Отчет
Петровой Ольги Игорьевны
Студента группы П-41
о прохождении преддипломной практики
Я, Петрова Ольга Игорьевна, проходила практику в ЕГУ им. Бунина, в период с 14.03.2016 по 25.03.2016. руководителем практики в данном учебном заведении является (кандидат психологических наук, доцент) – Меренкова В. С.
Целью практики является формирование необходимых компетенций; приобретение практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся; совершенствование навыков экспериментальной работы; выработка творческого исследовательского подхода к трудовой деятельности.
Задачи практики:
-закрепление специальных и теоретических знаний, полученных в процессе обучения и их рациональное сочетание с умением решать вопросы, возникающие в практической деятельности;
-углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков проведения психологических исследований, подтверждение актуальности и практической значимости выбранной обучающимся темы исследования;
-сбор, систематизация и обобщение практического материала для использования в выпускной квалификационной работе.
Целями данного учебного заведения являются: формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции студентов и аспирантов, содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию; обеспечении реализации прав на участие студентов и аспирантов в управлении вузом, оценке качества образовательного процесса; формирование у студентов и аспирантов умений и навыков самоуправления, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни общества.
К задачам функционирования учреждения можно отнести: привлечение студентов и аспирантов к решению всех вопросов, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов; разработка предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов студентов и аспирантов; защита и представление прав и интересов студентов и аспирантов; содействие в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих их интересы; сохранение и развитие демократических традиций студенчества; содействие органам управления вуза в решении образовательных и научных задач, в организации досуга и быта студентов и аспирантов, в пропаганде здорового образа жизни; содействие структурным подразделениям вуза в проводимых ими мероприятиях в рамках образовательного процесса; проведение работы, направленной на повышение сознательности студентов и аспирантов и их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имущественному комплексу, патриотического отношения к духу и традициям вуза.
Мною были проведены мероприятия, включающие в себя ряд форм и методов профилактической работы.
1. Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник. Методика Спилбергера-Радюка. Автор теста – Ч.Д.Спилбергер, автор адаптации – О.М.Радюк.(Приложение 1)
Цель: Тест позволяет оценить уровень нервного напряжения и, в частности, уровень эмоционального стресса. Оцениваются значения четырёх основных эмоциональных состояний в данный момент и обычно (любознательности, тревоги, агрессии и депрессии) В сумме получается 8 шкал.
Результаты исследования по опроснику Спилбергера-Радюка приведены в таблице 1.
Таблица 1. Результат тестирования на стресс и депрессию по методике Спилбергера-Радюка
| № п/п | ИЛ | ИА | ИТ | ИД | ЧЛ | ЧА | ЧТ | ЧД |
| 25,1 | 31,1 | 18,5 | 17,7 | |||||
| 26,5 | 13,2 | 18,7 | 15,5 | 23,9 | 17,8 | |||
| 27,1 | 25,6 | 21,9 | 19,4 | 24,2 | 22,9 | |||
| 18,7 | 19,9 | 15,3 | 23,4 | |||||
| 14,5 | 25,7 | 24,1 | 22,8 | 18,9 | ||||
| 28,3 | 18,5 | 38,4 | 23,9 | 24,7 | ||||
| 35,5 | 19,9 | 21,5 | ||||||
| 25,9 | 19,1 | 38,7 | 23,8 | 24,7 | ||||
| 25,8 | 15,5 | 24,8 | 27,4 | |||||
| 26,8 | 18,9 | 20,3 | 16,4 | 36,8 | 23,9 | 25,4 | 20,3 | |
| 19,7 | 37,1 | 20,2 | 22,7 | |||||
| 25,1 | 16,2 | 22,6 | ||||||
| 29,1 | 19,3 | 26,6 | 19,4 | 33,3 | 24,7 | |||
| 25,3 | 18,8 | 22,8 | 36,9 | 22,2 | 27,4 | 25,8 | ||
| 30,5 | 25,6 | 19,9 | 21,1 | |||||
| 25,2 | 17,7 | 36,9 | 23,8 | |||||
| 27,8 | 15,5 | 27,8 | 22,3 | 34,6 | 25,1 | |||
| 25,1 | 24,8 | 25,8 | 21,9 | |||||
| 17,9 | 15,8 | 26,3 | ||||||
| 28,4 | 23,2 | 21,7 | 28,4 | 24,7 | ||||
| 16,6 | 27,1 | 19,4 | 34,7 | 18,5 | ||||
| 25,4 | 21,9 | 40,1 | 23,9 | |||||
| 30,1 | 19,1 | 24,1 | 24,2 | 19,4 | 21,7 | |||
| 25,5 | 19,1 | 28,8 | 18,1 | |||||
| 30,3 | 13,7 | 38,6 | 22,8 | 24,1 | ||||
| 23,7 | 19,3 | 32,6 | 24,7 | 23,9 | 26,9 | |||
| 30,7 | 18,4 | 21,5 | 19,9 | 19,7 | ||||
| 25,3 | 15,6 | 26,6 | 39,3 | 23,8 | ||||
| 20,5 | 24,8 | 29,6 | ||||||
| 25,7 | 19,3 | 22,2 | 34,8 | 25,4 | 23,9 | 18,5 | ||
| 29,1 | 24,4 | 37,8 | 22,7 | 20,2 | ||||
| 18,9 | 28,5 | 37,2 | 27,7 | |||||
| 28,4 | 27,2 | 35,9 | 24,7 | 26,5 | ||||
| 25,8 | 15,8 | 24,6 | 25,9 | 27,4 | 22,2 | 24,9 | ||
| 27,1 | 19,4 | 24,5 | 24,6 | 38,8 | 19,9 | 25,6 | 25,6 | |
| 25,4 | 16,9 | 22,9 | 17,6 | |||||
| 27,7 | 23,3 | 25,1 | 24,3 | |||||
| 25,7 | 18,8 | 33,8 | 25,8 | 24,8 | 23,2 | |||
| 27,1 | 19,9 | 24,7 | 26,3 | 23,1 | ||||
| 20,1 | 26,1 | 32,2 | 28,4 | 21,7 | 23,8 |
По данным, приведённым в таблице 1, построим диаграммы.

Рисунок 1 - Диаграмма по результатам опросника Спилбергера-Радюка: нормальные значения шкалы
Где: ИЛ – интенсивность любознательности (Интерес);
ИА – интенсивность агрессии (Агрессия);
ИТ – интенсивность тревоги (Тревога);
ИД – интенсивность депрессии (Депрессия);
ЧЛ – частота любознательности (Любознательность);
ЧА – частота агрессии (Агрессивность);
ЧТ – частота тревоги (Тревожность);
ЧД – частота депрессии (Депрессивность).

Рисунок 2 - Диаграмма по результатам опросника Спилбергера-Радюка: повышенные значения шкалы
Где: ИЛ – интенсивность любознательности (Интерес);
ИА – интенсивность агрессии (Агрессия);
ИТ – интенсивность тревоги (Тревога);
ИД – интенсивность депрессии (Депрессия);
ЧЛ – частота любознательности (Любознательность);
ЧА – частота агрессии (Агрессивность);
ЧТ – частота тревоги (Тревожность);
ЧД – частота депрессии (Депрессивность).
Из диаграмм на рисунках 1 и 2 мы можем сделать вывод о том, что 40% студентов обладают нормальной интенсивностью и частотой любознательности, частотами агрессии, тревожности и депрессивности. 40% студентов обладают нормальной интенсивностью агрессии, 43% - нормальной интенсивностью тревоги и 45% - нормальной интенсивностью депрессии. Однако в данной выборке 50% студентов обладают повышенной интенсивностью агрессии, 57% - повышенной интенсивностью тревоги и 55% - повышенной интенсивностью депрессии.
Таким образом, практически у 60% студентов на лицо стресс (ИТ+ИА).
Отсюда, можно сделать вывод о том, что у студентов у которых преобладает повышенная интенсивность агрессии, тревоги и депрессии, в жизни постоянно присутствует стресс и это не удивительно, так как существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс — спутник студенческой жизни. А студенты, у которых преобладает нормальная интенсивностью частоты любознательности, частоты агрессии, тревожности и депрессивности, не так подвержены стрессу как предыдущие и у них на данном этапе жизни все находится в норме, они не подвержены депрессии, возникновению хронических заболеваний и вследствие чего у них нет причин для беспокойства.
2. Тест Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость)
Автор методики: Данный тест разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона. (Приложение 2)
Цель: Выявление уровня стрессоустойчивости
По результатам методики № 1 было выявлено 4 группы испытуемых с одинаковым количество: с высокой стрессоустойчивостью, с нормальной, слабой и отсутствием стрессоустойчивости (бальное распределение смотри в приложении 2). Результаты представлены на диаграмме 1.
Таблица 2. Результаты теста «Анализ стиля жизни»
| № п/п | Общее количество баллов (-20 баллов) |
По данным таблицы 2 построим диаграмму.

Рисунок 3 - Диаграмма по результатам теста «Анализ стиля жизни»
Как видно из диаграммы, 25% студентов обладают высокой устойчивостью к стрессовым ситуациям, 25% - нормальной устойчивостью. И также на 25% студентов стрессовые ситуации оказывают немалое влияние, и они им не очень сильно сопротивляются. 25 % студентов очень уязвимы для стресса, им следует серьезно задуматься о своей жизни.
3. Анкета на оценку психофизического состояния. Автор методики: Колосова И. Г., Петрова О. И. (Приложение 3)
Цель: оценка психофизического состояния
Таблица 3. Результаты анкетирования
| № п/п | общее количество баллов |
4. Тест на учебный стресс.(Разработан Ю.В. Щербатых). Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами. (Приложение 4)
Таблице 4. Результаты теста на учебный стресс
| причины стресса | баллы |
| Большая учебная нагрузка | 5,4 |
| Страх перед будущим | 4,9 |
| Нежелание учится или разочарование в профессии | 4,7 |
| Непонятные, скучные учебники | 4,7 |
| Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами | 4,5 |
| Строгие преподаватели | 4,3 |
| Проблемы в личной жизни | 4,1 |
| Нерегулярное питание | 4,1 |
| Неумение правильно организовать свой режим дня | 4,1 |
| Стеснительность, застенчивость | 3,6 |
| Излишнее серьезное отношение к учебе | 3,2 |
| Отсутствие учебников | 2,5 |
| Жизнь вдали от родителей | 2,3 |
| Конфликт в группе | 1,9 |
| Проблемы совместного проживания с другими студентами | 1,5 |
| проявление стресса | баллы |
| Спешка, ощущение постоянной нехватки времени | 4,9 |
| Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания | 4,7 |
| Плохое настроение, депрессия | 4,7 |
| Плохой сон | 4,4 |
| Невозможность избавиться от посторонних мыслей | 4,2 |
| Низкая работоспособность, повышенная утомляемость | 4,2 |
| Раздражительность, обидчивость | 4,1 |
| Страх, тревога | 4,1 |
| Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами | 3,9 |
| Головные боли | 3,9 |
| Потеря уверенности, снижение самооценки | 3,4 |
| Нарушение социальных контактов, проблемы в общении | 2,5 |
| Учащенное сердцебиение, боли в сердце | 2,3 |
| Проблемы с желудочно-кишечным трактом | 1,6 |
| Затрудненное дыхание | 1,5 |
| Напряжение или дрожание мышц | 1,2 |
| способ снятия стресса | % |
| Сон | 100% |
| Общение с друзьями или любимым человеком | 80% |
| Прогулки на свежем воздухе | 80% |
| Вкусная еда | 73,4% |
| Перерыв в работе или учебе | 60% |
| Поддержка родителей | 53,4% |
| Физическая активность | 46,7% |
| Телевизор | 26,7% |
| Секс | 26,7% |
| Хобби | 20% |
| Сигареты | 6,7% |
| Алкоголь | 6,7% |
| Наркотики | - |
| признаки проявления стресса | % |
| Учащенное сердцебиение | 86,7% |
| Головные или иные боли | 73,4% |
| Затрудненное дыхание | 53,4% |
| Сухость во рту | 40% |
| Скованность, дрожание мышц | 33,4% |
Итак, основными причинами возникновения стресса у студентов являются большая учебная нагрузка и страх перед будущим. Меньше всего студентов волнует проблема совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе.
Средний показатель экзаменационного волнения в группе - 8,3. Студенты волнуются больше нормы, возможно, это связано с одной из популярных причин стресса «страх перед будущим».
Уровень постоянного стресса за последние 3 месяца учебы:
Значительно уменьшился у 12 студентов (30%);
Незначительно уменьшился у 7 студентов (17,5%);
Не изменился у 10 студентов (25%);
Незначительно возрос у 5 студентов (12,5%);
Значительно увеличился у 6 студентов (15%). Проявляется стресс в группе в основном на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности студентов, плохом сне, нехватке времени. Биологические признаки проявления стресса у большинства студентов присутствуют в малых количествах. Можно сделать вывод о хорошем показателе здоровья студентов в группе.
Основным способом снятия стресса является сон (используют 100% опрошенных). Радует то, что алкоголь, сигареты, наркотики в качестве приема снятия стресса в группе практически не используются. Из биологических признаков проявления стресса можно выделить учащение сердцебиения и различные боли. Остальные признаки присутствуют у меньшей части студентов.
За время прохождения практики были реализованы следующие практические задачи:
1. изучение, обработка и анализ научных источников по теме практики;
2. анализ проблемы и выявление причин психосоматических последствий стресса у студентов;
3. исследование психосоматических последствий стресса у студентов с помощью- теста на учебный стресс (разработан В. Ю. Щербатых); теста анализа стиля жизни(Бостонский тест на стрессоустойчивость); теста на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник. Методика Спилбергера – Радюка; анкеты на оценку психофизического состояния.
Во время прохождения практики мною были выполнены все задачи и задания согласно программе запланированного. Я получила практический опыт проведения исследования в группах, обработки результатов. Закрепила теоретические знания, полученные при изучении общих психологических и специальных дисциплин. Проводила тестирование и обработку полученной информации, анализировала полученные результаты.
В процессе прохождения практики трудностей у меня не наблюдалось. Замечаний и предложений по поводу практики не имею.
ОЦЕНКА____________
ПОДПИСЬ РУКВОДИТЕЛЯ_____________