ТЕМА: Формирование и развитие логического мышления детей дошкольного возраста
Посредством математического развития
Мышление - социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью
Логическое мышление — это умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний получают новые
Основные логические операции мышления следующие:
· сравнение,
· анализ,
· синтез,
· абстрагирование,
· обобщение
· конкретизация.
Сравнение — это логическая операция, в результате которой находят общее и различное между двумя или несколькими разными объектами.
Анализ — логическая операция разделения сложного на части или элементы, из которых он состоит, и выяснение связей, существующих между ними. Цель анализа — изучение внутреннего устройства соответствующего объекта и связей между его элементами.
Синтезом называют логическую операцию объединения частей или элементов в сложное целое для того, чтобы познать свойства целого, отличные от свойств составляющих его элементов.
Абстрагирование — это выделение и отдельное рассмотрение какого-либо свойства, которое независимо от соответствующих предметов или явлений не существует. Так, например, можно выделять и рассматривать цвет, форму, массу предметов как абстрагированные от предметов физические явления.
Обобщение — это логическая операция, в результате которой некоторое частное утверждение, справедливое в отношении одного или нескольких объектов, приобретает обобщенный характер и переносится на другие объекты.
Конкретизация — это логическая операция, противоположная обобщению. Она проявляется в том, что некоторое общее утверждение переносится на какой-либо конкретный объект. В результате конкретизации объекту приписываются частные свойства, присущие многим другим объектам.
Распространена условная классификация видов мышления:
1) наглядно-действенное;
2) наглядно-образное;
3) словесно-логическое мышление.
К индивидуальным особенностям мышления относят также и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость и быстроту мысли
В возрасте 5-6 лет происходит интенсивное развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействуя на них с целью изменения. К этоми возрасту сформировано наглядно – действенное мышление. В процессе формирования наглядно-действенного мышления проявляются предпосылки для перехода на более высокий уровень - наглядно-образного мышления, которое характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком при помощи представлений, без применения практических действий.
Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования логического мышления.
Конец дошкольного периода психологи характеризуют преобладанием наглядно-образного мышления или наглядно-схематического мышления. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения.
Психологи отмечают, что наглядно-образное мышление является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.
Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить.
В старшем дошкольном возрасте начинается овладение действиями с числами и математическими знаками.
Важно управлять этим и стремиться формировать у детей отвлеченное понятие числа как характеристики любых предметов, математических действий, без опоры на образы.
Иначе это вызовет трудности при школьном обучении.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает некоторыми абстрактными понятиями: о временных отношениях, причине и следствии, пространстве и т. д.
При этом понятия о конкретных предметах образуются, конечно же, легче и быстрее.
Хотя логическое мышление дает возможность решать более широкий круг задач, осваивать научные знания, не стоит торопиться сформировать у дошкольника этот вид мышления как можно раньше. Сначала важно создать прочный фундамент в виде развитых образных форм. Именно образное мышление позволяет ребенку находить решения, исходя из конкретной ситуации.
Предельная обобщенность, схематичность логического мышления часто оборачивается слабостью, порождая явление, которое носит название «формализм мышления»: сознание ребенка оперирует сухими схемами, не улавливая богатства, полноты жизненных явлений, и потому оказывается неспособным к адекватному решению задач развития.
Развитию образного мышления способствуют игры, конструирование, аппликации, рисование, слушание сказок, драматизация и другие детские продуктивные виды деятельности.
Следует указать, что простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний ещё не могут обеспечить правильное развитие детского мышления.
В качестве исходных условий для возникновения мышления выступают две формы деятельности: предметная деятельность и общение.
Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык) едины.
Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.