Коррекционно-развивающее обучение




Программы VII вид

 

Министерство образования

Российской Федерации

2стр

Программы составитель сборника программ

Л.А.Вохмянина

256 с.

общеобразовательных учреждений Авторы программ:

 

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ Р.Д. Триггер, Н.А. Цыпина (Русский язык)

ОБУЧЕНИЕ

Начальные классы С.Г. Шевченко (Окружающий мир. Природоведение)

 

Русский язык Г.М. Капустина (Математика.

Окружающий мир Математика и конструирование)

Природоведение Г.И. Жаренкова (Трудовое обучение)

Математика Н.А. Цыпина (Ритмика)

Трудовое обучение Е..Н. Морсакова (Физическая культура).

Ритмика

Физическая культура

 

Русский язык В сборник включены программы для

Окружающий мир классов выравнивания и классов компенсирующего

Математика и конструирование обучения, а также для специальных (коррекционных)

Физическая культура образовательных учреждений VII вида (для детей с

Ритмика задержкой психического развития – ЗПР).

Сборник предназначен учителям начальных

Дрофа классов, работающих с детьми, которые нуждаются

Москва в коррекционно-развивающем обучении.

 

 

Программы

(нет грифа Минобрнауки РФ)

 

 

Для общеобразовательных учреждений.

Коррекционно-развивающее обучение

Начальные классы I – IV

Подготовительный класс.

 

(под ред. С.Г. Шевченко)

Москва

«Школьная пресса»

 

Адрес издательства: 127254, Москва, ул. Руставели, д.10, корп.3

Интернет: www.schoolpress.ru

 

 

2 стр.

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.

Библиотека журнала».

Авторы программ:

Р.Д. Триггер, Ю.А.Костенкова, И.Н. Волкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина, Т.В. Кузьмичева, Е.Б. Новмкова, Е.Н.Морсакова, Н.А. Цыпина.

 

В сборник включены программы для коррекционных классов общеобразовательных школ,

а также для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, имеющих в своем составе подготовительные классы. Представленные программы, сохраняя основное содержание образования начальных классов общеобразовательной школы, отличаются коррекционной направленностью обучения, обусловленной спецификой усвоения учебного материала детьми, испытывающими стойкие трудности в обучении, причиной которых является задержка психического развития различного характера.

Сборник предназначен для учителей начальных классов, работающих с теми, которые нуждаются в коррекционно развивающем обучении.

 

Стр. 4

Из 4 вариантов программ,разработанных для детей с трудностями в обучении, в настоящем сборнике представлен II вариант программ, предназначенный для детей, у которых задержка психического развития выявлена в дошкольном возрасте или после начала обучения в общеобразовательной школе в шестилетнем возрасте. В системе коррекционно-развивающего обучения эти дети осваивают курс начальной ступени образования за четыре года.

 

NB! (обратите внимание).

Согласно базисному учебному плану, предложенному ФГОС НОО 2010 г

иностранный язык вводится со 2 класса,

информатика введена в курс «технология»- труд, поэтому

при составлении учебного плана классов коррекционно-развивающего обучения или учебного плана для ученика обучающегося по программам коррекционно-развивающего обучения (VII вид) опирайтесь не только на приказ 2002г., но и на ФГОС НОО 2010 г.

Примерные учебные планы см. в папке в файлах: «уч. план 2» и «пояснит.»

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п (Д) В целях совершенствования образовательного процесса в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся,воспитанников с отклонениями в развитии приказываю: 1. Утвердить прилагаемые учебные планы специальных(коррекционных) образовательных учреждений всех видов. 2. Управлению специального образования (Т.В. Волосовец) направитьданный Приказ в органы управления образованием субъектов РоссийскойФедерации до 23 апреля 2002 г. 3. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой. Заместитель Министра Е.Е.ЧЕПУРНЫХ 2. Продолжительность обучения - 9 - 10 лет: в начальное школе 4года (с подготовительным классом - 5 лет); БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VII ВИДА --------------------------------------------------------------------------|Общеобразовательные | Число учебных часов в неделю | Всего ||области |------------------------------------|------------|| | начальная школа | основная школа | фед. |нац. || |------------------|-----------------|комп. | - || |подг.|I |II|III|IV|V |VI|VII|VIII|IX| |рег. || | кл. | | | | | | | | | | |комп.||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|| 1 | 2 | 3| 4| 5 | 6| 7| 8| 9 | 10 |11| 12 | 13 ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||I. Общеобразовательные| | | | | | | | | | | | ||курсы | | | | | | | | | | | | ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||Родной язык и | 5 | 6| 6| 6 | 6| 6| 6| 5 | 4 | 4| - | 54 ||литература | | | | | | | | | | | | ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||Русский язык как | 2 | 2| 2| 2 | 2| 2| 2| 2 | 2 | 2| 20 | ||государственный <*> | | | | | | | | | | | | ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||Иностранный | | -| -| - | -| 2| 2| 2 | 2 | 2| 10 | ||язык | | | | | | | | | | | | ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||Математика | 3 | 4| 5| 5 | 5| 5| 5| 5 | 5 | 5| 47 | ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||Информатика | | -| -| - | -| 1| 1| 1 | 1 | 1| 5 | ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||Природоведение | - | -| -| 2 | 2| -| | | | | 3 | 1 ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||Физика и астрономия | - | -| -| - | -| -| -| 2 | 2 | 2| 6 | ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||Биология | | | | | | 2| 2| 2 | 2 | 2| 9 | 1 ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||География и | - | -| -| - | -| -| 2| 2 | 2 | 2| 6 | 2 ||экология | | | | | | | | | | | | ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||Химия | | | | | | | | | 3 | 2| 5 | ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||История и | | | | | | 2| 2| 2 | 2 | 3| 8 | 3 ||обществоведение | | | | | | | | | | | | ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||Введение в | | | | | | | | | | 1| 1 | ||экономику | | | | | | | | | | | | ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||Изобразительное | 2 | 1| 1| 1 | 1| | 1| 1 | 1 | -| 7 | 2 ||искусство и черчение | | | | | | | | | | | | ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||Музыка и пение | 2 | 1| 1| 1 | 1| | | | | | 4 | 2 ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||Физкультура | 2 | 2| 2| 2 | 2| 2| 2| 2 | 2 | 2| 17 | 6 ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||II. Трудовая | | 2| 2| 2 | 2| 2| 2| 2 | 2 | 2| 12 | 6 ||подготовка | | | | | | | | | | | | ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||III. Коррекционная | 2 | 2| 2| - | -| -| -| - | - | -| 5 | 1 ||подготовка | | | | | | | | | | | | ||а) коррекционные курсы| | | | | | | | | | | | ||- ознакомление с | | | | | | | | | | | | ||окружающим миром и | | | | | | | | | | | | ||развитие речи | | | | | | | | | | | | ||- ритмика | 2 | 1| 1| 1 | 1| | | | | | 4 | 2 ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||б) обязательные | | | 1| 1 | 2| 2| 2| 2 | 2 | 2| | 14 ||индивидуальные и | | | | | | | | | | | | ||групповые | | | | | | | | | | | | ||коррекционные занятия | | | | | | | | | | | | ||<**> | | | | | | | | | | | | ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||IV. Обязательные | | | | | | | | | | | | ||занятия по выбору | | | | | | | | | | | | ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||Итого: обязательная | 20 |21|23|23 |24|26|29|30 | 32 |32| 169 | 91 ||нагрузка обучающегося | | | | | | | | | | | | ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||V. Факультативные | | | | | | | | | | | | ||занятия | | | | | | | | | | | | ||----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----||Всего: максимальная | | | | | | | | | | | | ||нагрузка обучающегося | | | | | | | | | | | | |-------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Русский язык как государственный язык Российской Федерации вучреждениях с нерусским языком обучения. <**> На обязательные индивидуальные и групповые коррекционныезанятия на одного обучающегося или группу отводится 15 - 25 мин.учебного времени, в том числе на класс: ------------------------------------------------------------------|Подг. кл. | I | II | III | IV | V | VI | VII |VIII| IX | | ||----------|---|-----|-----|----|---|----|-----|----|----|---|---|| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |35 |------------------------------------------------------------------ Часы, отведенные на обязательные занятия по выбору ифакультативные занятия, относятся к школьному компоненту и дополняютобразовательные области по усмотрению учреждения. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VII ВИДА 1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIIвида и специальные (коррекционные) классы VII вида вобщеобразовательных учреждениях осуществляют образование обучающихся вобъеме начального и основного общего образованияв основной школе - 5 лет. 3. Обучение в специальном (коррекционном) учреждении VII видаможет ограничиваться начальными классами. В начальную школу этого типамогут переводиться обучающиеся из общеобразовательного учреждения. 4. По окончании начальных классов психолого - медико -педагогическая комиссия учреждения, учитывая индивидуальныеособенности каждого обучающегося, рассматривает вопрос о его переводев общеобразовательное учреждение по месту жительства. В случаевыявления у обучающегося тяжелой формы задержки психического развития(например, задержки психического развития церебрально - органическогогенеза) рассматривается вопрос о продолжении обучения его в данномспециальном (коррекционном) учреждении. 5. Открытие XI - XII классов в специальном (коррекционном)учреждении VII вида возможно по согласованию с органами управленияобразования преимущественно с целью профессиональной подготовкиобучающихся. 6. Специфический коррекционный курс "Ознакомление с окружающиммиром и развитие речи" вводится в подготовительном, I и II классахвместо курса "Окружающий мир". 7. В базисный учебный план начального общего образования (I - IVклассы) в зависимости от состава обучающихся возможно включение часовна учебный предмет "Речь и культура общения", который можетрассматриваться как специфический для данного вида специального(коррекционного) образовательного учреждения. 8. Введение в качестве обязательного учебного предмета "Ритмика"(2 часа в неделю в подготовительном классе и 1 час в неделю в I - IVклассах) обусловлено необходимостью коррекции отклонений в развитиимоторной и речемоторной деятельности обучающихся. 9. В целях более успешного продвижения в общем развитии отдельныхобучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а такжеликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знанияхвводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия. 10. В связи с наличием у некоторых обучающихся выраженныхлокальных недостатков (аграфия, акалькулия) предусматриваетсявозможность их перевода в следующий класс при неполном овладениипрограммой по предмету, освоение которого затрудняет локальный дефект. 11. Базисный учебный план начального общего образованияобучающихся с задержкой психического развития составлен с учетомрешения двух основных задач: 1) сформировать основы функциональной грамотности и основныеумения и навыки учения и общения, дать обучающимся начальныепредставления об отечественной и мировой культуре; 2) как можно полнее скорригировать отставание в развитииобучающихся, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях обокружающем мире, характерные для этих обучающихся, и преодолетьнедостатки, возникшие в результате нарушенного развития, включаянедостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственнойориентировки, регуляции поведения и др. Соответственно, базисный плансостоит из нескольких разделов. Поскольку неполноценность,фрагментарность представлений об окружающем мире и недостатки речевогоразвития являются характерными для обучающихся этой категории, вместокурса "Окружающий мир" в I и II классах вводится курс "Ознакомление сокружающим миром и развитие речи", имеющий коррекционное значение инаправленный на формирование знаний и полноценных представлений обокружающем мире, развитие речи обучающихся на основе приобретаемыхзнаний, а также на формирование и развитие у них основных умственныхопераций и действий. При наличии подготовительного класса этот курсвводится в нем. 12. Количество часов, отводимое родному и русскому языкам,увеличено по сравнению с базисным учебным планом общеобразовательныхучреждений за счет введения раздела пропедевтики обучения грамоте. 13. То же самое относится к математике, поскольку у многихобучающихся с задержкой психического развития не сформированыэлементарные математические представления, обычно складывающиеся унормально развивающихся старших дошкольников даже без специальногообучения. 14. Индивидуально - групповые коррекционные занятия оказываютсяза пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанноеколичество недельных часов (3 часа), отводимых на эти занятия в каждомклассе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегосясоответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегосяприходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутсяиндивидуально или в маленьких группах (из 2 - 3 обучающихся),укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков. 15. Все обучение в начальных классах имеет коррекционно -развивающий характер. Индивидуально - групповые коррекционные занятиядополняют эту коррекционно - развивающую работу, будучи направленнымина преодоление некоторых специфических трудностей и недостатков,характерных для отдельных обучающихся. 16. Базисный учебный план V - IX классов специальных(коррекционных) учреждений VII вида предусматривает овладение знаниямив объеме базового ядра обязательных учебных курсов, единых дляобщеобразовательных учреждений Российской Федерации. Кроме того,предусматривается трудовая подготовка по разным видам деятельности,выбираемым учреждением в соответствии с региональными и местнымиусловиями, а также коррекция недостатков в развитии и индивидуальная игрупповая коррекционная работа, направленная на преодоление трудностейв овладении отдельными предметами. 17. В качестве обязательных занятий по выбору предпочтительноиспользовать курсы, способствующие социализации обучающихся (например,"Речь и общение", "Обеспечение безопасности жизнедеятельности"), атакже такие занятия, которые, помимо своего прямого назначения,способствуют преодолению недостатков развития (например,"Изобразительная деятельность", "Прикладное искусство" илидополнительные занятия по трудовой подготовке). 18. При организации образовательного процесса в X - XII классахспециального (коррекционного) учреждения VII вида используетсябазисный учебный план общеобразовательных учреждений.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: