Тема 3. Методы, техники и формы обучения в тренинге




Задания по дисциплине «Основы тренинговой работы»

Уважаемые студенты, каждую тему вы должны раскрыть в виде презентации. Практические задания к каждой теме выполнить отдельно в файле!

Убедительная просьба внимательно прочитать требования, чтобы обратно вам не отправлялось на доработку!

Выполненные задания прислать одним письмом на почту: katkova.aleksasha@mail.ru

 

Успехов!!!

Тема 1. Организационные и методические аспекты подготовки социально-педагогического тренинга

(Тему раскрыть в презентации, чтобы каждый вопрос был раскрыт обязательно)

Вопросы для самостоятельной работы

1. Специфика подготовки тренингового занятия как динамической формы обучения.

2. Этапы подготовки тренингового занятия.

3. Важнейшие требования к организации психологических тренингов.

4. Цели и условия проведения тренинга.

5. Описание программы психологического тренинга.

6. Действия психолога-тренера в трудных ситуациях.

7. Тренинг тренеров и его особенности. Содержание и структура тренинга тренеров.

Практическое задание (обязательно для выполнения)

1. Составить глоссарий по дисциплине

2. Разработать рекомендации педагогам-психологам по разработке тренингового занятия для разных возрастных групп

3. Составить структурно-логические схемы, которые бы отражали тему полностью (не менее 3 схем)

Структурно-логическая схема представляет собой графическую связь между «ключевыми» понятиями темы. Составные части схемы представляются на листе формата А4 последовательно, с учетом логики рассуждений. Например, построение схемы возможно через следующие этапы:

· организация внимания на изучаемом объекте;

· определение элементов объекта как системы;

· определение возможных отношений, взаимосвязи между элементами объекта;

· определение свойства объекта;

· определение отношений изучаемого объекта к другим объектам (внешняя среда объекта) – пространственные, временные, функциональные, причинно-следственные.

 

Тема 2. Структура и основные положения тренингового занятия (Тему раскрыть в презентации, чтобы каждый вопрос был раскрыт обязательно)

Вопросы для самостоятельной работы

1. Основные принципы работы тренинговой группы.

2. Разновидность структур тренингового занятия.

3. Основные этапы проведения тренинговых занятий, правила организации и проведения каждого этапа.

4. Начало тренинга.

5. Основная часть проведения обучения.

6. Завершение тренинга.

7. Особенности взаимодействия с участниками и управления группой на каждом этапе.

Практическое задание (обязательно для выполнения)

1. Составить презентацию на одну из предложенных тем: «Этапы реализации тренинговых занятий», «Приемы организации знакомства участников тренинговой группы», «Приемы раскрепощения и снижения эмоционального напряжения участников тренинговой группы»,

2. Разработать информационный плакат, содержащий принципы работы тренинговой группы. Плакат оформить в зависимости от возрастных особенностей тренинговой группы.

3. Предложить способы повышения мотивации педагогов к участию в социально-психологическом тренинге.

 

Тема 3. Методы, техники и формы обучения в тренинге

(Тему раскрыть в презентации, чтобы каждый вопрос был раскрыт обязательно)

Вопросы для самостоятельной работы

1. Сущность тренинговых методов. Общее представление о тренинговом методе.

2. Сравнительная характеристика стилей обучения. Традиционное «формальное» преподавание (полноформатные лекции, семинары и т.д.). Обучение при помощи фасилитатора (семинары, тренинги).

3. Понятие активных методов обучения.

4. Техники и формы обучения в тренинге: лекции, мини-лекции, презентации, мозговой штурм, анализ ситуаций, ролевая игра.

Практическое задание (обязательно для выполнения)

1. Составить презентацию на одну из выбранных тем: «Сравнительная характеристика традиционного и инновационного стилей обучения», «Техники, формы и методы обучения в тренинге»

2. Написать эссе-размышление на тему «Применение тренинга в работе педагога-психолога»

3. Указать достоинства и недостатки каждого из методов социально-психологического тренинга.

Название метода Преимущества Недостатки
Групповая дискуссия    
Мозговой штурм    
Мини-лекция    
Кейс-метод    
Ролевая игра    
Деловая игра    
Медитативные техники    

4. Разработать рекомендации (требования) по использованию методов социально-психологического тренинга в группе на выбор (детей младшего школьного возраста, подростков)

Название метода Краткая характеристика Рекомендации по использованию в группе младших школьников / подростков
Групповая дискуссия    
Мозговой штурм    
Мини-лекция    
Кейс-метод    
Ролевая игра    
Деловая игра    
Медитативные техники    

 

Вопросы к экзамену

(Выбрать для себя один вопрос и подготовить как контрольную работу!)

1. Понятие о тренинге. Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция», «групповой тренинг».

2. Понятие социально-педагогического тренига

3. Атрибуты социально-педагогического тренинга

4. Основные этапы становления и использования тренинга как инновационной формы работы.

5. Виды тренинга. Социально-психологический, навыковый, психотерапевтический, бизнес-тренинг. Тренинги развития самосознания, личностного роста, коммуникативные тренинги, креативности, целеполагания и др.

6. Специфические черты тренинга и особенности тренинговых процедур.

7. Основные принципы социально-педагогического тренинга.

8. Методы социально-педагогического тренинга.

9. Игры: общая характеристика, цели, классификация, психологические эффекты, условия успешности.

10. Дискуссия: общая характеристика, цели, психологические эффекты, условия успешности.

11. Техники активного слушания.

12. Особенности тренинговой формы обучения.

13. Использование социально-педагогического тренинга в работе социального педагога.

14. Специфика подготовки тренингового занятия как динамической формы обучения.

15. Структура тренинговой группы, роли, лидерство.

16. Комментарии процесса в ходе тренинга.

17. Преимущества и недостатки раздаточных материалов тренинга.

18. Условия успешности проведения тренинга.

19. Тренинг личностного роста.

20. Тренинг общения.

21. Основные требования к участникам социально-педагогического тренинга.

22. Комплектование тренинговой группы: качественные и количественные характеристики (численность, возрастной состав, формальный статус, личностные особенности и т.п.).

23. Условия процесса развития группы.

24. Этапы групповой динамики.

25. Проблема лидерства в тренинговой группе.

26. Основные методы ведения тренинга.

27. Методы, направленные на развитие социальной перцепции

28. Требования к мини-лекции в тренинге.

29. Основные подходы к созданию тренинга: спонтанный, ассоциативный, технологический.

30. Планирование тренинга. Последовательность разработки плана занятия.

31. Организационные аспекты проведения социально-педагогического тренинга

32. Оценка эффективности тренингового занятия.

33. Критерии оценивания тренингового занятия.

34. Основные методики оценки эффективности проведения тренингового занятия.

35. Тренер как личность. Личностные качества и черты, которые помогают в работе тренера.

36. Роль и обязанности тренера.

37. Роли тренера. Роль активного лидера, руководителя. Роль аналитика. Роль комментатора. Роль посредника или эксперта.

38. Профессиональные навыки тренера. Тренинг тренеров.

39. Предупреждение профессионального выгорания.

40. Зависимость эффективности обучения от способа усвоения информации.

41. Способы формирования тренинговой группы.

42. Тренинговая группа как средство и среда преднамеренных изменений участников тренинга.

43. Разработка плана тренинговых занятий.

44. Особенности проведения ролевых игр в тренинге.

45. Алгоритм проведения интерактивных игр.

46. Групповая динамика. Типичные ошибки тренера.

47. «Ко-тренерство». Разновидности ко-тренерства.

48. Действия тренера в непредсказуемых ситуациях.

49. Развитие новых навыков тренера.

50. Профессиональная самоактуализация тренера.

51. Динамика эмоционального состояния и активности участников тренинговой группы.

52. Модель тренера-профессионала.

53. Стили деятельности тренера.

54. Управление временем и расстановка приоритетов.

55. Работа тренера с «трудными людьми».

56. Метод проведения дискуссии.

57. Характеристика основных этапов проведения тренинга.

58. Принципы обучения взрослой аудитории.

59. Навыки руководства группой (индивидуальный подход, поощрение, приобщение к работе пассивных участников обучения).

60. Факторы стрессовых ситуаций и методики выхода из них в ходе социально-педагогического тренинга.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: