Ребенок на пятом году жизни разительно отличается от того, каким он
был год назад. И это связано не только с совершенствованием физических
навыков и умений. Возрастные особенности развития детей в возрасте 4 – 5
лет характеризуются, прежде всего, тем, что дошкольник уже пришел в себя
после недавнего кризиса, поэтому способен более плодотворно развиваться в
психоэмоциональном, творческом плане. Малыш становится намного мудрее, прогрессируют его аналитические способности.
Возраст 4–5 лет пора относительного штиля: «войны за власть и
территорию» завершены, теперь ребенок более спокоен, собран, послушен. Он уже не нуждается в постоянной опеке со стороны взрослых и стремится к
внешней самостоятельности.
Одной из главных отличительных черт этого возраста является то, что
ребенок начинает любить родных. Не просто говорить «люблю», потому что так принято выражать чувства среди его ближайшего окружения, а по-настоящему любить, понимая всю глубину этой привязанности. Это ценное чувство важно не утратить, не разрушить неправильными действиями взрослых.
По-прежнему огромное влияние на общее развитие ребенка оказывает
развитие психическое. При этом характеристика возрастных
особенностей периода 4–5 лет включает следующие аспекты:
Демонстрация самостоятельности и инициативы для повышения
собственной значимости в глазах родителей; (Это значит, ребенок стремится
завоевать уважение и высокую оценку взрослых своим поступкам, ждет от них похвалы за достижения и добрые дела. Не получив похвал, малыш отреагирует обидой.)
Внимание к своему здоровью и самочувствию; (Малыш уже довольно точно может описать свое состояние и старается сообщить маме или воспитателю, если самочувствие ухудшилось).
Этическое становление; (Малыш начинает понимать ощущения и чувствадругих людей (не только себя или сверстников, учится сопереживать чужомугорю, находить выход из конфликтных ситуаций при общении с окружающими.)
Активная социализация; (Круг отношений только внутри семьи для ребенка
окончательно разрывается. Дошкольник все больше погружается в мир сверстников, все больше нуждается не только в их внимании, но и в одобрении, поддержке, уважении. Дети пятилетнего возраста не просто играют вместе – они делятся впечатлениями о произошедших событиях, покупках, о том, как прошел их день)
Развитие воображения, повышение роли сказок; (На пятом году жизни у
ребенка активно развиваются творческие способности и воображение.
Малыши часто живут в придуманном мире, где они играют главную роль,
побеждают зло, обладают силой, мудростью, добиваются признания своих
достижений, которые недостаточно реализованы в реальности. К тому же,
обычная сказка сейчас помогает ребенку найти решение многих его насущных психологических проблем, предлагая систему образов, среди которых малыш выбирает более импонирующие. Он учится различать добро и зло, быть положительным.)
Неуемная любознательность; (Дошкольнику этого возраста интересно все
на свете. Он задает самые разнообразные вопросы и ждет полных ответов от
взрослых. Если в этот момент он не будет удовлетворять потребность в такой
информации, у него может навсегда пропасть тяга к познанию)
Ранимость и чувствительность; (На пятом году жизни дошкольники болезненно реагируют на замечания, наказания. Неловко брошенная фраза взрослого может зародить в ранимой детской душе букет комплексов, которые помешают ему успешно реализоваться во взрослой жизни.)
Страхи и кошмары; (Бурное развитие фантазии может не всегда
положительно сказываться на эмоциональном состоянии ребенка, порождая
самые разные страхи и «плохие сны»)
Значительное усложнение игровой деятельности; (Игра в этом возрасте у
детей становится гораздо более сложной, сюжетно-ролевой. Дети играют в
магазин, в дочки-матери, больницу, войнушки. Во время игр малыши
развивают способности взаимодействия,проявляя всю гамму эмоций:
ссорятся, мирятся, помогают, ревнуют, дружат.)
Различие людей по половому признаку становится намного глубже; (Теперь
дети могут разделять по половому признаку не только одежду или прическу, но и, например, поведение, профессии, черты характера, манеру поведения,
родственные связи (девочка – сестра, дочь, внучка, мальчик – сын, брат, внук).
Повышенная склонность к запоминанию. (Хотя память еще непроизвольна,
именно на пятом году ребенок склонен запоминать множество самых разных
вещей с такой интенсивностью, которой он уже не достигнет в последующие
годы).
Что ж, вполне благополучная картина, если не считать страхов. Но в том и
заключается важная обязанность родителей – вовремя реагировать на
происходящее с их малышом. Направляя фантазию в нужное русло, увлекая
ребенка интересной беседой или веселой игрой, переключая малыша на
позитив, они могут блокировать страхи.