VI. Скоростно-силовые качества




Методико-практическое занятие

Тема: Методы контроля за состоянием здоровья и физическим развитием

 

Мотивация темы:

Физическая подготовленность студентов определяется уровнем развития двигательных качеств. Двигательными (физическими) качествами принято называть врожденные способности, благодаря которым возможна физическая активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности. К двигательным качествам индивида относят мышечную силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость, а также производные от них скоростно-силовые и двигательно-координационные способности. От уровня развития перечисленных качеств зависит способность человека осваивать разнообразные двигательные навыки, в том числе и жизненно важные (плавание, бег, прыжки и т.д.).

 

Определение развития двигательных качеств:

I. Мышечной силы

II. Быстроты

III. Гибкости

IV. Выносливости

V. Скоростно-силовые качеств

VI. Двигательно-координационных способностей

Цели занятия:

обучающая:

1.Обучить методам контроля за развитием двигательных способностей.

развивающая:

Способствовать обучению студентов:

1.Уметь использовать полученные знания на практике.

2.Уметь дать квалифицированную консультацию.

воспитательная:

1. Воспитание здоровой личности студента.

2. Воспитание волевых качеств.

Междисциплинарные связи:

1.Физиология: «Пути энергообеспечения мышечной деятельности».

2.Анатомия: «Строение костно-мышечного аппарата».

 

Оснащение занятия:

1.Методическая разработка.

2.Линейки. (30 см).

3.Карандаши.

4.Динамометр кистевой.

.5Динамометр становой.

6.Скамейка гимнастическая (высотой 10-15 см).

7.Палки гимнастические.

8.Гимнастические коврики.

9.Секундомер.

10.Лента сантиметровая.

 


Контрольные вопросы

1. Дать определение мышечной силы. Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
2. Дать определение абсолютной и относительной мышечной силы. Абсолютная сила определяется максимальным весом преодолеваемого отягощения (сопротивления). Относительная сила оценивается на 1 кг массы тела и является более объективным показателем, позволяющим сравнить силовые способности лиц разного возраста, пола и физической подготовленности (муравей-слон).
3. Сенситивный период для развития силовых способностей. Сенситивный период для развития силовых способностей: юноши – 13-14 лет и 16-18 лет; у девушек – несколько раньше. Сенситивный период – наиболее благоприятный возраст для развития каких-либо двигательных способностей.
4. Дать определение быстроты. Быстрота – способность человека выполнять движения с возможно большей скоростью в минимальный отрезок времени.
5. Латентное время двигательной реакции. Время с момента подачи команды до начала двигательного действия (у женщин быстрота реакции несколько выше, чем у мужчин).
6. Сенситивный период для развития быстроты. Наиболее благоприятный период для развития быстроты является возраст 7-9 лет.
7. Дать определение гибкости. Способность выполнять движения с заданной (максимальной) амплитудой.
8. Влияет ли на проявление гибкости время суток, температура воздуха, степень утомления нервно-мышечного аппарата. До 11.00-12.00 ч подвижность суставов снижена, наиболее высокая подвижность суставов отмечается с 16.000-18.00 ч. Температура мышц и воздуха, а также степень утомления нервно-мышечного аппарата в значительной степени влияют на проявление гибкости. При низкой температуре мышц и воздуха гибкость ухудшается по сравнению с разогретыми мышцами и комфортными условиями окружающей среды. Накопление продуктов распада, окисления также снижает гибкость.
9. Виды гибкости. Анатомическая определяется особенностями строения опорно-двигательного аппарата (эластическими свойствами мышц, связок, строением суставов, тонусом мышц). Пассивная проявляется под действием внешних сил или собственного отягощения. Активная сопровождается сокращением мышечных групп, обеспечивающих движение в данном суставе.
10. Дать определение выносливости. Способность организма противостоять утомлению без снижения интенсивности и координационных характеристик мышечной деятельности.
11. Дать определение ловкости. Ловкость – это способность быстро овладевать новыми двигательными действиями и изменять их применительно к конкретным условиям выполнения.
12. Наиболее благоприятный период для развития ловкости. Является возраст 10-11 лет.

Методы контроля за состоянием здоровья и физическим развитием

Мышечная сила

1. Сила мышц кисти определяется при помощи кистевого динамометра. Кистевая динамометрия проводится в положении стоя, рука в сторону. Выполняются три попытки, в протокол заносится лучший результат. Средние значения относительной силы кисти у юношей находятся в пределах 60-70%, у девушек – 45-50%. Оценка:

 

Юноши: 85% и выше – 5 баллов

75-84% - 4 балла

60-74% - 3 балла

50-59% – 2 балла

45-49% - 1 балл

Девушки: 70% и выше – 5 баллов

55-69% - 4 балла

45-54% - 3 балла

40-44% - 2 балла

30-39% – 1 балл

2. Сила мышц спины определяется методом становой динамометрии. При измерении необходимо придерживаться следующих требований: рукоятка динамометра должна находиться на уровне коленных суставов, ноги должны быть выпрямлены. Оценка:

3. Юноши: 200% и выше – 5 баллов

185-199% - 4 балла

184-175% - 3 балла

174-165% – 2 балла

164-135% - 1 балл

Девушки: 185% и выше – 5 баллов

184-170% - 4 балла

169-145% - 3 балла

144-130% - 2 балла

129-100% – 1 балл

4. Сила мышц рук и верхнего плечевого пояса определяется:

Юноши:

а) подтягивания в висе на перекладине:

14 и более – 5 баллов

11 - 4 балла

9 - 3 балла

8 – 2 балла

7 - 1 балл

Девушки:

б) сгибание-разгибание рук в упоре лежа:

12 и более – 5 баллов

10 - 4 балла

8 - 3 балла

7 – 2 балла

6 - 1 балл

5. Показатель мышц брюшного пресса определяется при помощи сгибания туловища из положения лежа на спине

Юноши: 50 и более – 5 баллов

40 - 4 балла

35 - 3 балла

30 – 2 балла

25 - 1 балл

Девушки: 35 и более – 5 баллов

30- 4 балла

25 - 3 балла

20 - 2 балла

15 – 1 балл

6. Сила мышц ног определяется путем приседания на одной ноге («пистолетик»):

10 и более – 5 баллов

8 – 4 балла

6 – 3 балла

3 – 2 балла

1 - 1 балл

7. Степень развития мускулатуры можно определить по следующей формуле:

Разность окружности напряженного и расслабленного бицепса, см х 100%

Окружность расслабленного бицепса, см

Оценка:

12 и более – 5 баллов

10 - 4 балла

7 - 3 балла

4 - 2 балла

3 и менее - 1 балл

8. Крепость телосложения можно оценить по показателю Пинье:

Индекс Пинье = рост,см – (масса, кг + окр. груд. клетки, см)

Оценка менее 10 – крепкое, 10-20 – хорошее, 20-25 – среднее, 25-35 – слабое, более 35 – очень слабое. При показателе Пинье менее 10 – тип сложения гиперстенический, 10-30 – нормостенический, более 30 – астенический.

 

II. Быстрота

1. Быстроту двигательной реакции можно оценить при помощи падающей линейки, на которую нанесена сантиметровая шкала. Преподаватель удерживает линейку вертикально таким образом, чтобы нижний конец находился на уровне нижнего края ладони испытуемого. Пальцы рук испытуемого слегка согнуты. Преподаватель внезапно отпускает линейку, а испытуемый должен как можно быстрее схватить ее, сжимая кисть. Результат определяется по расстоянию, на которое переместилась линейка с точностью до сантиметра. Выполняется 3 попытки, подсчитывается средний результат. Оценка:

10 см и менее – 5 баллов

15 см – 4 балла

20 см – 3 балла

25 см – 2 балла

Более 25 см – 1 балл

2. Частота движений оценивается при помощи бега на месте за 10 секунд. Испытуемый выставляет руки вперед, ладонями вниз на уровне пояса. По команде экспериментатора он должен выполнять бег на месте с максимально возможной частотой движений. Средний результат равен 36-40 беговым шагам за 10 сек. Оценка:

50 и более – 5 баллов

40 – 4 балла

39-35 - 3 балла

34-29 – 2 балла

Менее 29 – 1 балл

3. Наиболее распространенным тестом для оценки темпа движений и функционального состояния нервно-мышечного аппарата является теппинг-тест (частота движений кисти). Испытуемый наносит максимальное количество точек в течение 40 сек в 4 квадратах (по 10 сек на каждый квадрат). О хорошем функциональном состоянии нервно—мышечной системы свидетельствует частота движений кисти в пределах 60-70 точек за каждые 10 сек. Снижение частоты движений от первого квадрата к четвертому указывает на низкую функциональную устойчивость нервно-мышечного аппарата, а повышение показателя будет свидетельствовать о замедленном врабатывании.
Наиболее высокий результат за 10 секунд 65 раз

 

III. Гибкость

1. Для оценки подвижности позвоночника применяют:

- наклон вперед с касанием пальцами опоры или точки ниже ее, стоя на тумбе или скамейке. Если испытуемый достает до отметки ниже уровня опоры, то результат в см заносится со знаком «+». Если не достает до опоры – со знаком «-». ноги должны быть выпрямлены в коленных суставах.

- наклон вперед с гимнастической палкой в руках сидя на полу с выпрямленными ногами. Оценка:

перемах через оттянутые носки – 5 баллов

перемах через носки – 4 балла

касание палкой носков ног – 3 балла

нет касания носков ног – 2 балла

- наклон вперед сидя ноги врозь. Оценка: касание грудью пола, ноги выпрямлены – «отлично»; касание головой пола (ноги врозь) – «хорошо»; касание головой ног (ноги вместе) – «удовлетворительно».

- наклон вперед сидя на полу левая нога выпрямлена, правая согнута в коленном суставе и стопой приставлена к колену левой, таким образом, что ноги составляют цифру «4». Оценка: запястье левой руки на стопе – «отлично»; кончики пальцев левой руки касаются пальцев левой стопы – «хорошо»; пальцы кисти достают до голеностопного сустава – «удовлетворительно»; пальцы кисти на голени – «неудовлетворительно».

2. Для оценки подвижности в плечевых суставах можно применить перемах гимнастической палки двумя руками за спину. Руки в локтевых суставах должны быть выпрямлены. Минимальная величина хвата, при которой возможен перемах, измеряется в сантиметрах. Оценка:

65 см и менее - 5 баллов

75 см – 4 балла

85 см - 3 балла

95 см - 2 балла

Более 95 - 1 балл

3. Подвижность в тазобедренных суставах оценивается следующим образом: в положении лежа на спине поднять правую (левую) ногу вперед. При этом если угол подъема относительно опоры составляет 900 и более – оценка «отлично», 800-890 – «хорошо», 700-790 – «удовлетворительно», менее 700 – «неудовлетворительно».

 

IV. Выносливость

1. 12-минутный тест К. Купера предполагает преодоление максимально возможного расстояния за определенное время. Например, у молодых людей в возрасте 18-24 лет средний показатель составляет 2,1-2,4 км за 12 минут, у женщин – 1,81-2,1. следует помнить о том, что 12-минутный тест К. Купера проводится только после 2-3 месячной подготовки. Оценка:

Юноши: 2,75-3,0 – 5 баллов

2,5-2,75 - 4 балла

2,2-2,5 - 3 балла

2,1-2,2 – 2 балла

Менее 2,1 - 1 балл

Девушки: 2,3-2,4 – 5 баллов

2,1-2,3 - 4 балла

1,9-2,1 - 3 балла

1,6-1,9 - 2 балла

Менее 1,6 – 1 балл

2. Статическую выносливость можно оценить при помощи виса на согнутых под углом 900 руках и виса углом на перекладине. Фиксируется максимальное время удержания позы.

3. Прыжки со скакалкой в течение 30 или 60 секунд. Фиксируется количество прыжков за заданное время. Оценка (за 1 мин.):

Юноши: 150 прыжков и более – 5

140 - 4 балла

130 - 3 балла

120 – 2 балла

100 - 1 балл

Девушки: 140 и более – 5 баллов

130 - 4 балла

120 - 3 балла

110 - 2 балла

90 – 1 балл

 

VI. Скоростно-силовые качества

1. Прыжок в длину с места. Упражнение выполняется из и.п. стоя, ноги на ширине 1,5-2 ступней. Испытуемый принимает позу»старт пловца» и выполняет прыжок с приземлением на обе ноги. Приземление, во избежание получения травмы, необходимо выполнять на гимнастический мат. Лучший из 3 попыток результат заносится в протокол. Оценка:

Юноши: 240 – 5 баллов

230 - 4 балла

220 - 3 балла

215 – 2 балла

190 - 1 балл

Девушки: 180– 5 баллов

170 - 4 балла

160 - 3 балла

150 - 2 балла

140 – 1 балл

2. Метание набивного мяча из положения сидя, сед ноги врозь. Угол вылета снаряда должен составлять 30-350. в этом случае дальность броска будет наибольшей. Вес набивного мяча » 5 кг. Оценка:

Юноши: 250 – 5 баллов

240 - 4 балла

230 - 3 балла

225 – 2 балла

200 - 1 балл

Девушки: 180 – 5 баллов

170 - 4 балла

160 - 3 балла

150 - 2 балла

140 – 1 балл



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: