организаторских склонностей (КОС – 2)




Отчет о выполнении программы комплексного психологического исследования воспитанников Дворца творчества

Детей и молодежи г. Смоленска

В образовательном пространстве МБУ ДО «ДТДМ» было проведено психолого-педагогическое исследование, целью которого являлось изучение индивидуально-типологических особенностей и направленности личности учащихся разных возрастных групп, посещающих творческие исследовательские коллективы, и не посещающие их. Реализация этой цели связана с анализом процессов психического развития и саморазвития подростка как субъекта учебно-воспитательного процесса, определением психологической роли самоотношения школьника, являющегося одним из наиболее важных условий успешного прогресса в становлении личности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- проанализировать психологические особенности подростков и проблемы их самореализации в учебно-воспитательном процессе;

- определить уровень учебной мотивации, тревожности, удовлетворенности обучением, особенности самоотношения школьников, провести диагностику межличностных отношений с помощью комплекса психодиагностических методик.

В комплексном психодиагностическом исследовании удалось использовать следующие методики:

1. Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС – 2). Предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу).

2. Методика ценностных ориентаций Рокича. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции.

3. Тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева. Тест-опросник самоотношения построен в соответствии с разработкой В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная теория опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовность к ним) в отношении к своему «Я».

4. Изучение межличностных отношений. Тест Т. Лири. Опросник представляет собой набор характерологических утверждений, дает описание характера человека. Тест предназначен для измерения степени выраженности следующих свойств, проявляющихся в межличностных отношениях: склонность к лидерству, уверенность в себе, состоятельность, непреклонность, воля, настойчивость, неуверенность в себе, общительность, отзывчивость.

В данном психологическом исследовании приняли участие учащиеся МБОУ «СШ № 28», участвующие в работе «Научного общества учащихся» и Детской Лесной Республики МБУ ДО «ДТДМ». В качестве контрольной группы были взяты школьники соответствующего возраста, не посещающие коллективы дополнительного образования. Всего в исследовании приняли участие 60 человек.

Итоги исследования подводились по разным возрастным группам и сводились в единый результат с учетом поправок на возраст испытуемых.

 

Результаты исследования

1. Методика выявления коммуникативных и

организаторских склонностей (КОС – 2)

В ходе исследования были получены исходные данные, анализ которых основными статистическими методами позволил прийти к достаточно существенным заключениям.

1) Выявлены различия в показателях выраженности коммуникативных и организаторских способностей у испытуемых разного возраста. В группах испытуемых «младшие школьники», «подростки», «более взрослые юноши и девушки» коэффициенты коммуникативных и организаторских способностей увеличивались пропорционально возрасту испытуемых. Причем, это не характерно для младшего школьного возраста и подростков, но существенно для более взрослых юношей и девушек.

2) У испытуемых, не занимающихся в коллективах дополнительного образования, с увеличением возраста увеличиваются показатели в основном коммуникативных способностей. У испытуемых, занимающихся в коллективах дополнительного образования, с увеличением возраста увеличиваются показатели как коммуникативных, так и организаторских способностей.

3) У испытуемых, занимающихся в коллективах дополнительного образования, прослеживается тенденция к увеличению показателя организаторских способностей в зависимости от года обучения (сравнивались 1 – 2 год обучения с 3-м и последующими).

4)Проверка взаимосвязей между коммуникативными и организаторскими способностями выявила, что между ними существует статистически значимая положительная связь, сила которой позволяет считать, что существует серьезная коррелятивная связь между психологическими особенностями взросления школьников, формирующимися качествами личности (влияние педагогически организуемой среды развития личности) и изучаемыми способностями.

2. Методика ценностных ориентаций Рокича.

Распределение данных о выборах ценностей испытуемыми показало, что наиболее значимыми (желанными) ценностями в их сознании выступают здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь.

Наименее значимыми (отвергаемыми) выступают такие ценности, как развлечения, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей.

Наиболее приемлемые (желательные и уже имеющиеся в жизни) ценности – это красота природы и искусства, творчество, продуктивная жизнь, счастье других.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) Большую роль в структурировании ценностных ориентаций играет степень включенности школьника в систему отношений со взрослыми, в которой через способы действий, через взаимные отношения и совместную деятельность складывается определенное мнение ребенка об окружающем мире.

2) Важную роль в системе социального влияния на личностное развитие имеет целенаправленная организация локальной для ребенка (близкой, психологически понятной) среды.

3) Включенность школьников в воспитательно-образовательную среду положительно сказывается на их самоопределении.

3. Тест-опросник самоотношения В. В. Столина,

С. Р. Пантелеева

Для школьников, включенных и не включенных в специально организованную педагогическую среду характерными оказались различия в акцентировании компонентов самоотношения, что хорошо видно в изменении распределений данных о самоуважении. У школьников, посещающих коллективы дополнительного образования, уровень самоуважения выше, а его психологическое содержание богаче. У школьников, не посещающих кружки показатели по шкале самоуважения ниже. Таким образом, можно говорить об

устойчивой тенденции повышения уровня воспитанности школьников, занимающихся в коллективах дополнительного образования.

Кроме того, дети, посещающие кружки, более, чем дети, не посещающие кружки, заинтересованы в осмыслении своего «Я» (Что я могу сделать? Что я представляю собой как личность? и более способны к анализу своих личностных характеристик.

Так же установлено, что дети, не занимающиеся в коллективах дополнительного образования, более эгоистичны, некритичны к себе и другим. Дети, занимающиеся во Дворце, демонстрируют ярко выраженную обращенность личности на самопознание, самоинтерес, личностное становление, рефлексию. У этих детей более развиты уверенность, самоуверенность.

В результате можно сделать следующий вывод: дети, посещающие кружки дополнительного образования, проявляют в высокой степени момент опережения в их социализации.

4. Изучение межличностных отношений. Тест Т. Лири

В анализе ценностных ориентаций можно видеть, что для кружковцев существует гораздо большая рефлексивность, они более глубоко прорабатывают содержание своих потребностей, свои индивидуальные черты, мотивацию. Это объясняется действием всеобщих для развивающихся детей закономерностей (особенности взросления в переходный период к более взрослому состоянию), которое сочетается с индивидуальными особенностями взросления, например, с тем, каким образом и как именно поддерживается взрослыми этот процесс. С большим основанием можно утверждать, что включенность ребенка в систему дополнительного образования положительно влияет на самосознание, самоотношение его как личности.

 

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что система дополнительного образования школьников, включенность их в специально задаваемую социально-педагогическую среду способствует развитию у учащихся творческого отношения к действительности, потребности в формировании собственной личности, решает задачи психолого-педагогической коррекции, профилактики девиантных типов

развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: