А. Г. РУЗСКАЯ
Психология младшего школьника / Под ред.
Е.И.Игнатьева. - М, 1960.-С. 128-146.
Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения, - это переход ко все более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Если ребенок 3-4 лет удовлетворяется для изображения самолета двумя палочками, положенными крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом ("чтоб крылья были и пропеллер"). Школьник в 11-12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более полного сходства с настоящим самолетом ("чтоб совсем как настоящий был и летал бы").
Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у детей образов к действительности. <...>
Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации.
Наблюдения показывают, что хорошо известные события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события жизни.
Реализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. У младшего дошкольника в игре все может быть всем. У старших дошкольников уже происходит отбор материала для игры по принципам внешнего сходства.
Младший школьник также производит строгий отбор материала, пригодного для игры. Отбор этот производится по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним настоящие действия.
|
Обязательным и главным действующим лицом игры у школьников I-II классов является кукла. С ней можно производить любые необходимые "настоящие" действия. Ее можно кормить, одевать, ей можно выражать свои чувства. Еще лучше для этой цели использовать живого котенка, так как его можно уже совсем по-настоящему кормить, укладывать спать и пр.
Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуации, образам придают игре и самим образам воображаемые черты, все более и более приближающие их к реальной действительности.
Вот коротенькая иллюстрация.
Идет игра в красноармейцев. Вова козыряет. Толя презрительно улыбается: "Настоящий красноармеец во как делает!" - молодцевато вскакивает и по всем правилам отдает честь.
Эта требовательность основана на способности ребенка к критической оценке, что становится возможным лишь при наличии определенного опыта, знаний и наблюдательности. Эта критичность, корригирование образов воображения младшего школьника объективной реальностью увеличивается от класса к классу.
Однако следуют отметить, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей степени и для школьников (случаи детской лжи и пр.). Фантазирование такого рода играет еще значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но тем не менее оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает "условность" своего фантазирования, его несоответствие действительности.
|
В сознании младшего школьника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения
усиливается. Однако реализм детского воображения, в частности воображения младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально иной.
Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.
Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивности, простого воспроизведения. <...>
Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. Тема игры - воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры - есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни.
Однако с возрастом элементов репродуктивности, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представлений. <...>
|
Так, в сочинении на тему о прогулке дети I-II классов воспроизводят свои впечатления. Просто рассказывают о реальной, действительной прогулке в лес, имевшей место незадолго до сочинения.
Ученики III класса также описывают прогулку в лес, но несколько творчески перерабатывают имеющиеся впечатления, придавая им иную сюжетную связь. Появляется вымысел. Но вымысел заключается в том, что ученики III класса рассказывают не только о той прогулке, которая была недавно, а присоединяют к недавним впечатлениям воспоминания о походе в лес за грибами в прошлом году.
И лишь ученики IV класса дают действительно творческую переработку полученных ими впечатлений, комбинируя их таким образом, что возникают новые сочетания, новые ситуации, которых не было в их непосредственном опыте. Такая эмансипация воображения детей младшего школьного возраста от непосредственных впечатлений является следствием расширения их опыта.
Одной из характерных черт воображения детей младшего школьного возраста является его наглядность и конкретность.
Все, что слышит ребенок, он переводит в наглядный план. Перед его взором проходят живые образы, картины. И поэтому часто в переложении ребенка тот или иной, доступный его возрасту, короткий рассказ звучит более живо, с большим количеством подробностей, чем это дано автором. Однако такая яркая наглядность обнаруживается у младших школьников только к IV классу, и то не у всех.
У более младших школьников конкретность и наглядность образов их воображения проявляется по-иному. <...>
У детей I-II классов чтение и рассказывание требуют опоры на картинку, на конкретный образ. Иначе они не могут вообразить, воссоздать описываемую ситуацию.
Конкретность воображения младшего школьника выражается также и в том, что детям младшего школьного возраста в воображаемых действиях, в игре, например, необходима непосредственная опора на какие-либо конкретные предметы, иначе не может развиваться действие.
У детей I-II классов игра всегда протекает с использованием каких-либо атрибутов, предметов. Но они реже встречаются у детей III-IV классов, так как уже в этом возрасте у младших школьников начинает развиваться и тот вид воображения, который называется вербально-мыслительным воображением и который составляет как бы новый этап в развитии воображения по отношению к воображению, носящему сугубо конкретный характер.
При развивающемся вербально-мыслительном воображении опора на предмет и даже действие если и имеет место, то побочное, третьестепенное. На первое место выступает рассказ, вымысел, осуществляемый лишь в словах. Образы воображения приобретают уже более обобщенный характер.
Все чаще и чаще у детей младшего школьного возраста наблюдается игра "ни с чем". Так, девочка, зарывшая ноги в песок и стоящая неподвижно с прижатыми к телу руками, говорит: "Я дерево, видишь, я расту. Вот ветки, вот листочки". Руки девочки начинают медленно подниматься, растопыриваются пальчики. "Видишь, ветер меня качает", - и "дерево" начинает наклоняться и трепетать "листочками-пальцами".
Ярким примером развивающегося вербально-мыслительного воображения младшего школьника может служить описанная Л.Кассилем игра двух мальчиков в выдуманную ими страну "Швамбранию".
С каждым годом обучения в школе развитие воображения все в большей степени базируется на освоении технических приемов действий в той или другой области творческой деятельности. Развитие воображения в области рисования начинает опираться на технические знания в области построения рисунка, развитие музыкального воображения - на знание техники исполнения, конструкторское воображение невозможно без технических познаний, помогающих практически создавать ту или иную модель. Литературное творчество в этом возрасте невозможно без овладения навыками письменной речи.
В школьном возрасте воображение в той или иной области иногда делается более тусклым в связи с тем, что у детей отсутствуют знания и практические умения.