Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века (11 ч.)




Рабочая программа

по учебному предмету «Родная (русская) литература»

Класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Основными личностными результатами, формируемыми при изучении родной (русской) литературы в старшей школе, являются:

· формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

· осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;

· формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

· формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

· совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении родной (русской) литературы в старшей школе, являются:

· умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

· умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

· умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

 

Предметные результаты:

10 класс

Обучающийся научится:

· обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям;

· аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

· выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

· составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

· объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

· владеть монологической и диалогической речью;

· письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

· правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

· выразительно читать прозаические и поэтические произведения или отрывки из них наизусть;

· владеть различными видами пересказа;

· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

· участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

· овладеть важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

· использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

· устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

· выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

· сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

· вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

Класс

Обучающийся научится:

· обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям;

· аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

· выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

· составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

· объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

· владеть монологической и диалогической речью;

· письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

· правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

· выразительно читать прозаические и поэтические произведения или отрывки из них наизусть;

· владеть различными видами пересказа;

· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

· участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

· овладеть важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

· использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

· устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

· выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

· сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

· вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

Содержание учебного предмета

Класс

Литература XIX века (5 ч.)

Введение. «Прекрасное начало».

К истории русской литературы XIX века.

М.Р. Державин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков.

Поэтические предшественники А.С. Пушкина.

А.С. Пушкин «Погасло дневное светило», «Элегия», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

М.Ю. Лермонтов «Как часто пестрою толпою окружен...»

Н.В. Гоголь «Петербургские повести», «Нос».

Литература и журналистика 50-80-х гг. ХIХ века (30 ч.)

А.Н. Островский «Гроза».

И.А. Гончаров «Обломов» в русской критике (Добролюбов, Дружинин, Писарев о романе и его герое).

И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Стихотворения в прозе»

Н.Г. Чернышевский «Что делать?»

Ф.И. Тютчев «He то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», а также три стихотворения по выбору.

А.А. Фет Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь», а также три стихотворения по выбору.

Н.А. Некрасов Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и Гражданин», Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Е. Салтыков – Щедрин «История одного города» (Обзор), «Ворон-челобитчик»

Ф.М. Достоевский Роман «Преступление и наказание»

Л.Н. Толстой Роман-эпопея «Война и мир»

А.П. Чехов «Ионыч»

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.

Класс

Содержание учебного предмета

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века (11 ч.)

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.

Опорные понятия: реализм, модернизм, декаданс.

Внутрипредметные связи: взаимодействие литературных направлений; творчество Л.Н. Толстого и А.П. Чехова на рубеже веков.

Межпредметные связи: литература и искусство начала XX века.

А.И. Куприн.

Рассказ «Гранатовый браслет». Повесть «Олеся».

Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

Опорные понятия: очерковая проза, символическая деталь.

Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в прозе А.И. Куприна.

Межпредметные связи: роль обособленных определений в «Гранатовом браслете»; Л. ван Бетховен. Соната № 2 (ор. 2. № 2) Largo Appassionato (к рассказу «Гранатовый браслет»).

Серебряный век русской поэзии.

Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные течения в русской поэзии начала ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм).

Опорные понятия: символизм, акмеизм, футуризм, двоемирие, мистическое содержание, символ.

Внутрипредметные связи: поэзия русского модернизма и традиции XIX века.

Межпредметные связи: поэзия начала XX века в контексте русского «культурного ренессанса».

Символизм и русские поэты – символисты.

Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Я. Надсона, К. М. Фофанова, К. К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приёмы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов и др.).

Опорные понятия: программная лирика, образ-символ, звукообраз.

Внутрипредметные связи: традиции романтизма в лирике поэтов-символистов; поэтические открытия А. А. Фета, их значение для русского символизма.

Межпредметные связи: символизм в русской живописи (В. Э. Борисов-Мусатов, М. А. Врубель, К. С. Петров-Водкин и др.); символизм в музыке (А. Н. Скрябин).

Поэзия В.Я. Брюсова и К.Д. Бальмонта.

Серия книг «Русские символисты» под редакцией В.Я. Брюсова — дерзкий дебют символистов. Использование оксюморона как доминирующей стилистической фигуры. «Элементарные слова о символической поэзии» К. Д. Бальмонта.

Опорные понятия: звукообраз, музыкальность стиха, оксюморон.

Внутрипредметные связи: античный миф в символистской поэзии.

Межпредметные связи: музыкальные образы в лирике К. Д. Бальмонта.

Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. А. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии ХХ века. Взаимовлияние символизма и реализма.

И. Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И. Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И. Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И. Ф. Анненского. Опорные понятия: акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия.

Внутрипредметные связи: индивидуальное творчество и «цеховые» отношения между поэтами.

Межпредметные связи: поэзия и живопись кубофутуристов.

Н.С. Гумилёв Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору. Герой-маска в ранней поэзии Н. С. Гумилёва. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилёвского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Н. С. Гумилёва. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.

Опорные понятия: неоромантизм в поэзии, лирический герой-маска.

Внутрипредметные связи: аллитерированный стих в произведениях Н. С. Гумилёва; полемика Н. С. Гумилёва и А. А. Блока о сущности поэзии; пушкинские реминисценции в лирике Н. С. Гумилёва («Заблудившийся трамвай»).

Межпредметные связи: лирика Н. С. Гумилёва и живопись П. Гогена; рисунки Н. С. Гумилёва. Для самостоятельного чтения: стихотворения «Я конквистадор в панцире железном…», «Восьмистишие», «Память», «Рабочий», рассказ «Скрипка Страдивариуса».

«Короли смеха» из журнала «Сатирикон»

Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Чёрного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Т. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приёмов комического.

Опорные понятия: сарказм, ирония, политическая сатира.

Внутрипредметные связи: традиции русской сатиры в новеллистике А. Т. Аверченко.

Межпредметные связи: тема современного искусства в рассказах А. Т. Аверченко.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: