Тема: Психология подросткового возраста




ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Тема: Особенности развития ребенка от рождения до трех лет

1. Подготовить сообщения по тематическим направлениям:

· пренатальное (внутриутробное) развитие ребенка;

· новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития. Комплекс оживления;

· развитие познавательной сферы в младенчестве. Роль общения со взрослыми;

· кризис одного года.

2. Раннее детство (1-3 года): общая характеристика возраста, развитие речи, ведущая деятельность, развитие познавательных процессов.

3. Кризис трех лет.

Литература к семинару

1. Власова, З.И.. Особенности отношений ребёнка с близкими взрослыми и познавательное развитие детей в период кризиса трёх лет//. Психолог в детском саду.- 2006.- №4 - С.36-45

2. Власова,З.И.. Влияние кризиса трёх лет на познавательное развитие дошкольника//. Психология обучения.- 2007.- №10 — С.39

3. Жарова, В. А.. Ранняя диагностика речевых нарушений у детей младенческого возраста//. Практическая психология и логопедия.- 2006.- №4 — С.15-17

4. Разенкова, Ю.А.. Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возрастов//. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2010.- № 2.- С. 35

5. Белогай, К. Н.. Факторы речевого развития ребенка в период раннего детства//. Психолог в детском саду.- 2009.- № 3. - С. 96-106

6. Некрасова, О.А.. Особенности работы социального педагога по адаптации детей раннего возраста к детскому саду//. Детский сад от А до Я.- 2009.- № 2.- С. 48-52

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Тема: Дошкольное детство (3-7 лет)

1. Взаимодействие ребенка с социумом. Речевое и эмоциональное общение.

2. Умственное развитие: речь, особенности восприятия, мышления. Внимание, память, воображение.

3. Личностное развитие, формирование внешнего образа. Негативные личностные образования: детская ложь, детская зависть, детские страхи.

4. Игра как ведущий вид деятельности. Влияние игры на общее психическое развитие ребенка.

Литература к семинару

1. Дошкольное детство и основы национальной культуры//. Дошкольное воспитание.- 2008.- № 9. - С. 92-97

2. Игра как способ освоения иностранного языка дошкольниками//. Иностранные языки в школе.- 2007.- №6. - С.42-46

3. Специальные формы и методы коррекции личностного развития дошкольников// Маралов В. Г.. Коррекция личностного развития дошкольников:пособ. для воспитателей и детских психологов / В. Г. Маралов, Л. П. Фролова.- М., 2008.- С. 47-63.

4. Развиваем эмоциональную сферу дошкольника с помощью деревянных ложек//. Дошкольное воспитание.- 2010.- № 4. - С.32-37

5. Современный дошкольник как феномен развития//. Мир психологии.- 2010.- № 1. - С.3-11

6. Авдулова, Т.П.. Психологическое содержание процесса социализации дошкольников//. Психолог в детском саду.- 2008.- № 4.- С. 40-54

7. Андреева, А. Д.. Современный дошкольник: возрастные нормы и жизненные реалии//. Психолог в детском саду.- 2010.- № 2.- С. 3-17

8. Белова, Е. С.. Особенности эмоционально-личностного развития дошкольников с высокими интеллектуальными способностями//. Психолог в детском саду.- 2010.- № 2.- С. 29-46

9. Гилева, А.В.. Дошкольник и телевидение в мире информационных технологий//. Детский сад от А до Я.- 2010.- № 2.- С. 92-96

10. Гладкова, Ю.. Формирование мотивационной готовности к школьному обучению//. Ребенок в детском саду.- 2009.- № 4.- С. 8-14

11. Кудрявцев, В.Т.. Интеллектуальная готовность к обучению в школе развития: источники и слагаемые//. Перемены.- 2008.- № 2.- С. 78-86

12. Шаехова, Р.К.. Формирование психологической готовности детей к обучению в школе: реальность и перспективы//. Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2009.- № 2.- С. 343

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Тема: Психология младшего школьного возраста

1. Проблема готовности ребенка к обучению в школе. Показатели готовности.

2. Взаимодействие младшего школьника с социумом. Вербальное и эмоциональное общение.

3. Умственное развитие: устная и письменная речь. Развитие познавательных психических процессов.

4. Личностные особенности ребенка младшего школьного возраста. Формирование образа Я. Развитие эмоционально-чувственной сферы. Гендерная идентификация.

5. Учебная деятельность младшего школьника. Мотивы учебной деятельности.

Литература к семинару

1. Доступны ли младшим школьникам исследовательские работы?//. Начальное образование.- 2009.- № 2. - С.10

2. Психологические особенности и механизмы развития способностей в младшем школьном возрасте//. Начальная школа. Прил. к газ. " Первое сентября".- 2010.- № 20.- С. 3

3. Абдулаева, Е.. Жестово-образные игры. Для раннего и младшего дошкольного возраста//. Дошкольное воспитание.- 2010.- № 10.- С. 26

4. Алиев, М. Н.. Развитие одаренности младших школьников//. Педагогика.- 2010.- № 10.- С. 44

5. Баркова, Н.Н.. Формирование потребности в обучении и саморазвитии у младших школьников//. Начальная школа.- 2008.- № 3.- С. 24

6. Василевская,Н.. Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста//. Детский сад от А до Я.- 2007.- №5 — С.83

7. Венецкая, А.Б.. Формирование культуры общения младших школьников//. Начальная школа.- 2009.- № 2.- С. 73

8. Данилюк, А.Я.. Воспитание и социализация младших школьников//. Педагогика.- 2009.- № 5.- С. 7

9. Евсикова, Н. И.. Некоторые особенности эмоционально-личностного развития младших школьников, обучающихся в различных педагогических системах//. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология.- 2008.- №4. - С.20

10. Евтюшина, Н.И.. Изучение личности младшего школьника//. Педагогические науки.- 2009.- № 6.- С. 42-44

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

Тема: Психология подросткового возраста

1. Физиологические условия развития личности подростка.

2. Становление нового типа взаимоотношений: родители, учителя, сверстники. Общение с противоположным полом.

3. Развитие познавательной сферы. Учебная деятельность. Отношение к школе и учебным предметам. Ориентация на труд.

4. Развитие личности. Идентификация с собственным Я. Кризис личности подростка. Развитие самосознания и самооценки.

5. Психология трудного подростка. Девиантное поведение: пьянство и алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение.

Основные направления, средства профилактики девиантных форм поведения подростков.

Литература к семинару

1. Что делать, если подросток пробует курить//. Учительская газета.- 2006.- № 19.- С. 15

2. Аникеева, Н.. Подросток: познай самого себя//. Воспитание в школе.- 2009.- № 4.- С. 54-59

3. Бондарёва,Л.В.. Особенности преживания одиночества детьми, оставшимися без попечения родителей (подростковый возраст)//. Психология обучения.- 2007.- №11 - С.63-74

4. Егорычева, И.Д.. Подросток и взрослый в пространстве современной России: взаимодействие по касательной (некоторые итоги и перспективы развития)//. Мир психологии.- 2008.- № 1.- С. 189-202

5. Мурашова,Е.. Что такое подростковый кризис?//. Первое сентября.- 2007.- 14 июля (№13-14) - С.39-40

6. Поляков, С.. Отечественный подросток и социокультурная ситуация развития//. Воспитательная работа в школе.- 2009.- № 7.- С. 93-97

7. Яничева, Т.. Подростковый кризис: время опасных желаний//. Первое сентября.- 2007.- 21 апреля. - С.18

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

Тема: Психология обучения.

1. Понятие об обучении. Учение и преподавание. Виды обучения (традиционное, развивающее, дистанционное и др.).

2. Проблемное обучение.

3. Программированное обучение.

4. Характеристика высокообучаемых детей. Психология детской одаренности. Типы одаренности. Особенности работы педагога с высокообучаемыми детьми.

5. Низкообучаемые дети: характеристика, поиск решения проблем.

6. Креативные/творческие дети.

Литература к семинару

1. Проблемное обучение - современная технология подготовки педагога//. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования /М.М.Левина.-М.,2001.- С. 59-113.

2. Психолого-педагогические основы теории проблемного обучения//. Методы проблемного обучения.- Минск, 2007.- С. 5-29.

3. Бейзеров, В. А.. Проблемное обучение//. Образование в современной школе.- 2005.- №12 — С.48-51.

4. Бухлина. Л.Ю.. Экспериментальные исследование развивающего эффекта проблемно-диалогического обучения//. Начальная школа: плюс до и после.- 2007.- №3. - С.3-5.

5. Вахрушева, Л. Н.. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста//. Начальная школа.- 2010.- № 1. - С.18-22.

6. Ильницкая, И.. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения//. Дошкольное воспитание.- 2006.- №12 — С.82-85.

7. Ильницкая, И.. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения//. Дошкольное воспитание.- 2007.- №1 - С.19-23; №3. - С.15-21Продолжение. Начало см.: Дошкольное воспитание.-2006.-№12.

8. Рабунский, Е. С.. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников [Текст]: на основе анализа их самост. учеб. деятельности / Е. С. Рабунский.- М.: Педагогика, 1975, 182 с.

9. Ситаров, В.А.. Программированное обучение//. Дидактика: Учебник / В.А.Ситаров; под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002.- С.280-289.

10.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6

Тема: Психология воспитания

1. Воспитание: понятие, функции явления.

2. Психологические механизмы воспитания (подражание, идентификация, переживания, рефлексия и др.). Взаимосвязь механизмов воспитания с возрастом воспитанника.

3. Институты воспитания (семья, школа, СМИ и др.).

Литература к семинару

1. Психологическая помощь детям из неблагополучных семей//. Педагогическая техника.- 2008.- № 5. - С. 61-67

2. Методы социального воспитания//. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога/ Ю. В. Василькова.- М., 2002.- С.

3. Абраменкова,В.В.. Социальная психология детства в пространстве детской субкультуры//. Новые ценности образования.- 2007.- №3 - С.48-56

4. Айрапетова, В.В.. Актуальные проблемы воспитания//. Педагогика.- 2008.- № 5.- С. 104-110

5. Алиева, Ш. Г.. Семья как основа формирования морального воспитания детей//. Педагогические науки.- 2009.- № 2. - С.13-17

6. Баева, И.А.. Психология молодежной субкультуры: риск и перспективы рости//. Народное образование.- 2010.- № 2.- С. 248-254

7. Войскунский, А. Е.. От психологии компьютеризации к психологии интернета//. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психологи.- 2008.- № 2. - С.140-153

8. Воропаев, М.В.. Классный руководитель в системе воспитания//. Классный руководитель.- 2009.- № 8.- С. 59-64

9. Ефимова, Н.. Моя семья: программа для родителей//. Школьный психолог. Прил. к газете " Первое сентября".- 2006.- № 5.- С. 18-25

10. Жижикина,М.. О стилях поведения и методах воспитания//. Школьный психолог. Прил. к газете " Первое сентября".- 2008.- 16-29 февраля — С.36-37

11. Зеньковский, В.. Проблемы воспитания в средней школе// Воспитательная работа в школе.- 2004.- № 4. - С. 5-7

12. Зикратов, В.. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения//. Народное образование.- 2007.- № 8.- С. 232-237

13. Парамонов, А.. Уклад хозяйствования как среда воспитания//. Воспитательная работа в школе.- 2009.- № 4.- С. 61-66

14. Паскал, В.В.. Ошибки воспитания в семье//. Справочник классного руководителя.- 2009.- № 2.- С. 19-22

15. Полякова, А.. Мобильный телефон как средство индивидуализации воспитания//. Народное образование.- 2007.- № 7. - С.245-248

16. Понкин, И.В.. Воспитание семейных ценностей в системе образования//. Образование.- 2004.- № 12. - С. 3-8.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: