Лабораторная работа №9
ИЗМЕНЕНИЕ ОРИЕНТАЦИИ ТЕКСТА В ЯЧЕЙКЕ, ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ВОЗМОЖНОСТЯМИ БАЗ ДАННЫХ Excel. СОРТИРОВКА ДАННЫХ ПО НЕСКОЛЬКИМ КЛЮЧАМ. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТА К ПЕЧАТИ.
Цель: научиться изменять ориентацию текста в ячейке, ознакомиться с возможностями баз данных Excel, сортировкой данных по нескольким ключам, а также подготовить документ к печати.
В ходе выполнения работы необходимо:
• создание таблицы;
• заполнение таблицы данными традиционным способом и с применением формы;
• подбор данных по определенному признаку.
Создание таблицы
· Ввела заголовки таблицы в соответствии с предложенным образцом.
Приход | Расход | Остаток | |||||||
№ | Отдел | Наименование товара | Единица | Цена приход | Кол-во приход | Цена расхода | Кол-во расхода | Кол-во остатка | Сумма остатка |
· Для того, чтобы вся таблица могла разместиться по ширине на листе, в некоторых ячейках текст "повернут на 90° (с помощью команды Формат_Ячейки..., на вкладке Выравнивание, выбрала Ориентацию текста и активизировала переключатель Переносить по словам (вертикальное выравнивание оставьте По нижнему краю).
· Задала обрамление таблицы(Формат_Ячейки, вкладка Рамка).
· Вставила формулы для количества остатка ("Кол-во Прихода" минус "Кол-во Расхода") и суммы остатка ("Кол-во Остатка" умножить на "Цену Расхода"). Распространила эти формулы вниз по таблице.
|
Заполнение таблицы
Ввод данные в таблицу производила не по отделам, а вперемешку (в порядке поступления товаров в магазин).
Приход | Расход | Остаток | ||||||||
№ | Отдел | Наименование товара | Единица | Цена прихода | Количество прихода | Цена расхода | Количество расхода | Количество остатка | Сумма остатка | |
Винно-водочный | водка "Дрова" | бут.2 л. | 400р | 450р. | ||||||
Кондитерский | зефир в шоколаде | упак. | 20р | 25р. | ||||||
Кондитерский | конфета "Сластёна" | кг. | 120р | 135р. | ||||||
Молочный | сыр | кг. | 65р | 85р. | ||||||
Молочный | кефир | бут.1 л. | 33р | 35р. | ||||||
Мясной | колбаса "Сочинская" | кг. | 110р | 120р. | ||||||
Мясной | балык | кг. | 120р | 140р. |
· Выделила таблицу без верхней строки заголовка (так как Excel определяет поля базы данных по одной первой строке выделенной таблицы), но захватила нижнюю незаполненную строку (т.к. иначе я бы не смогла продолжить заполнение таблицы в режиме формы).
Перемещаться между окнами редактирования (в которые вносятся данные) удобно клавишей (Tab}.
Когда заполните всю запись, нажмите клавишу {Enter}, и вы автоматически перейдете к новой чистой карточке-записи
Оперирование данными
Итак, я могу заполнять таблицу в порядке поступления товаров, а хотелось бы иметь список товаров по отделам, для этого применим сортировку строк.
Выделите таблицу без заголовка и выберите команду Данные -_Сортировка... (Рис. 6.3).
Рис. 6.3. |
|
• Выбираем первый ключ сортировки: в раскрывающемся списке "Сортировать" выберите "Отдел"5 и установите переключатель в положение "По возрастанию" (все отделы в таблице расположатся по алфавиту).
Продолжим знакомство с возможностями баз данных Excel.
Вспомним, что нам ежедневно нужно распечатывать список товаров, оставшихся в магазине (имеющих ненулевой остаток), но для этого сначала нужно получить такой список, т. е. отфильтровать данные.
· Выделите таблицу со второй строкой заголовка (как перед созданием формы данных).
· Выберите команду меню Данные_Фильтр... _Автофильтр.
· Снимите выделение с таблицы.
· У каждой ячейки заголовка таблицы появилась кнопка (она не выводится на печать), позволяющая задать критерий фильтра. Мы хотим оставить все записи с ненулевым остатком.
· Раскройте список ячейки "Кол-во Остатка", выберите команду Настройка... и, в появившемся диалоговом окне установите соответствующие параметры (>0).
· Вместо полного списка товаров, я получила список непроданных на сегодняшний день товаров.
· Но и это еще не все возможности баз данных Excel. Разумеется ежедневно нет необходимости распечатывать все сведения о непроданных товарах, нас интересует только "Отдел", "Наименование" и "Кол-во Остатка".
Можно временно скрыть остальные столбцы. Для этого выделите столбец №, вызовите контекстное меню (правой клавишей мыши в тот момент, когда указатель мыши находится внутри выделения) и выберите команду Скрыть.
|
Таким же образом можно скрыть и остальные столбцы, связанные с приходом, расходом и суммой остатка.
Вместо команды контекстного меню можно воспользоваться командой горизонтального меню Формат_Столбец_Скрыть.
Для того, чтобы вернуть скрытые столбцы - выделяем таблицу
Формат_Столбец_Показать.
· Для того чтобы восстановить все данные (воспроизвести таблицу в полном виде с перечнем всех товаров), достаточно убрать отметку команды Автофильтр (команда Фильтр... меню Данные).
Прежде чем напечатать любой документ, выполните просмотр (Файл_Предварительный просмотр или воспользуйтесь кнопкой Предварительный просмотр панели инструментов).
Вывод: В ходе выполнения работы научилась изменять ориентацию текста в ячейке, ознакомилась с возможностями баз данных Excel, сортировкой данных по нескольким ключам, а также подготовкой документа к печати.