Вопросы к экзамену по дисциплине
«Основы специальной педагогики и психологии»
Для студентов 3 курса отделения «Педагогика и методика начального образования»
психолого-педагогического факультета
1. Становление и развитие отношения западно-европейского общества и государства к лицам с отклонениями в развитии.
2. Становление и развитие отношения российского общества и государства к лицам с отклонениями в развитии.
3. История становления и развития отечественной системы специального образования.
4. Современный этап развития системы специального образования в России. Его задачи. Политика государства в области социальной защиты детей с отклонениями в развитии.
5. Принципы организации системы коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных учреждений.
6. Основные принципы комплектования учреждений для детей с нарушением развития. Состав ПМПК.
7. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии.
8. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования.
9. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность.
10. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.
11. Понятие "аномальный ребенок". Особенности аномального развития и его сложная структура (по Л.С. Выготскому).
12. Причины нарушения психического развития у детей.
13. Отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития.
14. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики.
15. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду.
16. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей.
17. Понятия коррекции и компенсации.
18. Социальная реабилитация и социальная адаптация.
19. Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.
20. Понятие умственной отсталости, ее формы: олигофрения и деменция. Характеристика степеней умственной отсталости (по Э. Крепелину и по МКБ-10).
21. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых школьников с олигофренией в степени дебильности.
22. Понятие задержки психического развития. Ее классификация по К.С.Лебединской.
23. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР.
24. Общие принципы учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития.
25. Понятие и виды речевого нарушения. Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками и школьниками, имеющими нарушения речи.
26. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха и особенности их обучения.
27. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения и особенности их обучения.
28. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и особенности их обучения.
29. Понятие и виды девиантного поведения младших школьников. Психолого-педагогические особенности работы с ними.
30. Проблемы обучения, воспитания и развития слепоглухих детей.
31. Современное понимание проблемы раннего детского аутизма и его коррекции. Психолого-педагогические особенности работы с детьми, имеющими аутистическое развитие личности.
Составила к. психол.н. доцент Дуванова С.П. в 2007-08 учебном году
Стандарт ПИМНО 2005 года
ОПД.Ф.04 | Основы специальной педагогики и психологии Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Понятие "аномальный ребенок". Особенности аномального развития, отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика. |
Стандарт ПИМНО 2005 года