Тема: «ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА В ФИЗИОЛОГИИ»




Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о функциональной асимметрии головного мозга.

2. Доминантность полушарий и психические функции: проблема локализации.

3. Локализация психических функций в левом полушарии.

4. Локализация психических функций в правом полушарии.

5. Психологическая характеристика человека с доминантностью левого полушария.

6. Психологическая характеристика человека с доминантностью правого полушария.

7. Диагностика левшества.

Задания: При подготовке к занятию заполните таблицу: «Функциональная асимметрия полушарий мозга»:

Функциональные различия Левое полушарие Правое полушарий
Мыслительная деятельность Логические и аналитические функции, абстрактное мышление, последовательное восприятие, аналитическое восприятие, речь, установление сходства, формирование наиболее сложных двигательных актов, абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание, оценка временных соотношений, установление идентичности стимулов по названиям Музыкальный слух, улавливание эмоциональной окраски, особенностей речи правильная оценка характера неречевых звуков, конкретное зрительное восприятие, общее восприятие, конкретное узнавание, одновременное восприятие, целостное восприятие, оценка пространственных отношений, установление различий, установление физической идентичности стимулов.
Способ обработки информации Последовательный Параллельный
Речь    
Память Слуховая Образная; узнавание лиц, определение интонации
Эмоциональная сфера Положительные эмоции Отрицательные эмоции

Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «я не умею», «у меня не получится». Можете успокоить малыша: «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.

Второе задание — открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Вы можете использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.

Третье задание — «Построй колодец из палочек (спичек)». Сначала из палочек (спичек) строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.

 

Четвертое задание — «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например, в корзину, ведерко, круг.

Пятое задание —Все карточки (10—15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото.
Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребенком и только после этого еще раз сформулировать задание: «Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой».

Шестое задание — нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.

Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2—3 штуки) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.

Восьмое задание — развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).
В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков — процесс довольно сложный и ребенок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

Девятое задание — построить из кубиков дом, ограду и т.п.
Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

Десятое задание- Пробы на одновременные действия рук. Можно попросить испытуемого рисовать без контроля зрения правой рукой круг, левой — квадрат, при повторении эксперимента — наоборот. При оценке рисунков учитывается качество линий, полнота изображения круга или квадрата. Ведущей считается рука, с помощью которой нарисованы наиболее полные фигуры.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в таблицу.

тест Левая рука Обе руки Правая рука
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 10.   +     +   +     + + + +   + +     +

 

№ 4

(проводится в группах)

Тема. Определение индивидуального профиля асимметрии.

Цель: доказать наличие у человека функциональной асимметрии мозга. Определить индивидуальный профиль асимметрии.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: механические часы, мяч, рулетка, плотный лист бумаги.

АСИММЕТРИИ МОЗГА

Испытуемые выполняют задания, а экспериментатор подсчитывает количество баллов за каждое из них.

Определение ведущей руки

Испытуемого просят быстро, не задумываясь, перекрестить пальцы обеих рук. Сверху оказывается палец ведущей руки (сверху правая рука - 1 балл; левая - 0).

Испытуемого просят скрестить руки (встать в позу Наполеона). Ведущей считается та рука, кисть котором первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки (правая - 1 балл; левая - 0).

Испытуемого просят завести часы. Ведущая рука выполняет активные точно дозируемые движения, с помощью которой производится завод часов. Неведущая рука фиксирует часы (часы фиксирует правая рука - 0 баллов; левая - 1).

Испытуемым предлагают провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой. Число линий, проведенных ведущей рукой, гораздо больше, чем линий, проведенных неведущей рукой (правосторонняя асимметрия - 2 балла, левосторонняя - 0; асимметрии нет - 1).

Определение ведущей ноги

Испытуемого просят закинуть ногу на ногу. Сверху чаще всего оказывается ведущая нога (правая - 1 балл; левая - 0).

Испытуемому предлагают попасть мячом в цель ударом по мячу правой и левой ногой. Функционально преобладающая нога производит более точные движения (правосторонняя асимметрия - 2 балла; левосторонняя - 0; асимметрии нет - 1).

Испытуемого просят сделать десять шагов с места. Рулеткой измеряют длину шагов, сделанных правой и левой ногой, и вычисляют среднеарифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей (правосторонняя асимметрия - 2 балла; левосторонняя - 0; асимметрии нет - 1).

Определение ведущего глаза

Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.

Испытуемому предлагают посмотреть в «подзорную трубу». Руки подносятся обычно к ведущему глазу(правый-1 балл; левый-0)

В листе плотной бумаги размером 5x10 см в центре вырезают отверстие 1x1 см, экспериментатор держит этот лист на расстоянии 30-40 см, испытуемый, глядя в отверстие, фиксирует предмет, находящийся в 2-3 м от него. При закрывании ведущего глаза предмет смещается.

Если во всех заданиях ведущим был правый глаз - 2 балла; левый - 0; если в одном - правый глаз, а в другом - левый - 1 балл.

Определение ведущего уха

Экспериментатор говорит испытуемому шепотом небольшие фразы. При равенстве остроты слуха испытуемый подставляет к говорящему ведущее ухо, т.е. ухо, которым легче и быстрее осознается услышанное.

Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз, и одинаково ли слышит тиканье разными ушами.

Если в обоих заданиях ведущее ухо правое - 4 балла; левое - 0; если в одном из заданий - правое ухо, а в другом - левое - 2 балла.

Экспериментатор складывает все полученные баллы и сравнивает их с табличными.

 

АСИММЕТРИИ МОЗГА

Количество баллов Проявление асимметрии у человека
  «чистый правша»
  «чистый левша»
меньше 16, но больше 0   если 1 задание 5 баллов если 1 задание 0 баллов если 1-4 балла Амбидекстры либо со смешанным профилем асимметрии Праворукий профиль асимметрии Леворукий профиль асимметрии Амбидекстр

Подсчитайте процент леворуких, праворуких, правшей, левшей и амбидекстров в вашей группе.

 

Проявление асимметрии у человека Праворукий профиль асимметрии Леворукий профиль асимметрии Амбидекстр
Количество человек      

 

№ 5

(проводится в парах)

Тема. Нервные процессы.

Цель: познакомиться с явлениями возбуждения и торможения.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: грузик (гирька, болт или другой небольшой, но достаточно тяжелый, предмет)

Ответьте на вопросы: Как связаны между собой процессы возбуждения и торможения? Какие виды торможения вам известны? Какова, биологическая роль торможения?

 

Возбуждение и торможение - два противоположных нервных процесса.

Процесс возбуждения - это активное состояние нейрона, посылающего поток нервных импульсов, следующих с определенной частотой. Однако в работе нервной системе наблюдается и торможение. Это активное состояние, задерживающее движение. Возбуждение — это ответная реакция на раздражение, представляет собой биологический процесс, приводящий к изменениям обмена веществ и электрического потенциала клеточной мембраны и появлению биопотенциала.

Торможение — это противоположный процесс, выражающийся в уменьшении или полном отсутствии реакции на раздражение.

Внешнее торможение

2) Запредельное торможение

3 )Внутреннее торможение: а) Угасательное торможение б) Дифференцированное торможение в) Условный тормоз г) Запаздывание условных рефлексов.

ТОРМОЖЕНИЕ, в физиологии - активный нервный процесс, вызываемый возбуждением и проявляющийся в угнетении или предупреждении др. волны возбуждения. Обеспечивает (вместе с возбуждением) нормальную деятельность всех органов и организма в целом. Имеет охранительное значение (в первую очередь для нервных клеток коры головного мозга), защищая нервную систему от перевозбуждения.

 

№ 6

(проводится в парах)

Тема. Безусловное И УСЛОВНОЕ торможение.

Цель: познакомиться с видами безусловного торможения.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: механические часы, книга

 

Ответьте на вопросы: Почему в начале эксперимента длительное возбуждение затормозило слуховое, а в конце - наоборот? Какова биологическая роль безусловного (торможения)? Почему не востребованные условные рефлексы угасают? Приведите примеры..

1)Потому что испытуемый начинает концентрировать своё внимание на тексте, а в конце концентрация на тексте утрачивается т.е мозг устаёт.2)Безусловные рефлексы выработались в процессе эволюции (в отличии от приобретенных рефлексов) и являются результатом приспособления к определенным условиям, в которых обитает данный организм.3) Условный рефлекс не является врожденным, он приобретается в течение всей жизни и может как закрепиться, так и угаснуть. Это происходит в том случае, если в течение некоторого времени условный рефлекс не подкрепляется безусловным раздражителем.4) Если действие раздражитель не используется то и условный рефлекс не будет закрепляться т.е. становится не востребован.

 

№ 7

(проводится в парах или группе)

Тема. ВЫРАБОТКА НАВЫКА ЗЕРКАЛЬНОГО ПИСЬМА.

Цель: выяснить закономерности выработки любого навыка путем моделирования.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: секундомер (или часы с секундной стрелкой).

 

Ответьте на вопросы: Как происходит выработка навыка в начале и в конце работы? Найдите на графике участки, где навык как бы перестает вырабатываться, т.е. кривая представлена горизонтальной линией - «плато».

Начинающий учиться писать зеркальным шрифтом выписывает каждую букву отдельно. Сохраняется ли такой способ написания в течение всего эксперимента?

Испытуемого просят написать слово «Физиология» скорописью. Экспериментатор фиксирует время, за которое оно было написано. Далее испытуемый пишет слово «Физиология» зеркальным шрифтом (писать надо справа налево так, чтобы все элементы букв были направлены в противоположную сторону). Данную запись испытуемый повторяет не менее 10 раз, каждый повтор фиксируется с помощью секундомера.

Подсчитайте число разрывов между буквами и их элементами при написании слова обычным и зеркальным шрифтом. Определите, уменьшается ли число таких разрывов от попытки к попытке.

Используя полученные результаты, постройте график выработки навыка зеркального письма. Номер попыток поместите на оси абсцисс, время - на оси ординат.

 

Время, необходимое для написания слова обычным шрифтом, с Время, необходимое для написания слова зеркальным шрифтом в каждой из 10 попыток, с
                   
                     

Сначала испытуемый путается, пишет с паузами, убеждаясь в правильности написания. Далее пишет более уверено, не останавливаясь. Также испытуемый пишет буквы отдельно и это продолжается на протяжении всего эксперимента. Но если продолжать практиковать зеркальный метод письма, то испытуемый научиться писать письменными буквами.

 

№ 8

(проводится в парах или группах)

Тема: ВЛИЯНИЕ ПОЗЫНА РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цель работы: выяснить влияние позы человека на мыслительную деятельность

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: секундомер (или часы с секундной стрелкой), заготовленные примеры заданий.

Экспериментатор предлагает испытуемому решить устно («в уме») по 3 арифметических примера типа: 26 + 18; 34 + 16; 28 + 13 (число упражнений может быть увеличено) в двух различных позах - сидя за рабочим столом и стоя на левой ноге с вытянутой вперед и поднятой вверх правой ногой. Экспериментатор по секундомеру замечает время решения каждого примера и проверяет правильность ответа

ДАННЫЕ БУХГАЛТЕРА СО СТАЖЕМ (МАМА)

Поза Решаемые примеры Время решения, с Правильность результата
Стоя на одной ноге     + + +
  Сидя     + + +

МОИ ДАННЫЕ

Поза Решаемые примеры Время решения, с Правильность результата
Стоя на одной ноге     + + +
  Сидя     - + +

 

Ответьте на вопросы: Как влияет поза человека на быстроту и правильность решения логических заданий? Почему это происходит?

Поза человека на быстроту решения примеров влияет, очень значительно. Из проведённого опыта мы видим, что стоя на одной ноге время и правильность результата намного лучше, чем сидя. Это происходит потому что когда мы сидим, мы больше расслаблены и не сосредоточены. Также на правильность результата и время решения во многом зависит от опыта решения задач. Из опыта мы видим что бухгалтер считает быстрее, так как почти всё время решает подобные задачи, а человек который не считает постоянно, затрудняется в решении.

 

№ 9

(проводится в парах или группах)

Тема. Выявление объема кратковременной памяти.

Цель: определить объем кратковременной памяти.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: лист бумаги с подготовленным тестом из 25 слов, часы. В течение 1 мин внимательно прочитайте предложенный тест, затем отложите и закройте его. В течение 5 мин запишите все слова, которые вам удалось запомнить в любом порядке.

Мой объём памяти 13-17 слов

 

Таблица Определение характеристик объема памяти

Число баллов Характеристика памяти
6 и меньше Объем памяти низкий. Желательно регулярно выполнять упражнения по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом
7-12 Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться
13-17 Объем памяти хороший
18-21 Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей
Свыше 22 Ваша память феноменальна

 

№ 10

(проводится в парах)

Тема. Образная память.

Цель: изучение кратковременной памяти.

Материалы и оборудование: секундомер (или часы с секундной стрелкой), таблица с 16 разнообразными рисунками (готовится заранее).

Ход работы

В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 с запомнить максимальное количество образов из предъявляемой ему таблицы, составленной учителем. Затем в течение 1 мин он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).

 

 

Количество предложенных предметов (слов) Сколько запомнил
   

 

№ 11

(проводится в группах или парах)

Тема. Смысловая память.

Цель: определить объем смысловой памяти.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: набор заранее заготовленных 18 отвлеченных понятий. Примерный перечень понятий: 1. Вкусный ужин. 2. Веселый праздник. 3. Печаль. 4. Дружба. 5. Сильное желание. 6. Радость. 7. Совместная работа. 8. Утренняя зарядка. 9. Воскресный вечер. 10. Торжественная встреча. 11. Теплый прием. 12. Книжный магазин. 13. Футбольный матч. 14. Газетный обзор. 15. Любимый урок. 16. Центральная улица. 17. Родной очаг. 18. Заграничная поездка.

Все психические процессы связаны между собой. Долговременная память предполагает отбор полезной информации и ее длительное сохранение с возможностью последующего воспроизведения. В этом процессе кроме непосредственного восприятия участвуют также представление, воображение, мышление.

 

Количество предложенных понятий Сколько запомнил
   

 

№ 12

(проводится в парах или группах)

Тема. ОБЪЕМ ПАМЯТИ ПРИ МЕХАНИЧЕСКОМ И ЛОГИЧЕСКОМ ЗАПОМИНАНИИ.

Цель: определить возможности памяти при разных способах запоминания.

Материалы и оборудование: подготовленные ряды слов по 10 для каждого способа запоминания.

Возможный перечень слов: для логического запоминания - сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена; для механического запоминания - квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.

 

Количество предложенных логических рядов Сколько запомнил
   
Количество предложенных логических рядов Сколько запомнил
   

 

№ 13

(проводится в парах)

Тема. Внимание.

Цель: изучить физиологические основы внимания. Определить величину колебания внимания.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: часы, лист бумаги с нанесенным на него изображением определенной формы.

Внимательно присмотритесь к рисунку, на котором изображена проекция усеченной пирамиды. Вы заметите, что вершина пирамиды то обращается к зрителю, то уходит от него вглубь. Это явление объясняется законом обратной индукции. Когда мы смотрим на маленький квадрат, восприятие большого квадрата ухудшается из-за внешнего торможения и он кажется за плоскостью рисунка. Пирамида обращается усеченным концом к зрителю. Но если мы переключим взгляд на большой квадрат, он будет восприниматься как ближний и пирамида окажется повернутой к зрителю основанием.

Ход работы

Измерение величины колебания внимания происходит следующим образом. Для этого в течение 30 с испытуемый смотрит на пирамиду. При каждом изменении изображе­ния он делает в тетради штрих (не глядя!) Начало и конец опыта устанавливает экспериментатор, следящий за секундомером. По окончании опыта сосчитайте количество штрихов. Полученное число удвойте. Вы узнаете, сколько раз ваше внимание колебалось за 1 мин. Проделайте этот эксперимент несколько раз.

Величину колебания можно уменьшить волевым усилием. Поставьте перед испытуемым цель - как можно дольше удержать каждое изображение. Измерьте величину колебания внимания в этом случае.

У меня 12-20 раз

Частота исчезновения изображения в течение 60 с Характеристика внимания
Не более 11 Очень устойчивое
12-20 раз Средней устойчивости
Более 20 раз Недостаточно устойчивое

 

№ 14

(проводится в парах или группах)

Тема. Объем внимания.

Цель: определение объема внимания.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: таблица с произвольно расположенными цифрами от 101 до 136, изготовленная на листе бумаги (формат А4), секундомер (или часы с секундной стрелкой), карандаш.

Ход работы

Испытуемому дают инструкцию с заданием: «В каждом квадрате в случайном порядке "разбросаны" числа от 101 до 136. Вам предстоит их найти в порядке возрастания - сначала 101, затем 102, 103 и т.д., до 136 (каждое найденное число зачеркиваете карандашом). Работу начинать по команде экспериментатора».

Форма отчетности

Определите объем внимания по формуле, где В - объем внимания, at- время работы в секундах.

Формула расчета объема внимания

В = 648: t

 

Показатель объема внимания Оценка показателя Выводы
Более 6 Высокий показатель 648:149=4.34  
4-6 Средний
Менее 4 Низкий

Сравните полученные данные с табличными. Сделайте выводы.

 

№ 15

(проводится в группах или парах)

Тема. ОБЪЕМ ВОСПРИЯТИЯ.

Цель: определение объема восприятия.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: 20 карточек (15x10 см), на которых неравномерно нанесены от 3 до 10 кружочков или точек по всей поверхности.

 

Вариант I Экспериментатор произвольно предлагает на несколько мгновений одну из 20 карточек и просит испытуемого назвать число точек и их расположение на карточке. Этот эксперимент повторяется несколько раз, все результаты записываются. Вариант II Экспериментатор предлагает испытуемому одновременно 8 карточек на 10 с. За это время испытуемый должен определить номер карточки с наименьшим и с наибольшим числом точек. Все результаты фиксируются.

Сравните между собой результаты всех испытуемых. Определите наибольший объем восприятия.

 

№ 17

(индивидуальная)

Тема. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ.

Цель: доказать, что прошлый опыт имеет большое значение в восприятии. Доказать, что восприятие носит избирательный характер.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: карточки с изображениями.

Ход работы

На рис. 33,1 изображены три пятна. Переведите взгляд на рис. 33,2. После этого вновь вернитесь к первому. Есть ли разница в восприятии? Объясните, с чем связано изменение в восприятии первого рисунка.

 

 

 

Выделение того или иного образа будет зависеть от того, какие признаки вы сделаете основными, направляющими, а какие отнесете к фону. Много будет зависеть и от того, как вы осмыслите отдельные детали изображения. На избирательности восприятия основана покровительственная окраска у животных, маскировка военной техники

 

Ход опыта Объяснение
Объясните, почему животные и техника, снабженные деформирующим рисунком, становятся невидимыми для врагов? Животные скрываются от врагов помогает защитная окраска Окраска, совпадающая с основным цветом окружающей среды и помогающая животному остаться незаметным для врага, называется покровительственной, или защитной. Природа наградила некоторых животных способностью изменять окраску при переходе из одной цветовой среды в другую. Такое свойство служит животному надежной защитой, поскольку делает его малозаметным в любой обстановке.

 

№ 18

(индивидуальная)

Тема. ОПЫТ АРИСТОТЕЛЯ.

Цель: определить значение жизненного опыта в восприятии окружающего мира.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: металлический шарик размером с горошину.

Наше восприятие объектов окружающего мира в значительной степени определяется предшествующим жизненным опытом. Так, на основании жизненного опыта мы можем воспринимать один и тот же предмет и как одиночный, и как два предмета в зависимости от характера прикосновения.

 

Ход опыта Объяснение
Прикасаясь к нему указательным и средним пальцами, он медленно катает его по столу, ощущая один шарик. Затем перекрещивает пальцы и прикасается ими к шарику так, чтобы он оказался между перекрещенными пальцами, и вновь катает его, ощущая при этом наличие двух шариков. Если зажать какой-нибудь предмет двумя пальцами, то он окажется между правой стороной указательного пальца и левой стороной среднего (если мы говорим о правой руке). Ситуация, когда пальцы перекрещены, является нестандартной, поэтому сигналы идут одновременно от двух тактильных рецепторов с противоположных сторон пальцев. В этот момент мозг, образно говоря, «лагает», считая, что вы прикоснулись к двум разным предметам

 

№ 19

(проводится в группах или парах)

Тема. ПОРОГ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Цель: определение порога чувствительности.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: набор разновесов массой: 5,10, 20, 40 и 1000 г, чашка от лабораторных весов и темная повязка.

Для разных анализаторов порог чувствительности различен. Зрительный анализатор различает цветовые оттенки в пределах видимого спектра солнечных лучей. Ультрафиолетовые и инфракрасные лучи человеческий глаз не видит. Человек различает звуки в пределах от 16 до 22 000 колеба­ний за 1 с. В начале прошлого века физиолог Вебер установил, что увеличение массы предмета уже обнаруживается при добавлении к нему 1/30 его исходной массы.

Ход работы

Сидящему испытуемому завязывают глаза. На его вытянутую руку подвешивают чашку от весов с нагрузкой 1 кг. Затем на чашку поочередно добавляют грузы в 5, 10, 20, 30, 40 г до тех пор, пока испытуемый не заметит едва ощутимое увеличение груза.

Экспериментальные данные Вебера Свои расчеты
   

№ 20

(проводится в парах или группах)

Тема. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА С ПОМОЩЬЮ ЗРЕНИЯ.

Цель: определить развитие глазомера.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: длинная сантиметровая линейка, 3 металлических проволочных кольца.

Восприятие - это отражение предметов и явлений в целом в те моменты, когда они действуют на анализаторы.

Из предложенного оборудования изготавливается глазомерная линейка. Для этого на линейку поочередно надевают кольца так, чтобы среднее оказалось укрепленным в центре неподвижно, а два крайних - свободны и могли легко скользить по линейке: правое - вправо от центра, левое влево.

Ход работы

Экспериментатор отодвигает левое кольцо на какое-то расстояние от центра. Перед испытуемым ставится задача отодвинуть на такое же расстояние другое кольцо в противоположную сторону. Линейка в этом случае располагается так, чтобы ее деления были видны только экспериментатору. Полученный результат фиксируют. Опыт можно повторять несколько раз.

Форма отчетности

Определите порог различения (К) по формуле, где Р -расстояние, показанное испытуемым; Т - расстояние, заданное экспериментатором.

Формула расчета порога различения объекта в пространстве

К=(Р-Т)/Р)*100%

 

Экспериментальные данные Свои расчеты
   

 

№ 21

(индивидуально или парами)

Тема. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ.

Цель: сравнить субъективное восприятие времени с объективным его течением.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: секундомер (либо часы с секундной стрелкой).

Субъективно время воспринимается различно. Русский психолог П.П.Блонский высказал предположение, ' что субъективный отсчет времени близок к такому физиологическому процессу, как сердцебиение, - 62 удара в минуту.

 

Вариант I Вариант II
Экспериментатор включает секундомер и просит испытуемого сообщить момент, когда, по его мнению, пройдет 60 с. Этот эксперимент повторяется несколько раз и все результаты фиксируются.   Экспериментатор предлагает испытуемому печатный текст, который тот должен читать вслух с того момента, когда будет включен секундомер. Просит сообщить мо­мент, когда, по его мнению, пройдет ровно 60 с. Эксперимент следует повторить несколько раз.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: