Физиологически ориентированные теории и модели: модель выученной беспомощности (М.Зелигман(SeligmanM.).




Модель выученной беспомощности (SeligmanM., 1975) возник­ла в результате опытов на животных, обучающих избегать наказа­ния (болезненного удара током).

В классических опытах по изуче­нию оборонительного поведения создавались условия, в которых подопытное животное могло избавляться от болезненного воздей­ствия (например, при пропускании электрического тока через ме­таллический пол клетки оставлялся своеобразный «островок без­опасности», на котором животное оказывается изолированным от прохождения тока). При этом вначале животное находило безопас­ное положение в результате случайного поиска, в дальнейшем же наблюдалась выработка соответствующих условных рефлексов из­бегания болезненных стимулов.

В опытах М. Зелигмана на первом этапе создавались условия, в которых у животного не было никакого пути спасения от регуляр­но повторяющихся ударов тока, в результате чего создавалась реак­ция капитуляции, отказа от безуспешных попыток избежать болез­ненного наказания. Более того, на втором этапе опыта, при помеще­нии обученного подобным образом животного в новую обстановку, в которой имелся «островок спасения», оно не делало никаких по­пыток избавиться от наказания - срабатывал выработанный ранее стереотип пассивного реагирования. Подобное «беспомощное» по­ведение подопытных животных сохранялось даже при помещении в новую клетку одновременно с ними других животных, у которых были ранее выработаны «нормальные» условно-рефлекторные ре­акции активного избегания наказания и которые должны были слу­жить первым моделями для обучения адаптивному поведению. Тем самым в опыте было обнаружено «негативное», дезадаптивное обу­чение - своего рода условно-рефлекторный механизм отказа от по­исковой активности, названный исследователем обучением беспо­мощности.

При переносе этой физиологической модели на уровень пси­хологии человека уместнее говорить об обучении его пессимизму, фатализму и пассивности.

Если предыдущий опыт убеждает в не­возможности изменить ситуацию собственными усилиями, в бес­плодности и тщетности попыток что-либо сделать, формируется, во-первых, пессимистический прогноз безысходности и неотвратимо­сти несчастий («выхода нет»), девальвация способности совладания с ситуацией («все усилия напрасны»).

Во-вторых, вместо стратегии «победителя» - активного противостояния жизненным трудностям (мотивация успеха) и предусмотрительного ухода от возможных проблем (мотивация избегания неудачи) усваивается пораженчес­кая стратегия их пассивного принятия, смиренной покорности уда­рам судьбы.

К этому нередко добавляется позиция «страуса», когда человек пытается скрыть от самого себя существование проблемы -как страус, который согласно традиционным поверьям в минуту опасности зарывает голову в песок.

Подобная выученная беспомощ­ность не только чревата социальной неуспешностью, но еще и слу­жит источником тревоги и, что самое главное, также предшествует формированию депрессии. Здесь представления данной концепции смыкаются с «тревожными» моделями невротических и психосо­матических расстройств, описанными выше.

С выученной беспомощностью, точнее, с научением как источ­ником формирования психосоматических расстройств, смыкается еще и такой механизм, как описанные выше «специфические психодинамические конфликты» по Ф.М. Александеру или «сомато-психическая настроенность» нервной системы (в основе которой лежат «динамические стереотипы» по И.П. Павлову). Как пишет Л.Н. Образцова (2001), «когда-то в своей жизни пациент действи­тельно пережил какое-то соматическое заболевание, которое орга­низм «запомнил» и стал в дальнейшем «использовать» в качестве реакции на любой психологический дискомфорт».

 

 

Концепция личностной беспомощности с позиции субъектно-деятельностного подхода

 

Д. А. Циринг (Челябинск)

 

Теория выученной беспомощности рассматривает выученную беспомощность как состояние, возникающее в качестве реакции на травмирующие события.

Это наглядно прослеживается в определениях указанного феноменаНапример, М. И. Еникеев отмечает: «Выученная беспомощность - состояние деятельной пассивности в отдельных ситуациях, возникающее в результате систематических неудач, неустранимых помех; имеет тенденцию к генерализации -распространению на смежные виды деятельности» (Еникеев, 2006, с. 70).


Однако еще в 1975 году в своей знаменитой книге «Helplessness: Ondepression, development, anddeath» М. Селигман, основоположник теории выученной беспомощности, отмечал следующее: «Некоторые люди больше подвержены депрессии и тревоге, чем другие. Для некоторых счастливчиков ощущение беспомощности и состояние депрессии наступит только после повторяющихся, причиняющих страдания трудностей. Для других малейшая неудача даст начало депрессии; для них депрессия больше, чем состояние, это личностная особенность.

Что делает человека столь готовым ощущать беспомощность и оказываться в подавленном состоянии?

(Seligman, 1975, с. 132-133) отмечает, что наиболее вероятно найти основу беспомощности в опыте, полученном в младенчестве, детстве, подростковом возрасте».

Идея о различении беспомощности как состояния и как устойчивой характеристики личности получила более позднее развитие в отечественной психологии (Д. А. Циринг, Е. В. Забелина, Е. В. Веденеева, Ю. В. Яковлева).

Исследования Д. А. Циринг направлены на изучение типа личности, склонного к возникновению выученной беспомощности, а совокупность специфических личностных особенностей, определяющих эту склонность, обозначены им как личностная беспомощность (ЛБ).
ЛБ развивается в процессе онтогенеза под влиянием различных факторов, в том числе системы взаимоотношений с окружающими.

Противоположное по своему психологическому содержанию образование, названное самостоятельностью, характеризуется выраженной волевой активностью, оптимистическим мировосприятием, эмоциональной уравновешенностью, креативностью.

Личностная беспомощность может быть рассмотрена, как системное качество субъекта, включающее в себя пессимистический атрибутивный стиль, склонность к таким невротическим нарушениям, как депрессия и повышенная тревожность, пониженную самооценку, а также ряд особенностей эмоциональной, мотивационной, когнитивной и волевой сфер личности и характеризующее низкий уровень субъектности.

Субъектно-деятельностный подход позволяет рассмотреть в единстве личность и деятельность, изучить деятельность и поведение как опосредованные «внутренними условиями», а также включить в картину исследования историю формирования «внутренних условий» субъекта, к которым относятся травмирующие события и родительские стили воспитания.
Личностная беспомощность формируется в системе семейных взаимоотношений как необходимый для системы симптом, выполняющий для нее определенную функцию (Циринг, 2009). Устойчивый характер нарушений в детско-родительских отношениях приводит к закреплению личностных особенностей, которые интегрируются в такую целостную характеристику, как личностная беспомощность. Столкновение с неконтролируемыми травмирующими событиями высокой интенсивности для человека с такого рода историей семейных взаимоотношений усиливает феномен беспомощности, делает его более выраженным, генерализирует его в психике человека. Стоит отметить, что вероятность травмирующих событий для детей из семей с нарушениями взаимоотношений выше, чем для детей из благополучных семей, так как именно в таких семьях чаще случаются разводы, детей чаще избивают, родители чаще являются социально неблагополучными, теряют работу, имеют низкий заработок, попадают в тюрьму и так далее.

Важный аспект, в исследовании личностной беспомощности, - это взаимоотношения субъекта с миром, его позиция по отношению к миру. Мир понимается С. Л. Рубинштейном «как бытие, преобразованное человеком и вбирающее в себя человека и всю совокупность отношений, с ним связанных» (там же, с. 404). То есть мир - это бытие, которое изменяется активностью самого субъекта.

Как отмечал А. В. Брушлинский, «любое психическое свойство, формируясь в ходе предшествующей деятельности, затем при определенных условиях влияет на последующую деятельность субъекта и развивается в ней» (Брушлинский, 2003, с. 35).

Личностная беспомощность, сформировавшаяся под влиянием взаимодействия различных внешних и внутренних факторов в свою очередь обусловливает особенности деятельности субъекта.

Личностная беспомощность как системное качество субъекта регулирует его поведение, восприятие, отношение к действительности, деятельность таким образом, что субъект остается в жестких рамках данного ему бытия, он постоянно сталкивается с неподконтрольностью окружающей действительности, возникающей как в силу объективных причин, так и в силу системы убеждений, эмоциональных реакций и всей организации внутреннего мира, отношения к миру в целом.

Человек, по С. Л. Рубинштейну, является отправной точкой всей системы координат в силу своей активности, возможности изменения бытия, способности выйти за его пределы.

Субъект с личностной беспомощностью ограничен в своем взаимодействии с миром в силу особенностей этой характеристики.

Самостоятельный человек использует широкий диапазон активности, наиболее полно задействуя свои способности изменения бытия, преобразуя его, становясь автором своего жизненного пути.
Таким образом, личностная беспомощность - это системное качество субъекта, обусловленное симптомокомплексом определенных личностных особенностей, возникающих в результате взаимодействия внутренних условий с внешними (системой семейных взаимоотношений, опытом неконтролируемых травмирующих событий). Личностная беспомощность проявляется в деятельности, обусловливая снижение ее успешности.

Личностная беспомощностьопределяет низкий уровень субъектности, то есть низкую способность человека преобразовывать действительность, управлять событиями собственной жизни, ставить и достигать целей, преодолевая различного рода трудности.

 

Литература
Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Изд-во ИП РАН. 1994. Брушлинский А. В. Психология субъекта. М.: Изд-во ИП РАН; СПб.: Алетейя,
2003.
Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. М.: ТК Велби: Проспект, 2006.
Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха.
СПб.: Питер, 2006.
Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. Сергиенко Е. А. Субъектная регуляция совладающего поведения // Совла-
дающее поведение: Современное сосотояние и перспективы / Под ред.
А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во ИП РАН,
2008. С. 67-83.
Сергиенко Е.А. Ценность категории «субъект» для психологии и некоторые дискуссионные вопросы ее разработки // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Отв. ред. В. В. Знаков, Г. В. Залевский. М.: Изд-во ИП РАН, 2008. С. 62-82.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб.пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.
Циринг Д. А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 22-31.
Seligman M. E. P. Helplessness: On depression, development, and death. SanFrancisco: Freeman. 1975.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: