Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.




1.В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям.

 

2. Троепольский. «Белый Бим, Черное Ухо».

 

3. С. Есенин «Песнь о собаке»

 

Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

 

 

1.М. Пришвин. «Кладовая солнца»

 

2.Произведения Тургенева. Роль пейзажа в них

 

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравст­венная ответственность человека перед другими людьми).

1.А. С Пушкин. «Евгений Онегин». «Эгоист поневоле», Онегин равнодушен к судьбам других людей, делает несчастливыми и исамого себя, и других людей.

 

2. М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени».

 

3. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…

 

4. В. Г. Распутин «Живи и помни». Муж-дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Мария пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она бремена, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен.

 

5.В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.

 

Проблема доброты, всепрощения.

 

 

Проблема ответственности за свои дела

1.М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа – образ Иисуса Христа, несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек», прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность.

 

 

Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.

 

Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?

 

 

1.И С. Тургенев. «Отцы и дети». Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения.

 

2.Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна»)

 

3. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…

 

Проблема любви/ревности, дружбы/предательства.

 

 

1.А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

 

2. М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени».

 

3. И С. Тургенев. «Отцы и дети».

 

4. И А. Гончаров. «Обломов».

 

5. И С. Тургенев. «Отцы и дети».

 

Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве.

 

Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?

 

Статьи Д. С.Лихачева.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

А.М.Горький «Красавица»

 

Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телеви­дение на человека?

 

 

Герберт Маршалл Маклюэн (англ. Herbert Marshall McLuhan, 21 июля 1911 — 31 декабря 1980) — канадский философ, филолог, литературный критик, теоретик воздействия артефактов как средств коммуникации.Получил широкую известность благодаря исследованию формирующего воздействия электрических и электронных средств коммуникации на человека и общество. Первая крупная работа Маршалла Маклюэна «Механическая невеста: фольклор индустриального человека» стала одной из первых в области исследований популярной культуры. Книга Маршалла Маклюэна «Понимание медиа» стала одним из первых исследований в области экологии средств массовой информации. По мнению Маклюэна, средства массовой информации должны стать объектами исследования сами по себе, вне зависимости от их содержания (контента).Основная идея заключается в том, что средство массовой информации (коммуникации) влияет на общество в первую очередь не своим содержанием, а теми характеристиками, которые отличают его от других СМИ. Маршалл Маклюэн оказал большое и разностороннее влияние в науке, культуре, философии и т. п. Так, в кинематографе следы его идей наиболее отчетливо проявились в творчестве Дэвида Кроненберга и особенно в фильме «Видеодром». В 1977 году Маклюэн сыграл самого себя в фильме Вуди Аллена «Энни Холл».В художественной литературе последователей идей Маклюэна также немало, особенно среди представителей киберпанка. В научном сообществе Маклюэн, наряду с Гарольдом Иннисом, рассматривается в качестве основателя «медиумной теории» в области социологии массовых коммуникаций. В области философии идеи Маклюэна находятся в одном русле с течением постмодернизма.

 

Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать?

А.М.Горький. «Мои университеты»

 

Н.Островский. Как закалялась сталь.

 

Может ли Интернет,

 

телевидение заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

Станислав ЛЕСНЕВСКИЙ

Книга и интернет – два самостоятельных вида культуры. При этом надо учитывать, что книга – древнейший вид культуры, а интернету – всего лишь несколько десятков лет. Поэтому интернет не только не вытеснит, но, наоборот, на мой взгляд, усилит, возвратит интерес к книге. Хотя, несомненно, какая-то часть людей теперь читает литературу только с экрана. Я бы охарактеризовал отношения книги и интернета как братья-враги.

 

Вадим ПАНОВ

Скорее всего, книга и интернет будут существовать вместе, дополняя друг друга. Другой вопрос, чего будет больше – цифровой или бумажной литературы. Мне кажется, книга, художественная книга, сохранит свои позиции. Тут во многом всё зависит от восприятия текстов. Сужу по себе. Читать тексты с экрана у меня не получается: не могу полностью погрузиться в художественный мир; экран отвлекает, не даёт сосредоточиться.

 

Дмитрий ОРЕХОВ

Нет. Потому что книга – это нечто изысканное. Любовь человека к книге, к библиотеке не пропадёт. Хочется отметить, что тиражи книг хоть и падают, зато качество полиграфии становится лучше. Книгу, по крайней мере, приятно держать в руках.

 

 

Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь?

И. С. Тургенев «Русский язык»

 

Как сохранить чисто­ту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи?

 

 

Основная сфера применения диалектных (областных) слов - художественная литература. Они привлекаются для создания местного колорита и речевой характеристики героев, а также в качестве особого средства выразительности в русской литературе с XVIII в., сначала в основном в водевилях для создания комизма, а затем - для передачи особенностей речи крестьян. Если В.А. Жуковский полностью отрицал использование диалектизмов в художественных произведениях, то А.С. Пушкин делал это лишь теоретически, а практически применял их, о чем свидетельствует, например, повесть «Барышня-крестьянка»: Да как же барина с слугою не распознать? И одет-то не так, и баишъ иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему; Ты был, барин, вечор у наших господ?; А взаправду... не попытаться ли в самом деле?

 

Лингвисты, занимающиеся изучением жаргонизмов, считают, что "вульгаризация речи свойственна подрастающему поколению и часто идет не от дурных мыслей и наклонностей, а скорее от несознательного желания подростков выглядеть грубовато-мужественными, более взрослыми, опытными. Однако, будучи явлением преходящим, жаргон все-таки может оставить (и часто оставляет!) след в языковом развитии человека... Человеку, привыкшему смолоду к вульгарным, стилистически сниженным словам и выражениям, впоследствии трудно научиться правильно и грамотно излагать свои мысли"

 

А вот как изъясняются героини повести В. Кунина "Интердевочка": Он неплохо т р е к а л по нашему. Даже надбавку получал в своей фирме за знание русского языка; Стоит передо мной такой пожилой в о д и л а, т а ч к а его ф у р ы ч и т на п а н д у с е; Очень п о п с о в ы е очечки!; Каждый костюмчик - ш т у к а, п о л т о р ы. Сапожки -шестьсот, семьсот!; Она и сейчас п о д б а н к о й и т.д.

 

В поэзии жаргонизмы используются реже:

 

Озера летние от стужи с б р е н д и л и.

Уснули лебеди,

словно крендели.

 

(А. Вознесенский).

 

Однако необходимо отметить, что таких элементов должно быть как можно меньше и в художественной литературе. Нельзя допускать, чтобы жаргонная лексика популяризовалась через телевидение, кино, художественную литературу.

 

 

Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении

 

Вступление может

Заключение

 

1) Вводить в тему текста

1) Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, предыдущим изложением.

 

2) Сообщать об основной проблеме текста

2)Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное.

 

3)Быть основным тезисом, который ты будешь аргументировать

3)Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем,

 

поставленных автором.

 

4) Быть основанием для объяснения основной проблемы.

 

 

4)Может содержать твоё решение проблемы, поставленной автором.

 

5) Быть формулировкой твоего понимания авторской позиции.

5)Может отражать твоё личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.

 

6) Содержать сведения о своеобразии художественного мира автора текста,если это своеобразие нашло отражение в теме, идее, проблематике текста.

6)Может дополнять мысль автора.

 

7) Определять круг проблем, затронутых автором.

 

 

7) Может содержать рассуждение о злободневности рассматриваемых темы и проблем.

 

8) Содержать твой взгляд на основные вопросы, рассматриваемые автором.

 

 

8) Может содержать этически корректное возражение автору.

 

9) Содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором.

 

 

9) Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении. (Тогда твоя работа будет хороша в композиционном плане).

 

 

Варианты вступления

 

Вступление может быть написано в форме

 

1) Лирического размышления

Как хороша наша Земля, сфотографированная космонавтами, в черной бездне Вселенной! Она сияет всеми оттенками от нежно-голубого до темно-фиолетового, и цвета эти не кажутся холодными: наша планета — теплый маячок, единственная родная гавань для тех, кто смотрит на неё из иллюминаторов космического корабля, восторженно замирая от невероятной красоты. Исчезни Земля — и потеряет Галактика самый яркий свой бриллиант. Но какая-то неведомая космическая сила бережет своё сокровище — нашу планету — от потока метеоритов-убийц, от столк­новений с кометами, сохраняя всё живущее на Земле, в том числе и нас. А мы? Как мы сами храним то, что давно и привычно именуем своим домом? В. Солоухин рисует страшную картину нашего «хозяйствования».

 

2)Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста).

 

 

Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим детям есть отравленную рыбу? Пить ядовитую воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном, кружащейся несколько дней? Кто захочет поехать за город, чтобы отдохнуть там в весёлом березовом лесу, а вместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это ждет нас в будущем, если мы продолжим относиться к природе так, как об этом рассказывает

 

В. Солоухин.

 

3) Рассуждения о заглавии, которое ты бы дал данному тесту. (Не забудь: в заглавии может звучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт).

«Заклятые друзья природы» — вот название, которое я дал бы предложенному тексту. Парадоксально, скажете вы? А разве то, о чем пишет в своей статье В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся хотя бы вот к этому факту...

 

4) Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста.

Давай возьмем с тобой Красную книгу и перелистаем её. Удивляешься тому, что она такая большая и тяжёлая? Ещё бы: ты посмотри, сколько представителей флоры и фауны стали её постоянными, вечными жителями... Нет, не всемирный потоп, и не ледниковый период, и не коварные смертоносные вирусы стали причиной их гибели. Да и вряд ли они смогли бы наделать столь­ко зла. Хочешь знать, кто и почему стал для природы страшнее всех? Тогда давай вместе прочтем статью В. Солоухина, писатель даст нам исчерпывающий ответ.

 

5) Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста

Черная, обугленная земля до самого горизонта...Запах смерти... Мертвая тишина... Ощущение дикого, вселенского одиночества...Все это ждет человечество, если оно продолжит тот пагубный путь, о котором пишет В. Солоухин в своей статье.

 

6) Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его про­блематику.

 

(Будь осторожен, если начинаешь сочинение с цитаты! Только тогда используй её, когда помнишь дословно, а иначе любое искажение есть не что иное, как фактическая ошибка (К12)

«Судьба человечества — в руках человека. Вот в чем ужас». Эта фразу

 

В. Гжешика, поразившую меня своей парадоксальностью, а потому и запомнив­шуюся, я вспомнил сразу же, как только прочитал текст В. Солоухина о тех пер­спективах, которые ждут человечество в результате его безнравственного отношения к природе.

 

7)Может начинаться с ключевого слова текста (именительный темы)

Жадность. Один из отвратительных нравственных пороков, который владеет человеческими душами. О растлевающем влиянии жадности писали и А.С. Пушкин («Скупой рыцарь»), и Гоголь («Мертвые души»), и О. Бальзак («Гобсек»). Но одно дело, когда это моральная червоточина одного человека (да и то она выглядит отвратительно!), и совсем другое, когда овладевает душами тысяч людей. О том, к каким немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повествует в своей статье В. Солоухин.

 

 

8)Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста.

Довелось мне в прошлом году вместе с отцом пролетать на вертолете над нашей дальневосточной тайгой. Честно признаться, было такое впечатление, что смотрю на экран, где идет фильм-катастрофа: гектарами вырубленный лес, причем лучшие экземпляры сосен, кедров, а остальное — покорежено, повалено, ободрано... Приземлились у небольшой реки, пошли набрать воды для чая, а на берегах — горы тухлой горбуши, выловленной браконьерами ради икры: икру уносят, а рыбу бросают здесь же. Представьте себе огромные (тон­ны!) кучи дальневосточного лосося, кишащие червями. Ради чего совершено это варварство? Ответ ясен каждому, но писатель В. Солоухин в своем тексте особенно жестко, открыто, горько напоминает нам о том, в кого мы превратились в погоне за «гладким холодным кружочком золота».

 

9) Описательного утверждения.

 

 

Когда мы запрокидываем голову, разглядывая ночное небо, то пытаемся представить, что в этой удивительной бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка есть. Но едва ли найдется ещё одна такая планета, которую бы так варварски, так дикарски уничтожали её самые разумные обитатели... Что движет ими, что заставляет их совершать такие безумные поступки? Об этом с горечью и болью рассуждает писатель В. Солоухин.

 

Вариант заключения

 

Заключение может быть написано в форме:

 

1) Обзора всех положений, которые ты осмыслил в основной части, особенно если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств.

Итак, грязные реки и озера, ядовитые продукты, искореженная земля, леса, опустевшие без животных и птиц, воздух, который порой вызывает страшные заболевания, — вот тот мир, в который приведет человечество его алчность, не знающая предела.

 

2) Этически корректного возражения автору исходного текста.

 

 

Сложно не согласиться с В. Солоухиным, но есть факты, которые дарят надежду на то, что человечество всё-таки понемногу освобождается от власти денег, от жажды наживы: американцы свои леса, озера, реки считают высшей нацио­нальной ценностью; японцы активно занимаются восстановлением морских биоресурсов; европейские государства законодательно вводят высокие штрафные санкции против тех, кто нарушает экологию... Радует и то, что многие виды растений, птиц, животных, ранее занесенные в Красную книгу, уже не значатся как исчезающие. Конечно, ещё пока рано рисовать оптимистичные картины, но человечество, кажется, начало отличать истинные ценности от ложных.

 

3) Спора с воображаемыми критиками позиции автора.

 

 

Не все, наверное, согласятся с позицией В. Солоухина. Наверное, найдутся те, кто скажет, что слишком уж пессимистична картина, нарисованная автором в самом начале текста. Но разве не страшен тот факт, что за последние десятилетия исчезли сотни маленьких речек? А это следствие беспощадной вырубки леса вдоль берегов, осушения болот... Кто-то скажет, что мало верит в такое загрязнение Мирового океана. А разве не убедительны случаи массовой гибели морских животных и птиц? Разве не убедительно и то, что у нас всё меньше и меньше природных запасов чистой питьевой воды? И уж нужно быть сосем слепым упрямцем, отрицая тот факт, что многие природные катаклизмы (самые очевидные из них — пожары, наводнения) — результат безнравственного отношения человека к природе.

 

4) Цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста, но она должна быть обязательно прокомментирована.

 

(Ты уже помнишь, что нельзя искажать цитату?)

 

 

Отношение к природе, ко всему живому очень точно выразил Е. Евтушенко: Берегите эти земли, эти воды,

 

Даже малую былиночку любя.

 

Берегите всех зверей внутри природы,

 

Убивайте лишь зверей внутри себя.

 

Без соблюдения этой нравственной заповеди, без побед над своими пороками вряд ли каждый из нас может считать себя человеком разумным, бережно охраняющим своё жилище —Землю.

 

5) Яркого примера, обобщающего твои суждения.

 

 

Когда-то я читала сказку о жадном человеке, страстно мечтавшем о том, чтобы всё к чему он прикасается, превращалось в золото. Бог решил «осчастливить» этого глупца и выполнил его просьбу. Итог страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли его роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда очень не хочется, чтобы сказка стала былью...

 

6) Иллюстрации, облегчающей понимание высказанного (,-ых) положе­ния (-ий).

 

 

О человеке, который, плывя по морю, усердно ковыряет дырку в лодке, или о том, кто рубит сук, на котором сидит, каждый из нас скажет, что это безумцы. А чем разумнее их мы, «живущие на Земле люди.., мнящие себя друзьями природы» и бездумно обрывающие те ниточки, которые связывают нас с жизнью?

 

7) Вывода-впечатления

Одна из крайних сущностей денег — быть платой за убийство всего живого. Об этом невольно думаешь, прочитав текст В. Солоухина. А что потом человечество будет делать с желтым металлом на мертвой планете? Неужели мои потомки будут знать многие растения, животных, рыб, птиц лишь по рисункам в токсичных пластиковых книгах? Даже страшно подумать о том, куда ведет нас путь наживы...

 

8) Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям.

 

 

Мы уже давно твердим: природа — наш дом. Следовательно, её гибель можно сравнить с разрушением собственного жилища. Но если дом мы можем построить, отремонтировать, то нельзя построить или отремонтировать море или речку, животный или растительный мир. Да и вряд ли совестливый хозяин станет жить в покосившемся доме. А ведь бессовестных людей на Земле гораздо меньше.... Тогда почему наш дом полуразрушен?

 

9) Развернутого рассуждения об идее текста, которая сформулирована в одном или нескольких предложениях.

«Вселенские диверсанты... не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди», перерезая своей «ненасытной жадностью» «нитки поколений». Наверное, наделяя человека умом, природа не думала, что человек обратит эту награду против неё, сделав своё самое большое достояние не добрым, а коварным, усилив его жадностью и жестокостью. Но вряд ли кто станет отрицать, что в природе всё взаимосвязано, и, уничтожая связующие нити, мы когда-нибудь в азартной погоне за деньгами отрежем и ту, что связывает нас с жизнью.

 

 

Комментируем основную проблему текста

 

 

Какие проблемы чаще всего рассматриваются в художественных и публицистических текстах? Обычно они:

 

• нравственные;

 

• экологические;

 

• социальные;

 

• психологические;

 

• философские;

 

• социально-психологические;

 

• социально-философские и т.п.

 

 

Когда ты найдешь проблему, тебе захочется подчеркнуть её актуальность. (т.е. прокомментировать)

 

Вот тебе маленькая шпаргалка, которой ты сможешь воспользоваться, готовясь к экзамену.

 

Проблема, рассматриваемая автором, может быть:

 

общественно значимой;

 

социальной;

 

философской;

 

политической;

 

идеологической;

 

нравственной;

 

межнациональной;

 

морально-этической;

 

злободневной;

 

 

животрепещущей;

 

актуальной;

 

жизненной;

 

насущной;

 

острой;

 

важной;

 

серьёзной;

 

спорной;

 

неотложной;

 

основной;

 

глубокой;

 

назревшей;

неразрешимой;

 

наболевшей;

 

мучительной;

 

жгучей;

 

тяжелой;

 

первоочередной;

 

принципиальной;

 

главной;

 

сложной

 

 

Начиная комментировать проблему, ты можешь указать:

 

· к какой категории относится избранная автором проблема;

 

· насколько она злободневна (как правило, в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем);

 

· что делает её злободневной;

 

· традиционна ли эта проблема или нова;

 

· если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу;

 

· если нова, то что стало причиной её появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее); объясни, что позволяет тебе сделать такие выводы;

 

· как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме:,

 

· как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества; не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции; интернационалист; глубокий знаток человеческой души и т.п.).

 

Этот план весьма условен, ты можешь выбрать лишь часть вопросов (например, а), б), в), г), д), ж), а е), з) использовать при аргументации и изложении собственной позиции).

 

Проблема может заставить читателя:

 

глубоко задуматься;

 

лучше понять себя и окружающих

 

серьёзнее относиться к...;

 

критичнее относиться к...;

 

развивать мысль о...;

 

открыто выразить своё отношение к...;

 

заняться её глубоким изучением;

 

с горечью понять, что...;

 

иронично относиться к...;

 

 

серьёзно размышлять;

 

лучше понять трагизм происходящего

 

переосмыслить своё отношение к...;

 

обратиться к примерам из собственной жизни (литературы);

 

оценить истинный масштаб чего-либо;

 

заняться самовоспитанием; (охраной культурной среды, природы и др.);

 

отразить гармонию (дисгармонию) мира, человеческих отношений,

 

рассуждать вместе с автором;

 

лучше понять красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т.п.

 

по-иному посмотреть на...;

 

поделиться мыслями о...;

 

оценить собственную позицию;

 

связь поколений (или её отсутствие);

 

испытать потребность в чем-либо;

 

Не забудь, что в комментарии отсутствует пересказ текста, мы скорее пытаемся понять автора: почему из множества проблем он выбрал именно эту?

 

Текст.

 

(1)Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия?

 

(2)А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью. (З)Между ними самая родственная, самая природная глубокая связь: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием. (4)Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом.

 

(5)Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. (6)Но едва оно укрепится, утвердится — оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовать дальше иначе, как затуманиваясь в ложь, прикрываясь ее сладкоречием. (7)Оно уже не всегда, не обязательно прямо душит глотку, чаще оно требует от данных только присяги лжи, только соучастия во лжи.

 

(8)И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! (9)Пусть это приходит в мир и даже царит в мире — но не через меня. (Ю)Писалям же и художникам доступно больше: победить ложь! (11)Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает зримо, неопровержимо для всех! (12)Против многого в мире может выстоять ложь — но только не против искусства. (13)А едва развеяна будет ложь — отвратительно откроется нагота насилия — насилие дряхлое падет.

 

 

(14)Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. (15)Не отнекиваться безоружностью, не

 

отдаваться беспечной жизни — но выйти на бой!

 

(16)В русском языке излюблены пословицы о правде. (17)Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и иногда поразительно:(18)0ДНО СЛОВО ПРАВДЫВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ.

 

(19)Вот на таком мнимо-фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира.

 

А.И.Солженицын

 

Проблемы

Предлагаемый материал

 

Проблема противостояния литературы тоталитарному ре­жиму.

«Власть отвратительна, как руки брадобрея» (И. Мандельштам), потому что:

 

а) лишает человека не только внешней, но и внутренней свободы;

 

б) обезличивает его;

 

в) считает себя вправе распоряжаться человеческими судьбами;

 

в) рождает страх в людях, их недоверие друг к другу;

 

г) заставляет всех не только поддерживать, но и пропагандировать ложь;

 

д) уничтожает инакомыслящих и т.п.

 

Проблема насилия и нравственной непоколебимости, лжи и Правды.

Почему необходимо, чтобы не умолк голос правды в океане лжи?

 

а)Общество должно увидеть итог пути, по которому оно идёт.

 

б)Оно должно понять, какими средствами пользуется власть, делая их «счастливыми».

 

в)Рабская мораль, порождаемая тоталитарным режимом, унизительна, недостойна человека и т.п.

 

Проблема внутренней духовной свободы

«Борьба с цензурой, какой бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, — мой писательский долг, так же как и призывы к свободе

 

печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода». (М. Булгаков)

 

 

Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» — предупреждение о том,что попытка превратить собаку в человека безуспешна, как и революционный эксперимент большевиков с их лозунгом «Кто был никем — тот станет всем».

 

А. Ахматова создала «Реквием» жертвам тоталитарного режима.

 

 

Произведения А. Солженицына были проникнуты ответственностью за судьбы миллионов жертв советской власти, за судьбу России, якобы строившей коммунистический рай.

 

 

Роман «Мы» Е. Замятина — роман-предвидение того, что ждет Россию в будущем, в том числе культ личности, процессы против «врагов народа», сталинские лагеря, в которых люди имели не имена, а номера, обезличенное общество «советских людей»...

 

 

Примеры сформулированных основных проблем прочитанного текста и комментарий к ней.

 

 

Основная проблема текста

Комментарий

 

1. Проблема экологии

Проблема, поднятая автором, современна. Неумелое руководство «узких специалистов», строительство дамб и плотин привели к гибели многих редких сортов рыбы, поэтому так обеднели прилавки наших магазинов. Уже и названия многих рыб мне незнакомы. А что сделали с Байкалом! И сколько ещё подобных экологических проблем в стране в нашей стране из-за неумелого хозяйствования.

 

2. Проблема подготовки специалистов в нашей стране

Эта общественно-политическая проблема сегодня актуальна, как никогда. Любая высокоразвитая держава заботится о том, чтобы её экономическое развитие не стояло на месте, поэтому развитию физики, химии, математики она уделяет большое внимание. Неспроста так ценятся наши специалисты за рубежом! А в нашей стране они часто не востребованы, оттого и случаются те бедствия, о которых пишет автор. Нашему правительству необходимо вникнуть в проблему формирования ученой элиты.

 

3. Проблема легкомысленного отношения к учебе

Б. Васильев привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме легкомысленного отношения к учебе. «Мы все учились понемногу когда-нибудь и как-нибудь», — писал в своё время А.С. Пушкин. Так же мы учимся и сейчас. Мы плохо знаем историю, мало читаем классическую литературу, не любим слушать симфонические концерты. А поэтому мы будем плохими специалистами..

 

4. Проблема разорения родной страны

Социальная проблема разорения родной страны — острая проблема сегодняшнего дня, и известный писатель Б. Васильев не обошел её вниманием. Большевики не умели руководить производством, а умели только воевать. Революция, Гражданская война привели нашу страну к печальным результатам. Теперь нам остается только удивляться тому, что происходит с природой, со страной.

 

5. Проблема отсутствия глубокого гуманитарного образования, формирующего мыслящую интеллигенцию

Эта нерешенная злободневная проблема — одна из причин низкого уровня развития нашей страны, отсутствия культуры производства. Вряд ли кто станет оспаривать мысль о том, что глубокое изучение гуманитарных наук не только приучает человека мыслить, анализировать, искать необходимые решения, но и формирует душу. чего стоит бездушный узкий специалист, не умеющий предвидеть, к чему приведет его работа? Удручающие примеры, которые приводит автор, воссоздают картины такой «деятельности».

 

 

Переходим к анализу авторской позиции.

 

 

Позиция автора и способы её выражения

 

ü посвящать свою статью...;

 

ü полемически заострять тему (проблему);

 

ü эмоционально воздействовать на читателя;

 

ü делать читателя своим союзником;

 

ü образно воссоздавать картину происходящего (изображаемого)

 

ü выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы);

 

ü образно представить суть проблемы, которая его волнует;

 

ü усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо;

 

ü передать глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий обобщений, размышлений и т.п.);

 

ü раскрывать сущность поставленных проблем;

 

ü характеризовать сущность раскрываемых проблем;

 

ü точно формулировать (выражать) мысль;

 

ü заставить читателя задуматься над проблемами (темой, идеей и т.п.);

 

ü показать злободневность рассматриваемой им темы (проблемы);

 

ü пытаться найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;

 

ü подчеркивать остроту поставленной проблемы;

 

ü видеть глубину и актуальность проблем;

 

ü обращаться к традициям русской жизни, литературы и т.д.,аргументируя свой тезис;

 

ü убеждать читателя в правоте своей позиции;

 

ü показывать негативную сторону нашей жизни;

 

ü выражать мнение большинства;

 

ü недвусмысленно подчеркивать свое негативное (положительное) отношение к...;

 

ü пытаться найти в читателе единомышленника;

 

ü пытаться понять, почему...;

 

ü использовать ряд убедительных аргументов;

 

ü передать читателю свою заинтересованность данной темой, проблемой;

 

 

ü Ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа;

 

ü В помочь читателю увидеть традиционную тему (проблему) по-новому;

 

ü утверждать, что...;

 

ü Уточнять некоторые моменты;

 

ü писать интересно и ново о старых проблемах;

 

ü ставить перед читателем цель — найти решение сложных жизненных проблем;

 

ü привести в качестве примера цитату;

 

ü быть строгим судьей негативным явлениям нашей жизни;

 

ü намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы;

 

ü заставить читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);

 

ü приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни;

 

ü формировать положительное или отрицательное читат<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: