Риторика 1 сем. 2018-19 уч. г.
Никонова М.Н.
Практическое задание № 9.
Риторический канон.
Инвенция как искусство нахождения, предварительной систематизации
И обработки материала.
Основные термины и понятия данной темы:
Риторический канон, инвенция, диспозиция, элокуция, мемория, акцио, рефлексия, проблемная ситуация, предмет высказывания, тема высказывания (речи), тезис, цель речи, задача речи (выступления), конспект, общее место (топ, топос).
Подготовьте ответы на вопросы:
1. Риторический канон как план работы над речью. Структура риторического канона.
2. Инвенция как искусство нахождения, предварительной систематизации и обработки материала.
3. Выбор темы, требования к теме и определение целевой установки.
4. Источники материала и его типы.
5. Авторская позиция.
6. Изобретение содержания речи: «общее место» (топ) как смысловая модель. Смысловая схема речи.
Освоение теоретического материала:
1. Изучите по пособию: Риторика / под общей ред. В.Д. Черняк. М., 2013:
а) главу 4. Риторический канон (с. 37-42);
б) главу 8. Подготовка и произнесение публичной речи (с. 92-96).
2. Изучите по пособию: Лиммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. – М., 2002:
а) главу 2. Техника подготовки (с. 47-66).
Упражнения:
Задание 1. Прочитайте тексты.
Вероятно, не многие из моих читателей имели случай заглядывать в деревенские кабаки; но наш брат, охотник, куда не заходит! Устройство их чрезвычайно просто. Они состоят обыкновенно из темных сеней и белой избы, разделенной надвое перегородкой, за которую никто из посетителей не имеет права заходить. В этой перегородке, над широким дубовым столом, проделано большое продольное отверстие. На этом столе или стойке продается вино. Запечатанные штофы разной величины рядком стоят на полках, прямо против отверстия. В передней части избы, предоставленной посетителям, находятся лавки, две-три пустые бочки, угловой стол. Деревенские кабаки большей частью довольно темны, и почти никогда не увидите вы на их бревенчатых стенах каких-нибудь ярко раскрашенных лубочных картин, без которых редкая изба обходится.
|
И. С. Тургенев. Певцы.
Быть может, эта весна моя последняя. Да, конечно, каждый молодой и старый, встречая весну, должен думать, что, может быть, это его последняя весна и больше он к ней никогда не вернется. От этой мысли радость весны усиливается в сто тысяч раз, и каждая мелочь, зяблик какой-нибудь, даже слово, откуда-то прилетевшее, являются со своими собственными лицами, со своим особенным заявлением на право существования и участия и для них тоже в последней весне.
М. М. Пришвин. Радость (Последняя весна).
Ответьте на вопросы:
1. Какова тема каждого текста?
2. Какой тип речи представлен в каждом из данных фрагментов — повествование, описание или рассуждение?
3. Какие языковые средства отражают этот тип речи?
Задание 2. Определите в каждом из предложенных случаев вид публичной речи и сформулируйте ее конкретную цель. Коротко опишите повод выступления и аудиторию, где эти речи были бы уместны.
- Если мы не будем управлять своими привычками, они будут управлять нами.
- Выдувание стекла – трудная, но интересная работа.
- Образцовый город современности – Стокгольм (Швеция).
- Обращаясь к врачу сегодня, ты сохраняешь свою жизнь завтра.
|
- Творить добро, не ожидая награды, - отличительная черта христианского характера.
- Ныне наша страна вступает в эру владычества доллара.
- Современный Дон-Кихот.
- Пять нетрудных шагов, ведущих к замужеству.
- Что вдохновляет политика.
- Доброе старое время.
- Даешь бесплатные школьные завтраки!
Задание 3. Изучите предложенные вам публичные речи, в каждом случае определите их тему, вид и целеустановку, докажите.
Текст 1.
Брось сигарету!
Принято говорить, что капля никотина убивает лошадь. Недаром издавна на Руси табак называли сатанинским или антихристовым зельем. Царь Михаил Федорович наказывал курильщиков плетьми и батогами. Сын же его, Алексей Михайлович, запретил курение законодательно.
Японские ученые установили, что экстракт смолы хвойных деревьев с добавкой 0,1 % определенного германийорганического соединения и витаминов вызывает отвращение к никотину. Как сообщил в 1985 году журнал «Clinical Farmacology and Therapy», специалисты из Лос-Анджелеса обнаружили, что аналогичный эффект проявляет 3 %-ный раствор... самого никотина. Через полтора часа после нанесения малого количества такого раствора на кожу заядлых курильщиков концентрация никотина в крови возрастала более чем в полтора раза. Это в свою очередь притупляло желание выкурить очередную сигарету. Когда же ее наконец закуривали, первые затяжки оказывали существенно более слабое действие, чем обычно. Прав был Парацельс: все есть лекарство, и все есть яд — все дело в дозе! Ученые из Мичиганского университета (США) установили, что никотин содержат некоторые овощи, в частности картофель, томаты, баклажаны. Так, 1 г баклажанов содержит такое же количество никотина, какое получает некурящий, проведя 20 минут в прокуренной комнате.
|
(Воронков М. Г., Рулев А. Ю. О химии с улыбкой или Основы пегниохимии. СПб., 1999. С. 49)
Текст 2.
Уважаемый товарищ президент! Уважаемые товарищи депутаты!
Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране, и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучил предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова культура. <...>
Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют и социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и т.д.
Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны. (Аплодисменты.)
(Начало речи Д.С. Лихачева на I съезде народных депутатов СССР,1989 г.)
Текст 3.
…Как обеспечить, чтобы в вузе читали курс лучшие профессора, лучшие преподаватели, лучшие ученые? Казалось бы, можно было бы использовать современную технику, скажем, кинофильм, в котором лектор, самый крупный ученый в данной области (или даже группа ученых), будет рассказывать студентам физику, или химию, или математику.
Конечно, это привлечет лучших профессоров к преподаванию студентам. Но посмотрим, что из этого получится на самом деле…
…Такая система, конечно, нелепа. Вы представьте себе, что в институте вместо профессуры стоят одни киноаппараты и ходят только студенты и киномеханики Это будет исключительно скучное и темное заведение, к которому вы не будете относиться как к своей альма-матер. Не в этом, однако, дело. Говорят, студенты рано или поздно как-нибудь к этому приспособятся, как-нибудь это переживут Гораздо хуже отнесутся к этому изменению сами преподаватели. Дело в том, что совершенно забывают о другой функции высшего учебного заведения — учить не только студентов, но учить и самих профессоров и преподавателей. Хороший ученый, когда преподает, всегда учится сам. Во-первых, он проверяет свои знания, потому что, только ясно объяснив другому человеку, можешь быть уверен, что сам понимаешь вопрос. Во-вторых, когда ищешь форму ясного описания того или иного вопроса, часто приходят новые идеи. В-третьих, те, часто нелепые, вопросы, которые задают студенты после лекций, исключительно стимулируют мысль и заставляют с совершенно новой точки зрения взглянуть на то явление, к которому подходим всегда стандартно, и это тоже помогает творчески мыслить.
И наконец, студенты лучше знают, шире знают вопросы физики, чем преподаватель. Преподаватель, как специалист, подходит узко, у него нет широкого подхода. У студентов гораздо шире подход. И когда студент беседует с преподавателем, преподаватель очень много узнает от студента.
Вот почему молодым ученым необходимо заниматься преподавательской деятельностью. Хороший вуз — это тот вуз, который дает возможность развиваться талантам преподавателей гак же широко, как и талантам их учеников.
(Выступление П.Л. Капицы на вечере выпускников Московского физико-технического института в 1964 году)
Текст 4.
Кювье и эволюционное учение
Знаменитый французский зоолог Жорж Кювье (G. Cuvier, 1769-1832), как известно, был противником эволюционного учения. Кювье считал, что эволюционный подход к зоологии родствен метафизике натурфилософов, которую он терпеть не мог. Он отрицал концепции эволюционистов как набор необоснованных беспочвенных басен, оспаривая их право называться учеными. Кювье утверждал, что сторонники эволюционной модели развития не могли привести в качестве доказательства ни одного факта переходных форм между видами, показывающего превращение одного вида в другой. В качестве примера постоянства видов Кювье указывал на мумии кошек, обезьян, ибисов и других животных древнего Египта, ничем не отличающихся от животных тех же видов, ныне обитающих в этой стране.
Вот почему отношение Кювье к эволюционному учению часто оценивалось как свидетельство его «консервативности» и даже «реакционности». Однако основательное изучение трудов этого ученого показывает, что, далеко не все его идеи были вредны и консервативны. Более того, можно говорить о том, что проведя систематические исследования важнейших областей зоологии, Кювье создал предпосылки для построения эволюционного учения в его современном виде. Чтобы убедиться в этом, достаточно даже краткого ознакомления с основными тезисами его трудов. Кювье стал первым ученым, соотнесшим строение отдельных органов и их систем животных с их функцией. Рассматривая черепа животных, секторы их щупалец, исследуя дефекты кости, он мог на основании принципа корреляции восстанавливать строение всего животного, которому принадлежал исследуемый орган. Применение этого метода к ископаемым, совершенно неизвестным животным, и тем самым как бы «воскрешение» их поражало современников. Капитальным трудом Кювье, приобретшим широкую известность, стали «Исследования ископаемых костей четвероногих», в 4 томах (1812 г.) и в 7 томах (в издании 1825 г.). Его «Лекции по сравнительной анатомии» в 5 томах (1800-1805 гг.) качали новую эпоху в развитии этой науки.
Текст 5.
..Именно по состоянию здоровья населения принято судить о степени цивилизованности страны, динамичности развития общества. Физическое, психическое и нравственное здоровье нации является главным капиталом общества. Несостоятельны утверждения, будто нам нужно сначала поднять экономику, а затем думать об охране здоровья россиян. Мы не выйдем из кризиса, если у нас не будет нормальных, физически и умственно полноценных людей! Здоровье нации не может быть ценой политики реформ, а должно стать высшим государственным приоритетом
Нашему обществу очень не хватает мира и согласия. А может быть, сохранение народа, о чем недавно говорил Александр Исаевич Солженицын, и есть та национальная идея, которая способна объединить всех — и белых, и красных. Ведь все мы — россияне, живем в одной стране, дышим одним воздухом. У нас есть все, чтобы обеспечить человеку достойную жизнь. Нужна лишь политическая воля.
Здесь, наверное, будут высказаны разные точки зрения, но цель у нас одна – улучшить здоровье нации и российское здравоохранение. И я желаю успехов всем участникам слушаний в реализации этой благородной цели!
Задание 4. Дайте не менее трех определений следующим понятиям по модели «что есть что?» или по образцу приведенного текста:
Понятие (тема): бодрость
Тезис: Что бы ни случилось, не теряй бодрости (Л.Н.Толстой).
Обоснование тезиса:
Ведь бодрость – это ……………………,
бодрость – это …………………..,
бодрость – это ……………………
Понятие (тема):
Дерзновение
Смелость
Интеллигентность
Образование
Свобода
Комментарий: Всякое определение делается через возведение слова к общеродовому понятию (например, дружба – это чувство …; риторика – наука …; Москва – город …), которое затем требует индивидуальной конкретизации. Например:
Дружба – это чувство приязни и симпатии друг к другу,
дружба – забота (требуется сказать какая?) мягкая, ненавязчивая, предполагающая внимательность, тактичность и решительную готовность помочь другу;
наконец, дружба – это состояние души, которая постоянно и с готовностью возвращается в своих мыслях к тому, с кем дружишь.
Задание 5. Выберите тему, а затем опишите вначале как целое, а затем – по частям (разделам). Например:
Наш университет (институт, фирма)
Наш факультет
Портрет идеального (не идеального, далеко не идеального) студента
Комментарий: Топос целое – части.
Описание частей предмета или явления. Объекты могут быть представлены как целое, а затем рассмотрены по частям.
Всякая презентация предприятия (института, завода, компании) использует топос целое – части, поскольку требуется говорить о разных подразделениях, составляющих данной учреждение. Всякая политическая компания обращается к разным слоям населения, точнее его частям: молодежи, пенсионерам, военным, учителям.
Задание 6. Потренируйтесь в составлении родов и видов от разных предметов речи:
Мебель
Виды мебели: Стул стол кресло диван шкаф тумба ковер
Виды стола по форме: четырехугольный, треугольный, круглый и т.д.
Виды стола по материалу: дубовый, березовый, пластмассовый, металлический;
Виды стола по покрытию: лакированный, крашенный, покрытый морилкой, просто деревянный;
Виды стола по функциям: обеденный, столовый, журнальный, гостиный.
Постройте родо-видовые классификации одного из следующих понятий:
Человек
Книга
Компьютер
Подарок
Комментарий: Топос род – вид.
Мысль развивается исходя из видовых характеристик предмета речи. Каждый предмет рассуждения может быть возведен к определенному роду и разделен в свою очередь на виды. Замысел речи может состоять в том, чтобы основной предмет рассуждения возвести к родовому понятию, а затем рассматривать его виды. В научном сочинении о поэзии вначале поэзия сама определяется как вид литературного творчества (словесного искусства), а затем рассматриваются различные виды поэзии: эпос, лирика, драма (классическое деление); поэзия различных эпох (античная поэзия, поэзия Средневековья или Эпохи Возрождения, поэзия классицизма и т.д.).
Задание 7. Какими качествами применительно к профессии должны обладать:
· деловой человек (предприниматель),
· политик,
· журналист,
· юрист (адвокат, прокурор)?
Назвав качества, попробуйте дать им определения и описать их.
Комментарий: Топос свойства – качества - характеристика.
Практическое описание свойств или качеств предполагает качественную характеристику, обычно осуществляемую качественными прилагательными, точными эпитетами и т.д. Говоря о человеке или его речи, мы не можем не называть его качеств, свойств.
Задание 8. Выберите тезис и начните его доказательство с примера:
· Жить – значит непрерывно двигаться вперед (С. Джонсон).
· Жизнь, прожитую достойно, следует измерять деяниями, а не годами (Р. Шеридан).
· То, чего недостает ораторам в глубине, они восполняют длиннотами (Монтескье)
· Иногда молчание бывает выразительнее всяких речей (Монтескье).
· Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений (Кант)
Комментарий: Топос пример.
Пример является одним из самых выразительных способов доказательства. Иногда приведенного примера достаточно для того, чтобы подвести аудиторию самостоятельно к нужному выводу. Пример всегда конкретен, неожидан, образен, и если пример уместно соотнесен с доказываемой мыслью, оказывается близким аудитории, то цель бывает достигнута.
Примеры делятся на литературные (взятые из художественной литературы), фактические (взятые из реальной жизни), авторитетные (из жизни великих и известных людей).
Задание 9. Нередко риторическая эрудиция, т.е. знание текстов, способствует тому, что та или иная мысль (суждение, афоризм) становятся темой краткой (например, поздравительной) речи.
Начните Ваш ответ на один из поставленных вопросов самостоятельно найденными свидетельствами (ссылкой на авторитетное мнение, пословицей, сентенцией, афоризмом и т.д.):
Кому больше верить – книгам или жизни?
Какой возраст – лучшее время человеческой жизни?
Надо ли стремиться к славе?
Хороша ли жизнь в постоянной радости? И что есть радость?
Комментарий: Топос свидетельство.
Подкрепить мнение или доказать истину можно приведением мнения авторитетного лица. Пословица, афоризм, цитата из известной книги, сентенция, крылатое выражение являются мощным средством аргументации.