ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Тема: Особенности развития ребенка от рождения до трех лет
1. Подготовить сообщения по тематическим направлениям:
· пренатальное (внутриутробное) развитие ребенка;
· новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития. Комплекс оживления;
· развитие познавательной сферы в младенчестве. Роль общения со взрослыми;
· кризис одного года.
2. Раннее детство (1-3 года): общая характеристика возраста, развитие речи, ведущая деятельность, развитие познавательных процессов.
3. Кризис трех лет.
Литература к семинару
1. Власова, З.И.. Особенности отношений ребёнка с близкими взрослыми и познавательное развитие детей в период кризиса трёх лет//. Психолог в детском саду.- 2006.- №4 - С.36-45
2. Власова,З.И.. Влияние кризиса трёх лет на познавательное развитие дошкольника//. Психология обучения.- 2007.- №10 — С.39
3. Жарова, В. А.. Ранняя диагностика речевых нарушений у детей младенческого возраста//. Практическая психология и логопедия.- 2006.- №4 — С.15-17
4. Разенкова, Ю.А.. Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возрастов//. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2010.- № 2.- С. 35
5. Белогай, К. Н.. Факторы речевого развития ребенка в период раннего детства//. Психолог в детском саду.- 2009.- № 3. - С. 96-106
6. Некрасова, О.А.. Особенности работы социального педагога по адаптации детей раннего возраста к детскому саду//. Детский сад от А до Я.- 2009.- № 2.- С. 48-52
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
Тема: Дошкольное детство (3-7 лет)
1. Взаимодействие ребенка с социумом. Речевое и эмоциональное общение.
|
2. Умственное развитие: речь, особенности восприятия, мышления. Внимание, память, воображение.
3. Личностное развитие, формирование внешнего образа. Негативные личностные образования: детская ложь, детская зависть, детские страхи.
4. Игра как ведущий вид деятельности. Влияние игры на общее психическое развитие ребенка.
Литература к семинару
1. Дошкольное детство и основы национальной культуры//. Дошкольное воспитание.- 2008.- № 9. - С. 92-97
2. Игра как способ освоения иностранного языка дошкольниками//. Иностранные языки в школе.- 2007.- №6. - С.42-46
3. Специальные формы и методы коррекции личностного развития дошкольников// Маралов В. Г.. Коррекция личностного развития дошкольников:пособ. для воспитателей и детских психологов / В. Г. Маралов, Л. П. Фролова.- М., 2008.- С. 47-63.
4. Развиваем эмоциональную сферу дошкольника с помощью деревянных ложек//. Дошкольное воспитание.- 2010.- № 4. - С.32-37
5. Современный дошкольник как феномен развития//. Мир психологии.- 2010.- № 1. - С.3-11
6. Авдулова, Т.П.. Психологическое содержание процесса социализации дошкольников//. Психолог в детском саду.- 2008.- № 4.- С. 40-54
7. Андреева, А. Д.. Современный дошкольник: возрастные нормы и жизненные реалии//. Психолог в детском саду.- 2010.- № 2.- С. 3-17
8. Белова, Е. С.. Особенности эмоционально-личностного развития дошкольников с высокими интеллектуальными способностями//. Психолог в детском саду.- 2010.- № 2.- С. 29-46
9. Гилева, А.В.. Дошкольник и телевидение в мире информационных технологий//. Детский сад от А до Я.- 2010.- № 2.- С. 92-96
10. Гладкова, Ю.. Формирование мотивационной готовности к школьному обучению//. Ребенок в детском саду.- 2009.- № 4.- С. 8-14
|
11. Кудрявцев, В.Т.. Интеллектуальная готовность к обучению в школе развития: источники и слагаемые//. Перемены.- 2008.- № 2.- С. 78-86
12. Шаехова, Р.К.. Формирование психологической готовности детей к обучению в школе: реальность и перспективы//. Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2009.- № 2.- С. 343
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Тема: Психология младшего школьного возраста
1. Проблема готовности ребенка к обучению в школе. Показатели готовности.
2. Взаимодействие младшего школьника с социумом. Вербальное и эмоциональное общение.
3. Умственное развитие: устная и письменная речь. Развитие познавательных психических процессов.
4. Личностные особенности ребенка младшего школьного возраста. Формирование образа Я. Развитие эмоционально-чувственной сферы. Гендерная идентификация.
5. Учебная деятельность младшего школьника. Мотивы учебной деятельности.
Литература к семинару
1. Доступны ли младшим школьникам исследовательские работы?//. Начальное образование.- 2009.- № 2. - С.10
2. Психологические особенности и механизмы развития способностей в младшем школьном возрасте//. Начальная школа. Прил. к газ. " Первое сентября".- 2010.- № 20.- С. 3
3. Абдулаева, Е.. Жестово-образные игры. Для раннего и младшего дошкольного возраста//. Дошкольное воспитание.- 2010.- № 10.- С. 26
4. Алиев, М. Н.. Развитие одаренности младших школьников//. Педагогика.- 2010.- № 10.- С. 44
5. Баркова, Н.Н.. Формирование потребности в обучении и саморазвитии у младших школьников//. Начальная школа.- 2008.- № 3.- С. 24
|
6. Василевская,Н.. Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста//. Детский сад от А до Я.- 2007.- №5 — С.83
7. Венецкая, А.Б.. Формирование культуры общения младших школьников//. Начальная школа.- 2009.- № 2.- С. 73
8. Данилюк, А.Я.. Воспитание и социализация младших школьников//. Педагогика.- 2009.- № 5.- С. 7
9. Евсикова, Н. И.. Некоторые особенности эмоционально-личностного развития младших школьников, обучающихся в различных педагогических системах//. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология.- 2008.- №4. - С.20
10. Евтюшина, Н.И.. Изучение личности младшего школьника//. Педагогические науки.- 2009.- № 6.- С. 42-44
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4
Тема: Психология подросткового возраста
1. Физиологические условия развития личности подростка.
2. Становление нового типа взаимоотношений: родители, учителя, сверстники. Общение с противоположным полом.
3. Развитие познавательной сферы. Учебная деятельность. Отношение к школе и учебным предметам. Ориентация на труд.
4. Развитие личности. Идентификация с собственным Я. Кризис личности подростка. Развитие самосознания и самооценки.
5. Психология трудного подростка. Девиантное поведение: пьянство и алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение.
Основные направления, средства профилактики девиантных форм поведения подростков.
Литература к семинару
1. Что делать, если подросток пробует курить//. Учительская газета.- 2006.- № 19.- С. 15
2. Аникеева, Н.. Подросток: познай самого себя//. Воспитание в школе.- 2009.- № 4.- С. 54-59
3. Бондарёва,Л.В.. Особенности преживания одиночества детьми, оставшимися без попечения родителей (подростковый возраст)//. Психология обучения.- 2007.- №11 - С.63-74
4. Егорычева, И.Д.. Подросток и взрослый в пространстве современной России: взаимодействие по касательной (некоторые итоги и перспективы развития)//. Мир психологии.- 2008.- № 1.- С. 189-202
5. Мурашова,Е.. Что такое подростковый кризис?//. Первое сентября.- 2007.- 14 июля (№13-14) - С.39-40
6. Поляков, С.. Отечественный подросток и социокультурная ситуация развития//. Воспитательная работа в школе.- 2009.- № 7.- С. 93-97
7. Яничева, Т.. Подростковый кризис: время опасных желаний//. Первое сентября.- 2007.- 21 апреля. - С.18
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
Тема: Психология обучения.
1. Понятие об обучении. Учение и преподавание. Виды обучения (традиционное, развивающее, дистанционное и др.).
2. Проблемное обучение.
3. Программированное обучение.
4. Характеристика высокообучаемых детей. Психология детской одаренности. Типы одаренности. Особенности работы педагога с высокообучаемыми детьми.
5. Низкообучаемые дети: характеристика, поиск решения проблем.
6. Креативные/творческие дети.
Литература к семинару
1. Проблемное обучение - современная технология подготовки педагога//. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования /М.М.Левина.-М.,2001.- С. 59-113.
2. Психолого-педагогические основы теории проблемного обучения//. Методы проблемного обучения.- Минск, 2007.- С. 5-29.
3. Бейзеров, В. А.. Проблемное обучение//. Образование в современной школе.- 2005.- №12 — С.48-51.
4. Бухлина. Л.Ю.. Экспериментальные исследование развивающего эффекта проблемно-диалогического обучения//. Начальная школа: плюс до и после.- 2007.- №3. - С.3-5.
5. Вахрушева, Л. Н.. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста//. Начальная школа.- 2010.- № 1. - С.18-22.
6. Ильницкая, И.. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения//. Дошкольное воспитание.- 2006.- №12 — С.82-85.
7. Ильницкая, И.. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения//. Дошкольное воспитание.- 2007.- №1 - С.19-23; №3. - С.15-21Продолжение. Начало см.: Дошкольное воспитание.-2006.-№12.
8. Рабунский, Е. С.. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников [Текст]: на основе анализа их самост. учеб. деятельности / Е. С. Рабунский.- М.: Педагогика, 1975, 182 с.
9. Ситаров, В.А.. Программированное обучение//. Дидактика: Учебник / В.А.Ситаров; под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002.- С.280-289.
10.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6
Тема: Психология воспитания
1. Воспитание: понятие, функции явления.
2. Психологические механизмы воспитания (подражание, идентификация, переживания, рефлексия и др.). Взаимосвязь механизмов воспитания с возрастом воспитанника.
3. Институты воспитания (семья, школа, СМИ и др.).
Литература к семинару
1. Психологическая помощь детям из неблагополучных семей//. Педагогическая техника.- 2008.- № 5. - С. 61-67
2. Методы социального воспитания//. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога/ Ю. В. Василькова.- М., 2002.- С.
3. Абраменкова,В.В.. Социальная психология детства в пространстве детской субкультуры//. Новые ценности образования.- 2007.- №3 - С.48-56
4. Айрапетова, В.В.. Актуальные проблемы воспитания//. Педагогика.- 2008.- № 5.- С. 104-110
5. Алиева, Ш. Г.. Семья как основа формирования морального воспитания детей//. Педагогические науки.- 2009.- № 2. - С.13-17
6. Баева, И.А.. Психология молодежной субкультуры: риск и перспективы рости//. Народное образование.- 2010.- № 2.- С. 248-254
7. Войскунский, А. Е.. От психологии компьютеризации к психологии интернета//. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психологи.- 2008.- № 2. - С.140-153
8. Воропаев, М.В.. Классный руководитель в системе воспитания//. Классный руководитель.- 2009.- № 8.- С. 59-64
9. Ефимова, Н.. Моя семья: программа для родителей//. Школьный психолог. Прил. к газете " Первое сентября".- 2006.- № 5.- С. 18-25
10. Жижикина,М.. О стилях поведения и методах воспитания//. Школьный психолог. Прил. к газете " Первое сентября".- 2008.- 16-29 февраля — С.36-37
11. Зеньковский, В.. Проблемы воспитания в средней школе// Воспитательная работа в школе.- 2004.- № 4. - С. 5-7
12. Зикратов, В.. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения//. Народное образование.- 2007.- № 8.- С. 232-237
13. Парамонов, А.. Уклад хозяйствования как среда воспитания//. Воспитательная работа в школе.- 2009.- № 4.- С. 61-66
14. Паскал, В.В.. Ошибки воспитания в семье//. Справочник классного руководителя.- 2009.- № 2.- С. 19-22
15. Полякова, А.. Мобильный телефон как средство индивидуализации воспитания//. Народное образование.- 2007.- № 7. - С.245-248
16. Понкин, И.В.. Воспитание семейных ценностей в системе образования//. Образование.- 2004.- № 12. - С. 3-8.