Кузьмина Ольга Сергеевна




Планирование основных направлений коррекционно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Кузьмина Ольга Сергеевна

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья – это многогранный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество.

Коррекционное воздействие – это специально разработанная система:

­ воспитательных мероприятий;

­ оформления окружающей среды;

­ разработки коррекционно-развивающих упражнений;

­ овладение технологиями обучения, обеспечивающими взаимодействие с обществом (сверстниками, взрослыми) и побуждающими каждого высказать свое «Я» и т.п.

Ориентируясь на положение Л.С.Выготского о том, что «ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят», в процессе социализации можно выделить два аспекта:

­ усвоение ребенком социального опыта, форм, способов, моделей поведения;

­ воспроизведение системы социальных связей, форм, моделей поведения в активной деятельности ребенка в социальной среде.

Однако наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации:

­ в условиях интернатных учреждений, где семья заменена учреждением;

­ в условиях «социального сиротства»;

­ в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребенка в различные виды практической деятельности;

­ в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта и пр.

Кроме названных, имеется ряд других факторов, которые также отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта. К ним относятся:

- у большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психического развитии;

- односторонность, бедность мотивационной сферы;

- поверхностность, поспешность, нервозность контактов, неумение общаться:

- неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, формирование разного рода «защитных образований», когда вместо умения самому справиться с трудной ситуацией возникает аффективное реагирование;

- «…тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления, для того, чтобы побыть одному, подумать…»;

- иждивенческая позиция, отсутствие бережливость и ответственности;

- инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и непринятие самого себя как личности, неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;

- «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения;

- «заорганизованность» детей во время обучения в школе; отсутствие возможности самостоятельно планировать и организовывать свое время.

Основными задачами по достижению данной цели являются:

2) создание в учреждении коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с дефектом;

3) организация воспитательного процесса в плане развития механизмов продуктивного общения и освоения и усвоения воспитанниками коммуникативных форм поведения;

4) развитие профессиональной деятельности воспитательного корпуса в плане формирования их продуктивной работоспособности на основе учета их мотивационных, потребностных и целевых установок.

В связи с этим выделяются следующие основные позиции воспитательной работы в коррекционной школе:

1. Средствами образования (воспитания) можно создать условия для развития и коррекции нарушенных функций у ребенка независимо от стартовых возможностей, т.е. от степени выраженности дефекта.

2. Воспитатель может создать условия (специально конструируемую «деятельность развивания») ребенку с ОВЗ, которые обеспечат ему формирование успешного жизненного пути, т.е. именно воспитатель создает ситуацию, в которой формируются или не формируются основные механизмы регуляции поведения.

3. Нормальное развитие ребенка с ОВЗ рассматривается как процесс, направленный на то, чтобы человек состоялся, на развитие его личности, т.е. речь, идет о саморазвитии как фундаментальной способности человека становиться субъектом собственной жизни.

4. Обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный контакт ребенка со взрослым.

Сегодняшнее образование предполагает в первую очередь саморазвитие личности, раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида, какими бы особенностями он ни обладал.

Основными направлениями создания коррекционно-развивающей среды должны стать:

- Создание системы позитивно действующих факторов: оформление школы, участка школы, спален, туалетных комнат, столовой, игровых и пр. с меняющимся дизайном; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности; создание информационной службы. Средовое влияние, обеспеченное предметно-пространственным, поведенческим, событийным, культурным окружением, становится коррекционным фактором, способствующим воспитанию личности, формированию ее сущности.

- Разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий и создание из них научно-методической базы, которой мог бы использоваться любой воспитатель.

- Создание психолого-педагогического обоснования работы каждого конкретного воспитателя с учетом его личностных особенностей, его склонностей и способностей.

- Организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации (игротерапия, оригами, арттерапия, психодрамма, куклотерапия).

 

Принципы планирования и организации коррекционно-развивающей среды.

Принцип Приемы и методы реализации
Принцип мотивации Предполагает наличие побуждения, стремления у ребенка к достижению цели. 1.Постановка проблемных заданий. 2.Постановка познавательных задач, предполагающих активизацию интеллектуального компонента познавательной деятельности. 3.Аргументированная оценка.
Принцип продуктивной обработки информации. Создание таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы обработки информации, используя алгоритм, схему решения. 1.«Раскручивание» потенциальных возможностей. 2.Дозированная, поэтапная помощь. 3.Совместная деятельность. 4.Методы и приемы общения, побуждающие воспитанников осваивать, присваивать необходимых социальный опыт.
Принцип развития и коррекции высших психических функций. Обязательное включение в занятие специальных упражнений, направленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции, отдельной ее операции. 1. Учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся/воспитанников. 2. Подбор необходимого материала с учетом зоны актуального и зоны ближайшего развития (подача материала «от простого к сложному» 3. Использование опорных схем.  
Принцип динамичности восприятия. Восприятие – важнейший процесс перцептивного характера, обусловленный обобщенностью и мотивированностью личности. 1.Использование разных видов инструкций. 2.Включение в занятия наглядности с разной степенью неопределенности изображения. 3.Мотив, обеспечивающий активность динамичности восприятия (работа разных комбинированных анализаторов).

 


Планирование основных направлений коррекционно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

  Младший возраст Средний возраст Старший возраст
Мотивы -потребности во внешних впечатлениях, которые реали­зуются при участии взрослого, его поддержке и одобре­нии, что способствует созданию климата эмоционального благополучия; -потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выряжающаяся в желании учиться, приобретать новые знания; -потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно-значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых. -потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать представлениям о лидере; -ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрослого; требования коллектива становится важнейшим фактором психического развития; -возникает потребность личностной самооценки; потребность «взрослости», самостоятельности, «самоутверждения» (ближе к 13 годам); -стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Неудовлетворенность этого стремления создает у подростков конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество (надо загружать активной деятельностью). -желание занять свое место в мире взрослых; -утвердиться в компании сверстников; чувствовать себя уверенно в своей компании и т.п.  
Ведущие виды деятельности -игра в ее наиболее развитой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой формируется ориентация ребенка в самых общих, в самых основных смыслах человеческой деятельности; -учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего возраста, т.к. через нее отрабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми. -учебная деятельность, но не скучная и однообразная, утомительная – иначе будет обратная реакция: живая, нацеленная на потребность и нужды подростка; значимая для него; -деятельность, общение, особенно с другим подростком, компанией друзей; «кодекс товарищества», доминирующий и организующий мотив поведения подростка; -интимно-личное общение (быть с другим, быть значимым в чьих-то глазах). -интимно-личностное общение (друг с другом, с друзьями – через позицию своих настроений и желаний); -учебно-профессиональная деятельность (в большей степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении).
Направления Личностное развитие Диагностика уровня воспитанности, самооценка черт характера. Формирование навыка общения в коллективной деятельности школьников как основы новой социальной ситуации развития. Охрана здоровья и физическое развитие Формирование санитарно-гигиенических навыков; развитие ответственности за свое здоровья. Элементы физического совершенствования тела. Творческое воображение Развитие механизмов творческого восприятия, мышления. Развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама). Трудовое воспитание Отработка навыков учебного поведения. Вооружение основными навыками самообслуживания. Формирование навыков трудовой коллективной деятельности. Основы социализации и общения Отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях (школа, улица и т.д.) Личностное развитие Основы социализации и общения – развитие основ личностной самооценки, становление личностной позиции «Я – сам», «Я и другие», воспитание ответственности за свои поступки, формирование сочувствия к другим, адекватное реагирование на попытку другого вступить в контакт. Охрана здоровья и физическое развитие Формирование системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию и уходу за организмом, по формированию механизмов антистрессового поведения. Трудовое воспитание Развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем, овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с профессиями. Основы гражданского самосознания Знакомство с истоками национальной культуры, основами правового поведения, начальное экономическое просвещение. Творческое развитие Развитие навыка самостоятельного творческого подхода к решению разных жизненных ситуаций как основа социальной реабилитации воспитанников. Основы жизнеобеспечения Развитие навыков ориентированного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях. Личностное развитие Формирование мотивов ориентирующих развитие деятельности подростка во временном аспекте на основе рационального прогноза, т.е. о мотивах, не сконцентрированных на самооценке и защите своего «Я». Охрана здоровья и физическое развитие Система профилактических умений по охране здоровья и здорового образа жизни, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание Профессиональное самоопределение – развитие способности конструировать возможные варианты будущего, трудовое воспитание и жизнеобеспечение. Основы гражданского самосознания Основы правового воспитания, экономического просвещения, знакомство с истоками национальной культуры. Эстетического воспитания Воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, живописи, формирование адекватной моральной самооценки творческих способностей.
Целевые установки 1.Диагностирование уровня воспитанности 2.Создание графиков, отражающих состояние эмоционально-волевой сферы, навыков поведения, общения в коллективе 3.Воспитание навыков учебного поведения, самообслуживания, труда 4.Развитие механизмов творческого мышления 5.Воспитание основ национального самосознания, приобщение к истокам 6.Формирование убеждения о необходимости здорового образа жизни 7.Воспитание умения планировать свою деятельность в свободное время 1.Развитие убеждения в востребованности ребенка как личности 2.Знакомство с основами правового воспитания 3.Формирование мотивов УД 4.Воспитание основ адекватного проведения досуга 5.Воспитание временной перспективы будущего 6.Формирование потребности учиться   1.Определение ценностных ориентиров личности 2.Формирование адекватного отношения к своему возрасту 3.Развитие механизмов самообладания, управления своим поведением 4.Воспитания убежденности в будущей востребованности 5.Отработка умений общения с окружающими 6. Формирование профессионально-трудовых умений и навыков 7.Усвоение норм морали    
Критерии сформированности 1. Личностная идентификация 2. Начальные представления и навыки коммуникативного поведения 3. Развитие ВПФ 4. Убежденность в полной ответственности за своё здоровье 5. Навыки личной гигиены 6. Начальные механизмы творческого воображения 7. Система учебных и трудовых умений и навыков 1. Знает «Какой я», «Что я могу» 2. Имеет достаточно развитое воображение 3. Владеет навыками самообслуживающего труда 4. Имеет представления о труде человека, профессиях 5. Владеет знаниями о здоровье человека, необходимости здорового образа жизни   1. Сформированность ценностных ориентиров личности 2. Сформированность адекватного отношения к своему возрасту. 3. Регуляция своего поведения. 4. Убежденность в будущей востребованности. 5. Способность общаться с окружающими. 6. Сформированность профессионально-трудовых умений и навыков. 7. Владение нормами морали.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: