Секция «Культурное наследие»
Человек, одолевший судьбу.
(Жизненный и творческий путь Гордеевой А.М. – поэта Удоры).
Подготовила: Лобанова Полина Евгеньевна,
учащаяся 7 класса МОУ «Чернутьевская СОШ»,
2002 г.р.
Адрес школы: 169262, Республика Коми, Удорский район,
с.Чернутьево, ул.Центральная, д.102
тел.: (8821) 3536719, 3536761
E-mail: chernyb-scholl@mail.ru
Руководитель: Аврамова Валентина Платоновна,
учитель истории МОУ «Чернутьевская СОШ», ПДО.
Р.т. – 8-8213536719
e-mail: avramova-val@yandex.ru
Чернутьево - 2015
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………2-3
Глава 1. Жизнь моя, ты – лестница крутая………………………………4-5
Глава 2. Поединок с собой – поединок с судьбой……………………….6-9
Заключение…………………………………………………………………10
Библиографический список……………………………………………….11
Приложения……………………………………………………………….12-18
Введение.
Удорская земля богата самобытными, талантливыми людьми. Среди них поэты, писатели Удоры. Открытием для автора данного исследования стало знакомство с жизнью и творчеством Гордеевой Антонины Михайловны.
Толчком к работе послужила статья в газете «Выль туйöд» («По новому пути»), где Гордеева Вера Ивановна, мама героини исследования, рассказывает, как боролась за жизнь своей маленькой дочери. Статья вышла к сорокалетию Антонины Михайловны. Мама радуется за дочь, пишет, что дочь занимается поэтическим творчеством.
К сожалению, автор была не знакома с творчеством Антонины Гордеевой, хотя она пишет и для детей. Возник личный интерес к данной теме. Актуальность работы возрастает тем, что нынешний год в нашей стране объявлен Годом литературы. Данная работа – шаг в исследовании литературного наследия Удоры.
|
Цель работы – исследовать жизненный и творческий путь Гордеевой Антонины Михайловны, поэта Удоры.
Для достижения цели выбран следующий ход исследования:
1. сбор материала в Центральной районной библиотеке;
2. встреча и собеседование с героем исследования;
3. изучение материалов из личного архива героя исследования;
4. просмотр фотографий и отбор значимых для создаваемой работы;
5. проведение анализа собранного материала, его систематизация;
6. формулировка выводов, оценка полученных результатов.
Объект исследования – поэтическое творчество как способ самоутверждения и самовыражения в жизни человека с ограниченными возможностями.
Предмет исследования - 1. Детство, становление личности; 2. Творческая деятельность.
В процессе работы были использованы следующие методы: сбор материала, его анализ и систематизация согласно содержанию работы.
Практическая значимость исследования: использование собранного материала на уроках коми литературы. Материнский подвиг во имя детей, воспитание характера на жизненном примере человека с ограниченными возможностями – темы на уроках и воспитательных мероприятиях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Глава 1. Жизнь моя, ты – лестница крутая.
Жизнь Антонины Михайловны Гордеевой делится на «до» и «после». Веселым и беззаботным детство Антонины было до шести лет. Родилась она 2 октября 1960 года в селе Кослан Удорского района вторым ребёнком. В результате продолжительной болезни она стала инвалидом. В связи с болезнью у них с мамой, Гордеевой Верой Ивановной, началась совсем другая жизнь: больницы, обследования, боль, отчаяние. Не иначе, как материнским подвигом, называется то, что она сделала во имя спасения своей дочери. Год и семь месяцев не ложилась она в свою кровать, чтобы быть рядом с дочерью. Не могла смириться с заключением городских врачей, что её кровинушка умрёт. Всё время болезни дочери вела дневник. (Пр.1)
|
А в ноябре 1966 года в Косланскую больницу приехал хирург Лев Александрович Линквист. Он тут же взялся за лечение безнадёжной Тонечки. (Пр.2) В конце 1967 года хирург Линквист сделал Тоне операцию - ампутировал ей больную ножку. (Пр.3) Перед самым новым годом их выписали. Спустя год и семь месяцев мама с дочкой вновь были дома.
В семь лет пошла в 1 класс. Отец был против, но мама хотела видеть дочь, как все. Ходить сама, конечно, не могла. На руках носили в школу, когда отец на лошади подвозил, позже на костылях.
В пятом классе прочитала «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Образ главного героя произвёл на неё сильное впечатление. Поняла, человек многое может, даже оставшись без ноги.
Антонина тоже осталась без ноги, но хотела быть как все. С протезом танцевала, каталась на лыжах, участвовала в художественной самодеятельности. (Пр.4)
Первые стихи Антонина Михайловна писать начала в восьмом классе. Всё началось случайно. Передала на уроке физики подруге записку, учитель перехватил и прочитал при всех. Тоню одолела злость, в голове возникла мысль написать про учителя стишок. Поделилась с мыслью с подругой. Она посоветовала писать в рифму, как Есенин: «Я бегу по росе, я такой же как все». Заинтересовалась творчеством Сергея Есенина, он стал его любимым поэтом. Гордилась, что он родился третье октября, а она 2 октября.
|
В девятом классе ей подарили книгу из серии «Жизнь замечательных людей» про Лесю Украинку. У них схожие судьбы. Жизненным девизом Антонины Гордеевой стали слова:
«Да, и в горе я петь не забуду,
Улыбнусь, и в ненастную ночь
Без надежды надеяться буду.
Прочь, печальные, прочь».
Закончила десять классов Косланской средней школы. Несмотря на то, что Антонина Михайловна – инвалид с детства, она сумела поступить в Сыктывкарское медицинское училище. После его окончания была направлена на работу в свой район медицинской сестрой. Год трудилась в детском саду, а затем перевелась в Удорскую центральную районную больницу, где в качестве лаборанта проработала девять лет. До работы больше километра – отец возил на лошади.
На конкурсе «А, ну-ка, девушки», впервые выступила со своими стихами – это был её дебют, нашла первых своих поклонников. Она стала победителем конкурса, была награждена лентой «Лучший лаборант района» и поездкой на Западную Украину. (Пр.5)
Своё нравственное начало связывает со своей матерью. С детства учила дочку уважать старших. Учила «не поступать как жиды» (слова из Библии). К старшим обращаться по отчеству. В детстве Антонину крестила бабушка. Православное крещение приняла в 38 лет.
По состоянию здоровья была вынуждена уйти из медучреждения. Именно в этот сложный для себя период и начинает Антонина Михайловна активную творческую деятельность. Суть своего творчества объясняет тем, что поэзия – это её исповедь, правда её сердца. Все, что проходит через её душу, ложится на бумагу.