Другие этнологические школы




Лекция 2. Основные школы и концепции этнологии

 

Эволюционизм

 

Формирование этнологической теории эволюционизма началось в середине XIX века. Вдохновленные успехами в области естествознания, сторонники теории эволюционизма считали своей основной задачей обоснование закономерностей развития человеческой культуры, в составлении рядов развития культур различных народов.

Основные идеи эволюционизма:

в природе существует единство человеческого рода, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в одинаковых ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения;

в человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. процесс перехода от простого состояния к более сложному; культура как часть общества также развивается от низшего к высшему путем непрерывных, постепенных изменений, количественного увеличения или уменьшения;

развитие любого элемента культуры изначально предопределено, т.к. его более поздние формы зарождаются и формируются в более ранних формах, при этом развитие культуры многоступенчато и происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире;

в соответствии с универсальными законами человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты;

общественное развитие подчиняется законам эволюции, свойственным для живой природы, где источником развития служат межвидовая борьба за существование, выражающаяся в наслоении одного элемента на другой или в замене старого новым; в результате этой борьбы различные элементы культуры соответствующим образом взаимосвязаны друг с другом.

Э. Тайлор (1832-1917). Эдуард Тайлор - основоположник эволюционной школы в этнологии.

Основные научные труды:

«Исследования в области древней истории человечества» (1865);

«Первобытная культура» (1871).

Суть концепции:

Начало культуры – появление на Земле полуцивилизованной расы людей, ее развитие пошло двумя путями: назад – к обществу дикарей и вперед – к цивилизованным людям. Возможны регрессивные изменения в культуре вследствие исторических и природных катаклизмов, однако магистральное направление в истории человечества - эволюционное прогрессивное развитие культур. Существующие различия народов обусловлены не расовыми различиями, а являются разными ступенями развития культур народов. Человек – часть природы и развивается в соответствии с ее общими закономерностями. Поэтому все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, у них обнаруживаются одинаковые черты культуры, а их развитие идет схожим образом, поскольку определяется схожими причинами. Разнообразие культурных форм понимается как «стадии постепенного развития, из которых каждая являлась продуктом прошлого и в свою очередь играла известную роль в формировании будущего».

Тайлор пытался применить к изучению явлений культуры естественно-научный метод, поэтому главным для него было приспособление естественно-научной классификации к потребностям этнологии, а единицами изучения – отдельные категории предметов и явлений культуры, которые он уподоблял видам растений и животных, изучаемых натуралистами.

Из всех явлений культуры для Тайлора наибольший интерес представляли верования первобытных народов, он выдвинул анимистическую теорию происхождения религий. Обряды дикарей по-своему последовательны и логичны, являются результатами попыток «дикарей» объяснить порядок мироздания.

В целом эволюционистские взгляды Тайлора – стройная концепция единства исторического процесса и прогрессивного развития культуры.

Г. Спенсер (1820-1903). Герберт Спенсер - представитель теории эволюционизма в этнологии.

Суть концепции:

Эволюция – особый тип последовательных необходимых изменений культурных феноменов от относительно бессвязной гомогенности (однородности) к согласованной гетерогенности (неоднородности), происходящих благодаря постепенной дифференциации и интеграции. С ранних стадий человеческой предыстории человеческая природа медленно адаптируется. Под действием этих процессов происходят модификации человеческих качеств, постепенно аккумулируются в популяции, передаваясь через традицию. В силу различных условий и обстоятельств существования человеческих популяций эти качества оказываются неодинаково развитыми. Эти различия не абсолютны и могут быть преодолены благодаря тому, что врожденные способности человека имеют свойство совершенствоваться.

Общество развивается под влиянием внешних факторов (географическая среда, соседние общества и народы), внутренняя – физическая природа человека (разнообразие рас, особые психические качества каждого народа). Члены первобытных обществ – люди физически, морально и умственно отсталые, т.е. эволюционизм Спенсера носил расистский характер.

А. Бастиан (1826-1905). Адольф Бастиан - основоположник немецкой этнологии и эволюционизма.

Суть концепции:

Закономерное развитие человеческой истории – от несовершенного к совершенному. Психология является краеугольным камнем единого мировоззрения всех людей. У всех первобытных людей одинаковая психическая структура, т.к. они обладают самой простой системой адаптации к историко-географическим условиям. Единство человеческой психики выражается в элементарных идеях, схожих у разных народов и обуславливающих тем самым единство человеческой культуры. Каждый народ живет обособленной жизнью, эти идеи остаются постоянными, а при контактах с другими народами заимствуются новые элементарные идеи, стимулирующие развитие культуры. Таком образом, развитие человечества циклично и цикл развития может продолжаться, если новые раздражители дают для этого стимул. Вывод: чем больше народ связан со своей географической средой, тем меньше он подвергается историческим изменениям. Культурное развитие человечества происходит в процессе активных взаимоотношений с окружающей средой, следовательно, мыслительная способность человека – часть его биологической сущности, подчинена биологическим законам и должна рассматриваться с этих позиций.

Л. Морган (1818-1881). Льюис Генри Морган - американский ученый-любитель, энтузиаст-исследователь индейских племен США.

Основные научные труды:

«Древнее общество» (1877)

Суть концепции:

История человечества может быть разделена на два больших периода: первый, ранний – организация социальная, основанная на родах, фратриях и племенах; второй, поздний период – организация политическая, основанная на территории и собственности. Родовая организация является почти универсальной основой социального строя древнего общества – азиатского, европейского, африканского, американского и австралийского. Благодаря этому общество было организовано и сохранялось. Материнский род превращается в отцовский в связи с накоплением собственности и тенденцией передачи ее по наследству.

Три стадии развития семьи в истории человечества:

кровнородственная семья – первая форма семьи, предполагающая брачные отношения между родными и двоюродными братьями и сестрами, но запрещающая браки между родителями и детьми;

пуналуальная семья, основывающаяся на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями или нескольких братьев с общими женами;

парная, или синдиасмическая семья («без исключительного сожительства»);

патриархальная, т.е. полигамная семья;

моногамная семья современного типа.

Морган предпринял попытку первой универсальной периодизации истории человечества:

эпоха дикости;

эпоха варварства;

эпоха цивилизации.

Первые два этапа разделяются на ступени (низшую, среднюю и высшую).

 

Диффузионизм

 

Основные идеи диффузионизма:

культура является живым организмом, рождающимся и развивающимся в определенных географических условиях; каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе и оттуда распространяется по всему земному шару;

основными факторами развития культуры являются заимствования, переносы, смещение культурных элементов; перемещение культур затрагивает не только предметы материального быта, но и духовные явления: мифы, культы, обычаи и пр.;

у каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения; найти эти центры культуры – главная задача этнологии;

методом исследования культур является изучение культурных кругов или ареалов распространения, элементов культуры;

каждый элемент культуры возникает только однажды; составив карту его распространения, можно определить первоначальное место зарождения каждого элемента.

Ф. Ратцель (1844-1904). Фридрих Ратцель - профессор этнографии Мюнхенского университета.

Основные научные труды:

«Антропогеография» (1882)

«Народоведение» (1885)

«Земля и жизнь» (1891)

Суть концепции:

Явления культуры – признаки связи народов: расы смешиваются, языки меняются и исчезают, самоназвание народностей меняется и только культурные предметы сохраняют свою форму и ареал бытия, поэтому важнейшая задача этнологии – изучать распространение предметов культуры.

Вызванные природными условиями различия между культурами народов постепенно сглаживаются благодаря пространственным перемещениям этнографических предметов через культурные контакты народов. В процессе взаимодействия происходит пространственное распространение культур. Предметы материальной культуры дольше удерживаются, сохраняют свою форму и ареал своего распространения по сравнению с другими явлениями культуры. Человек – лишь носитель этнографических предметов.

Два способа перемещения элементов культур:

полный и быстрый перенос не отдельных предметов, а всего культурного комплекса в целом (аккультурация);

перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому, при этом одни предметы (украшения, одежда, наркотики) легко передаются от народа к народу, а другие (упряжь, изделия из металла) перемещаются только вместе с их носителями.

Л. Фробениус (1873-1938). Лео Фробениус - фольклорист, археолог и этнолог, ученик Ратцеля, создатель концепции морфологии культуры, основоположник теории «культурных кругов», специалист по африканским культурам.

Основные научные труды:

«Происхождение африканских культур» (1898)

Суть концепции:

Культуры – живые организмы, переживают рождение, детство, зрелый возраст, старость и смерть. Культуры не создаются людьми, а растут сами по себе. Человек - продукт или объект культуры, а не ее творец, но без человека культура не может распространяться, т.е. человек – лишь носитель культуры. Каждая культура обладает собственным характером, собственной «культурной душой», существуют культуры мужские и женские.

Ф. Гребнер (1877-1934). Фритц Гребнер - основатель теории диффузионизма в немецкоязычных странах.

Основные научные труды:

«Метод этнологии» (1911)

Суть концепции:

Разрабатывал методы исследования культурно-исторических связей, или самостоятельного происхождения культур, создал теорию культурных кругов, представляющую попытку глобальной реконструкции всей первобытной истории. Культурные достижения всех народов на догосударственной стадии развития объединил в шесть культурных кругов, каждый из которых состоит из 19-20 элементов.

Сходные явления культур, в каком бы круге они не находились, принадлежат определенному культурному кругу и происходят из одного географического центра. Любой культурный факт появляется в истории лишь один раз в каком-то одном месте и принадлежит одной-единственной культуре. Следовательно, в истории человечества нет повторяемости и нет закономерностей. Повторяемость этнических процессов кажущаяся, все явления строго индивидуальны.

К. Уисслер (1870-1947). Кларк Уисслер - представитель теории диффузионизма в США.

Основные научные труды:

«Американский индеец» (1917)

Суть концепции:

Культура представляет собой результат приспособления отдельной группы людей к определенной экологической среде. Материальные и духовные элементы культуры, а также телесные признаки людей распространяются путем диффузии между реально существующими культурными областями.

Общий закон культурной диффузии:

Антропологические черты имеют тенденцию распространяться во всех направлениях от центра своего происхождения, причем распространение культурных явлений и «человеческих черт» осуществляется концентрическим образом, т.е. простые формы занимают окраинное положение, а центральная позиция принадлежит более сложным. Культурная область возникает как зона явления культурного центра. В зависимости от расстояния от культурного центра одно общество всегда имеет более типичную кульуру, чем другое.

У. Риверс (1864-1922). Уильям Риверс - представитель теории диффузионизма в английской этнологии.

Основные научные труды:

«История меланезийского общества» (1914)

Развитие родственных и общественных отношений нельзя рассматривать как простую эволюцию. Образование новых культур происходит путем взаимодействия культур больших групп переселенцев, которые привносят в культуру много новых элементов. Следовательно, появление новых культур возможно путем смешения, а не эволюции, при этом в результате взаимодействия может возникнуть новое явление, которое ранее не встречалось ни в одной из взаимодействующих культур. Таким образом, даже малое число пришельцев, владея более высокой технологией, может ввести свои обычаи в среду местного населения.

Функционализм

 

Основные идеи функционализма:

человеческое общество, будучи частью животного мира, развивается как живой организм и в качестве такового существует постольку, поскольку элементы, его составляющие, выполняют определенные функции, т.е. человеческое общество строится на структуре взаимосвязанных и дополняющих друг друга культурных элементов;

любая социальная система состоит из «структур» - устойчивых моделей, посредством которых индивиды осуществляют отношения между собой и окружающей средой, и «действий» - вносящих вклад в поддержание социальной солидарности системы;

культура служит нуждам индивида: базовым (пища, жилище, одежда и т.п.), производным (разделение труда, защита, социальный контроль), интегративным (психологическая безопасность, социальная гармония, закон, религия, искусство и т.п.);

ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, моральным нормам, которые являются регуляторами поведения людей, а выполняя эту функцию, они становятся культурными механизмами удовлетворения жизненно важных потребностей людей и их совместного существования;

задача этнологии состоит в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязи и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне взаимосвязи ее с другими культурами.

Б. Малиновский (1884-1942). Бронислав Малиновский - виднейший представитель теории функционализма в Англии.

Основные научные труды:

«Научная теория культуры» (1944)

Суть концепции:

Культура рассматривается как целостное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов, частей, вследствие чего важнейшим методом функционализма становится разложение культуры на составные части и выявление зависимости между ними. Главное – раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур. Каждый элемент культуры исследуется как выполняющий определенную задачу, функции в социокультурной общности людей. Зачастую какой-либо элемент играет не просто присущую ему роль, а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качеств целостного образования. Вопросы исторического изменения культур не представляют интереса, важнее понять, какие задачи она решает, как воспроизводится.

Малиновский стремился построить стройную и эмпирически обоснованную теорию культуры. Внешнее наблюдение (описание предметов) часто приводит заблуждениям, необходимо изучать внутренние мотивы. Важно знать, кто создал предмет, кто его использует, кому он принадлежит.

Культура есть продукт биологических свойств человека, т.к. человек – животное, вынужденное удовлетворять свои потребности, для чего добывает пищу, строит жилье, изготовляет одежду, тем самым преобразуя окружающую среду и создавая производное окружение, которое и есть культура. Различия между культурами обусловлено различиями в способах удовлетворения элементарных человеческих потребностей.

Существуют потребности основные (порожденные природой) и производные (порожденные культурной средой). Средства удовлетворения потребностей представляют собой некую организацию, которую Малиновский называет институтом. Институт - совокупность средств и способов удовлетворения той или иной потребности, основной или производной. Традиция (с биологической точки зрения) есть форма адаптации общности к среде. Нет вредных обычаев или традиций. В культуре не может быть ничего лишнего, все существующее должно иметь какую-нибудь функцию – иначе было бы выброшено, забыто.

А. Радклифф-Браун (1881-1955). Альфред Радклифф-Браун - крупнейший представитель теории функционализма.

Основные научные труды:

«Метод этнологии и социальной антропологии» (1950)

«Историческая и функциональная интерпретация культуры (1952)

Суть концепции:

Основной наукой, изучающей человека, является антропология, которая состоит из трех направлений:

человеческая биология;

доисторическая археология;

этнография.

Этнография делится на этнологию и социальную антропологию, каждая из которых использует свой специфический метод.

Этнология – наука, занимающаяся конкретно-историческим изучением отдельных народов, их внутреннего развития, культурных связей между ними. Основной метод этнологии – историческая реконструкция человеческой культуры с опорой на прямые свидетельства письменных источников.

Социальная антропология – наука, занимающаяся поиском общих законов социального и культурного развития человечества и его культуры.

Все виды объективной реальности представляют собой различные классы естественных систем (атом, молекула, организм, общество людей). Любая система из них определяется единицами (элементами), ее составляющими, и отношениями между ними. Единицы социальной системы – человеческие существа как совокупность поведенческих явлений, отношения между ними – социальные отношения. Таким образом, социальная система состоит из общей совокупности социальных обычаев и специфических образов мыслей и чувств, связанных социальными обычаями.

 

Другие этнологические школы

 

Социологическая школа

Основные идеи социологической школы:

в каждом обществе существует комплекс коллективных представлений, которые обеспечивают устойчивость общества;

функция культуры состоит в том, чтобы солидаризировать общество, сближать людей;

переход от одного общества к другому представляет собой трудный процесс и осуществляется не плавно, а рывками.

Человеческое общество не может быть сведено к простой сумме индивидов. Общество – это система нравственных (моральных) связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.

Э. Дюркгейм (1858-1917). Эмиль Дюркгейм - крупнейший представитель социологической школы во Франции.

Суть концепции:

Человеческие общества – закрытые статичные системы, исследование которых должно осуществляться с помощью метода изучения социальных фактов. Они представляют собой приемы действия, мышления и чувствования, внешние по отношению к индивиду, обладающие принудительной силой и навязанные ему внешним окружением. Следует изучать сами социальные факты как «вещи», а не представление об этих фактах.

Стабильность общества объясняется функциональной интерпретацией его основных частей и социальной солидарностью его членов. Все элементы социальной системы находятся в состоянии устойчивого баланса, в противном случае такая система паталогична, обречена на неизбежный распад. Классифицируя общества по уровню их развития, ввел понятия «социальный тип» или «социальный вид». За основу классификации взял самое простое общество – первобытную «орду», которая уже изжила себя. Развиваясь в более сложную общественную структуру, «орда» становится «кланом» (родом). Различные сочетания и объединения кланов дают племя, курию, фратрию, из которых уже возникают сложные общественные организмы вплоть до империи. Таким образом, всякое общество – лишь определенное усложнение одного и того же первобытного общества.

Человеческое сознание неоднородно, поскольку существует в двух разных формах: как индивидуальное (специфично для каждого конкретного человека всецело определяется особенностями его психики) и как коллективное (едино для всей группы, не зависит от отдельных людей, обладает принудительной по отношению к ним силой, находит выражение в коллективных представлениях – религиозных верованиях, мифах, нормах морали и права, вырабатываются социальной группой в целом).

Основной признак религии – деление всего мира на две половины: мир священный (сакральный) и мир обыденный (профанный). Содержанием религии в конечном счете является само общество, его структура.

Л. Леви-Брюль (1857-1939). Люсьен Леви-Брюль - представитель французской социологической школы.

Основные научные труды:

«Первобытное мышление» (1923)

Суть концепции:

Дологическое мышление принципиально отличает человека первобытной эпохи от современного, так как в нем отсутствуют разграничения между причиной и следствием, субъектом и объектом. Дологическое мышление стремится избегать противоречий. Законы, управляющие коллективными представлениями отсталых народов, не отделены от эмоций и не направлены на объяснение явлений действительности. Первобытный человек не ищет объяснения явлениям окружающей действительности, он воспринимает их не в чистом виде, а в сочетании с целым комплексом эмоций, представлений о тайных силах, магических свойствах предметов.

У первобытного человека преобладает субъективизм. Отсутствует соотнесение реальных предметов с представлениями о них, не различаются сновидения и реальность, мышление «непроницаемо» для опыта. Коллективные представления присутствуют и у современного человека, человек стремится к живому общению с природой через религию, мораль, обычаи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: