Модель выученной беспомощности (SeligmanM., 1975) возникла в результате опытов на животных, обучающих избегать наказания (болезненного удара током).
В классических опытах по изучению оборонительного поведения создавались условия, в которых подопытное животное могло избавляться от болезненного воздействия (например, при пропускании электрического тока через металлический пол клетки оставлялся своеобразный «островок безопасности», на котором животное оказывается изолированным от прохождения тока). При этом вначале животное находило безопасное положение в результате случайного поиска, в дальнейшем же наблюдалась выработка соответствующих условных рефлексов избегания болезненных стимулов.
В опытах М. Зелигмана на первом этапе создавались условия, в которых у животного не было никакого пути спасения от регулярно повторяющихся ударов тока, в результате чего создавалась реакция капитуляции, отказа от безуспешных попыток избежать болезненного наказания. Более того, на втором этапе опыта, при помещении обученного подобным образом животного в новую обстановку, в которой имелся «островок спасения», оно не делало никаких попыток избавиться от наказания - срабатывал выработанный ранее стереотип пассивного реагирования. Подобное «беспомощное» поведение подопытных животных сохранялось даже при помещении в новую клетку одновременно с ними других животных, у которых были ранее выработаны «нормальные» условно-рефлекторные реакции активного избегания наказания и которые должны были служить первым моделями для обучения адаптивному поведению. Тем самым в опыте было обнаружено «негативное», дезадаптивное обучение - своего рода условно-рефлекторный механизм отказа от поисковой активности, названный исследователем обучением беспомощности.
При переносе этой физиологической модели на уровень психологии человека уместнее говорить об обучении его пессимизму, фатализму и пассивности.
Если предыдущий опыт убеждает в невозможности изменить ситуацию собственными усилиями, в бесплодности и тщетности попыток что-либо сделать, формируется, во-первых, пессимистический прогноз безысходности и неотвратимости несчастий («выхода нет»), девальвация способности совладания с ситуацией («все усилия напрасны»).
Во-вторых, вместо стратегии «победителя» - активного противостояния жизненным трудностям (мотивация успеха) и предусмотрительного ухода от возможных проблем (мотивация избегания неудачи) усваивается пораженческая стратегия их пассивного принятия, смиренной покорности ударам судьбы.
К этому нередко добавляется позиция «страуса», когда человек пытается скрыть от самого себя существование проблемы -как страус, который согласно традиционным поверьям в минуту опасности зарывает голову в песок.
Подобная выученная беспомощность не только чревата социальной неуспешностью, но еще и служит источником тревоги и, что самое главное, также предшествует формированию депрессии. Здесь представления данной концепции смыкаются с «тревожными» моделями невротических и психосоматических расстройств, описанными выше.
С выученной беспомощностью, точнее, с научением как источником формирования психосоматических расстройств, смыкается еще и такой механизм, как описанные выше «специфические психодинамические конфликты» по Ф.М. Александеру или «сомато-психическая настроенность» нервной системы (в основе которой лежат «динамические стереотипы» по И.П. Павлову). Как пишет Л.Н. Образцова (2001), «когда-то в своей жизни пациент действительно пережил какое-то соматическое заболевание, которое организм «запомнил» и стал в дальнейшем «использовать» в качестве реакции на любой психологический дискомфорт».
Концепция личностной беспомощности с позиции субъектно-деятельностного подхода
Д. А. Циринг (Челябинск)
Теория выученной беспомощности рассматривает выученную беспомощность как состояние, возникающее в качестве реакции на травмирующие события.
Это наглядно прослеживается в определениях указанного феноменаНапример, М. И. Еникеев отмечает: «Выученная беспомощность - состояние деятельной пассивности в отдельных ситуациях, возникающее в результате систематических неудач, неустранимых помех; имеет тенденцию к генерализации -распространению на смежные виды деятельности» (Еникеев, 2006, с. 70).
Однако еще в 1975 году в своей знаменитой книге «Helplessness: Ondepression, development, anddeath» М. Селигман, основоположник теории выученной беспомощности, отмечал следующее: «Некоторые люди больше подвержены депрессии и тревоге, чем другие. Для некоторых счастливчиков ощущение беспомощности и состояние депрессии наступит только после повторяющихся, причиняющих страдания трудностей. Для других малейшая неудача даст начало депрессии; для них депрессия больше, чем состояние, это личностная особенность.
Что делает человека столь готовым ощущать беспомощность и оказываться в подавленном состоянии?
(Seligman, 1975, с. 132-133) отмечает, что наиболее вероятно найти основу беспомощности в опыте, полученном в младенчестве, детстве, подростковом возрасте».
Идея о различении беспомощности как состояния и как устойчивой характеристики личности получила более позднее развитие в отечественной психологии (Д. А. Циринг, Е. В. Забелина, Е. В. Веденеева, Ю. В. Яковлева).
Исследования Д. А. Циринг направлены на изучение типа личности, склонного к возникновению выученной беспомощности, а совокупность специфических личностных особенностей, определяющих эту склонность, обозначены им как личностная беспомощность (ЛБ).
ЛБ развивается в процессе онтогенеза под влиянием различных факторов, в том числе системы взаимоотношений с окружающими.
Противоположное по своему психологическому содержанию образование, названное самостоятельностью, характеризуется выраженной волевой активностью, оптимистическим мировосприятием, эмоциональной уравновешенностью, креативностью.
Личностная беспомощность может быть рассмотрена, как системное качество субъекта, включающее в себя пессимистический атрибутивный стиль, склонность к таким невротическим нарушениям, как депрессия и повышенная тревожность, пониженную самооценку, а также ряд особенностей эмоциональной, мотивационной, когнитивной и волевой сфер личности и характеризующее низкий уровень субъектности.
Субъектно-деятельностный подход позволяет рассмотреть в единстве личность и деятельность, изучить деятельность и поведение как опосредованные «внутренними условиями», а также включить в картину исследования историю формирования «внутренних условий» субъекта, к которым относятся травмирующие события и родительские стили воспитания.
Личностная беспомощность формируется в системе семейных взаимоотношений как необходимый для системы симптом, выполняющий для нее определенную функцию (Циринг, 2009). Устойчивый характер нарушений в детско-родительских отношениях приводит к закреплению личностных особенностей, которые интегрируются в такую целостную характеристику, как личностная беспомощность. Столкновение с неконтролируемыми травмирующими событиями высокой интенсивности для человека с такого рода историей семейных взаимоотношений усиливает феномен беспомощности, делает его более выраженным, генерализирует его в психике человека. Стоит отметить, что вероятность травмирующих событий для детей из семей с нарушениями взаимоотношений выше, чем для детей из благополучных семей, так как именно в таких семьях чаще случаются разводы, детей чаще избивают, родители чаще являются социально неблагополучными, теряют работу, имеют низкий заработок, попадают в тюрьму и так далее.
Важный аспект, в исследовании личностной беспомощности, - это взаимоотношения субъекта с миром, его позиция по отношению к миру. Мир понимается С. Л. Рубинштейном «как бытие, преобразованное человеком и вбирающее в себя человека и всю совокупность отношений, с ним связанных» (там же, с. 404). То есть мир - это бытие, которое изменяется активностью самого субъекта.
Как отмечал А. В. Брушлинский, «любое психическое свойство, формируясь в ходе предшествующей деятельности, затем при определенных условиях влияет на последующую деятельность субъекта и развивается в ней» (Брушлинский, 2003, с. 35).
Личностная беспомощность, сформировавшаяся под влиянием взаимодействия различных внешних и внутренних факторов в свою очередь обусловливает особенности деятельности субъекта.
Личностная беспомощность как системное качество субъекта регулирует его поведение, восприятие, отношение к действительности, деятельность таким образом, что субъект остается в жестких рамках данного ему бытия, он постоянно сталкивается с неподконтрольностью окружающей действительности, возникающей как в силу объективных причин, так и в силу системы убеждений, эмоциональных реакций и всей организации внутреннего мира, отношения к миру в целом.
Человек, по С. Л. Рубинштейну, является отправной точкой всей системы координат в силу своей активности, возможности изменения бытия, способности выйти за его пределы.
Субъект с личностной беспомощностью ограничен в своем взаимодействии с миром в силу особенностей этой характеристики.
Самостоятельный человек использует широкий диапазон активности, наиболее полно задействуя свои способности изменения бытия, преобразуя его, становясь автором своего жизненного пути.
Таким образом, личностная беспомощность - это системное качество субъекта, обусловленное симптомокомплексом определенных личностных особенностей, возникающих в результате взаимодействия внутренних условий с внешними (системой семейных взаимоотношений, опытом неконтролируемых травмирующих событий). Личностная беспомощность проявляется в деятельности, обусловливая снижение ее успешности.
Личностная беспомощностьопределяет низкий уровень субъектности, то есть низкую способность человека преобразовывать действительность, управлять событиями собственной жизни, ставить и достигать целей, преодолевая различного рода трудности.
Литература
Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Изд-во ИП РАН. 1994. Брушлинский А. В. Психология субъекта. М.: Изд-во ИП РАН; СПб.: Алетейя,
2003.
Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. М.: ТК Велби: Проспект, 2006.
Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха.
СПб.: Питер, 2006.
Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. Сергиенко Е. А. Субъектная регуляция совладающего поведения // Совла-
дающее поведение: Современное сосотояние и перспективы / Под ред.
А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во ИП РАН,
2008. С. 67-83.
Сергиенко Е.А. Ценность категории «субъект» для психологии и некоторые дискуссионные вопросы ее разработки // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Отв. ред. В. В. Знаков, Г. В. Залевский. М.: Изд-во ИП РАН, 2008. С. 62-82.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб.пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.
Циринг Д. А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 22-31.
Seligman M. E. P. Helplessness: On depression, development, and death. SanFrancisco: Freeman. 1975.