«Бог подчинил императору законы, посылая его людям как одушевлённый закон». Такую догму выдвинул император Юстиниан 1. Насколько точно она отражает специфику византийской цивилизации, сегодня и пойдёт речь.
Вопросы занятия будут такими: начало византийской цивилизации;
периодизация истории Византии; особенности византийского феодализма; система власти.
В 4 веке исторические пути Западной и Восточной частей Римской империи разошлись.
В 330 году Константин I Великий перенёс столицу в Византий.
Этот небольшой город в скором времени превратился во Второй Рим. По имени своего основателя он получил название Константинополь.
В 395 году произошёл официальный раздел Римской империи. В её восточной части появилась Восточная Римская империя. Позже её стали называть Византией.
Население империи называло себя «ромеями» – римлянами. Хотя официальным языком государства был греческий. Определяющими особенностями развития Византии стали: прямая преемственность с собственно Римской империей; неразрывная связь с христианством и церковью.
Византийское направление христианства получило название «православие». Буквально – «правильное учение». Отсюда – основания Византии на главенство в средневековом мире, претензии на политическое и духовное лидерство.
Следует отметить, что в исторической науке оценки роли Византии весьма неоднозначны. В особенности, касающиеся её влияния на Россию.
На Западе часто обвиняют Россию в имперских амбициях, называя причиной этого преемственность с традициями византийского великодержавия. Они свою очередь воплотились в идею «Москва – Третий Рим» и в государственный авторитаризм. Однако, ограниченное трактование степени влияния Византии на различные народы не корректно. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
|
Центральными землями Византии являлись Балканы и Малая Азия. В период наивысшего расширения границ (середина 6 века) в состав империи входили
Сирия, Палестина, Египет острова Эгейского моря, Крит, часть Северной Африки и Месопотамии. Армения, часть территории Испании и Италия.
Восточная Римская империя была полиэтническим государством. Она объединяла разные народы, цивилизации и культуры. Именно на основе их традиций, особенностей и исторического опыта сложилась уникальная византийская цивилизация. Византия сыграла роль «исторического моста» между Древним миром и Средневековьем.
В истории Византии принято выделять три периода. Ранневизантийский – 4– 7 века. Эти столетия стали временем становления средневековой империи.
Византия сохраняла унаследованный от Рима статус мировой державы.
Византийский император являлся главным арбитром в Европе. Продолжали действовать римские государственные и социальные институты. Довольно масштабным явлением оставалось рабовладение. Процветали унаследованные от Античности города. Также в этот период была проведена наиболее полная кодификация римского права. В то же время проявились зачатки феодальных отношений. В Византии крестьяне платили высокий налог в казну. Желая его избежать, они переселялись на земли крупных собственников и переходили под их покровительство. В итоге, крестьяне сохраняли личную свободу, но становились поземельно зависимыми.
|
Средневизантийский период длился с 7 по 12 век.
7–9 века стали временем иконоборчества. В борьбу противников и сторонников почитания икон были втянуты все слои населения. Однако иконоборцы потерпели поражение.
В Византии сложился особый вариант средневекового государства. Он представлял собой сплав традиций поздней Римской империи. Элементы восточных деспотий и, отчасти, феодальных монархий Западной Европы.
К 9 веку претерпело изменения управление империей. Правитель сменил латинский титул «император» на греческий «василевс». Расширились полномочия административного аппарата. Но из-за постоянной внешней угрозы и сепаратизма крупных землевладельцев в империи нарастала социальная нестабильность. Это стало причиной радикальных изменений в структуре провинциального управления. Был создан фемный строй – система военно-административной организации, основанная на владении земельными участками военнообязанного ополчения.
В фемах сформировалось особое воинское сословие стратиотов. За службу стратиоты получали от государства в наследственное владение земельные наделы.
Ухудшилось внешнеполитическое положение империи.
В Малой Азии шла постоянная борьба с турками-сельджуками. На дунайской границе – с венграми и кочевниками. Частыми были войны с норманнами.
Из-за политических и экономических неурядиц к концу 12 века начался распад Византии. Империя потеряла Кипр. Отделилась Болгария. Независимости добились сербы.
Поздневизантийский период охватывает 13–15 века. Он стал заключительным этапом византийской истории. К началу 13 века Византия оказалась в тяжёлом кризисе. Правители Европы воспользовались этим и стали отнимать у империи привлекавшие их земли. Высшей точкой этих событий стал захват Константинополя крестоносцами в 1204 году. На территории Византии была создана Латинская империя.
|
Византийцы сопротивлялись. Они сохранили часть земель. На них возникли самостоятельные Никейская империя, Эпирское царство, Трапезундская империя. По инициативе Никеи началось возрождение Византии. В 1261 году войска Михаила 8 Палеолога вошли в Константинополь. Но возрождённая Византийская империя была лишь тенью себя прежней. Её территория была ограничена частями Малой Азии, Фракии и Македонии. Небольшим количеством островов.
Государство сотрясали гражданские войны и восстания. К 14 веку острые религиозные споры раскололи византийское общество. У империи было множество врагов, самыми опасными из которых являлись турки-османы.
В 1453 году войска султана Мехмеда 2, после продолжительной осады, взяли Константинополь. Существовавшая более тысячи лет наследница Римской империи пала. Константинополь получил новое имя – «Истанбул» (в русском произношении «Стамбул»). Город стал столицей Османской империи.
По сути Византия являлась единственной страной, в которой феодальные отношения развились напрямую из позднеримских. Социально-экономическое развитие империи определялось следующими особенностями:
в Византии верховным собственником земли считался император; обширными землями напрямую распоряжались казна или императорская семья.
Их площадь была настолько велика, что не всегда хватало рабочих рук для их обработки. Поэтому государственные и императорские земли сдавались в длительную аренду. Императорская, государственная собственность на землю сближает Византию со странами Востока.
Распространённым явлением были пожалования земель за военную или государственную службу.
Формы феодального землевладения в Византии имели существенные отличия от таковых в Западной Европе. Например, во владение на условиях обязательной службы могла передаваться не собственно земля, а право взимания налогов на этой территории. Государство могло конфисковать пожалованные владения. Византийские феодалы не имели права высшего суда в своих владениях.
Основная масса феодальных пожалований не была наследственной. В Византии не было западной сеньориально-вассальной иерархии. Все феодалы находились под контролем центральной власти.
Военная организация также была государственной. У феодалов не было собственных крупных военных отрядов. Окружение феодалов не было связано с ними правовыми или поземельными узами.
Со временем в Византии развились различные виды собственности.
Помимо императорской, государственной, условно-феодальной, существовала собственность крестьянских общин, индивидуальная крестьянская собственность.
Значительную часть населения Византии составляли свободные общинники.
В то же время существовали и различные категории зависимого крестьянства.
По сравнению с Западной Европой Византии являлась «страной городов».
Но византийские города были напрямую связаны с центральной властью. Они никогда не находились под управлением крупных феодалов.
Развитие феодальной иерархии в Западной Европе привело к возникновению системы наследственных титулов. Это укрепляло внутренние связи феодального сословия. В Византии титул давался только пожизненно. Он не был наследственным. Распределение титулов и чинов занимался исключительно император. Он определял место человека в среде аристократии.
Для Средневековья чрезвычайно привлекательными оставались
идея и образ империи. Монархи Западной Европы мечтали о восстановлении Римской империи. Видели в ней идеальную модель государства. Византии же не требовалось мечтать. Она являлась прямой наследницей позднеримской имперской традиции. Византийский император являлся автократором (самодержцем). Его система власти – абсолютной и универсальной.
Императору принадлежала верховная власть над Ойкуменой – землёй, страной и её подданными. Он был как верховным светским правителем, так и высшим религиозным авторитетом – наместником Бога на земле. Император являлся центральным образом византийской ментальности. В первую очередь он олицетворял вселенскую власть и мощь империи.
Неудивительно, что символы власти византийских императоров были заимствованы в одеяниях и церемониях правителей Европы. Император являлся сакральной фигурой. Все дворцовые церемонии указывали на духовную связь между царём земным и Царём Небесным. Трон императора Византии был двухместным. Одно сиденье занимал земной владыка.
На другом находился крест, который символизировал присутствие Христа.
Император отожествлялся с наместником Бога, который наделял подданных всеми благами и являлся верховным судьёй.
Император имел право казнить и миловать. Отбирать и предоставлять имущество. Смещать и назначать на государственные посты. В то же время император был верховным блюстителем закона. Однако стоял выше него.
Интересно, что в Византии – автократическом государстве – была проведена самая полная кодификации римского права. Через столетия, когда в Европе заговорят от демократизации государственного и общественного устройства, именно оно станет основой европейского права.
Хотя в Византийской империи и существовало зафиксированное право,
права обычных людей были ограничены центральной властью. Центр сконцентрировал в своих руках и функции контроля.
Прежде всего власть «творилась» в столице. Здесь издавались законы, готовились все важнейшие документы, здесь находилась основная администрация. Отсюда в провинции рассылались сборщики налогов.
Таким образом, Византийская цивилизация является прямой наследницей цивилизации Древнего Рима. История Византии насчитывает более 1000 лет – с момента переноса столицы в Константинополь до падения Второго Рима в 1453 году. Византийский феодализм сочетал черты как европейской, так и восточной систем правоотношений. Система власти Византии была централизованной. Она строилась вокруг фигуры императора и политического центра – Константинополя.