Информационно-аналитические материалы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних, вовлечения подростков в деструктивные группы и движения




 

Причины противоправного поведения несовершеннолетних разнообразны. К ним, прежде всего, можно отнести следующие:

 

· отношение окружающих к правонарушениям подростков как к проявлениям возрастной незрелости, озорства;

· традиции неформального, «соседского» улаживания конфликтов, особенно в сельской местности;

· прямое укрывательство преступлений;

· необращение граждан в правоохранительные органы в связи с отсутствием уверенности в эффективности их деятельности;

· недостаточная профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных органов и низкая материально-техническая оснащенность.

 

Наибольшая часть криминогенных проявлений несовершеннолетних приходится на вечернее (с 17.00 до 23.00) и ночное (с 23.00 до 05.00) время суток. В основном правонарушения совершаются на улице и в общественных местах. Во многих случаях места совершения подростками правонарушений значительно удалены от мест их жительства (например, в другом микрорайоне города, в другом селе).

Незанятость молодого человека учебой или трудом имеет криминогенное значение, так как дает много свободного времени, которое может быть использовано им вопреки интересам общества, выводит из сферы необходимого уровня социального контроля и позитивных связей в коллективе.

Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя не может успешно осуществляться без исследования мотивов преступного поведения, поскольку мотив непосредственно связан с личностью и ее особенностями, склонностями, влечениями и интересами. В мотивах выражается не какая-то отдельная черта личности, а в определенном смысле весь человек, все характерные для него свойства и особенности.

При определении подростками мотива совершения правонарушения часто встречаются типичные для их возраста высказывания: «совершили просто так», «из-за глупости» и т.п. На первый взгляд, здесь налицо как бы безмотивное правонарушение. Однако изучение личности показывает, что тот «безмотивный» поступок, который, как взрыв, проявляется вовне, является обычно результатом длительного внутреннего созревания антиобщественной направленности личности. Истоки такого поведения лежат в тех обстоятельствах, в которых личность формировалась. Так, девушки, в отличие от юношей, меньше стремятся в результате преступной деятельности обогатиться, повысить свой авторитет, а также гораздо реже совершают правонарушения из хулиганских побуждений. Зато они чаще, чем юноши, стремятся отомстить обидчикам, удовлетворить свою злость, и чаще совершают правонарушения из ревности. Девушки-подростки в 3 раза чаще, чем юноши-подростки, совершают преступления из чувства ложного товарищества, что подтверждает их повышенную конформность. Совершение ими корыстных и корыстно-насильственных правонарушений во многих случаях обусловлено не желанием разбогатеть, а чувством ложного товарищества, желанием утвердить свой авторитет. Даже такие, казалось бы, далекие мотивы, как ревность, злость и месть, часто проявляются при совершении девушками хищений личного имущества. Здесь происходит своеобразное изменение сознания по отношению к совершенному действию: предмет кражи имеет второстепенное значение, главная цель – доставить неприятность сопернице. В таких случаях девушки часто не пользуются похищенными вещами, а либо дарят их своим подругам, либо хранят их у себя дома, а иногда и просто выбрасывают.

Главными сферами социальной микросреды несовершеннолетних являются семья, учебные коллективы и неформальные малые группы. Наиболее распространенной причиной появления у несовершеннолетних антиобщественных наклонностей является отрицательная обстановка в семье, ее неправильный образ жизни. Ничто не может сравниться по силе влияния в вопросах подготовки подростков к личной жизни с той огромной ролью, какую играет семья. Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные, самые интимные стороны жизни подростков, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Семья воспитывает их всем образом своей жизни, той духовно-нравственной атмосферой, которая господствует в ней.

Материальное положение неполной родительской семьи всегда существенно хуже, чем семьи полной. Материальные затруднения в таких семьях чаще, чем в полных семьях, формируют у подростков зависть, жадность, хитрость, эгоизм и, как следствие, противоправные устремления, чаще корыстного порядка.

В половине неполных семей, в которых воспитываются несовершеннолетние правонарушители, причиной отсутствия одного из родителей является расторжение брака. Развод – это не только прекращение брачного союза мужчины и женщины. Это почти всегда разрушение семьи. Душевная травма, нанесенная брошенному ребенку (его положение хуже, чем положение сирот), подчас оставляет неизгладимый след на всю жизнь. Так как развод и все нелегкие предшествующие ему стадии падают большей частью на детей школьного возраста, когда их эмоциональный мир довольно хрупок, пережитое оказывает весьма тяжелое воздействие на психику подростков.

Кроме того, семьи, созданные в дальнейшем несовершеннолетними правонарушителями из неполных семей, также, как правило, не будут отличаться прочностью, поскольку такие подростки не получат положительный пример создания благоприятных супружеских отношений, формирования нормальной психологической обстановки в семье.

Расторжение брака часто приводит оставшегося с подростком родителя к новым случайным связям интимного характера, к сожительству с многочисленными лицами либо к созданию новой супружеской семьи, где подростки чувствуют себя не очень уютно, так как психологически им трудно вступить в отношения с новыми лицами, входящими в семью. У них еще жива психологическая травма от распада родительской семьи, велик страх потерять любовь отца или матери. При появлении нового члена семьи у подростков часто возникает ревность. В таких условиях они активно противодействуют попыткам их матерей или отцов создать семью заново, конфликтуют с родителем по этому поводу. В таких семьях эмоциональная близость родителя и подростка нарушается, в поведении последнего появляется агрессивность, жестокость. Пытаясь в связи с этим выразить протест своей матери или отцу, подростки зачастую идут на нарушение норм морали, нравственности, на совершение преступления.

В формировании личности подростков большую криминогенную роль играют как факт проживания в распавшейся или несозданной семье, так и проживание в полной семье, в которой пьянствует отец. Можно утверждать, что в ряде случаев семья перестает быть неблагополучной с воспитательной точки зрения именно в результате развода, который удаляет из нее источник постоянного негативного влияния на детей. Более того, сохранение полной структуры в семьях, в которых один из родителей (обычно отец) превратился в источник антиобщественного влияния на ребенка, несравненно более пагубно для воспитательного процесса в семье, нежели развод во имя восстановления нормальной воспитательной атмосферы. Однако женщины решаются на развод с пьяницей лишь тогда, когда они теряют всякую надежду. К этому времени подростки получают негативный воспитательный «заряд», изо дня в день наблюдая пьяные скандалы. Во многих случаях уже не удается нейтрализовать воспринятую ими модель поведения, и их судьба воспроизводит судьбу родителей.

Следующей после семьи средой воспитания несовершеннолетних является коллектив по месту их учебы, в котором они проводят значительную часть своего времени. Роли коллектива в воспитании несовершеннолетних посвящено много работ выдающихся педагогов, социологов, правоведов. Вместе с тем в современных условиях это наследие нуждается в переосмыслении в связи с коренными изменениями в обществе. Последствия социально-экономических преобразований не обошли стороной микросреду в учебных и трудовых коллективах.

Между тем в современных условиях к деятельности школы предъявляются повышенные требования. Школа призвана не только дать детям знания, но и воспитать их высоконравственными людьми. Она должна компенсировать изъяны неправильного семейного воспитания, оказывать педагогическую помощь родителям.

Существенные различия в успеваемости и отношении к учебе несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от их пола объясняются тем, что успехи в учебе, как правило, особенно значимы для девочек, так как они в большей степени, чем мальчики, стремятся успехами в учебе и общественной работе занять достойное место в классном коллективе, добиться уважения одноклассников. К тому же, как известно, девочки обладают большей исполнительностью, они серьезнее и ответственнее, чем мальчики, более добросовестны, более старательны и усидчивы. Поэтому девочки на всем протяжении школьного периода лучше учатся и имеют более высокий средний бал. Эту их особенность надо использовать в профилактических целях.

Часто низкой успеваемости, трудностям в усвоении школьного материала, безразличию к учебе трудных подростков способствуют серьезные ошибки учителей, которые, в частности, в учебном процессе (объяснение школьного материала, оценка знаний школьников и т.д.) не учитывают различий между подростками мужского и женского пола и выступают фактически в качестве представителей «бесполой» педагогики. Вместе с тем у юношей и девушек имеются заметные различия в школьных делах, учебных интересах, которые в старших классах только увеличиваются.

Плохая учеба в большинстве случаев предопределяет и неправильное поведение. Нормальные подростки на глазах превращаются в грубиянов, начинают дерзить учителям. Вместе с импульсивной грубостью возникает и возмущение несправедливостью учителей. Именно это возмущение учительской несправедливостью напрямую влияет на выбор друзей, способствует объединению неуспевающих по принципу «подобное тянется к подобному».

Основной формой использования «трудными» подростками свободного времени в настоящее время все чаще становится бесцельное времяпрепровождение в малых группах, образующихся, как правило, по месту жительства. Под малой группой понимается группа из двух или более человек (наиболее часто встречающееся число 7±2 человека), объединенных единой целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

Широкая распространенность неформальных групп среди подростков вызывается, прежде всего, возрастной особенностью последних. В групповой форме межличностного общения удовлетворяются их потребности в обсуждении и осмыслении своих физических и психологических проблем, информации, получаемой ими из различных источников, в сопереживании по поводу тех или иных обстоятельств личной жизни. Неформальные дружеские связи с ровесниками обеспечивают им необходимый социальный и эмоциональный комфорт, способствуют развитию контактов между подростками разного пола.

Только в обществе сверстников подросток чувствует себя свободно, только в общении с ними он может осознать собственную индивидуальность. Начиная с первых дней жизни, у ребенка обнаруживается социальная как по своему содержанию, так и по происхождению потребность в общении, которая составляет основу и движущую силу всего дальнейшего психического развития ребенка. В подростковом возрасте стремление к общению со сверстниками начинает проявляться особенно заметно.

Малая группа служит способом или формой удовлетворения потребности в общении, дружбе. И чем моложе подросток, тем значимее для него роль группы, что связано с формированием в раннем возрасте мотивационной сферы поведения.

Для несовершеннолетних правонарушителей особенно велика притягательная сила внимания со стороны ранее судимых лиц, обладающих «престижной» независимостью своего положения. Это связано, прежде всего, с тем, что контакты с ними повышают авторитет самого подростка в глазах многих сверстников, не входящих в группу с ранее судимыми лицами, обеспечивают им состояние некоего психологического комфорта.

Одним из основных недостатков системы школьного воспитания, способствующих отчуждению подростков от учебных заведений, является отсутствие дифференцированного подхода к воспитанию учащихся с учетом их половых различий. В частности, педколлективу школ, планируя воспитательно-профилактическую работу с «трудными» подростками, необходимо учитывать:

 

· психологические особенности юношей и девушек;

· различия в значимости образования для них;

· особенности овладения учебным материалом, различия в учебных интересах подростков мужского и женского пола, предполагающих, в частности, дифференциацию оценок их успеваемости;

· особенности педагогической запущенности подростков, обусловливающие трудность проведения воспитательно-профилактической работы с ними;

· различие форм, способов самоутверждения в школьном коллективе юношей и девушек;

· особенности реакции подростков разного пола на те или иные действия работников школы и др.

 

Воспитательная работа с «трудными» девушками предполагает:

 

· установление с ними доверительных отношений;

· всестороннюю поддержку их стремления заслужить уважение успехами в учебе;

· доброту, участие, понимание, любовь, честность, человечность, искренность и эмоциональность учителей;

· проведение индивидуальных бесед, основанных на личном уважении, личной симпатии девочки к учителю;

· учет нетерпимости девочек к окрикам, «разносам» и подобным им травмирующим мерам воздействия;

· учет психологических особенностей девочек, таких как, например, болезненно развитое самолюбие, большая обидчивость, чувствительность к критике, насмешкам, желание быть в центре внимания окружающих, большая ориентация на словесное общение, чем на совместную деятельность и др.

 

Для того чтобы в отношениях с девушками не возникало конфликтов, следует избегать поучений, отчитываний, нравоучений, а говорить всегда строго по существу дела, не подменяя своей эмоциональной реакцией спокойный и доброжелательный анализ ситуации или поведения девушки. Указанные методы воспитательной работы, конечно же, необходимо использовать и при предупреждении преступного поведения несовершеннолетних мужского пола, но более эффективны они при профилактическом воздействии на девушек-подростков.

Формирование у несовершеннолетних лиц способности выбирать правильную линию поведения в разнообразных жизненных ситуациях немыслимо без правового воспитания, без разъяснения им смысла и назначения российских законов, сообщения необходимых правовых знаний, без выработки у них привычки соблюдать закон, без воспитания убежденности в необходимости и целесообразности следовать нормам права. Вместе с тем ничего не говорится о специфике осуществления правового воспитания в отношении подростков разного пола. Однако, как показывают исследования психологов, овладение нормой, в том числе правовой, как способом регуляции отношений у мальчиков и девочек происходит неодинаково. В начале и в конце подросткового возраста дети разного пола показывают различное эмоциональное отношение к нормативной регуляции вообще: девочки, которые в начале подросткового возраста избегают «анормативности», к концу подросткового периода предпочитают как раз «анормативную» среду; мальчики сменяют предпочтения от «анормативности» к «гипернормативности» и к концу подросткового возраста гораздо чаще, по сравнению с девочками, видят в нормах средство регуляции и структурирования ситуаций, т. е. понимание правовых норм, их ценности, необходимости соблюдения и следования им становится элементом правосознания мальчиков.

Следовательно, при адресном правовом обучении в школе нужно учитывать особенности овладения правовым материалом учащимися разного пола. Так, учитывая психологические особенности девочек, чтобы правовые нормы вошли в структуру их сознания, правовое воспитание с ними в школе целесообразнее проводить в следующих формах:

 

· ролевые игры;

· моделирование ситуации и ее анализ (с приглашением в необходимых случаях юриста);

· просмотр кинофильма (правовой ситуации) и его анализ девочками самостоятельно и совместно со специалистом;

· социально-психологические тренинги правовых умений и навыков;

· использование при проведении с девочкой индивидуальных бесед по правовым вопросам эмпатийной тенденции педагога;

· использование положительного примера личностно значимых для девочки людей (родители, учителя, герои кинофильмов, кумиры, популярные актеры, телеведущие и т.д.).

 

В правовом просвещении девочки необходимо чаще использовать мнение, положительный пример юноши, который ей нравится или с которым она дружит.

Необходимо также совершенствовать деятельность по профилактике неблагоприятного влияния на них неформальных групп с антиобщественной направленностью. Осуществление этой деятельности в отношении подростков разного пола также имеет свою специфику. Например, возвращение девочек из неформальных групп с асоциальной направленностью во много раз труднее, чем возвращение мальчиков. Девочка, как правило, теснее спаяна с центром группы. Поэтому если работа по выводу мальчика из уличной, плохо влияющей на него компании заключается в отрыве его от этой компании, то работа по изоляции девочки нередко предполагает разобщение всей группы, как наиболее эффективную возможность вывода девочки из группы.

Надо не только как можно раньше выявлять факты вхождения несовершеннолетних в асоциальные неформальные группы и своевременно пресекать нежелательные коммуникации, но и предупреждать негативное отношение окружающих к подросткам, ограждать их от разрушающего влияния педагогически неконтролируемого общественного мнения, оказывать им социальную поддержку, психологическую помощь, возвращать чувство принадлежности к обществу.

Известны два направления воздействия на группу:

 

1) разобщение группы;

2) переориентация группы.

 

Разобщение состоит в создании условий, исключающих либо существенно ограничивающих возможность общения и совместной деятельности членов группы. Оно бывает полным и частичным. Частичное разобщение предполагает отрыв или изоляцию от группы наиболее активных ее членов, пагубно влияющих на остальных. Это, как правило, лидеры группы. Переориентация заключается в изменении содержания деятельности и общения участников группы при сохранении ее основного состава.

В ходе профилактики негативного воздействия антиобщественных групп на личность несовершеннолетних целесообразнее, как правило, сначала предпринять различные приемы переориентации этой группы. Например, изменение содержания деятельности группы путем изменения направленности ее лидера или включения в группу нового лидера с одновременным ослаблением влияния бывшего; включение всех или большинства участников группы в новый коллектив с социально полезной направленностью и др. Только при недостижении положительного результата в переориентации группы необходимо предпринять меры по ее разобщению.

При разобщении неформальных групп несовершеннолетних основное усилие необходимо направить на разрушение криминогенной группы изнутри, дезорганизацию ее структуры путем использования существующих в каждой группе подростков внутренних противоречий, уменьшение эмоциональной удовлетворенности в результате ссор и конфликтов, усиление недовольства в связи с дифференциацией ролевых функций, ослабление межличностных связей, уменьшение взаимных симпатий, искусственного создания противоречий между ними и т.п.

Если эти меры не принесли положительного результата, необходимо либо проведение мероприятий, направленных на дискредитацию в глазах подростка других членов группы или наиболее асоциально ориентированных ее членов, либо принятие таких мер по разобщению группы, которые полностью исключили бы возможность общения ее членов. Такими мерами могут быть, к примеру, направление члена группы в школу-интернат или иное специальное учебно-воспитательное учреждение.

Пресечь негативное воздействие неформальной группы на личность подростка можно и путем изоляции самого несовершеннолетнего от группы мерами, полностью исключающими возможность его общения с членами группы. Это может быть достигнуто, в частности, в результате направления подростка, при наличии для этого оснований, в специальное учебно-воспитательное учреждение (в возрасте от 11 до 14 лет – в специальную школу, а от 14 до 18 лет – в специальное профтехучилище). При этом надо иметь в виду, что направление в указанное учреждение, как одна из мер профилактического воздействия, должно применяться к «трудному» подростку в исключительных случаях, когда все другие примененные к нему и членам неформальной группы, в состав которой он входит, меры профилактики окажутся безрезультатными и будет признано, что исправление подростка может быть достигнуто только путем помещения его в это учреждение. Причем если есть к тому основания, то необходимо своевременно помещать несовершеннолетних в подобные учреждения в раннем возрасте (от 11 до 14 лет), т.е. в спецшколы, когда антиобщественные установки еще прочно не закрепились в их сознании.

 

Молодежный экстремизм как опасная реальность современной социальной жизни нашей страны имеет сложную природу. Причины его появления должны быть объектом внимания всего комплекса гуманитарного знания. Но особое место в этом анализе, безусловно, принадлежит философии права, так как именно она способна вскрыть онтологические, аксиологические и этические корни этого фактора дестабилизации общественной обстановки.

Каждая отрасль гуманитарного знания раскрывает свой предметный аспект этого многоликого явления на уровне особенного и единичного. И только философия рефлексирует его на уровне общего, благодаря чему позволяет вскрыть причину его появления в деформациях общественного, в том числе правового, сознания. Сегодня необходимо признать, что эпоха реформ вызвала настоящее крушение основ правосознания в мировосприятии всех возрастных групп Российского общества и особенно молодежи.

Как форма сознания и мировоззрения правосознание формируется в процессе аккультурации или культурной социализации. Каковы ее особенности в условиях современной России? Чтобы рельефней высветить проблемы сегодняшние, необходимо вспомнить, а на каких культурных основах они решались в историческом прошлом страны. Знакомство с ними позволяет заключить, что они были уникальны. Дело в том, что сама идея права была имплантирована в религиозно – духовное (православное) основание национальной культуры, что имело своим следствием наполненность – идеи права – религиозной духовностью.

В ХI в. митрополит Илларион артикулировал проблему соотношения закона (человеческого установления) и благодати (божественного устроения). Впоследствии русской философско-правовой мыслью была решена задача перевода теологической категории в философскую и правовую. Это стало возможным через призму христианско-православной антропологии, понимающей человека как носителя Образа Божия, усваивающего его особый дар – свободную волю как сущность, ядро человеческой личности, из которой проистекает нравственная автономия индивида, т.е. способность к самостоятельному выбору между добром и злом, правом и произволом. Из духовной сущности проистекает и другая составляющая правосознания – знание человеком нравственной необходимости, которая вытекает из Божественных заповедей, запечатленных в сердце человека – его совести. Подобное правосознание вполне органично формировалось в лоне православной культуры в дореволюционной России.

Сегодня духовно-культурная обстановка в стране совершенно иная. Возрождение православной культуры идет с большими трудностями, большинство населения относится к ней как историческому экспонату, бесполезному для современного общества. Светская секулярная культура находится в кризисе, а культурная жизнь сводится к некритичному поглощению продукции массовой культуры, которая является проявлением культурного декаданса. Она появилась на Западе, в частности в США, в конце Х1Х – начале ХХ вв. В явлениях массовой культуры, как ни в чем другом, ярко проявилась деградация духовной жизни западного человека.

Массовая культура – это характерный признак массового общества, которое является следствием цивилизационного прогресса с его урбанизацией, стандартизацией, усложнением бюрократической системы и невиданным развитием средств массовой коммуникации. Эти обстоятельства в силу присущей им имманентной специфики могут способствовать утрате человеком своей индивидуальности, превращению его в обезличенного массового субъекта, неспособного к критическому мышлению, легко становящегося объектом манипуляций в духовном, материальном и интеллектуальном планах.

Массовой культуре по замыслу ее создателей отводилась и отводиться особая роль в жизни общества. Она призвана удовлетворить не только эстетические и интеллектуальные, но и духовные запросы омассовленного человека, заполнить духовный вакуум, образовавшийся вследствие разрыва его связи с подлинным источником духовной жизни, верой в Персонального Бога.

Основные черты массовой культуры легко узнаваемы. Это – простота. Редуцирование культурных явлений до сведения всего многообразия художественного и эстетического образа к тривиальному, легко понимаемому на уровне обыденного сознания варианту, превращающее человека в потребителя, так называемой индустрии досуга.

Массовая культура крайне гедонистична. Она воспитывает в человеке жажду безмерного потребления, культ вещей, так называемый консьюмеризм – потребительскую психологию (именно поэтому неотъемлемой чертой массовой культуры является реклама).

Она стимулирует страсть человека к наслаждениям, получению удовольствий, предоставляя своим потребителям все новые и новые возможности наслаждения и развлечения. Отсюда проистекает и эскапизм масскультовского сознания: подмена или компенсация реальности миром обманчивых и уте­шительных иллюзий. С этой целью ее творцами создаются мифы, имиджи, сте­реотипы восприятия, упрощающие социальный опыт и мобилизующие поток чувств в заданном режиссером направлении, формирующие некритическое отношение человека к действительности, инициирующие уход от сложностей реальной жизни любой ценой, начиная от эстетических удовольствий и заканчивая алкоголем и наркотиками.

В психологическом плане эстетика массовой культуры основывается на фрейдистской теории компенсации, согласно которой искусство представляет собой сублимацию нереализованных сексуальных, животных по своей природе, желаний и потребностей человека. Удовлетворяя подобные потребности, стимулируя их рост, массовая культура выступает средством манипулирования низменными инстинктами человека.

Массовая культура нарцистична, она формирует новый тип личности, для которой мир – это зеркало ее собственного отражения (нарциссизм). Нарциссисту свойственна, с одной стороны, завышенная псевдосамооценка, самоуспокоенность, самодовольство, а с другой – боязнь смерти, старости и болезни. Стремление любой ценой избежать всего этого. Не случайно объектом оргиастического поклонения массового человека выступают «вечно молодые», «не стареющие», благодаря косметическим операциям и бодибилдингу, звезды кино, телевидения, эстрады.

Таким образом, массовая культура антропоцентрична. Духовно поврежденное существо – человек с его телесными потребностями и страстями признается единственным эталоном в системе ее ценностей. Возникнув в США, массовая культура сегодня является предметом активного экспорта по всему миру. В круг ее агрессивной экспансии, начиная с 90-х годов ХХ в., втянута и Россия. Преодоление тоталитарного синдрома и последствий атеистического материализма проходит в нашей стране на фоне масскультовской американской агрессии, что, безусловно, осложняет течение всех культурных и духовный трансформаций.

Как известно, стремление к обладанию современная психология рас­сматривает как одну из фундаментальных форм защитыоттревоги. Сегодня потребительская установка из психологического состояния превращается в жизненную философию, определяющую всю систе­му ценностей и отношений современного человека. Утративший высшие ценности и смыслы жизни, испытывающий чувство экзистенциального одиночества омассовленный человек относится ко всему, что его окружает как к объекту своего потенциального потребления.

Стремление к обладанию современная психология рассматривает как одну из фундаментальных форм защитыоттревоги. Сегодня потребитель­ская установка из психологического состояния превращается в жизненную философию, определяющую всю систему ценностей и отношений человека эры Водолея. Утративший высшие ценности и смыслы жизни, испытывающий чувство экзистенциального одиночества, омассовленный человек относится ко всему, что его окружает, как к объекту своего потенциального потребления.

Тотальная деформация правосознания граждан современной России – общепризнанный факт, проявляющийся, в том числе, в росте преступности, массовых нарушениях общественного порядка, алкоголизме и наркомании. Она имеет множество исторических причин, корни которых уходят в тоталитарное атеистическое прошлое страны, реформаторский период привнес в нее новые, не менее опасные оттенки.

Дело в том, что постреформенная Россия в лице своей правящей элиты следует давно утвердившейся на Западе тенденции, игнорирующей тезис о том, что онтологические корни права имеют метафизическую природу. Результатом чего становится сугубо политическое восприятие права как средства нормативного упорядочивания общественных отношений. В то время как в истории российского правоведения имеет место традиция возведения права и правопонимания до уровня духовных идеалов и ценностей, утверждающая единство нравственности и права на духовном и аксиологическом уровнях, признающая религиозные вечные ценности неотъемлемым элементом всякой правовой системы, утверждающая ограниченность возможностей сугубо рационально-логической методологии в отношении определения сущности и содержания правосознания, а также проблем его формирования.

ХХ в. в практике российской государственности занимает особое место. На его протяжении имели место и революционные перевороты, и государственный этатизм, и, наконец, современное самоустранение власти от обязанности служения общественным интересам, явившиеся прямым следствием нравственно безосновных и имморальных нормативных решений. Современная ситуация тоже может быть отнесена к этому ряду. По этой причине проблематика правопонимания стоит в центре острых дискуссий правоведов, философов, моралистов. Эти дискуссии обнаруживают одну не бесспорную тенденцию, что на смену тоталитарно-классовой традиции идеологизированного советского легизма приходит другая, не менее тенденциозная, юридическо-либертарная доктрина правопонимания. Ее идеологическая ангажированность достаточно очевидна. Она есть выражение идеологии и политики либерализма, абсолютизирующего ценности индивидуальной свободы и индивидуалистического самоопределения в ущерб общественным интересам. Отстаивающей идею о юридической значимости морали и нравственности лишь в той мере, в какой они соответствуют универсальному юридическому критерию формального равенства. В связи с чем под предлогом защиты прав человека в общественное сознание внедряется толерантность к безнравственности, культ потребительства, гедонизма, сексуальной распущенности и т.п. Устанавливается социальный порядок, в котором нет места религиозной духовности, а значит – и морали, ибо никакой последовательной внерелигиозной, т.е. не имеющей абсолютных оснований морали, быть не может.

В этой обстановке происходит формирование правосознания как простых граждан России, так и будущих государственных служащих и профессиональных юристов. Все это говорит о необходимости акцентировки внимания на качественном своеобразии исторических корней аутентичного российского правосознания, которое, в отличие от западной протестантской традиции, складывалось в лоне православной культуры и православной религиозной традиции, актуализированного еще в ХI в. киевским митрополитом Илларионом как соотношение человеческого закона и Божественной благодати. Русские юристы гармонично трансформировали теологическую категорию «благодать» в философско-правовое понятие «правда», и причисляли человека к существам нравственным, говоря о законе как средстве определения прав и обязанностей «нравственных субъектов в нравственном обществе», выводя содержание нравственной необходимости из Божественных заповедей, зафиксированных в человеческой нравственности и составляющих ее объективные основания. Именно это обстоятельство позволяло гармонично сочетать индивидуалистические и патриотические начала человеческой личности в исторической российской действительности.

Именно православная этика позволяет понять, что свобода человека возможна как самообуздание, для которого государство и право могут создавать только благоприятные условия, ограждая жизнь от гибельных (греховных, с точки зрения нравственного богословия) последствий индивидуальной воли, перешедшей в беспринципный индивидуализм.

Сегодня как никогда актуально формирование такого правосознания, которое сохранит причастность к русской религиозно-политической культурной традиции, воспитание такой политической элиты и юридической интеллигенции, а также и молодых граждан которые будут носителями христианской совестной нравственности. Сделать это можно только путем воцерковления всего образа жизни современного русского человека, а также воцерковления системы воспитания подрастающего поколения.

Базовым документом, позволяющим и светским, и церковным кругам объединить свои усилия в решении этой задачи, являются «Основы социальной концепции Русской православной церкви», принятые в 2000 г. на Архиерейском соборе, содержащие в своем составе, в частности, разделы «Христианская этика и светское право»; «Церковь и политика»; «Преступность, наказание, исправление»; «Вопросы семейной и общественной нравственности»; «Проблемы биоэтики»; «Международные отношения»; «Проблемы глобализации и секуляризма».

Абсурдно пытаться ликвидировать деформации в молодежном правосознании репрессивными мерами. Необходимо создать условия его оздоровления и правильного формирования на всех уровнях социализации. Средством преодоления масскультовской радикализации правосознания молодежи, как было сказано выше, может стать возрождение русской духовности, имеющей самобытную цивилизационную природу, укорененную в православной традиции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: