Масляная система.
Служит для смазки узлов трения дизеля и вспомогательного оборудования с целью уменьшения их износа, промывки и охлаждения узлов трения, охлаждения поршней.
Существует несколько разновидностей масляной системы.
В систему входят:
• два масляных насоса дизеля (5 и 13) (левый может отсутствовать);
• терморегулятор (4);
• автоматический фильтр с обратной промывкой Болл-Кирх (10);
• маслопрокачивающий агрегат (9);
• центробежные фильтры (8);
• масляный насос высокого давления (2) (может отсутствовать);
• клапана: редукционный (16 и 18), запорный (12), невозвратные (6 и 11), разгрузочный (14).
Систему условно можно разделить на четыре контура циркуляции масла:
1. Главный масляный контур.
В него входят два масляных насоса дизеля, терморегулятор, водомасляный теплообменник, автоматический фильтр с обратной промывкой.
Работа контура. Масло забирается из картера дизеля первым масляным насосом (5) (со стороны помощника машиниста),через невозвратный клапан (6) и защитную сетку, затем нагнетается к терморегулятору (4). Дальнейшая циркуляция зависит от температуры масла (положения заслонки терморегулятора):
А) При температуре масла до 70°С масло после терморегулятора полным потоком поступает ко второму масляному насосу, минуя водомасляный теплообменник, второй масляный насос (13) доводит давление масла до рабочего и подает его в самоочищающийся фильтр с обратной промывкой (10) далее в систему дизеля.
Б) При при температуре масла выше 80°C, весь поток масла поступает в водомасляный теплообменник (17), а затем на второй масляный насос. Второй масляный насос (13) доводит давление масла до рабочего и подает его в самоочищающийся фильтр с обратной промывкой (10) далее в систему дизеля.
В) При температуре масла более 70°С, но менее 80°C заслонка терморегулятора находится в полуоткрытом положении, поэтому часть масла поступит на теплообменник, а часть напрямую ко второму масляному насосу.
После фильтра масло в дизеле поступает:
• в масляный коллектор дизеля;
• в канал лотка через редукционный клапан (2,5-3кГс/см2) для смазки подшипников распределительного вала и привода клапанов;
• на смазку подшипников турбокомпрессора. После масло по отдельной трубе сливается в привод насосов и в картер;
• к датчику разряжения;
• к датчику наддува;
• к реле давления масла:
◦ РДМ1 — остановка дизеля при падении давления масла на входе в дизель ниже 0,7- 0,05кГс/см2.
◦ РДМ2 — «сброс нагрузки» при падении давления масла на входе в дизель ниже 3,0- 0,1кГс/см2 на позициях контроллера машиниста с 12 по 15;
• к воздушной захлопке;
• к предельному выключателю.
Работа главного масляного контура контролируется по манометрам после второго насоса (не более 8,5кГс/см2), а также, до и после фильтра (перепад не более 1,5кГс/см2) приборы находятся на «корабельном» щитке в дизельном помещении.
Манометр контроля давления масла на входе в дизель (после фильтра) вынесен на пульт управления обеих секций. Давление масла на входе в дизель должно быть не менее 1,5кГс/см2 на нулевой и 1-й позициях контроллера машиниста и не менее 3,5 кГс/см2 на 15-йпозиции (при
температуре масла 80±5°C). При температуре масла на выходе из дизеля 87±1,5°C, за счет срабатывания температурного реле происходит «сброс нагрузки».
2. Контур маслопрокачивающего насоса.
Перед пуском дизеля, и после его остановки включается в работу маслопрокачивающий агрегат (9), масляный насос которого забирает масло из картера дизеля и через невозвратный клапан (11) нагнетается в каналы в плите насосов. Долее масло в обход второго насоса через невозвратный клапан (6) поступает в фильтр, а оттуда в дизель.
При работе дизеля контур отключатся невозвратным клапаном (11).
Контур смазки вспомогательных механизмов.
В него входят задний распределительный редуктор(3), гидромуфта привода вентилятора холодильника (19), предохранительный клапан (12), редукционные клапана (16, 18).
Работа контура. Часть масла после теплообменника через предохранительный клапан (12) (0,7-0,8 кгс/см2) поступает к редукционному клапану (16) далее на два пути: на смазку заднего распределительного редуктора и углового редуктора привода вентилятора холодильника и подшипника гидромуфты.
Одновременно от предохранительного клапана (12), через редукционный клапан (18) (параллельно клапану установлен вентиль с дросселем диаметром 5 мм) в гидромуфту вентилятора холодильника.
После редукторов и из гидромуфты масло по сливается в общую сливную трубу и далее в картер.
Работа контура контролируется по манометру на корабельном щитке:
• давление масла в гидромуфте — 0,7-1,2 кгс/см2 на 15 позиции КМ, и не мене 0,3 на ХХ.
Передний распределительный редуктор имеет индивидуальную смазку.
Давление масла в редукторе контролируется по манометру на стенке кузова (не
менее 0,3-0,4 кгс/см2).