Лекция. Ценности и нормы в культуре.




Лекция. Язык культуры.

План:

1. 1.Языки культуры и их классификация.

2. Основные типы знаков и знаковых систем.

3. Языки и символы культуры, культурные коды.

4. Проблема межкультурной коммуникации.

 

1. В современной науке проблема языка формируется как проблема междисциплинарная. Ее анализ невозможен без привлечения данных логики, философии, антропологии, герменевтики (одна из древних наук, она появилась в раннем христианстве и занималась тогда трактовкой религиозных текстов; современная философская герменевтика, основателем которой считается Г.Г.Гадамер, занимается интерпретацией текста, не только реконструируя, но и конструируя смысл), семиотики (под семиотикой культуры понимается совокупность знаковых средств, с помощью которых кодируется социальная информация) и др. Семиотика относительно современная наука, претендующая на создание метаязыка. У истоков семиотики американский философ Чарльз Моррис (1901-1996) полагал, что понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для наук о человеке, как понятие атома для физики и клетки для биологии, поэтому можно изучать культуру общества через язык как важнейшую из знаковых систем. Понимать какую-либо культуру – значит понимать ее семиотику, улавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них (словом «текст» в культурологии называют не только письменное сообщение, но любой объект – произведение искусства, вещь, обычай и т. п., рассматриваемый как носитель информации). В ряду основоположников семиотики следует также назвать американского философа Ч.С.Пирса, швейцарского филолога и антрополога Ф. де Соссюра. Отечественная ветвь семиотики восходит к трудам А. Потебни, Г. Шпета, В. Проппа, Ю. Лотмана и московско - тартусской школы, возникшей в начале 60-х годов ХХ века.

Содержание культуры находит выражение в языке. Под языком понимают естественный разговорный язык – русский, английский, немецкий и др. Всякий разговорный язык представляет собой систему знаков, или код, с помощью которого люди общаются, передают информацию. Существуют и другие знаки и системы знаков (напр. язык жестов, знаки дорожного движения, нотная грамота, штриховые товарные коды и т.д.)

Языком в широком смысле называют не только разговорный, вербальный язык, но любую систему знаков, которая может использоваться людьми в информационно-коммуникативных целях.

Существует следующая классификация языков:

- естественные языки, как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации (русский, французский, английский и т.д.)

- искусственные языки – это языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования;

- вторичные языки – вторичные моделирующие системы (миф, религия, искусство).

В различных формах культуры на основе естественного языка и других типов знаков возникают свои собственные, приспособленные для выражения их содержания языки. Подобные языки представляют собой семиотические системы более высокого уровня. В трудах Ю. М, Лотмана, В. В. Иванова, Б. А. Успенского и др. представителей тартуско-московской семиотической школы они получили название - «вторичные знаковые системы». Их называют также «вторичными моделирующими системами», «вторичными языками культуры», «культурными кодами».

Вторичные знаковые системы многочисленны и разнообразны. Это языки таких форм культуры, как философия, наука, право (философский язык, научный язык, юридический язык). Своим языком, включающим вербальные и изобразительные средства, говорит реклама. В социальной жизни большую роль играют языки различного рода церемониалов и обрядов, представляющие собою комбинации ритуальных действий, предметов, словесных формул, имеющих символическое значение и определяющих форму поведения людей.

Исторически сложившиеся правила этикета, манера одеваться, освященные обычаями нормы отношений между людьми и т. п. выступают как культурные коды, в которых люди в каждую эпоху выражают и воспринимают смысл «текста», «контекста» и «подтекста»- происходящих событий. В ходе истории вторичные языки культуры изменяются. Бывает, что культурные тексты оказываются долговечнее, чем коды, в которых они «прочитывались» во времена их создания. До потомков доходит текст без кода, и стоит немалых трудов восстановить этот код. Поэтому не всегда мы в состоянии адекватно понять смысл, который дошедшие до нас культурные тексты имели в прошлом. Многие мифы, суеверия, рецепты народной медицины можно рассматривать как тексты древней культуры с утраченным кодом.

Постоянно растущее и чрезвычайно богатое по своим выразительным возможностям множество языков создает искусство. Художественные языки складываются на базе всех семиотических средств культуры – словесных (язык литературы), жестово-мимических (язык танца, пантомимы, актерского искусства), звуко - интонациониых (музыкальный язык), пластических (языки живописи, графики, скульптуры и языки архитектуры, прикладных искусств, дизайна). Некоторые из языков искусства – это «надстройки» над естественным вербальным языком (например, язык поэзии); другие образуются в результате синтеза разных типов знаковых средств (язык оперы). Характерная особенность художественных языков заключается в том, что они предназначены для создания многозначных текстов, открытых для различного их осмысления. В этом отношении они противоположны языкам науки, где необходимы смысловая однозначность выражений, терминологическая точность.

Однако многозначность художественного языка никоим образом не означает его неточности или неопределенности (в чем иногда усматривают его специфику). На самом деле у него есть свои критерии точности. Языки искусства в некотором смысле даже более строги и уж во всяком случае более сложны, чем в науке. Ученый пользуется однозначно определенными терминами и символами и должен оперировать ими в точном соответствии с их заданными по определению значениями. Художник же обращается к знакам (словам, звукам, линиям, цветам, танцевальным движениям), имеющим нередко разные значения. Ему надо учитывать особенности контекста, в который эти знаки попадают, ассоциации, которые они могут «потянуть» за собой, символику, которая может быть в них усмотрена, эмоциональные нюансы, которые подчас неявно сопровождают их восприятие, и т. д. Если он что-то здесь не учтет, то художественный образ померкнет, исказится, не вызовет должной эмоциональной реакции. Потому-то и приходится ему так придирчиво относиться к каждому слову, звуку или штриху.

Вторичные языки культуры обладают особой, как правило более сложной, структурой (они «приобретают дополнительную сверхструктуру», как говорит Лотман), чем «первичные» языки, что позволяет с их помощью в разных ракурсах «моделировать» мир, в котором мы живем. Чтобы разбираться в содержании различных культурных форм, необходимо понимать вторичные знаковые системы, с помощью которых их содержание кодируется.

Разнообразие первичных и вторичных знаковых систем – необходимое условие функционирования и развития культуры. Накапливая жизненный опыт и расширяя свое образование, людям приходится прежде всего учиться их языкам. Поэтому каждый человек выступает как «полиглот», владеющий множеством языков культуры.

Язык служит людям, во-первых, средством мышления, во-вторых, средством общения.

1) в процессе мышления язык выполняет три основные функции (их называют когнитивными (знание, познание) функциями языка):

а ) номинативная функция. Мышление всегда есть мышление о чем-то, т. е. о предмете мышления. Оно представляет собой оперирование мысленными образами предметов. Слова естественного языка выступают как имена предметов мышления;

б) конструктивная функция. В ходе мышления слова-имена связываются в предложения, описывающие свойства и отношения предметов. Переходя по правилам логики от одних предложений к другим, люди строят вербальные конструкции, с помощью которых описывается и объясняется реальность;

в) аккумулятивная функция. В языке аккумулируются, т. е. фиксируются и сохраняются, результаты мышления – различного рода знания.

2) выступая в качестве средства общения, язык выполняет коммуникативные функции. Они проявляются в речи. Язык и речь – понятия взаимосвязанные, но не тождественные. Речь – это язык в действии.

Важнейшие коммуникативные функции языка:

- референтная функция связана с предметом сообщения. Она заключается в передаче информации о нем. Предметом сообщения может быть и описание какого-то феномена (как реального, так и вымышленного), и пожелание или повеление, и вопрос.

- экспрессивная функция касается отражения в сообщении личности автора. Речь выступает как средство самовыражения личности. Автор передает свои чувства, переживания и эмоции, свое отношение к тому, о чем идет речь.

- импрессивная функция ориентирована па адресат сообщения и предполагает воздействие на его состояние. Благодаря ей адресат получает не только информацию о предмете сообщения, но и эмоциональные впечатления – как об этом предмете, так и об авторе. Эта функция позволяет вызвать у адресата определенные настроения, чувства, желания и побудить его к каким-то действиям.

- поэтическая (эстетическая) функция. Она касается эстетических свойств сообщения и становится особенно важной, когда речь (устная или письменная) выступает как художественный текст, как произведение искусства.

Умение наиболее эффективным образом использовать коммуникативные функции языка характеризует культуру речи. Культура речи определяется, во-первых, соблюдением общепринятых языковых норм и, во-вторых, особенностями индивидуального стиля речи.

Общепринятые языковые нормы – это вошедшие в традицию, закрепленные в литературных образцах, словарях, учебниках правила грамматики, стилистики, произношения, словоупотребления и словообразования. Культурная речь удовлетворяет этим нормам. Однако в реальной жизни существуют разнообразные формы отклонений от «правильной» речи (просторечие, жаргоны, диалекты, говоры и наречия).

Индивидуальный стиль речи отражает свойственные данному индивиду предпочтения в использовании выразительных средств языка, его манеру изложения мыслей и построения высказываний, набор излюбленных слов и выражений.

Как средства общения языки функционируют различным образом. Исторические судьбы языков складываются так, что одни из них становятся универсальными средствами социального контакта и обмена информацией, приобретают статус государственных, получают всемирное распространение, другие же «ограничиваются» более узкой сферой обращения и употребляются лишь в быту. В этом плане можно различать следующие типы языков:

- языки международного общения;

- национальные языки, которые существуют как в разговорной, так и в письменной форме и служат универсальным средством общения для определенного народа;

- племенные разговорные языки, не имеющие письменности;

- «одноаульные» бесписьменные языки с узкой семейно-бытовой сферой обращения.

2. Основные типы знаков и знаковых систем, используемых во всех культурах, таковы:

- естественные знаки. Это вещи и явления природы, которые указывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Чаще всего естественный знак является частью какого-то целого и потому дает информацию о последнем. Естественные знаки – это знаки-признаки. Простейший пример: дым как знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они выступают, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию. Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных светил могут многое сказать тому, кто способен «расшифровывать» данные знаки. Тот же, кто не может этого сделать, скорее всего, просто не воспримет их как знаки.

- функциональные знаки. Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком. Например, обнаруженное археологом в кургане оружие – функциональный знак, свидетельствующий о том, что в кургане захоронен воин. Обстановка квартиры – комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг на книжной полке говорит об их вкусах и интересах. В качестве функциональных знаков могут выступать не только предметы, но и действия людей. Всякий школьник знает: когда учитель водит пальцем по классному журналу, это знак того, что он сейчас вызовет кого-то отвечать Функциональные знаки – тоже знаки-признаки. Но в отличие от естественных знаков, связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена не их объективными свойствами, а теми функциями, которые они выполняют в деятельности людей. Эти знаки создаются человеком для практического использования, а не с целью наделить их знаковой функцией; используясь по прямому назначению, они заодно выполняют и знаковую функцию. Они могут выступать в качестве знаков только потому, что включены в человеческую деятельность и несут в себе информацию о ней. Чтобы извлечь из них эту информацию, требуется иметь какие-то предварительные знания об условиях их применения в человеческой деятельности.

- иконические знаки. Это принципиально иной класс знаков по сравнению с естественными и функциональными. Иконические знаки – знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Это знаки в полном смысле слова. Если для предметов, выступающих в качестве естественных и функциональных знаков, знаковая функция является побочной и выполняется ими как бы «по совместительству», то для иконических знаков она главная и основная. Они, как правило, искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей.

- конвенциональные (условные) знаки. Конвенциональный знак служит обозначением предмета «по условию» – потому, что люди условились считать его знаком данного предмета. Конвенциональные знаки обычно имеют мало общего с тем, на что указывают, и придание им определенного значения есть лишь результат соглашения, договора. Конвенциональные знаки создаются специально для того, чтобы выполнять знаковую функцию, и ни для какой другой цели не нужны.

Видами конвенциональных знаков являются сигналы – знаки извещения или предупреждения (например, цвета светофора, автомобильные гудки) и индексы – условные обозначения чего-либо, имеющие компактный, легко обозримый вид и применяемые для того, чтобы выделить некоторые предметы и ситуации из ряда других (например, показания приборов, картографические знаки).

Особое место среди конвенциональных знаков занимают символы. Они не только обозначают некоторый объект, но и несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Символы обычно имеют не только конвенциональный, но и иконический характер, т. е. являются изображениями какого-то предмета. Как писал один из основоположников семиотики Ф.де Соссюр, символ «не до конца произволен»: весы могут быть символом справедливости, поскольку иконические содержат идею равновесия, а, например, колесница – нет. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в. христианской религии; «птица-тройка» у Гоголя; «голубь мира» у Пикассо. Символ обладает двухслойным строением. Его внешний, «первичный» слой – образ некоего объекта, а «вторичный», собственно символический слой – мысленно сопрягаемая с этим объектом идея (иногда по своему содержанию весьма далекая от него). Символический слой может содержать в себе идеи и понятия разной степени общности и абстрактности. Язык символов самые абстрактные идеи выражает в конкретно-наглядной форме.

- вербальные знаковые системы – естественные языки. Это исторически сложившиеся знаковые системы, образующие основу – семиотический базис – всей культуры говорящих на них народов. Их называют «естественными», чтобы отличить от искусственных (например, формализованных) языков.

Естественный язык имеет целый ряд преимуществ перед другими знаковыми системами: он удобен для пользования (не нуждается в предварительной подготовке каких-либо материальных средств, оставляет свободными руки), экономичен (при малых затратах энергии способен за малое время передавать большие объемы информации), надежен (кодирует информацию в большем, чем необходимо для ее восприятия, количестве знаков, что позволяет избежать ошибок, даже когда в сообщении имеются пропуски и искажения). Но самая главная особенность языка, отличающая его от всех других знаковых систем, заключается в его специфической структурной организации. Он представляет собой полиструктурную, разветвленную, иерархическую, многоуровневую систему знаков, которая открыта для изменений и способна к неограниченному развитию. Благодаря своей организации язык оказывается уникальным и удивительно богатым по своим возможностям средством выражения, хранения, обработки и передачи самой разнообразной информации.

- знаковые системы записи. Особенность знаковых систем записи заключается в том, что они возникают на базе других знаковых систем – разговорного языка, музыки, танца – и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых систем записи – одно из величайших достижений человеческой мысли. Особенно большую роль сыграло появление и развитие письменности, позволившее человеческой культуре выйти из начального, примитивного состояния. Без письменности было бы невозможно развитие науки, техники, искусства, права.

Зародышем письменности было так называемое «предметное письмо», возникшее еще в первобытном обществе использование предметов для передачи сообщений (например, оливковой ветви как знака мира). Первой стадией истории письменности было письмо в рисунках (пиктография). На следующей стадии возникает идеографическое письмо, в котором рисунки приобретают все более упрощенный и схематический характер (иероглифы). И, наконец, на третьей стадии создается алфавитное письмо, в котором используется сравнительно небольшой набор письменных знаков, означающих не слова, а составляющие их звуки устной речи.

Аналогичным образом развивалась и запись музыки – нотное письмо, и система записи танца. В настоящее время для записи музыки и танца часто используются технические средства - аудио- и видеосистемы. Одним из важных направлений развития систем записи стало создание формализованных языков, с разработкой которых связано развитие электронно-вычислительной техники.

3. Появление и развитие письменности порождает принципиально новые возможности культурного прогресса. Бесписьменные языки могли обеспечить передачу лишь того объема знаний, который хранился в фольклоре и ограничивался возможностями памяти жреца или сказителя. Письменность позволяет обществу транслировать информацию, количество которой намного превосходит объем памяти отдельного человека. Возникают библиотеки, выполняющие функцию хранилищ знания и делающие его доступным для грядущих поколений. Снимаются временные и пространственные границы общения: становится возможной коммуникация между людьми, живущими на больших расстояниях друг от друга и в разное историческое время. Благодаря письменности изменяются качества информации, сохраняющейся в обществе. Оригинальная, нестандартная мысль, которая среди современников считается не заслуживающей запоминания, без письменности была бы после смерти автора забыта и потомки бы о ней не знали. Письмо дает возможность запечатлеть и сохранить ее. Это создает широкие возможности для развития творчества.

Письменность открыла путь к тиражированию текстов – книгопечатанию. В результате круг читателей чрезвычайно расширился. Возникли условия для массового образования и просвещения народа. Вместе с тем школьное обучение грамоте стало непременным условием функционирования письменной речи, сохранения языковых традиций и непрерывности существования культуры сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную – математическую» статистическую, логическую - обработку.

Необходимость в культурном коде возникает тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла. Культурный код – это то, что позволяет понять преобразование значения в смысл. Культурные коды находятся внутри всех языков культуры, но найти их непросто – они проявляют себя при переходе с одного уровня смысла на другой.

Наиболее универсальной знаковой системой является язык.

Поскольку сознание человека есть сознание языковое, все виды надстроенных над сознанием моделей могут быть определены как вторичные моделирующие системы. Рассматривая их природу, можно заметить, что сложность структур прямо зависит от сложности передаваемой в них информации. Так, например, поэтическая речь - структура большой сложности в сравнении с естественным языком. И если бы объем информации, содержащейся в поэтической речи и обычной, был одинаковым, художественная речь потеряла бы право на существование. Но художественная структура позволяет передавать такой объем информации, который совершенно недоступен для передачи средствами элементарного языка. Пересказывая содержание стиха обычной речью, мы разрушаем структуру и, следовательно, доносим совсем не тот объем и качество информации.

Культура – коллективная память, коллективный интеллект, т.е. механизм ее хранения и передачи сообщений (текстов) и выработки новых. Знаки и знаковые системы представляют собой детали этого механизма. Чтобы понять их природу и как они функционируют, необходимо рассмотреть культуру в 3-х аспектах:

- как мир артефактов;

- как мир смыслов;

- как мир знаков;

Рассмотрим эти аспекты.

1) создавая культуру, люди отделяются от природы и строят новую среду обитания. Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называют артефактами. Культура есть мир артефактов-мир человеческой деятельности и ее продуктов;

2) смысл вещей существует не в них самих, а в культуре, их породившей, и в тех, кто эту культуру освоил. Смысл создается и придается вещам людьми. Значит культура это не просто совокупность продуктов человеческой деятельности (артефактов), а это мир смыслов. Культурный смысл – это выработанная историческим опытом информация, посредством которой определенное сообщество людей, создающих свой образ жизни и культуру, постигает и понимает окружающий мир и свое предназначение в нем.

В естественных языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: прямой смысл, косвенный, переносной смысл, скрытый смысл и т.п.

3) выступая в качестве носителей смысла «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками. Знак есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и переработки. В культуре исторически складываются разнообразные системы знаков (коды). Культура в качестве мира знаков предстает перед нами в единстве материального и духовного. Действительно, знак есть чувственно воспринимаемый, материальный предмет, а его значение (смысл, информация) – продукт духовной деятельности людей.

Таким образом, феномены культуры – это любые артефакты, которые несут в себе смыслы, т.е. выступают как знаки, обладающие значениями. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержится социальная информация.

Явления культуры – это знаки и совокупности знаков (тексты), в которых закодирована социальная информация, т.е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл. Понимать какое-либо явление культуры – значит видеть в нем не просто чувственно воспринимаемую вещь, но его «невидимый» субъективный смысл. Именно постольку, поскольку явление выступает в качестве знака, символа, «текста», который нужно не только наблюдать, но и осмысливать, оно и становится фактом культуры.

Роль языка в развитии культуры:

- язык – это зеркало культуры, в нем отражается окружающий мир и картина мира.

- способ хранения информации, в частности, о духовных и материальных ценностях народов.

- позволяет упорядочивать сведения об окружающем мире.

- играет важную роль в адаптации человека в природной и социальной среде.

- способствует организации и координации человеческой деятельности.

- инструмент культуры, участвующий в формировании личности.

4. Изучение языков культуры и культурных кодов тесно связано с проблемой понимания, эффективности культурного диалога, который может протекать во времени как «по вертикали», т.е. между культурами разных эпох, так и «по горизонтали» - между культурами, существующими в одну историческую эпоху. Межкультурная коммуникация, т. е. диалог культур - это сложный и противоречивый процесс. В различные эпохи он проходил по-разному: случалось, что культуры взаимодействовали достаточно мирно, но чаще межкультурная коммуникация сопровождалась конфликтами, конфронтацией, подчинением слабого сильному, лишением слабого его культурной самобытности. Идея диалога культур как залога мирного и равноправного развития впервые была выдвинута М. Бахтиным. По его мнению, между культурами дожжен осуществляться нескончаемый диалог, обогащающий и позволяющий использовать опыт разных культур в развитии человечества. Каждая культура прошлого, вовлечённая в диалог, например, с последующими культурными эпохами, постепенно раскрывает заключённые в ней многообразные смыслы, часто рождающиеся помимо воли творцов культурных ценностей. В тот же процесс «диалогичного взаимодействия» должны быть вовлечены и современные культуры.

Межкультурная коммуникация может принимать форму интеграции, ассимиляции или аккультурации. Под интеграцией понимают процессы, результатом которых должна стать взаимосогласованность различных субъектов, элементов культуры. Интеграция включает в себя:

- логическую, эмоциональную и эстетическую согласованность культурных значений;

- процесс согласования между отдельными культурами или элементами одной культуры;

- соответствие между культурными нормами и реальным поведением носителей культуры и т.д.

При взаимодействии представителей разных культурных традиций может происходить с большими трудностями, но это совершенно необходимо в условиях глобализации мировой культуры.

Другой формой межкультурной коммуникации является ассимиляция – процесс усвоения представителями одной этнокультурной группы другой культуры и одновременной утраты собственного культурного облика. В истории человечества множество примеров того, как в результате межкультурных контактов одни культуры поглощались другими. Процесс ассимиляции может быть как спонтанным, так и целенаправленным, т.е. призванным окончательно искоренить какую-либо культуру. Но случаи полной ассимиляции встречаются очень редко, чаще имеет место процесс взаимовлияния культур. Поэтому в культурологии появился термин «аккультурация» - т.е. процесс взаимодействия культур, в ходе которого всеми взаимодействующими культурами усваиваются новые элементы и в результате смешения разных культурных опытов появляется новое культурное образование.

В культурном диалоге большую роль играет понимание культурных кодов. Так, например, европейская средневековая живопись, как и всё средневековое искусство, пронизаны христианской символикой. Поэтому незнание этого культурного кода может создать для зрителя трудности в восприятии произведений искусства. А незнание молодёжного сленга делает жизнь подростков закрытой от внимания взрослых.

 

Контрольные вопросы:

1. Роль языка в генезисе культуры.

2. Какие науки занимаются проблемами языка?

3. Что такое язык культуры?

4. Что такое знак, знаковая система, символ, культурный код?

5. Какая существует классификация языков?

6. Назовите основные типы знаков и знаковых систем.

7. Что такое текст?

Лекция. Ценности и нормы в культуре.

План.

1. Понятие об обыденном и специализированном уровнях культуры.

2. Понятие культурной нормы, виды норм, их значение для развития культуры.

3. Понятие и классификация ценностей.

 

1. В своей повседневной жизни человек имеет дело с обыденным уровнем культуры. Обыденная культура - владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни – в семье, в общении с друзьями. Через контакты и отношения с другими членами общества он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. В то же время в процессе исторического развития, в результате разделения труда, в разных сферах жизнедеятельности человека стали выделяться профессии, требовавшие специального образования. Это привело к формированию специализированной культуры, которая представляет собой совокупность специальных знаний, умений, навыков и результатов профессиональной деятельности в ограниченной сфере. Например, культура ведения хозяйства на специализированном уровне – это экономика, торговля, финансы, а на обыденном – домашнее и приусадебное хозяйство. В религиозной деятельности также можно выделить обыденный и специализированный уровни: специализированный слой представляют систематизированные религиозные учения, конфессии, а обыденный – мистика, бытовая магия, суеверия. Художественная культура представлена на обыденном уровне бытовым искусством и имитационно-игровой деятельностью, а на специализированном – профессиональное или самодеятельное искусство под руководством профессионалов.

 

Обыденный уровень Специализированный уровень
Культура социальной организации и регуляции Хозяйственная культура
Домашнее и приусадебное хозяйство Экономика, торговля, финансы
Правовая
Нравственность, мораль, общественное мнение Право, юриспруденция, система охраны общественного порядка
Политическая культура
Взаимоотношения между людьми Государственная политика, идеология, военное, полицейское и административное дело
Культура познания мира, человека и межличностных отношений Философская культура
Здравый смысл, представления о мире, народная мудрость Труды философов-специалистов
Научная культура
Повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика Профессиональная наука
Религиозная культура
Бытовая магия, мистика Религиозные системы, учения
Художественная культура
Бытовое, развлекательное искусство Искусство, построенное на специальном образовании, под руководством профессионалов
Культура социальной коммуникации (информационная) Культура СМИ
Сплетни и слухи Профессиональные СМИ, реклама и общественные связи
Информационно-кумулятивная культура
Предания, верования, легенды Система музеев, библиотек, архивов, электронных баз данных
Культура межличной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний
Система домашнего воспитания, дворовые компании, традиции, обычаи и нравы Система среднего и высшего профессионального образования, специальные воспитательные учреждения, клубы и кружки по интересам
4) Культура физической и психической репродукции, реабилитации человека Сексуальная культура
Существует лишь на обыденном уровне  
Культура физического развития
Физическая культура, массовый спортивный туризм Профессиональный спорт и туризм
Культура поддержания и восстановления здоровья
Траволечение, знахарство Медицина, система санаторно-лечебного обслуживания
Культура восстановления энергобаланса человека
Домашнее питание Профессиональная кулинария, система и структура питания
Культура отдыха, психической реабилитации человека
Сон, алкоголь Система организованного досуга, культурный туризм.

 

Важной составляющей и характеристикой обыденного уровня культуры является культура общения. Она проявляется в человеке через его действия и отношения к другим людям, живым существам, предметам. Основа культуры общения – терпимость, уважение к окружающим. Показателями высокой культуры общения являются умение вести дискуссию, доказывать свои взгляды несиловыми способами, вежливость, доброжелательность, сочувствие, выдержка, спокойствие в неприятных и критических ситуациях. По природе своей человек – существо эгоистичное, поэтому культура общения часто проявляется и в способности уступать, не проявлять открытого недовольства, раздражительности. Культура общения не имеет ничего общего с лицемерием, но она выражается в умении сдержать первоначальный эмоциональный порыв, вникнуть в состояние других людей. Так что можно утверждать, что культура общения – это преодоление эгоизма, безразличия к другим. Соблюдение правил культуры общения является условием общественного и межличностного согласия и взаимопонимания.

Но в современном обществе всё большую роль играет специализированный уровень культуры, связанный прежде всего с творческой, профессиональной деятельностью. Социальный статус личности, являющийся одной из важных ценностей, определяется профессиональной принадлежностью, уровнем доходов и карьерным ростом. Ценность любого работника определяется сочетанием двух культурных составляющих: культуры общей и профессиональной. Культура поведения, уровень образованности и общий кругозор, наличие интересов вне производства помогают человеку произвести благоприятное впечатление, наладить добрые отношения в коллективе, расширяют его творческие возможности. Но современные работодатели больше внимания уделяют профессиональной культуре человека, или его профессионализму. Профессионал – это специалист, обладающий знаниями и умениями в определённой сфере деятельности, способный эффективно решать задачи разной степени сложности. Профессионализм включает в себя:

· Знание технологии данного производства или вида деятельности;

· мастерское владение необходимыми операциями;

· умение поддерживать стабильную работу всей системы;

· профессиональная компетентность;

· практическая адаптация к предлагаемому виду деятельности (если хирург упадёт в обморок при виде крови…);

· дисциплинированность;

· умение принимать адекватные (соответствующее обстоятельствам) решения в проблемных ситуациях.

Соотношение общей и профессиональной культуры работника приобретает большое значение в связи с бурным развитием технологий. Негативные последствия может иметь замкнутость специалиста на своей деятельности. Замена реальности в сознании специалиста процессами его деятельно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: