Игра «Буква заблудилась»




Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Путешествие по стране «Пиши-Читай»

Занятие №9

Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.

Задачи:

Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов. Учить связывать существительные с соответствующими глаголами. Закреплять умение группировать предметы. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Формирование умения делить слова на слоги, определять ударный слог.

Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, внимание, память, мышление.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай»,мяч, кроссворд, изображение королевы Азбуки и маленьких человечков, разрезная азбука для демонстрации на доске и индивидуальной работы детей, блокноты для детей.

Ход занятия

Воспитатель: Игра:

"Перекличка" (с мячом).

Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук. (Дети называют свои имена и садятся).

Воспитатель: Ребята, наше путешествие по стране «Пиши-Читай» продолжается. Дорога нас привела на гору «Умников», на которой в красивом замке живет маленький народ Умники и Умницы во главе со своей королевой. Ее имя мы узнаем, если отгадаем кроссворд, который подготовили для нас жители замка.

 

 

    к а р а н д а ш
р е з и н к а    
  б у к в ы  
г л о б у с    
    к н и г а    
р а н е ц  
                     

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все,
Что хочешь!
Солнце, море,
Горы, пляж…
Что же это?.

Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш.

Черные, кривые, от рожденья все немые.
Станут в ряд - сейчас заговорят.

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!..
Да нельзя, я - школьный …

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как же зовут королеву народа Умники и Умницы? (читающие дети узнают имя королевы).

Выполняется звуковой анализ слова Азбука

Деление слова на слоги

Выделение ударного слога

Разминка.

«Слушай внимательно»

Когда воспитатель скажет названия городских птиц (воробей, ворона, синица, голубь и т.д.), то дети должны махать руками, как птицы.

Если он произнесет названия животных наших лесов (лиса, медведь, волк, заяц), то детям нужно имитировать движения этих животных;

Если же педагог говорит названия насекомых (муха, стрекоза, жук, гусеница и т.д.) дети должны ползать по комнате.

Воспитатель: (На карте появляются королева Азбука и маленькие человечки: девочка и мальчик, жители замка на горе «Умников»). Жители замка приготовили для нас интересные задания и хотят поделиться интересными историями про «хитрые» слова. Хотите узнать про такие «хитрые слова»? (Да). Тогда слушайте.

Среди множества слов, которыми мы пользуемся в жизни, есть очень много «хитрых». Например, есть слова, противоположные по значению:

большой — маленький,

толстый — тонкий,

веселый — грустный.

 

Воспитатель: Давайте попробуем поиграть с «хитрыми» словами.

Игра «Хитрые слова».

Я вам буду читать стихи, а вы, помня это правило, должны их закончить.

 

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — … («низко»),

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — … («близко»).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты — … («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай — … («конец»).

 

Воспитатель: А есть еще одни «хитрые» слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Например, бегемот еще называется гиппопотамом, дворец называют з амком, лошадь можно называть кобылой. (Воспитатель вместе с детьми вспоминают такие слова и назвать их.)

 

Самолет — аэроплан, аэробус.

Родник — ключ, источник

Камень — булыжник.

Гора — скала.

И т. д.

Воспитатель: Но и это еще не все «хитрые» слова. Есть слова, которые пишутся одинаково, но ударение падает на разные слоги и от этого меняется значение слова – зАмок - замОк, Атлас - атлАс. Есть еще один вид «хитрых» слов, которые звучат и пишутся одинаково, а обозначают разное. Например, «ключ». Это может быть ключ для открывания дверей, а может быть — родничок. Или слово «ручка », которое может обозначать и руку, и ручку, которая пишет или дверная ручка. Слово «завод». Это может быть здание, учреждение и завод часов. Слово «брак» - может означать плохо сделанное изделие и брак между мужчиной и женщиной.

А есть еще слово «норка». Какое значение этого слово представляете вы себе? (ответы детей). Вот послушайте стихотворение и попробуйте рассказать о чем в нем идет речь.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если норки нету в норке,

Может, норка возле норки?

Нет нигде, пропал и след.

Норка здесь, а норки нет.

 

Воспитатель: Вот, сколько, много в русском языке «хитрых» слов. Давайте еще раз вспомним группы таких слов:

Слова, противоположные по значению;

Слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же;

Слова, которые звучат одинаково, а обозначают разное.

Физкультминутка

Игра «Что делает предмет?» (проводится на ковре)

Дети становятся полукругом вокруг воспитателя. Воспитатель называет разные предметы и бросает мяч. Те, кто получит мяч, должны будут называть, что делает этот предмет.

Например:

нож, ножницы — режут;

карандаш, фломастер, ручка — рисуют;

мыло — мылит;

молоток — стучит.

топор – рубит

пила - пилит и т. д

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что если звуки подружились и буквы, которые обозначают эти звуки, встали рядом, то они образуют слог, а слоги сливаются в слова. Сейчас и мы с вами попробуем из слогов образовать слова.

Вот перед вами на доске слоги. Выложите у себя такие же слоги. (работа ведется по строчкам). Давайте прочитаем их:

УК, ОМ, АМ,

СЫ, РЭ, ПИ

Молодцы, а теперь давайте из этих слогов попробуем образовать слова. А для этого нужно к ним подставить согласные буквы или в начале, или в конце. (дети, при помощи воспитателя образовывают новые слова и читают, что получилось).

Варианты: ЖУК, БУК, ДОМ, СОМ, САМ, ДАМ, СЫР РЭП, ПИР и т.д.

 

Игра «Буква заблудилась»

Воспитатель еще раз напоминает детям про то, что слова складываются из букв. В словах буквы стоят, как и в алфавите, по определенному порядку. Но случается, что буква заблудится, и тогда меняется слово, например: дом — дым, стол — стул. Затем читает детям стихотворение:

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась,

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Воспитатель: Послушайте внимательно следующие стихи и скажите, какая буква заблудилась так, что изменила слово.

1. Синеет море перед нами.

Летают майки над волнами.

2. На виду у детворы

Крысу красят маляры.

3. Сели в ложку и айда,

Плаваем туда-сюда

Воспитатель:

С какими словами мы сегодня познакомились? (с «хитрыми» словами)

Какие группы «хитрых» слов вы узнали? (слова, противоположные по

смыслу, слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же, слова, которые звучат одинаково, а обозначают разное).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Королева Азбука и ее жители Умники и Умницы очень нами довольны и приготовили небольшие подарки.

(блокноты). Наше путешествие на сегодня заканчивается. В следующий раз мы с вами отправимся на поляну ребусов. Научимся их разгадывать. Будет очень интересно. Давайте поблагодарим гостеприимных хозяев горы Умников за новые знания, которые мы получили в их замечательном замке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: