Исследовательский проект




 

Портрет -

направление в искусстве

и

жанр живописи

 

Автор: Гучетль Алина Романовна 9 «А»

Руководитель: Рябко Светлана Викторовна

Гимназия №18

2020г.

 

Содержание.

Введение

Описание цели и задач проекта.

Глава 1. Основные этапы истории жанра «портрет».

Глава 2. Подробный разбор портрета «Мона Лиза».

Глава 3. Составление собственного портрета, на основе изученных данных.

Вывод.

Список использованной литературы.

 

 

Введение.

Люди начали изображать все то, что их окружает ещё в древности. Они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Кроме того, человеку свойственно стремление к прекрасному, поэтому мы не можем представить наш мир без искусства.

История искусства очень разносторонняя и богатая. Сегодня мы разберем лишь его малую часть - жанр в живописи Портрет.

 

 

Описание цели и задач.

Цель:

Изучить наиинтереснейший жанр в искусстве – портрет.

Задачи:

1.разобраться в происхождении жанра портрет.

2.Охарактеризовать особенности портретов

3.Обозначить, что должен передавать портрет

4.Показать что делает портрет «живым»?

5. Составить собственный портрет на основе проведенного исследования.

 

 

Глава 1. Основные этапы истории жанра «портрет».

Начал развиваться жанр портрет со времен Древнего Египта. Перед художниками того времени стояла цель полного копирования лица человека, т.к. сходство имело мистическое значение. Между изображением и душой должна образовываться связь, чтобы жизненная сила (Ка) умершего человека могла найти дорогу назад. Так же, благодаря вере в такую связь, появился принцип мумифицирования.

Позже с жанром столкнется древняя Греция. В древней Греции понятие портрета склонялось к идеализации образа. Ставили статуи посвященные победителям спортивных игр, и они придерживались идеала красоты, а никак не схожестью с оригиналом. Кроме того, люди считали, что реалистичные портреты могут вызвать тщеславие в гражданах.

 

Самые реалистичные портреты за всю историю, присваиваются авторам Древнего Рима. Римляне превозносят личные черты человека, в отличие от Греков, но, так же, как и Египтяне используют портреты как посмертные маски, и являются частью семейных алтарей.

 

Самый сильный упадок творчества приходится на Средневековье Европы. В это время ориентир с человека переходит на религиозные взгляды. Теперь люди – это часть бога, и все их мысли чувства так же подчинены высшим силам. Если человек сам из себя ничего не представляет, то посвящать ему портрет бессмысленно.

 

 

Эпоха возрождения.

 

Самое продуктивное развитие приходится на эпоху возрождения. Человеческие мысли и фантазии становятся доступны. Творцы получают свободу в реализации своего видения. Такие изменение – это последствие изменения менталитета – теперь центром мира является человек и его внутреннее содержание. Появляется психологический портрет.

 

Исследовав историю становления портрета, мы можем сделать вывод – что на изменения влияет развитие человеческой личности и технический прогресс.

 

Глава 2. Подробный разбор портрета «Мона Лиза»

 

Для того, что понять суть и особенность жанра портрет, мы подробней разберем эпоху Ренессанса, т.к. в именно эту эпоху портрет стал раскрываться и в итоге максимально повлиял на сегодняшнее творчество.

 

Искусное владение кистью, сложные композиции, перспектива, цвет, игра света и тени, эмоциональность и скрупулезность в работе всё это было основными характеристиками искусства эпохи Возрождения.

Была невообразимая детализированность и реалистичность, настолько, что воробьи могли клевать нарисованный виноград, который даже не является центром композиции, что много говорит о подходе к работе и приоритетам.

Художники, даже получив известность, продолжали развивать свое мастерство.

 

Какие элементы отличают работы эпохи Ренессанса от предшественников?

- Возникновение техники масляной живописи, которая позволила письму стать более тонким и психологичным.

 

- Модели стали изображать на реалистичных четких фонах, который дают ощущение реальности образа, не только со стороны, что это существо «человек», но и что это в первую очередь личность.

- Комбинирование портрета с окружением. (Сравнивая портрет прошлого и эпохи возрождения, мы можем увидеть, что большую роль в композиции играет фон.)

 

Разберем подробнее все это на примере картины «Портрет госпожи Лизы Джокондо» (именно такое у него полное название) Леонардо да Винчи. Это самый известный портрет в мире, а о ее загадочной улыбке слышал каждый. Но как автор достиг такого результата?

 

На полотне небольшого размера изображена женщина средних лет, в темной накидке, сидящая вполоборота. Как на других портретах Итальянского Возрождения у Моны Лизы отсутствуют брови и выбриты волосы на верхушке лба. Скорее всего, модель позировала на балконе, так как видна линия парапета.

 

 

Считается, что композиция этой картины – эталон портретного жанра. Она написана по всем законам гармонии и ритма: модель вписана в пропорциональный прямоугольник, волнистая прядь волос созвучна с полупрозрачной вуалью, а сложенные руки придают картине особую композиционную завершенность.

 

Была использована техника сфумато – изобретенная Леонардо да Винчи техника живописи. Заключается в том, что предметы на картинах не должны четких границ. Все должно быть как в жизни: размыто, проникая одно в другое.

Поэтому картина состоит примерно из 30 полупрозрачных масляных слоев, что позволило достичь «дышащего» эффекта.

Да Винчи воспользовавшись этой техникой, сделал фон картины неясным, слегка затуманенным, тем самым увеличив акцент на очертаниях переднего плана.

Соблюден идеал анатомического построения, который мы разберем подробнее, и на основе этого разбора, нарисуем свой портрет.

 

И так, первое на что мы обратим внимание – это на черты лица. Если мы нарушим пропорций, не получится живой образ.

Лицо – это вытянутый овал, разбитый на две равные части, центром которого является линия глаз.

Разбив промежуток от этой линии до подбородка на 5 равных частей, на любом лице мы обнаружим закономерность, что на уровне 2 линии находится кончик носа, а на последующей – губы. Но все люди одновременно похожи, и различаются, и все отличия заключаются в таких миллиметрах. У Моны Лизы кончик носа находится чуть ниже нашей линии. При построении своего портрета, мы это учтем. Мы можем это доказать следующим правилом – расстояние от кончика большого пальца, до кончика указательного, равняется расстоянию от линии глаз до носа, от носа до подбородка, и остальным пропорциям лица. На счет расстояния от линии бровей до линии роста волос – брови и волосы выбриты, но видна тонкая линия, которая показывает, где были изначально волосы. А где брови должны быть – показывает тень.

Далее – глаза. Форма глаз миндалевидная, веки глубокие, повторяют эту форму. Уголки глаз приподняты, что создает этот эффект нежной улыбки, т.к. когда мы улыбаемся, мы делаем это всеми мышцами лица, в том числе глазами. Так же, есть соотношение длины глаза и расстояние от подбородка до нижней губы.

Нос мы заключаем в примитивную фигуру, чтобы понять форму, и позже ее округлим.

А теперь, ее улыбка – благодаря этой мягкой линии, люди запомнили портрет таким загадочным. Особенность в том, что уголки губ очень аккуратно приподняты, и тенью показаны ямочки.

На счет фона, можно сказать только то, что, не смотря на воздушность силуэтов, они достаточно разборчивы и общий оттенок более светлый, чем сама девушка.

 

 

Глава 3. Составление собственного портрета, на основе изученных данных.

После того как мы смогли разобрать портрет по «полочкам», попробуем написать свой.

Маслянная краска нужна, чтобы была тонкость письма и воздушность образа. Но я заменю ее на акварель, из-за отсутствия материала, но накладывать постараюсь по технике Да Винчи – накладывая полупрозрачные слои друг на друга.

Проблема попытки повторить масляные переходы в том, что бумага для акварели слишком тонкая, и если переборщить со слоями, она просто порвется.

1. Построим по правилам анатомии и соотношения само лицо.

Мы их разобрали ранее, поэтому покажу процесс реализации.

«Далее к презентации»

 

Вывод: Портрет – неотъемлемая часть искусства. И в представленном исследовании мы смогли познакомиться с историей портрета, как жанр живописи, понять и увидеть как менялась духовная и смысловая составляющая, и на основе исторически сложившихся правил передачи человеческого лица и его манеры, составили собственный структурированный портрет.

 

 

Список литературы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0#%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0#%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F

- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82

https://youtu.be/-E0fQCQKUMc

https://youtu.be/4BJG8y6ewgo

https://youtu.be/RH94TChSp7g

https://youtu.be/boqZ6ceSTAg

https://youtu.be/2MFcLLI98nQ

https://multiurok.ru/blog/tiemy-proiektov-i-issliedovatiel-skikh-rabot-po-izo-i-mkhk.html

https://greecehist.ru/drevnij/portret-v-drevnej-grecii.html

https://www.youtube.com/watch?v=2MFcLLI98nQ&list=PLcekE5BIh7bgTrqW6vnvKhMRNS5lcqDL8 – психология искусства. в 8 частях

Основы учебного академического рисунка – Николай Геннадьевич Ли

https://www.epochtimes.ru/content/view/50863/67/

https://ria.ru/20060414/46385180.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%9B%D0%B8%D0%B7%D0%B0#%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: