Хрустальная трубка Мегрэ




В 1986 г. в Париже проходил Всемирный конгресс криминалистов. По установленной традиции лучшим детективам предстояло помериться силами в расследовании уголовного преступления. В салоне отеля, где проходил конгресс, были оглашены условия соревнования: как только в парке раздастся выстрел, участники должны поспешить туда, как можно быстрее выяснить, что произошло, и попытаться выявить злоумышленника. Использовать технические средства


не разрешается. Победит тот, кто быстрее раскроет «преступление».

Прошло довольно много времени, уже близилась полночь, но ничто не нарушало тишины.

- Это бесконечное ожидание начинает меня раздражать, - заметил Громов.

Он молча встал и направился в соседнюю комнату.

- Somebody lost his nerves (Нервы сдали) - съязвил англичанин Ленон, и на лицах участников поединка мелькнула снисходительная улыбка.

Через десять минут, наконец, прозвучал выстрел. Следователь Громов выбежал в парк, первым обнаружил «жертву преступления» и напал на «след преступника».

Громову торжественно вручили «Хрустальную трубку Мегрэ».

- Раскройте, пожалуйста, вашим коллегам, - попросил председатель жюри, - какое преимущество было у вас по сравнению с другими участниками?

ЧТО ОТВЕТИЛ СЛЕДОВАТЕЛЬ ГРОМОВ?


РАЗДЕЛ 5. ОБЩЕНИЕ

Известно, что важнейшая сторона профессиональной деятельности Юриста заключается в работе с людьми. Достаточно четко представляется то, что эта работа резко отличается от других профессий, где также имеет место межличностное взаимодействие и общение. В юридической деятельности специфику построения межличностных отношений специалиста-правоведа определяют особые условия работы, необычные обстоятельства и непохожие друг на друга случаи и ситуации. Прежде всего, это общение с новыми и необычными людьми не по выбору и часто не по желанию, дела и действия которых не всегда вызывают сочувствие и симпатию.

От правильности общения юриста с-другим человеком и реализации индивидуального подхода зависит эффективность всей работы в целом. Поэтому в условиях юридической деятельности жизненно необходимо повышение профессионально-психологической подготовки специалистов к организации профессиональных контактов. Их эффективность напрямую зависит от знания психологических особенностей собеседника (подзащитного, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и т.д.), этапов и наличия конкретных психологических умений, позволяющих психологически грамотно подходить к конструированию актов профессионального общения, планируя в процессе их реализации решение служебных задач.

Следовательно, профессиональное общение юриста - это разновидность специально организованного взаимодействия, содержанием которого является познание, обмен информацией и воздействие на участников коммуникации для достижения поставленной цели.


Анализ структуры профессионального общения юриста и его динамики позволяет выделить четыре основных этапа:

- психическое чтение особенностей поведения, внешнего облика, использование имеющейся психологической информации и составление первичного психологического портрета взаимодействующего лица;

- поиск психологических предпосылок эффективности общения и создание благоприятных условий для межличностного контакта;

- взаимодействие и воздействие в процессе профессионального общения на других лиц;

- оценка результатов конкретного акта общения и планирование содержания дальнейших контактов с определенными лицами (правонарушителями, гражданами, руководителями, подчиненными).

Обучение общению в системе подготовки работников юридического труда должно носить ярко выраженную прагматическую направленность. Качество обучения необходимо оценивать не по объему абстрактных знаний, а по степени подготовленности специалиста к решению актуальных проблем профессиональной деятельности. Данный принцип может быть реализован в результате применения активных форм обучения: проведением деловых игр и тематических дискуссий, решением задач, правовым и психолого-педагогическим тренингом с применением технических средств обучения.

Упражнение 1: знакомство с типами телосложения, а также выявление типичных и индивидуальных особенностей телосложения человека (по Э. Кречмеру).

Задание 1.1: обратите внимание на критерии, отличающие один тип телосложения от другого: длина конечностей, торса, мышечный покров и его тонус, форма отдельных частей тела, жировые отложения и т.д. (табл. 12). Можно воспользоваться набором фотографий.


Таблица 12

Тип строения тела Телесные черты Психологические особенности  
       
Пикнический (округлый) Широкое лицо, высокий, выпуклый лоб, часто двойной подбородок, склонность к облысению, короткая шея, чувствительные пальцы рук, слабая мускулатура, склонность к ожирению. Эмоционален: эмоции колеблются между печалью и радостью. Реалистичен во взглядах, без затруднений контактирует с окружающими, отзывчив, добросердечен. Психологические подтипы: веселые болтуны; спокойные юмористы; сентиментальные тихони; беспечные любители жизни; активные практики.  
Астенический (слабый) Лицо в форме вытянутого или укороченного яйца, острый, угловатый профиль, выдающийся вперед нос, подбородок покатый, узкое, худое лицо, узкие, покатые плечи, длинная шея, плоская грудная клетка, длинные узкие руки. Замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до равнодушия, упрям, редко меняет взгляды и установки. С трудом приспосабливается к окружению. Отличается высокомерием, желаЬ,,ем не походить на других, быть лучше всех, сдержанностью, серьезностью, поверхностной общительностью. Психологические подтипы: тонко чувствующие натуры; идеалисты, мечтатели; холодные властные натуры; эгоисты; «сухари»; безвольные натуры.  
Атлетический (сильный) Грубые черты лица, высокая средняя часть лица, широкие брови, мощный подбородок, массивный грубый облик, широкие плечи, узкие бедра, сильно развитая грудь, грубые руки, несколько неуклюжий облик. Спокоен, маловпечатлителен, отличается не очень гибким мышлением, сдержанностью в мимике и жестах, с трудом приспосабливается к переменам.  

Задание 1.2 способствует закреплению знаний о типах телосложения и их использованию при психологическом наблюдении людей.

Каждому участнику предлагается дать описание телосложения любого человека, заведомо знакомого другим членам группы. Важно, чтобы в описание включались только признаки телосложения. Рекомендуется дать описание вначале общих, а затем индивидуальных особенностей телосложения.

Через 5-7 мин. производится проверка выполнения задания. Каждый зачитывает составленный им портрет телосложения, а остальные должны определить, кто это, а затем проанализировать степень соответствия телесного портрета психологическим характеристикам, обратившись к графе 3 таблицы 12.

Упражнение 2: восприятие («чтение») мимики лица собеседника.

Рис. 18


Задание: посмотрите в течение 3 мин. на рис. 18. Опре-делите по мимическим схемам эмоциональное состояние че-ловека. Результаты своего наблюдения занесите в табл. 13: поставьте напротив соответствующего состояния номер пози-ции, указанный в группе мимических изображений.

(Верные ответы смотрите в конце практикума).

Таблица 13

Психическое состояние Номер позиции на рисунке  
спокойствие, уверенность    
ярость, отчаяние, ужас    
удовлетворенность    
радость, восторг    
тревога, страх, обида    

Упражнение 3: восприятие («чтение») поз собеседника.

Рис. 19


Задание: посмотрите внимательно на рис. 19. Определите, какому состоянию человека, его отношению к другому человеку соответствуют эти позы. Результаты своего наблюдения занесите в табл. 14: поставьте напротив соответствующего состояния номер позиции, указанный в группе изображений. У вас 3 мин. (Верные ответы смотрите в конце практикума).

Таблица 14

Психическое состояние, отношение Номер позиции на рисунке  
робкий, виноватый, убитый горем    
высокомерие, пренебрежение, самоуверенность    
тревожность, ожидание, неуверенность    
растерянность, удивление, непонимание, сомнение    
смущение, застенчивость, печаль    
удивление, нерешительность, недоумение    

Упражнение 4: проверка способности к пониманию внутреннего мира собеседника, его мыслей и чувств по невербальным признакам.

Инструкция: определите, какому интеллектуально-волевому состоянию соответствует выразительное поведение человека, изображенного на фотографиях 1-6, назовите эмоциональные оттенки этого состояния. Ответы оцениваются по шестибалльной системе.

Шесть баллов получает респондент в том случае, если в ответ на предъявление фотографии он называет интеллектуально-волевые состояния и их эмоциональные оттенки:

1 - нейтральное состояние, спокойствие, уравновешен ность, уверенность;

2 - страх, тревога, отчаяние;


3 - страдание, грусть, печаль, скука;

4 - негативизм, критичность, заинтересованность;

5 - вопрос, растерянность;

6 - восторг, радость, озарение, удивление.

Три балла ставится за ответ тогда, когда респондент не называет прямо на психологическое значение, а называет ситуацию, в которой оно встречается, определяет речевое по-ведение или стимул.

Один балл присваивается тем ответам, которые несут элемент психологической интерпретации, но не соответству-ют направлению, заданному инструкцией.

Время экспозиции каждой фотографии - 20-30 сек.

Методические рекомендации: для лучшего понимания со-стояния человека можно воспользоваться приемом «мотор-ного проигрывания (имитации)», то есть принять ту же по-зу, выражение лица, что и на фотографии.

S


Имитация невербального поведения собеседника может значительно облегчить его осмысление. Тогда проблема "прочтения " будет сводиться не к воспроизведению примера из учебника, а к непосредственной и оперативной оценке практической ситуации.



Упразкнение 5: проверка способности связывать в единое целое различные

элементы невербального поведения собеседника и соотносить их с речью.

Инструкция: подберите к фразам 1-6 соответствующие фотоизображение

(не более одного выбора). (Правильные ответы смотрите в конце практикума).

1. «Мне трудно припомнить вчерашний день » — А, Б, В. Г.


2. «Я Вас внимательно слушаю, говорите же,ну » - Е, Ж, 3, И.


3. «Вы ответите за свой произвол » - К, Л, М, Н.

 


4. «Я требую немедленного исполнения моих указаний » - О, П, Р, С.


5. «Нет, я не смогу это пережить » - Т, У, Ф, X.


6. «Вот это да! » - Ц, Ч, Ш, Щ.


Упражнение 6: развитие способности к пониманию внутреннего мира человека, его мыслей и чувств.

Порядок выполнения: один из членов группы выходит из комнаты. Остальные участники характеризуют его, называя черты, свойства, привычки, другие проявления, т.е. высказывают свое мнение о вышедшем, причем только в положительном ключе. Кто-то из группы ведет «протокол», записывая содержание каждого высказывания и его автора.

Затем приглашается уходивший и ему зачитывается перечень мнений, но без указания авторов. Главная задача вошедшего - определить, кто мог о нем такое сказать. Выслушав высказывание, он пытается понять, чье это мнение, и называет кого-то из группы.. И так отрабатываются все высказывания (но не более 10).

В заключение упражнения «секретарь» зачитывает снова весь перечень, но уже с указанием авторов. Выходит следующий желающий, и процедура повторяется.

Упражнение 7: развитие способности к отображению внутреннего мира человека, его мыслей и чувств.

Порядок выполнения: двое членов группы, встав спиной друг к другу, по сигналу руководителя начинают удаляться друг от друга в разные стороны. Они должны одновременно оглянуться, причем без какого-то сигнала со стороны группы или друг друга, т.е. они должны почувствовать тот момент, когда партнер хочет оглянуться, и сделать это. Затем они обмениваются своими ощущениями.

Упражнение 8: развитие способности к отображению внутреннего мира человека, его мыслей и чувств.


Порядок выполнения: одному из членов предлагают быть водящим. Ему говорят, что в его отсутствие группа выберет один из пяти цветов (красный, синий, желтый, зеленый или черный). После того, как цвет выбран, водящий возвращается в круг, и участники начинают по очереди демонстрировать свои телодвижения, которые по их собственным ощущениям должны выражать задуманный цвет. Водящий должен угадать, какой цвет был задуман. При этом телодвижения не должны быть прямыми подсказками.

Методические рекомендации: упражнение можно усложнить. Все делятся на две команды и с помощью мимики и жестов загадывают друг другу, например, пословицы, загадки и т.п.

Упражнение 9: составление психологического портрета собеседника.

Порядок выполнения: всем членам группы дается 3-5 минут на то, чтобы написать брачное объявление. Каждый пишет о себе, составляя психологический автопортрет, выделяя свои достоинства, которыми он мог бы заинтересовать другого человека. При инструктировании необходимо огово-рить^ажность выделения именно психологических, а не эстетических характеристик, тем более наличие (или отсутствие) квартиры, дачи, машины и т.д.

Затем все по очереди зачитывают свои объявления, а группа помогает, добавляя то, что участник пропустил, т.е. идет редактирование объявлений, дополнение психологических портретов членов групп.

Упражнение 10: развитие способности к пониманию внутреннего мира человека, его мыслей и чувств.


Порядок выполнения: все участники по очереди берут карточки, которые лежат стопкой в центре круга, и сразу, без подготовки, продолжают высказывание, начало которого записано в карточке. Высказывание должно быть искренним, на пределе откровенности, «открытости».

Группа прислушивается к интонации, голосу говорящего и т.п., оценивая степень искренности. Если признается, что высказывание было искренним, то свою карточку берет сидящий слева и также без подготовки продолжает начатое предложение. Если же группа признала, что высказывание было «шаблонным», то у участника есть еще одна попытка выполнить упражнение, но уже после всех.

Примерное содержание незаконченных предложений для этого упражнения:

Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...;

Особенно мне не нравится, когда...;

Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню...;

Мне очень хочется забыть, что...;

Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, когда...;

Однажды меня очень напугало то, что...;

В незнакомом обществе я, как правило, чувствую...;

У меня немало недостатков. Например,...;

Даже близкие люди иногда не понимают меня. Однажды...;

В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя...;

Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно, я...;

Мне случалось проявить трусость. Помню...;

Особенно меня раздражает то, что... и т.д.

Упражнение 11: развитие способности понимать внутренний мир собеседника.


Порядок выполнения: каждый член группы должен в течение 2-3 минут описать настроение кого-либо в группе. Необходимо прочувствовать человека, его состояние, эмоции, переживания и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются вслух, а тот, чье настроение описывали, соотносит это со своим действительным состоянием и подтверждает или опровергает достоверность проникновения.

Упражнение 12: идентификация сходных психических состояний.

Порядок выполнения: обучаемым одновременно демонстрируются две фотографии лиц, находящихся в разных психических состояниях, сходных по внешним признакам.

Задание обучаемым: найдите различия в психических состояниях людей, определите эти состояния и назовите эти признаки.

Методические рекомендации: упражнение повторяется 10-20 раз с использованием новых фотографий. В качестве сходных по внешним признакам состояний используется следующие пары:

• фабочая сосредоточенность - внимательное наблюдение;

• спокойствие - безразличие;

• наигранная веселость - действительная радость;

• уважительное отношение - подхалимство (заискивание) и др.

При первых десяти повторениях ответ дает один обучаемый, а вся группа участвует в обсуждении. Заключительную оценку дает преподаватель.

Упражнение 13: формирование навыков составления психологического портрета личности.


Порядок выполнения: все члены группы выполняют следующее задание: «Вы читаете газету, где много брачных объявлений. Одно из них привлекло ваше внимание настолько, что сразу захотелось ответить этому человеку. Итак, каким может быть это объявление? Нужно составить психологический портрет вашего «идеала»: не менее 10-12 характеристик, качеств личности и т.д.».

После завершения задания все члены группы зачитывают свои объявления вслух.

Упражнение 14: развитие навыков составления психологического портрета человека.

Порядок выполнения: каждый член группы составляет список черт характера, свойств и качеств кого-либо из группы. Нельзя прямо указывать на признаки, особенно внешние, по которым очень легко идентифицировать личность описываемого. В такой психологической характеристике должно быть не менее 10-12 черт. Затем написавший зачитывает свое «произведение» вслух, а группа решает, кто же это.

После упражнения нужно проанализировать, у кого лучше получился психологический портрет и в чем именно состояли глубина и точность проникновения в личность.

Упражнение 15: установление психологического контакта в процессе общения.

Порядок проведения: обучаемые разбиваются на пары. В каждой паре они разбирают между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо - с окаменевшим лицом и пустым взглядом.


Задача реаниматора: в течение одной минуты вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реаниматор» не имеет права ни прикасаться к «замороженному», ни обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает - это взгляд, мимика, жест и пантомима.

Методические рекомендации: признаками успешной работы «реаниматора» можно считать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, улыбку и другие проявления эмоциональной жизни.

В упражнении делается акцент на совершенствование навыков эмоционального контакта. Соответственно и главным героем становится не тот, на кого воздействуют, а тот, кто это воздействие осуществляет.

Упражнение 16: взаимопонимание и установление психологического контакта в группе.

Порядок проведения: обучаемые разбиваются по парам. Один из пары становится «слепым» (ему завязывают глаза), другой - поводырем. Парам предлагается погулять 10 мин. в помещении и на улице. Партнеры при этом не должны разговаривать и прогулку не следует превращать в бег с препятствиями для «слепого». Поводырь должен проявить максимум изобретательности, чтобы дать своему партнеру пережить самые разнообразные ситуации, как-то: опознать предметы на ощупь, побыть немного в одиночестве, пробежать по ровной площадке, услышать различные звуки, испытать смену температур воздуха. Через 10 мин. партнеры меняются местами.

Методические рекомендации: это упражнение дает возможность пережить собственную беспомощность, доверие или недоверие к поводырю, ответственность за безопасность другого, ощущение своей вины, если не все идет гладко. По-110


еле того, как все пары закончат упражнение, проводится групповое обсуждение. В результате упражнения и дискуссий развивается более глубокое понимание способов общения, например, уяснение того, как целесообразно на первых порах строить взаимодействие с человеком, создавая образ партнера не на основе собственных соображений, а в соответствии с тем, что предлагает сам партнер, усваивая его образ таким, каким он хочет его видеть. Согласие принять человека в той роли, которую он предлагает, улучшает взаимоотношения, позволяет наладить контакт и в дальнейшем достичь наиболее адекватного взаимодействия с ним. При проведении упражнения глаза «слепому» можно не завязывать, он их должен закрыть и не открывать в течение всего упражнения. «Поводырь» должен предупреждать «слепого» об опасности словами и следить за реакцией партнера - сорвет ли он повязку с глаз или нет, т.е. доверяет он ему или нет.

Упражнение 17: взаимопонимание и установление психологического контакта в группе.

Порядок проведения: обучаемые разбиваются на тройки. В каждой тройке обязанности распределяются следующим образом. Первый обучаемый играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, а также жесты и мимика. Второй играет роль «глухого и паралитика». Он может говорить и видеть. Третий - «слепой и немой». Он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание: договориться о месте встречи.

Методические рекомендации: поначалу игра кажется несколько громоздкой, участники с трудом входят в свои роли, то и дело забывают о своей «глухоте» или «немоте», не мо-


гут сориентироваться в возможностях своих партнеров. Для того чтобы облегчить вхождение в игру, можно снабдить каждого из участников соответствующим реквизитом: повязками, приборами, значками и прочим. Через некоторое время нужда в этих напоминаниях отпадает, участники усваивают свои роли, причем в каждой тройке складываются свои собственные способы общения.

Стремление участников прийти к общему решению и интенсивное творческое взаимодействие между ними способствуют сплочению группы. Игра помогает обучаемым значительно расширить групповой репертуар способов взаимопонимания.

Упражнение 18: взаимопонимание и установление психологического контакта в группе.

Порядок проведения: обучаемые выстраиваются в шеренгу на расстоянии шага друг от друга лицом к одной из четырех стен помещения. Все закрывают глаза и по хлопку ведущего подпрыгивают, делая в прыжке поворот вокруг своей оси. Поворот можно осуществлять как в левую, так и в правую сторону, но обязательно таким образом, чтобы после приземления оказаться лицом к одной из стен (то есть 90, 180, 270, 360 градусов и т.д.). Задача участников - после каждого хлопка совершать синхронные повороты и всем приземляться повернутыми лицом в одну и ту же сторону.

Как правило, задача оказывается для группы невыполнимой, и после первого же хлопка участники стоят повернутые кто куда. Для такой перемешанной шеренги руководитель формирует новую задачу: прыгнуть так, чтобы оказаться после приземления повернутыми в одну и ту же сторону. Прыжки продолжаются до тех пор, пока не будет достигнута эта цель.


Методические рекомендации: основная трудность в использовании игр на рефлексивное сотрудничество заключается в том, что их, как правило, нельзя повторно предлагать одним и тем же партнерам: однажды найденное ими решение задачи может впоследствии использоваться чисто механически. Впрочем, для изобретательного ведущего это не будет большой помехой, поскольку общий принцип «Единства» или «Шеренги» допускает множество самых различных модификаций.

Упражнение 19: взаимопонимание и установление психологического контакта в группе.

Порядок проведения: создается игровое поле - обширное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары («робот» и «оператор»). Задача «оператора» - с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек. Для этого он подает «роботу» словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его рук, ног, туловища. Задача «робота» - беспрекословно и точно выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота» во время игры закрыты.

Методические рекомендации: при разъяснении инструкции руководителю следует подчеркнуть, что «робот» не должен подыгрывать своему «оператору». «Робот» лишен собственной воли, желаний и страстей. Исход игры ему безразличен; он всего лишь послушный, безынициативный инструмент в руках «оператора».

Проведение игры требует соблюдения элементарных правил безопасности. Вся ответственность за избежание столкновения со стенами, предметами и другими «роботами» лежит на «операторе». Кроме того, за ьсем происходящим на игровом иоле обязан наблюдать ведущий. Для дополнительна


ной подстраховки устройство всех «роботов» программируется таким образом, что они застывают неподвижно по аварийной команде «Стой», которую руководитель может дать в случае опасности. Для того, чтобы успешно управлять «роботом», «оператор» должен тонко чувствовать все его движения, буквально вживаться в него.

Упражнение 20: установление взаимопонимания и психологического контакта в группе.

Порядок проведения: обучаемые разбиваются на пары. Двое участников становятся друг против друга по обе стороны затянутой прозрачной материей прямоугольной рамы (можно использовать экран для просмотра слайдов). Размер подбирается так, чтобы партнеры не видели друг друга. По сигналу ведущего оба игрока начинают одновременно делать «уколы» в разделяющую их стенку.

Задание: за минимальное количество попыток найти общую точку «укола», то есть соприкоснуться через материю кончиками пальцев.

Методические рекомендации: в этом упражнении возможны различные тактики. Обычно партнеры на ощупь ищут друг друга, корректируя точки нанесения уколов в зависимости от того, в каком месте полотна выдавился в предыдущем такте игры укол напарника. Но бывает и так, что сообразительные игроки решают задачу с первой же попытки, нанося свои уколы в центр прямоугольной рамы. Это решение напрашивается, поскольку центр - это особенная, единственная в своем роде, точка на полотне. Для того, чтобы исключить возможность легких побед, можно несколько изменить условия задачи: дать инструкцию наносить удары не в любое место внутри рамы, а в одну из нескольких бес-


порядочно нанесенных на полотно (с обеих сторон и в точности одна против другой) точек.

Упражнение 21: преодоление трудностей в процессе общения.

Порядок проведения: обучаемые разбиваются на группы по 5-8 человек. Им необходимо успеть сказать какое-либо слово на выбранную тематику по кругу. Пауза между ответами обучаемых не должна превышать 5 сек. Некоторые «выпаливают» первое, что приходит в голову, чем избавляются от страха в общении, но могут говорить не в соответствии с выбранной темой. Те обучаемые, которые не справляются с заданием, выбывают из игры, в конце концов в каждой группе остается по одному «победителю».

Методические рекомендации: порядок ответа обучаемых может быть заранее не предусмотрен: тот, кто отвечает, указывает на следующего слушателя.

Упражнение 22: преодоление трудностей в процессе общения.

Порядок выполнения: обучаемые разбиваются на пары и получают задание у руководителя беседовать между собой на предложенную (выбранную) тему таким образом, чтобы заставить собеседника говорить на свою тему (например, один будет говорить о спорте, а другой - о медицине и т.д.).

Методические рекомендации: беседа пойдет в нужном направлении, если партнеры не будут стараться перекричать друг друга, а делать больше пауз, говорить как можно тише, задавать вопросы на «свою» тему собеседнику и тем самым достигать того, чтобы собеседник сам говорил на указанную тему.


Упражнение 23: выбор позиции в процессе общения.

Порядок проведения: одному обучаемому дается задание провести диалог в роли начальника с «опоздавшим» на работу сотрудником с различных позиций: с позиции «сверху» (над), с позиции «снизу» (под), с позиции «на равных».

После диалога руководитель занятия разбирает с обучаемыми выполнение задания.

Методические рекомендации: если упражнение сразу не получается, тогда руководитель сам проводит диалог с одним из обучаемых, обращает внимание на интонацию, выбор жестов и мимику, умение держать паузу в процессе общения и т.д.

Упражнение 24: вхождение в общение.

Порядок проведения: упражнение выполняется в паре. Один из обучаемых передает другому информацию о каком-то событии (желательно, чтобы оно имело отношение к служебной деятельности), используя только неречевые средства - жесты, мимику, позу, походку. Второй партнер рассказывает, что он понял, а первый следит за правильностью ответа. Затем они меняются ролями, передают информацию о втором событии и т.д.

Методические рекомендации: события могут быть предварительно описаны в виде текста или взяты из газет, книг. Важно, чтобы в тексте содержалась информация и о психических состояниях людей: переживаниях, чувствах, эмоциях. Упражнение развивает навыки точного и выразительного использования неречевых средств общения, наблюдения за жестами и мимикой собеседника, умение их интерпретировать, т.к. развивает психологическую наблюдательность.

Упражнение 25: выбор необходимых средств общения.


Порядок проведения: обучаемым демонстрируется короткий (3~5 мин.) видеофрагмент ситуации беседы сотрудника милиции с гражданином.

Задание: объясните жесты, которыми пользовался специалист, нужны ли эти жесты в данной ситуации, какова дистанция, на которой проходило общение, целесообразна ли она?

Методические рекомендации: подготовить несколько видеофрагментов с ситуациями беседы. Вместо видеофрагментов можно использовать комплект фотографий и слайдов.

Упражнение 26: выбор необходимых средств общения.

Порядок проведения: обучаемые разбиваются на пары. Каждой паре вручается какой-либо текст (художественный или специальный, где отражена деятельность юриста).

Задание: отработать технику выразительного чтения. Проверка: после 10-15 мин. руководитель занятия просит 2-3 обучаемых прочитать текст перед аудиторией и проводит анализ дикции, техники интонирования, соблюдения пауз, подчеркивания голосом важных моментов в тексте и др.

Методические рекомендации: специальный текст подбирается из газет, журналов, материалов служебной деятельности юриста, где имеются психологически насыщенные ситуации (задержание преступников, конфликтное общение, допрос и т.д.).

Упражнение 27: выбор техники интонирования.

Порядок выполнения: обучаемым даются различные фразы и ставится задача произнести их с различными оттенками в зависимости от ситуации (например, твердо, уверенно, спокойно, доброжелательно, вопросительно, осуждающе, ласково, доверительно, грубо, резко и т.п.).


Методические рекомендации: руководителю занятий к каждой фразе диалога заранее определить для себя интонацию произношения.

Упражнение 28: тренировка взаимопонимания в процессе общения.

Порядок выполнения: члены группы начинают рисовать (каждый на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя или символ) что-то важное для себя. Затем по сигналу руководителя все участники одновременно передают свои рисунки влево и, получив, разумеется, начатый соседом справа рисунок, продолжают рисовать уже его. Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Узнать его, наверное, можно только по имени (символу). Затем необходимо осознать те чувства, которые испытывали участники. во время самого процесса творчества и при виде «собственного» рисунка.

Упражнение 29: тренировка взаимопонимания в процессе общения. --//

Порядок выполнения: двое из участников садятся в центр и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу: о погоде, о любимой книге и т.д.; другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый. Главное - во всем соглашаться, обязательно отражая мысли партнера.

Группа следит за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы, т.е. не стали возражать друг другу. Затем следующие двое садятся в центр и «работают» также в режиме «да - диалог».

После проведения тренинга просмотреть видеозапись. Проанализировать и обсудить игровые ситуации. Особое внимание уделить анализу ролевого поведения.


Упражнение 30: активизация невербальных средств общения.

Порядок выполнения: в разговор вступают два человека. Свободно общаясь друг с другом, они должны обязательно использовать самые разнообразные жесты, причем, как можно более активно. Группа следит за тем, чтобы жестов было больше, но чтобы они были естественными в разговоре.

Упражнение 31: развитие умения понимать себя и окружающих людей.

Порядок выполнения: один из участников называет любую цифру от 1 до того числа, сколько членов в группе присутствует на данном занятии. В группе каждый раз должны быстро встать без всякой предварительной договоренности ровно столько человек, какое число было названо. Так повторяется несколько раз, пока наконец названная цифра и число встающих не совпадут.

Упражнение 32: овладение навыками высказывания и принятия обратной связи.

Порядок выполнения: каждый из участников по мере психологической готовности пытается выразить свои предположения о том, каким его представляет (воспринимает) группа, каким в целом является групповое чувство по отношению к нему.

Группа выступает в роли коллективного эксперта, но поправляет участника, который высказывает свои представления, только в случае очень значительного расхождения с действительным восприятием группой этого человека.

Примечание: обратная связь - это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что


чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.

Упражнение 33: развитие навыков обратной связи.

Инструкция: руководитель занятия назначает одного из членов группы отправителем. После этого обращается к группе со следующими словами:

X - отправитель. Вы получатели. X находится далеко и может только передавать информацию. Вы также удалены друг от друга. X располагает только «передатчиком», вы только «приемником». Это значит, что вы не можете разговаривать ни с X, ни между собой.

Рис. 20.


Задача отправителя состоит в том, чтобы сделать такое сообщение, исходя из которого остальные участники смогли бы воспроизвести на своем листе бумаги рисунок 20. Отправитель не ограничен во времени и может использовать любой способ передачи информации при одном условии: его сообщение должно быть только вербальным.

Отправитель по своему усмотрению заканчивает передачу, когда все участники завершили свой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: