полиции территориальных органов МВД России, к основным задачам которой относятся:

‒ подразделения по содержанию лиц, арестованных в административном порядке;

‒ подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;

‒ подразделения по содержанию подозреваемых и обвиняемых.

На федеральном уровне охранно‒ конвойная служба полиции отнесена к Главному управлению по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ МВД РФ (далее по тексту ГУОООП МВД России). В свою очередь на территории Пензенской области охранно‒ конвойная служба представлена в виде Отдела организации охраны и конвоирования, спецучреждений полиции УМВД России по Пензенской области, входящего в Управление организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления УМВД России по Пензенской области[30].

Таким образом одной из основных задач ГУОООП МВД России является координация деятельности территориальных органов МВД России по исполнению законодательства Российской Федерации о содержании, охране, конвоировании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, а также о содержании, охране, конвоировании лиц, арестованных в административном порядке, находящихся в специальных приемниках для содержания лиц, арестованных в административном порядке органов внутренних дел, о содержании в специальных учреждениях МВД РФ или его территориальных органов иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации[31].

В свою очередь вопросы обеспечения деятельности ИВС, специальных приемников и подразделений охранно‒конвойной службы курирует первый заместитель начальника ГУОООП МВД России.

Таким образом охранно‒ конвойная служба полиции обеспечивает не только своевременное доставление лиц, взятых под стражу к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима, но и так же предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой, а также задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из‒под стражи.

В зависимости от характера выполняемой задачи в состав конвоя назначаются: начальник (старший) конвоя, помощник начальника конвоя, полицейский‒кинолог и конвоиры, а в зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой полиции может быть обыкновенным и усиленным.

В свою очередь конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется в специальных автомобилях, в легковых автомобилях, в купе пассажирского вагона, на речных и морских судах, на самолетах и вертолетах, а также пешим порядком только при невозможности использования других способов, на небольшие расстояния. Маршрут конвоирования всегда определен, есть как основной, так и запасной маршрут.

Таким образом, деятельность полиции по осуществлению охраны, содержанию и конвоированию заключенных, подозреваемых и обвиняемых является чрезвычайно важной задачей, сопряженной с высоким профессионализмом, знанием дела и бдительностью при исполнении служебного долга, безупречным соблюдением законности, средством обеспечения неотвратимости наказания, ответственности за допущенные нарушения законодательства Российской Федерации. От организации и осуществления вышеуказанной деятельности в прямой зависимости находится эффективность деятельности органов внутренних дел в целом, но обеспечивая надежную охрану заключенных, подозреваемых и обвиняемых, сотрудники полиции не должны забывать о конституционных и иных правах человека и не должны их ущемлять.

2.2 Правовое регулирование деятельности охранно‒конвойной службы

Как уже отмечалось выше деятельность охранно‒ конвойной службы МВД РФ по охране, конвоированию и содержанию задержанных и (или) лиц, заключенных под стражу, включает в себя комплекс действий сотрудников полиции, направленных на обеспечение личной безопасности указанных лиц, их надежную изоляцию, постоянный надзор с целью исключения возможности сокрытия от следствия и суда вещественных доказательств, воспрепятствования установлению истины по уголовному делу или продолжению преступной деятельности, а также обеспечение исполнения приговора. В свою очередь данная деятельность полиции напрямую ограничивает права и свободы человека, и мера этого ограничения должна быть строго определена законом.

В связи с этим деятельность охранно‒ конвойной службы МВД РФ регламентирована большим количеством нормативно‒ правовых актов, в том числе и международных, большая часть из которых направлена именно на обеспечение прав человека в указанной выше деятельности МВД РФ.

Следует отметить, что число международных организаций, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина весьма велико, деятельность которых следует связывать с реализацией межгосударственных документов, которые включают в себя конвенции, декларации, договоры, соглашения и т.д. К основным международным актам, защищающие и устанавливающие права человека и лиц, подвергнутых заключению, относятся:

1) Всеобщая декларация прав человека и основных свобод[32];

2) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания[33];

3) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными[34];

4) Международный пакт о гражданских и политических правах[35];

5) Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка[36];

6) Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме[37];

7) Конвенция о правах ребенка[38];

8) Основные принципы обращения с заключенными[39];

9) Резолюция Восьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями[40];

10) Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы[41];

11) Конвенция о защите прав человека и основных свобод[42];

12) Европейские пенитенциарные правила[43] и ряд других.

Следует отметить, что все вышеназванные международные акты распространяются и на Российскую Федерацию. В свою очередь необходимо выделить Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, утверждены ООН 30 августа 1955 года, данные правила представляют собой своеобразный мировой кодекс, направленный на соблюдение прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы. Целью данных Минимальных стандартных правил является установление основных принципов заключения под стражу, а также прав лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, таким образом в них содержатся положения, направленные на защиту прав и интересов заключенных. Именно на основе Минимальных стандартных правил обращения с заключенными в Российской Федерации был принят ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», который регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Проанализировав вышеуказанные международные акты все права подозреваемых и обвиняемых можно условно разделить на две группы:

‒ неимущественные права – право на получение информации, на личную безопасность, на подачу заявлений, жалоб и предложений, на юридическую помощь адвоката, на свидания и т.д.;

‒ имущественные права – право на получение бесплатного питания, материально‒бытовое и медико‒санитарное обеспечение, на восьмичасовой сон, на ежедневную прогулку, на пользование собственными постельными принадлежностями и другими вещами, предметами, на пользование литературой и т.д.

Несомненно, следует отметить, подход российского законодательства к гарантиям прав и интересов лиц, содержащихся под стражей, отличается от позиции международных организаций, так, основные международные документы, главное внимание уделяют реализации неимущественных прав, которые носят императивный характер и должны безусловно исполняться всеми государствами, их принявшими, а имущественные права, носят декларативный характер. Российское законодательство, наоборот, конкретизирует все, что касается имущественных прав, а основные имущественные права обозначены общем виде.

В свою очередь Российское законодательство имеет не менее объемную правовую базу по регулированию деятельности конвойных служб полиции по отношению к международным нормативно‒ правовым актам, а именно:

1) Конституция Российской Федерации, а именно ст. ст. 2, 17, 18, 19, 22;

2) Уголовно‒процессуальный кодекс Российской Федерации, а именно ст. 94, 95, которые регламентируют общий порядок и условия содержания, подозреваемых под стражей;

3) ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», регламентирующий режим содержания под стражей подозреваемых, их прав и обязанностей, правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

4) Приказ МВД России «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел»[44], регламентирующий внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;

К нормативно‒ правовым актам, не посредственно регулирующие деятельность охранно‒ конвойных служб полиции относятся:

1) ФЗ «О полиции», возлагающий на полицию обязанности в охранно‒ конвойной сфере;

2) Указ Президента РФ «Вопросы организации полиции»;

3) Приказ МВД РФ «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (для служебного пользования)»;

4) Приказ МВД РФ «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России»;

5) Приказ МВД России «Об утверждении Положения о Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации»[45].

6) Приказ МВД России «Об утверждении типовых штатных расписаний изоляторов време



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: