Проект открытия центра дополнительного религиозного образования и развития мусульманок




На сегодняшний день в г. Уфа присутствует средне-профессиональное религиозное заведение для молодых людей – это медресе им.Марьям Султановой. Также есть высшее религиозное учебное заведение – Российский Исламский Университет. Однако, нет официального среднего религиозного заведения для девушек, что на наш взгляд является пробелом в еще только устанавливающейся системе религиозного образования.

Роль, которую играет в Обществе женщина невозможно недооценивать. Вопрос о месте женщины в обществе неизменно связывается с отношением к ее образованию. Сегодня важно обратить особое внимание на женское религиозное образование в тесной связи с духовно-нравственным воспитанием и определить, что именно из наследия прошлого в воспитании девушек полезно продолжить. Издревле существовали традиции духовно-нравственного воспитания девушек. На протяжении всей истории воспитания женщины понималась вся важность и необходимость подготовки девочек к будущей семейной и общественной жизни, формирования в ней правильной роли матери и женщины. Ведение домашнего хозяйства было прямой обязанностью замужней женщины. Хозяйка при этом должна была уметь хорошо готовить еду, знать, как хранить, обрабатывать продукты, делать различные запасы. Помимо этого, она должна была быть отчасти и экономистом. Считалось, что девушка рано или поздно станет матерью. Осознание человечеством, что дети – это благо, повлекло за собой уважение к женщине. И женщина желала стать матерью, чтобы завоевать себе почет и уважение. Материнство считалось священным долгом каждой женщины [10].

Эмансипация вывела женщину из дома и в итоге женщина стала работать наравне с мужчинами, взвалив на себя непосильную ношу. Ведь ведение домашнего хозяйства и воспитание детей также осталось на ней. Появилась только дополнительная нагрузка в виде 8-9 часового рабочего дня. В итоге женщина стала не источником спокойствия, а источником раздражительности и негативных эмоций. А именно от эмоционального состояния женщины зависит благополучие ее домочадцев.

Духовно-нравственное воспитание женщины в духе ислама и того естества, которое в нее заложил Всевышний, является актуальным вопросом на сегодняшний день. И открытие центра дополнительного религиозного образования и развития мусульманок по типу женского медресе с элементами института благородных девиц, отчасти послужит инструментом решения данного вопроса.

Воспитательная система в женских учебных заведениях в дореволюционной России выстраивалась на основе общечеловеческих ценностей, которые актуальны и сегодня. Ведущими среди них являются:

– семья в воспитании девочек – ведущая воспитательной сила, близкие люди, объединенные взаимной любовью, уважением и обязанностями, общими устремлениями и интересами;

– домашний очаг – главное жилище женщины, заботливо обустроенное и ухоженное, пронизанное теплом взаимоотношений его обитателей и гостеприимством;

– нравственность и духовность – главная особенность русской женщины и ее национального характера;

– знание – приобретение, усвоенное женщиной социального опыта взаимодействия с окружающим миром. Это говорило о хорошей женщине – экономке, няньке, рукодельнице, учительнице и гувернантке [13].

В качестве главных свойств женщины, подлежащих формированию, в дореволюционных женских учебных заведениях считалось милосердие как неспособность причинить вред природе, детям, себе, готовность помочь слабым, больным и старым; достоинство как совокупность высоких моральных качеств; уважение этих качеств в самой себе; доброта и красота как необходимые атрибуты отношений женщины к другим людям.

Воспитывая женщин, замечал К.Д. Ушинский, мы «воспитываем через посредство их общество и народ». Только «через женщину успехи науки и цивилизации могут войти в народную жизнь». Таким образом, женщина является необходимым проводником между наукой, искусством и поэзией, нравами, привычками и характером народа и будущим поколением.

Из вышеизложенного следует, что женские образовательные учреждения, имеющие разный уровень социального и индивидуального развития, обеспечивают интеллектуальное, творческое и нравственное развитие девушек, ориентированное на становление благовоспитанной образованной деловой дамы, высокого уровня духовно-нравственной культуры. У девочек целенаправленно формировались потребность благотворительности, добросердечность любящей матери, жены и друга в семье, умения и навыки хозяйки и хранительницы домашнего очага [12].

В современной России появилась тенденция к возрождению женского образования, выражающаяся созданием религиозных воскресных школ. Для наработки новых традиций в качестве базовых используются традиции прошлого. Конечно, далеко не все приемлемо из прошлой системы воспитания сейчас, но отдельные традиции очень интересны. Как показывают жизненные реалии, актуально и сегодня учить женщин этикету, особой женской культуре поведения, навыкам хранительницы очага. Традиционные в прошлом требования к ношению одежды сегодня отрицаются, хотя строгость в одежде нужна девушкам не столько для красоты, сколько для самодисциплины: вырабатывается бережное отношение к самой себе, воспитывается целомудрие. Не помешают современной женщине правила и навыки хозяйственной деятельности, устройства жилища, способы воспитания детей, оказания помощи больным, использования лекарственных средств. На фоне бездумного поклонения всему иностранному требует возрождения традиция уважения национальной культуры и этики [10].

Таким образом, воспитание и формирование современной девушки нуждается в пристальном педагогическом внимании. К сожалению, сегодня недостаточно четко разработаны учебные программы специализированных курсов для девушек, не созданы условия реализации их в общеобразовательной школе. Поэтому самое время задуматься над проблемой возврата к организации обучения и духовно-нравственного воспитания девушек в специализированных учебных заведениях на альтернативной основе, коим может вполне явиться открытие центра дополнительного религиозного образования для мусульманок по типу женского медресе.

На первых этапах работы медресе абитуриентами и в последующем студентками будут прихожанки мечети, т.е. местное население города Уфы. Это может 2 группы по 20-25 человек с вечерней формой обучения. Медресе это лишь официальное название, однако принципы на которых оно будет строиться будут несколько отличаться от тех, которые присутствуют в мужском медресе. Если в медресе для мужчин поступают только молодые люди, закончившие 9 или 11 класс, то таких жестких ограничений по возрасту в женском медресе не будет. Оно будет больше похоже на центр духовного развития мусульманок или центра дополнительного религиозного образования для мусульманок (далее медресе). Но крайне необходимо предать официальный статус данному заведению и рассмотреть возможность того, чтобы сертификаты, выданные по его окончании, давали привилегии при поступлении в РИУ.

Что касается статуса медресе, то на раннем этапе достаточным будет получение лицензии на дополнительное образование.

Введение среднего уровня женского религиозного образования позволит решить сразу ряд задач:

1. Создание ступенчатой системы женскогомусульманского религиозного образования;

2. Повышение уровня религиозной грамотности женского населения;

3. Повышение уровня религиозной образованности выпускников РИУ;

4. В качестве одной из мер профилактики экстремизма;

5. Централизация женских вечерних курсов при мечетях;

6. Более прозрачный процесс обучения (за счет утвержденных программ обучения);

7. Популяризация религиозного образования;

8. Привлечение женской части молодежи к изучению религии, посредством интересных дополнительных курсов.

9. Удовлетворение потребностей духовно-нравственного воспитания женщины в традициях религии ислам;

10. Создание дополнительных рабочих мест для выпускниц исламского университета, что будет способствовать решению проблемы их трудоустройства.

Примерная программа женского медресе должна включать в себя такие основные предметы как: акыда, фикх, ахляк, основы арабской грамматики, таджвид, Коран, Тафсир, Хадисы, жизнеописание Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).

Кроме того, для удовлетворения целей духовно-нравственного воспитания девушек и для повышения привлекательности медресе помимо религиозных предметов, необходимо включить рукоделие, курс лекций по семейным взаимоотношениям, женственности, мужской психологии, воспитанию детей, ведению хозяйства (в том числе и дом.экономике), основ медицины. Девушек этому ни в школе, ни в университете не обучают и, к сожалению, вступая во взрослую семейную жизнь, зачастую они даже представления не имеют о семейной жизни и о роли женщины и мужчины в ней. Основной источник информации – это сложившиеся семейные традиции (иногда и неблагополучных семей) и просторы интернета. В этой связи растет число разводов и несчастных браков и что самое печальное страдают дети и всё это отрицательно сказывается на воспитании будущих мусульман.

В октябре 2016 г. прихожанками Первой Соборной Мечети на ул.Тукаева был организован клуб добра и рукоделия, целью которого является благотворительная деятельность для оказания финансовой помощи в адрес нуждающихся мусульман. Основная деятельность клуба – это проведение благотворительных ярмарок. Вырученные деньги от продажи рукодельных вещей являются основным источником финансирования нуждающихся.

Для реализации рукодельных курсов при медресе можно привлечь уже существующий клуб. Отчасти средства, вырученные от проведения ярмарок, будут идти для софинансирования медресе.

Партнерство. Неформальной частью учебно-методической работы РИУ ЦДУМ РФ является партнёрство. Все современные официальные медресе, находящиеся в ведении ЦДУМ РФ выросли под руководством РИУ, опираясь на его учебно-методическую и организационную базу. В последние годы практически все они получили официальную регистрацию в местных органах юстиции и лицензии региональных отделов образования. Теперь отношения РИУ с ними строятся на основе двусторонних договоров, носящих характер некоммерческого партнерства [27]. По образу и подобию, возможно, рассмотреть и взаимодействие с женским медресе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: