№ прg|gg п/п | Тема | Кол- во часов | Дата | Характеристики деятельности учащихся |
Раздел 1.Прощание с летом | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания. Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение, отрывки прозы. Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Использовать выборочное чтение для подтверждения мысли. Соотносить понятия «герой»-«рассказчик»-«автор». Повесть, её отличие от рассказа. Пьеса, признаки драматического произведения. Сравнение, олицетворение, эпитет. Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; Определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль). Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками. Выделять ключевые слова текста (фрагмента). Формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно). Находить в тексте материал для характеристики героя. Самостоятельно составлять план рассказа о герое. Пересказывать текст подробно и выборочно. Понимать образные выражения в произведении. Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление. Выбирать книги в библиотеке, Составлять краткий отзыв о прочитанной книге. Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Конструировать устное моно- логическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка. Создавать (устно) рассказ- Характеристику героя, устное описание. Культура письменной речи Определять тему будущего Письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства. Создавать письменный текст (описание, отзыв). Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки. Выполнять письменные творческие работы по окончании каждого раздела. Сочинять сказки, рассказы. Творческая деятельность Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрирование текста. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения. | |||
Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день» | ||||
Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля») | ||||
Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля») | ||||
.«Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот») | ||||
.«Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот») | ||||
Лето волшебное и разное (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?») | ||||
Раздел 2.Летние путешествия и приключения | ||||
Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник» | ||||
Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повети Голицына «Сорок изыскателей») | ||||
Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повети Голицына «Сорок изыскателей») | ||||
Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») | ||||
Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») | ||||
Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы») | ||||
Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы») | ||||
Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера») | ||||
Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера») | ||||
Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера») | ||||
Внеклассное чтение по разделам 1–2. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда») | ||||
Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра») | ||||
Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга») | ||||
Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга») | ||||
Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский «Жильцы старого дома») | ||||
Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский «Жильцы старого дома») | ||||
Обобщение по разделу. Проверочная работа №1 по разделам 1-2 | ||||
Обучающее сочинение | ||||
Раздел 3. Природа летом | ||||
.Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака «За поворотом» | ||||
Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг») | ||||
Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг») | ||||
Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты») | ||||
Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты») | ||||
Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы») | ||||
Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы») | ||||
Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» | ||||
Обобщение по разделу. Проверочная работа №2 по разделу3 | ||||
Раздел 4. Уроки и переменки | ||||
Введение в раздел. Необычная школа (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов») | ||||
Необычная школа (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов») | ||||
Необычная школа (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов») | ||||
Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (работа в тетради) | ||||
Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку») | ||||
Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку») | ||||
Путь в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–2 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») | ||||
Путь в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 3-4 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») | ||||
Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–7 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков | ||||
Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 8–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков | ||||
Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста | ||||
Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста | ||||
Обобщение по разделу. Проверочная работа №3 по разделу 4 | ||||
Внеклассное чтение по разделу 4.Книги о сверстниках и школе | ||||
Раздел 5. «Глухая пора листопада…» | ||||
Введение в раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...») | ||||
Введение в раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...») | ||||
Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом») | ||||
Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом») | ||||
Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней») | ||||
Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Сергей Есенин «Нивы сжаты, рощи голы») | ||||
Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Сергей Есенин «Нивы сжаты, рощи голы») | ||||
Обобщение по разделу. Проверочная работа №4 по разделу 5 | ||||
Внеклассное чтение.Знакомство с современными детскими журналами. | ||||
Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…» | ||||
Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка» | ||||
«Сказка – ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса») | ||||
Какие ещё бывают сказки? (Сказка «Никита-Кожемяка») | ||||
Какие ещё бывают сказки? (Сказка «Как мужик гусей делил») | ||||
Мир волшебной сказки. (Дж.Р.Р.Толкин «Еще не выстыл сонный дом») | ||||
Мир волшебной сказки. (Арабская сказка «Синдбад-Мореход») | ||||
За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»). | ||||
За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»). | ||||
Контрольная работа за I полугодие | ||||
Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») | ||||
Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») | ||||
Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») | ||||
Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») | ||||
Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла») | ||||
Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла») | ||||
Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». | ||||
Обобщение по разделу. Проверочная работа №5 по разделу 6 | ||||
Внеклассное чтение по разделу 6 | ||||
Обучающее сочинение «Сочиняем современную сказку | ||||
Раздел 7. «Поёт зима, аукает…» | ||||
Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша») | ||||
Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером») | ||||
В ожидании новогоднего чуда. (стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет» | ||||
В ожидании новогоднего чуда. «А. Барто «В защиту Деда Мороза» | ||||
Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах»(работа в тетради) | ||||
Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний») | ||||
Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний») | ||||
Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам») | ||||
Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам») | ||||
Обобщение по разделу. Проверочная работа №6 по разделу 7 | ||||
Обучающее сочинение «Картины зимнего леса» | ||||
Внеклассное чтение по разделу 7 | ||||
Раздел 8. Животные в нашем доме | ||||
Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко») | ||||
У каждого – своё место в природе (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко») | ||||
У каждого – своё место в природе (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко») | ||||
Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон») | ||||
Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон») | ||||
Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин») | ||||
Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин») | ||||
Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони») | ||||
Обобщение по разделу.Проверочная работа №7 по разделу 8 | ||||
Обучающее сочинение «Мой маленький друг» | ||||
Раздел 9. Мы с мамой и папой | ||||
Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой» | ||||
Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы») | ||||
Подарки – это серьёзное дело. (Ю. Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном») | ||||
Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки») | ||||
Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки») | ||||
Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре») | ||||
Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре») | ||||
Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день») | ||||
Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным») | ||||
Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным») | ||||
Внеклассное чтение по разделам 8 и 9 | ||||
Обобщение по разделу. Проверочная работа №8 по разделу9 | ||||
Обучающее сочинение «Моя семья» | ||||
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца…» | ||||
Введение в раздел. Стихотворение О.Мандельштама «Рояль», И.Тургенева «Певцы» (фрагмкнт) | ||||
Как рождается музыка. (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | ||||
Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка») | ||||
Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка») | ||||
Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка») | ||||
Обобщение по разделу. Проверочная работа №9 по разделу 10 | ||||
Обучающее сочинение «Что я представил себе, когда слушал музыку…» | ||||
Раздел 11. День смеха | ||||
Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот» | ||||
Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора») | ||||
Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора») | ||||
Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка») | ||||
Обучающее сочинение «О смешном случае» | ||||
Раздел 12. «О весна, без конца и без краю…» | ||||
Введение в раздел. Как приходит весна (Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принёс издалека...») | ||||
Введение в раздел. Как приходит весна (Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принёс издалека...») | ||||
Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи») | ||||
Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи») | ||||
Проверка уровня развития читательских умений. (А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты»)(работа в тетради) | ||||
Картины весны. (Б. Окуджава «Весна») | ||||
Обобщение по разделам 11–12. Проверочная работа №10-1 | ||||
Итоговая контрольная работа | ||||
Внеклассное чтение по разделам 11–12. | ||||
Раздел 13. День Победы | ||||
Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга» | ||||
Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок») | ||||
Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок») | ||||
Стихи о войне. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...») | ||||
Внеклассное чтение по разделу 13. | ||||
Раздел 14. Родная земля | ||||
Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие» | ||||
.Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты,Россия моя», М. Цветаева «Домики старой Москвы») | ||||
Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?» | ||||
Заключительный урок внеклассного чтения | ||||
Всего |