Некоторые виды внеклассных мероприятий




Вечер информатики – это своеобразная форма подведения итогов работы класса или кружка за год. Совместно с учителем учащиеся подробно продумывают программу вечера, виды занятий и развлечений, подбирают материал для вечера: задачи-шутки, задачи на сообразительность, исторические сведения, ребусы, софизмы, шарады, кроссворды, вопросы для викторин; готовят необходимые модели, плакаты, лозунги, оформляют класс. Мероприятие имеет важное воспитательное значение: во-первых, учащиеся вместе борются за честь своего класса; во-вторых, это соревнование вырабатывает у школьников выдержку, спокойствие и упорство в достижении победы.

Викторина по информатике – это своего рода игра. Викторину лучше всего проводить или на занятиях кружка, или в виде соревнования между отдельными классами (во внеурочное время). Задания для викторины должны быть с легко обозримым содержанием, не громоздкие, не требующие записей, в большинстве своем доступные для решения в уме. Задачи типовые, решаемые обычно на уроках, неинтересны для викторины. Помимо задач в викторину можно включить также различного рода вопросы по информатике. В викторину включают также задачи-шутки. Викторины могут быть посвящены целиком какой-нибудь одной теме, но лучше всего предлагать комбинированные викторины.

Встречи с интересными людьми являются важным средством формирования подрастающего поколения. Такие встречи могут быть классными или общешкольными, иметь самостоятельный характер или входить в другие формы вне­классной работы. Встречи могут быть организованы с представителями «компьютерных» профессий; с представителями других профессий, использующими компьютеры; с выпускниками школы, выбравшими соответствующие профессии и т.д.

Деловые игры – активный метод обучения, использующий имитацию реального изучаемых объекта или ситуации для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения. Они направлены на решение так называемых инструментальных задач: построение реальной деятельности, достижение конкретных целей, структурирование системы деловых отношений участников. Деловые игры с детьми обычно имеют несложный сюжет, могут проходить в виде организационного семинара.

Диспут по информатике – это своеобразная игра между классами в вопросы и ответы. Во время диспута задаются сначала более трудные вопросы. Диспуты лучше проводить между параллельными классами. Диспуты по информатике выявляют недостатки в знаниях учащихся, корректируют работу учителя.

Клубная деятельность направлена на привлечение к активной творческой деятельности учащихся всех возрастных групп, на развитие надпредметных знаний и умений, освоение культурных ценностей. Основная деятельность клуба, как правило, направлена на организацию работы по различным проектам, связанным с профессиональными, научными или личными интересами его руководителя.

Так, компьютерный клуб может заниматься выпуском классной (школьной) газеты, представленной в печатном или электронном виде, поддержкой школьной страницы в Интернет, участием в сетевых проектах, конкурсах и олимпиадах по информатике.

Конкурс – это соревнование коллективов или соревнование на личное первенство, имеющее целью повысить интерес учащихся к той или иной области науки, искусства, спорта и выделить луч­ших. Он мо­жет быть самостоятельной формой работы или составной частью школьного праздника, вечера, занятия кружка, быть тематичес­кими и отчетными. В связи с конкурсами могут устраиваться выставки компьютерного творче­ства школьников (рисунки, анимация, программы и т.п.).

Кроссворды. Практика показывает, что воплощение идей сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся, самообразования и самоконтроля пробуждает познавательную активность ребят, ведет к результативному обучению. Одна из нестандартных форм как внеклассной работы, так и проверки знаний на уроке – составление и отгадывание кроссвордов. Применение кроссвордов, их составление и решение способствуют развитию мышления, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли. Кроссворды хорошо использовать как вариант тестовых заданий для отработки научной терминологии. Очень нравятся учащимся кроссворды «наоборот». К заранее заполненному кроссворду учащиеся придумывают вопросы, во время защиты своих вопросов учатся анализу, сравнению, сопоставлению.

Олимпиады. С целью выявить наиболее способных учащихся, выработать у них настойчивость в достижении поставленной цели, привычку к самостоятельному труду проводятся олимпиады.

Предметные недели, декады, месячники очень важны для привития интереса к предмету и установления межпредметных связей. Они могут проходить как по одному предмету, так и объединяться с предметами из одной или близкой образовательной области (математика, физика, технология). Учащиеся получают возможность не только в игровой форме узнать новый материал, но и провести исследовательскую работу с применением дополнительной литературы и компьютерной сети Интернет, выполнить проектную работу по предлагаемой тематике. Весь спектр предлагаемых заданий и мероприятий охватывает разные возрастные группы учеников, и каждый может принять посильное участие.

Возможные темы: «Информатика и технический прогресс», «Информатика и моя профессия», «Информатика в военной технике» и т.д.. Подготовка по выбранной теме начинается за несколько месяцев.

В рамках декады (недели, месячника) проходят викторины, беседы, конкурс на лучшего информатика и т.д., которая завершается конференцией с приглашением ученых вузов, программистов, награждением отличившихся.

В общественный смотр по информатике включаются все учащиеся; каждая группа оценивается еженедельно по нескольким показателям. В результате смотра улучшается успеваемость по предмету, дисциплина, подготовка домашних заданий, возрастает количество желающих посещать кружок.

Смотры – наиболее общая соревновательная форма массовой работы с учащимися. Их задача – подведение итогов и распростране­ние лучшего опыта, усиление деятельности по профессиональной ориентации, организация кружков, клубов, обществ, воспитание стремления к творческому поиску, приобщение школьников к про­паганде научно-технических знаний, привлечение общественности к внеклассной и внешкольной работе.

Школьная печать. Существует такой вид внеклассной работы, как стенгазета. Для выпуска стенгазеты по информатике необязательно наличие кружка. Иногда газета выпускается в период организации кружка, чтобы привлечь к нему внимание учащихся. Специальный номер стенгазеты выпускается к школьному вечеру информатики. Основная цель такой газеты – пропаганда знаний информатики среди учащихся, не состоящих в кружке, повышение их интереса к информатике, привлечение к кружку, освещение опыта работы кружка. Материалы, помещенные в стенгазете, должны быть также интересны и для членов кружка.

Другие формы школьной печати:

«Уголок информатики » в общешкольной или классной стенгазете. Здесь обычно помещаются задачи (преимущественно занимательные) и небольшие заметки по информатике и ее истории.

Фотогазета – помещаются фотографии выдающихся ученых, фотографии книг по информатике, победителей соревнований и т.д. Каждая фотография снабжается кратким объяснительным текстом. Иногда в такую газету помещают рисунки.

Монтажи фотографий и рисунков: фотомонтажи обычно бывают на определенную тему. На большом листе бумаги располагают фотографии, и под каждой помещается краткая биография ученого. Можно выпустить монтажи рисунков (или фото), посвященных какому-то одному и тому же вопросу.

Альбомы – содержание их такое же, как и у монтажей. Можно изготовить альбом «Информатика на службе человечеству», альбом задач по тому или иному разделу информатики (например, логических).

В последнее время широкое распространение получили сетевые формы печатного творчества. Названные выше формы печатного творчества могут быть представлены в Интернет. Новые информационные технологии позволяют использовать и такие формы творчества, как видеогазета, в которой представлены материалы в виде гипермедиа и мультимедиа.

Экскурсии – форма и метод учебно-воспитательной работы, который позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях, в музеях, на вы­ставках, в вычислительных центрах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: