Лекция 9: Логико – интуитивные, экспертные методы исследования




Интуиция [184] - 1. Способность непосредственного по­стижения истины без обоснования с помощью доказательств, без предва­рительного логического рассуждения, основанная на предшествующем опы­те. 2. Чутье, проницательность.

Интуиция [185] - способность неосознанного подсознательного предопределения событий, ситуаций и постижения истины или принятия решения, казалось бы, без логического обоснования и доказательства.

 

Логико – интуитивные методы

Метод деловых игр [186] - поиск оптимальных решений в искус­ственно созданной проблемной ситуа­ции, с использованием таких элемен­тов игры, как распределение по ролям, состязательность, "проигрывание" раз­личных вариантов. Применяется как метод активного обучения, средство тестирования, нахождения более эф­фективных управленческих решений.

Метод коллективного блокнота [187] (6-3-5) - предполагает систематизацию процессов нахождения идей, основанных на тех вариантах, которые представлены каждым из участников поисковой группы.

Метод мозговой атаки [188] - оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Метод морфологического подхода [189] - метод применяемый при прогнозировании сложных процессов экспертный метод систематизированного обзора всех возможных комбинаций развития отдельных элементов исследуемой системы, построен на полных и строгих классификациях объектов, явлений, свойств и параметров системы, позволяющих строить и оценивать возможные сценарии ее развития в целом.

Метод типа «Дельфи» [190] — метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе мозговой атаки, проводимой группой специалистов, и отбора лучшего решения исходя из экспертных оценок. Дельфийский метод используется для экспертного прогнозирования путем организации системы сбора и математической обработки экспертных оценок.

Параметрический метод исследования

Параметрический метод исследования [191] - процесс оценки по параметру состоит в нахождении такого параметра проекта, изменение которого влечет пропорциональное изменение стоимости проекта. Математически параметрическая модель строится на основе одного или нескольких параметров. После ввода в модель значений параметров в результате расчетов получают оценку стоимости проекта.

Параметрические методы исследования [192] – методы определения необходимой и достаточной совокупности показателей, характеризующих все исследуемые свойства системы и формирование зависимостей, характеризующих суммарный эффект от применения системы или ее элементов.

Параметрический метод можно отнести к наиболее объективным методам.

Параметрический метод основывается на количественном и качественном выражении исследуемых свойств СУ и установлении взаимосвязей между параметрами как внутри управляющей и управляемых подсистем, так и между ними. Это дает возможность на базе фактических данных определить форму зависимостей взаимосвязанных параметров и их количественное выражение. Зависимости параметров могут быть функциональными (проявляемые определенно и точно в каждом отдельно наблюдаемом случае - наблюдении) или корреляционными (определяемые на основе корреляционного метода).

Каждая СУ обладает рядом специфических свойств, позволяющих отличить ее от любых других.

Свойство СУ – объективная особенность системы, проявляющаяся при ее создании и функционировании.

Любое свойство системы можно охарактеризовать словесно, численно, графически, в виде таблиц, функций, т.е. с помощью признаков его.

Параметры (показатели) – количественные свойства объекта исследования.

Показатель - обобщенная характеристика свойств объекта или процесса. Показатель выступает методологическим инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных.

Различают: качественные показатели, фиксирующие наличие или отсутствие определенного свойства; количественные показатели, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства.

Любая организация, вне зависимости от ее конкрет­ного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.

Система управления любой организации является сложной системой, созданной для сбора, анализа и пе­реработки информации с целью получения максималь­ного конечного результата при определенных ограниче­ниях (наличия ресурсов, например).

Под управляющим параметром в системе управления следует понимать такой ее параметр (элемент), посред­ством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Таким парамет­ром (элементом) в социально управляемой системе яв­ляется руководитель подразделения данного уровня. Он отвечает за деятельность подчиненного ему подраз­деления, воспринимает управляющие сигналы руково­дства организации, организует их выполнение, несет ответственность за выполнение всех управленческих решений.

При этом руководитель должен обладать необходи­мой компетенцией, а условия работы — позволять вы­полнить данное поручение. Следовательно, условие на­личия управляющего параметра можно считать выпол­ненным, если внешнюю информацию воспринимает ру­ководитель организации, который организует работу по выполнению поручения, распределяет задания в соответствии с должностными инструкциями при наличии ус­ловий, необходимых для выполнения поручений.

Следующим, четвертым требованием, предъявленным к системам управления, следует назвать наличие в ней контролирующего параметра, т.е. такого элемента, кото­рый постоянно контролировал бы состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него (или на лю­бой элемент системы) управляющего воздействия.

Контроль субъекта управления предполагает курирование обработки любого управляющего сигнала, подан­ного на вход данной системы. Функцию контролирую­щего параметра в системе управления, как правило, реа­лизует один из сотрудников аппарата управления. На­пример, подготовку плана важнейших работ курирует главный специалист по экономике. На уровне министер­ства такие функции осуществляют кураторы по опреде­ленным проблемам в управлениях. Любые управленче­ские решения в системе управления должны проходить только через элемент, выполняющий функции контро­лирующего параметра.

Наличие прямых и обратных связей (пятое требо­вание) в системе обеспечивается четкой регламентаци­ей деятельности аппарата управления по приему и пе­редаче информации при подготовке управленческих решений.

Пapaмeтpичecкий aнaлиз oбoбщaeт peзyльтaты cтpyктypнoгo, фyнкциoнaльнoгo и инфopмaциoннoгo aнaлизa и выпoлняeтcя c цeлью oцeнки эффeктивнocти cиcтeмы yпpaвлeния нa ocнoвe oпpeдeлeния кoличecтвeнныx знaчeний ee пoкaзaтeлeй. Объeктaми иccлeдoвaния пapaмeтpичecкoгo aнaлизa являютcя чacтныe и oбoбщeнныe пoкaзaтeли cиcтeмы, oбpaзyющиe иepapxичecкyю cтpyктypy.

Вepxнeмy ypoвню тaкoй cтpyктypы cooтвeтcтвyют пoкaзaтeли, oпpeдeляющиe внeшниe cвoйcтвa aнaлизиpyeмoй cиcтeмы и пoзвoляющиe oцeнить ee влияниe нa эффeктивнocть peшeния зaдaч нaдcиcтeмoй бoлee выcoкoгo ypoвня, a нижним ypoвням бyдyт cooтвeтcтвoвaть oтдeльныe чacтныe пoкaзaтeли элeмeнтoв cиcтeмы yпpaвлeния.

Общaя пpoцeдypa пapaмeтpичecкoгo aнaлизa включaeт cлeдyющиe oпepaции: oпpeдeлeниe oбъeктa aнaлизa; выдeлeниe пoкaзaтeлeй иcxoднoгo и oбщecиcтeмнoгo ypoвнeй; paзpaбoткa мeтoдoв и cpeдcтв для oпpeдeлeния пoкaзaтeлeй; paзpaбoткa мeтoдoв oцeнки пoкaзaтeлeй; плaниpoвaниe aнaлизa oбъeктa иccлeдoвaния; пpeдвapитeльнaя oцeнкa cocтoяния oбъeктa; измepeниe и oцeнкa пoкaзaтeлeй вcex ypoвнeй иccлeдoвaния oбъeктa; oфopмлeниe peзyльтaтoв aнaлизa.

«Параметрические методы исследования можно применять тогда, когда за время упреждения не изменяются ни функции, ни структура объекта прогнозирования.

В современных условиях происходят кардинальные изменения в структурах (спроса, потребностей, цен, технологического базиса и т. д.), причем, оценить, произошло ли, и если произошло, то когда такое структурное изменение, довольно трудно. А следовательно, довольно трудно понять, можно ли доверять результатам математического прогнозирования. Поэтому математические методы прогнозирования справедливо занимают гораздо более скромное место, чем в сформировавшейся экономике. В этой ситуации математические методы могут применяться при прогнозировании:

1)краткосрочном, когда вероятность структурных изменений достаточно низка;

2)при условии, что исходные статистические данные соответствуют требованиям, предъявляемым конкретным математическим методом;

3)с верификацией результата другим методом.

На стадиях разработки технического задания и технического проекта по объекту массового производства отсутствуют сведения по каждой детали и сборочной единице. Объекты еще не прошли опытно-промышленных испытаний. Поэтому на этих стадиях нет возможности выполнить детальные расчеты затрат на освоение, изготовление, обращение, эксплуатацию и ремонт проектируемых объектов. А по продукции единичного и мелкосерийного производства нецелесообразно применять описанные выше точные методы прогнозирования. В этих случаях рекомендуется применять параметрические методы прогнозирования полезного эффекта и затрат, основанные на установлении зависимостей между параметрами объекта и организационно-технического уровня производства, с одной стороны, и полезным эффектом или элементом затрат — с другой»[193].

 

Факторный анализ систем управления

Факторный анализ систем управления [194] - метод выделения из множества изучаемых факторов, влияющих на изучаемый объект, меньшего из числа, но отражающих более существенные свойства исследуемого явления.

Фактор [195] (нем. Faktor, от лат. factor - делающий, производящий) - причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.

Фактор [196] - движущая сила, причина какого-н. процесса, обусловливающая его или определяющая его характер.

Факторный анализ [197] - процедура установлений силы влияния факторов на результативный признак с целью ранжирования факторов для разработки плана мероприятий по улучшению функции.

Факторный анализ является частью многомерного статистического анализа, входящего в математико – статистические методы.

Сущность методов факторного анализа заключается в выделении из множества изучаемых факторов, влияющих на изучаемый объект, меньшего из числа, но отражающих более существенные свойства исследуемого явления.

Факторный анализ - группа методов исследования структуры. Модель факторного анализа предполагает, что значение любой измеряемой переменной зависит от небольшого числа латентных (скрытых) факторов. Основной целью факторного анализа является определение латентных факторов по результатам реальных измерений, и снижение размерности за счет замены набора исходных переменных выделенными факторами. В большинстве случаев предполагается, что факторы статистически независимы, т.е. не коррелируют друг с другом.

Основными этапами факторного анализа являются первоначальное выделение факторов их интерпретация и факторное шкалирование.

Задачи факторного анализа с математической точки зрения состоят в исследовании функций нескольких переменных. Экономический показатель (процесс), фигурирующий в задаче факторного анализа как объект исследования, называется результативным показателем (процессом, признаком). Показатели, участвующие в задаче факторного анализа как характеристики результативного показателя, то есть определяющие его поведение, называют факториальными показателями (признаками). В зависимости от конкретно поставленной задачи один и тот же показатель может быть результативным и факториальным.

Задачей прямого факториального анализа называется задача по определению отдельных факторов, влияющих на изменение результативного показателя (процесса), установлению формы функциональной или стохастической зависимости между результативным показателем (процессом) и определенным набором факторов в изменении результативного экономического показателя или процесса.

Обратная задача - задача объединения ряда показателей - аргументов в комплекс-функцию. Для исследования поведения экономических показателей в зависимости от времени необходимо проводить цепной факторный анализ.

Цепным динамическим факторным анализом называется метод исследования, когда для полного изучения поведения результативного показателя недостаточно его статического значения. Поэтому факторный анализ показателя проводится за различные интервалы дробления времени, на которых исследуется показатель.

Факторный анализ следует проводить в следующей последовательности.

1. Обоснование объекта анализа, постановка цели.

2. Сбор исходных данных и их уточнение в соответствии с ранее описанными требованиями.

3. Построение гистограмм по каждому фактору с целью определения форм распределения случайных наблюдений. Построение по каждому фактору корреляционных полей, т. в. графическое изображение функций от фактора, с целью предварительного определения тесноты и формы связи между функцией и каждым фактором.

 

Рефлексионное исследование систем управления[198]

Рефлексионное исследование систем управления - интуитивное исследование и теоретическое исследование собственных мыслей и состояний, процесс самопознания субъектом своих внутренних состояний.

Если система управления откликается на конкретное внешнее воздействие вполне определенным образом, то ее называют рефлекторной.

Рефлекс [199] - ответная реакция организма на те или иные воздействия (стимулы), осу­ществляющаяся через нервную систе­му. Различают безусловные (врожден­ные) и условные рефлексы (приобретенные в течение индивидуальной жизни).

Рефлексивность [200] — 1. Одно из свойств некоторых отноше­ний, когда каждый элемент множе­ства находится в данном отношении к самому себе. 2. Состояние или ка­чество рефлексии.

Рефлексия [201] - 1. Размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного псих, состояния. 2. Принцип челове­ческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собствен­ных форм и предпосылок. Различают элементарную, научную и философскую рефлексию.

Рефлексия [202] - анализ собственных мыслей и переживаний, процесс самопознания субъектом своих внутренних психосостояний.

Если система управления откликается на конкретное внешнее воздействие вполне определенным образом, то ее называют рефлекторной. Такое наименование подчеркивает аналогию с рефлексами, которые существуют у любого организма и которые возникли в результате длительного процесса обучения и эволюции человека. Допущение о рефлекторности реакций позволяет прогнозировать социальные последствия управляющих воздействий.

Рефлексионное исследование систем управления возможно только в пределах их нормальной устойчивости, стойкости, отсутствии повреждений (поражений) и отказов технических средств, а также отсутствия сильного стресса у персонала автоматизированных систем управления.

Системы управления, потерявшие стойкость, устойчивость, имеющие повреждения и отказы элементов, человек в условиях сильного стресса ведут себя не рефлекторно. Сам факт участия индивидуума в автоматизированном управлении делает систему нерефлекторной в определенных ситуациях управления. Это связано с многовариантностью действий, затруднениями при прогнозировании поведения индивидуума в ситуации риска, неизбежного выбора, сильного стресса.

В области рефлекторного реагирования в большей мере применимы математические методы исследований;

В области нерефлекторного реагирования наиболее применимы методы теории катастроф, мотивации, психологии.

Рефлексионное исследование систем управления возможно только в пределах их нормальной устойчивости, стойкости, отсутствии повреждений (поражений) и отказов технических средств, а также отсутствия сильного стресса у персонала автоматизированных систем управления.

Системы управления, потерявшие стойкость, устойчивость, имеющие повреждения и отказы элементов, человек в условиях сильного стресса ведут себя не рефлекторно. Поэтому автоматизированная система управления с участием человека-оператора, находящегося в условиях стресса, будет нерефлекторной. Сам факт участия индивидуума в автоматизированном управлении делает систему нерефлекторной в определенных ситуациях управления. Это связано с многовариантностью действий, затруднениями при прогнозировании поведения индивидуума в ситуации риска, неизбежного выбора, сильного стресса.

Поэтому одним из основных элементов социально-экономического эксперимента является необходимость установления границ рефлекторное поведения персонала, других субъектов рыночной деятельности.

Исследования систем управления должны учитывать и отражать эту специфику объекта исследования: в области рефлекторного реагирования в большей мере применимы математические методы исследований; в области нерефлекторного реагирования наиболее применимы методы теории катастроф, мотивации, психологии.

Экспертные оценки [203] — количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающиеся непосредственному измерению. Они основываются на суждениях специалистов, поэтому, в принципе, их нельзя считать вполне объективными: на специалиста-эксперта могут воздействовать различные побочные факторы. Разрабатываются научные методы такой обработки индивидуальных экспертных оценок, чтобы они давали в совокупности более или менее объективные ответы. Это достигается путем специально подготовленных методов формирования групп экспертов, продуманных форм вопросов и ответов, приспособленных к обобщению с помощью компьютера. Разработка таких методов в настоящее время вылилась в самостоятельную область науки об управлении.

 

Метод сценариев

Построение сценариев - один из методов прогнозирования, который состоит в построении логической, логико-временной цепочки событий при переходе объекта исследования из одного состояния в другое. Этот метод в социологических исследованиях систем управления может позволить построить логическую последовательность перехода коллектива, отношения целевой аудитории из одного состояния в другое в результате определенной совокупности управляющих воздействий или отсутствия актуальных, назревших решений.

Методы подготовки и со­гласования представлений о проблеме или анализируе­мом объекте, изложенных в письменном виде, получили название сценариев. Содержит, как правило, результаты количественного тех­нико-экономического или статистического анализа с предварительными выводами.

Сценарий позволяет создать предварительное пред­ставление о проблеме (системе) в ситуациях, когда не удается сразу отобразить ее формальной моделью. Но все же сценарий — это текст со всеми вытекающими по­следствиями (синонимия, омонимия, парадоксы), свя­занными с возможностью неоднозначного его толкова­ния разными специалистами. Поэтому такой текст сле­дует рассматривать как основу для разработки более формализованного представления о будущей системе или решаемой проблеме.

Сценарий – это описание картины будущего, состоящей из согласованных, логически взаимоувязанных событий и последовательности шагов, с определенной вероятностью ведущих к прогнозируемому конечному состоянию (образу организации в будущем). Как правило, сценарии представляют собой качественное описание, хотя и детализированное, содержащее отдельные количественные оценки. Этим они отличаются от обычных прогнозов, в большинстве которых упор делается на количественные показатели.

Сценарии развития разрабатываются для отраслей, организации в целом и их стратегических хозяйственных подразделений, функциональных зон деятельности, важнейших факторов окружающей среды, рынков. Этот метод весьма полезен при выборе миссии и целей организации, определении стратегии развития, при прогнозировании на 10—20 лет, когда теряют свое значение сегодняшние достижения и возрастает спектр новых возможностей.

Сценарии должны из настоящей ситуации развить картины будущего организации. Работа эта ведется систематически и с учетом основополагающего принципа стратегического управления – альтернативности выбора. Поэтому разрабатывается не один сценарий, а несколько вариантов, что позволяет руководителям организации видеть возможные последствия выбора того или иного направления развития. В демонстрации множества картин будущего и вариантов развития и состоит цель метода сценариев.

Возможна разработка двух типов сценариев. Первый тип сценариев содержит описание последовательности шагов, ведущих к прогнозируемому состоянию (образу) организации, а также факторов и событий, оказывающих решающее влияние на этот процесс. Второй тип сценариев содержит описание возможных последствий для организации, если она достигнет прогнозируемого желаемого образа. Существует несколько подходов к разработке сценариев, но все они предполагают три общих положения.

1. Исходным пунктом разработки "сценариев будущего" всегда должна быть точная оценка настоящей стратегической ситуации организации. Такая оценка ведет к пониманию динамики воздействующих факторов: значение каких факторов падает и каких возрастает по всему временному горизонту.

2. Для воздействующих факторов с неопределенными тенденциями развития должны быть выполнены специальные прогнозы и сделаны рациональные предложения экспертов.

3. Должно быть разработано множество альтернативных "сценариев будущего", представляющих собой определенную логическую картину. При этом должно соблюдаться обязательное условие – альтернативные сценарии не должны содержать противоречий, т. е. взаимоисключающих шагов и событий.

Известно, что до последнего времени методологию "сценариев будущего" использовали исключительно крупные организации, в том числе в различных областях науки, техники и экономики России. В настоящее время сценариям уделяется все большее внимание, их начинают использовать в планировании деятельности средние организации.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение параметрическому методу исследований.

2. Дайте определение понятия интуиции.

3. В чем суть факторного анализа.

4. Дайте определение рефлексионному исследованию систем управления.

5. Опишите подходы к разработке сценариев.

6. Дайте понятие экспертным оценкам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: