Медлительные дети
Особенности развития
ü Скорость деятельности ниже (скорость письма ниже почти в 2 раза, скорость выполнения простых движений — в 1,6 раза, скорость решения логических задач — более чем в 1,5 раза);
ü Продуктивность работоспособности в два раза ниже;
ü Время включения в работу и переключения на новый вид деятельности почти в два раза длиннее;
ü При форсировании скорости выполнения задания время выполнения увеличивается;
ü Новые навыки формируются значительно дольше;
ü Усваивают на треть меньше информации, чем их сверстники, при одинаковой интенсивности ее подачи;
ü Низкая сопротивляемость утомлению.
Особенности работы с медлительными детьми
· Привычная структура урока.
· «Без спешки и без подгонки».
· Использование любых средств для концентрации и привлечения внимания (жесты, мимика, карточки и т. п.).
· Использование коротких фраз, спокойной, четкой, размеренной речи.
· Не стоит сразу задавать наводящие вопросы и стремиться помочь, дать время для обдумывания.
· Неэффективность формы работы: «быстрый вопрос - быстрый ответ».
· Использование специальных упражнений со сменой скорости действия.
· Не должно быть на столе отвлекающих предметов.
· Подходящий темперамент учителя - спокойный, флегматичный.
· Важно записывать на доске план урока (если ребенок выключится из процесса, сможет потом по плану сориентироваться, какой этап урока).
Элементарные упражнения: стучим медленно - затем быстро, аналогично - бегаем пальцами по столу, шагаем, бегаем, топаем (меняем темп).
СДВ с гиперактивностью
Диагноз ставит невропатолог, нейропсихолог, рекомендовано: занятия с психологом, посещение невролога 1-2 раза в год.
|
Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением.
Особенности развития
ü Быстрая отвлекаемость.
ü Неустойчивая работоспособность.
ü Короткий, но продуктивный период работы без отвлечений.
ü Чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.
Гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «Синдромы дефицита внимания».
Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек.
Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции.
Признаки СДВ с гиперактивностью
ü Гиперактивность.
ü Нарушения внимания.
ü Импульсивность.
Проявления гиперактивности
- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
- Часто встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
- Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо;
|
- Обычно не может тихо, спокойно играть.
- Часто ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
- Часто отклоняются на стуле назад (т.о. напрягают внимание, можно не запрещать).
- Болтливость.
Проявления дефицита внимания
- часто неспособен удерживать внимание на деталях;
- с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий;
- часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь;
- оказывается не в состоянии придерживаться инструкций;
- часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности;
- часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
- обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения внимания;
- часто теряет вещи;
- легко отвлекается на посторонние стимулы;
- часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и т.д.).
- часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Проявления импульсивности
- нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т.д.).
- неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
- часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
- могут совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет специально приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
|
Наличие у ребенка по крайней мере 8 из перечисленных выше симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для диагноза «синдром дефицита внимания».
Особенности работы с гиперактивными детьми
· Отсутствие отвлекающих предметов.
· Речь должна быть спокойной, четкой, неторопливой, инструкция ясной и однозначной.
· Использование системы жестов, мимики, других средств для привлечения внимания (дотронуться до плеч, погладить по голове,...).
· Обязателен зрительный контакт, работа «глаза в глаза».
· Использование четких и коротких указаний: «слушай, запомни, не торопись, подумай».
· Необходимость деления большого задания на части, с пошаговой инструкцией.
· Подбадривание по ходу выполнения задания.
· В случае неадекватного поведения (раздражение, слезы, крик, агрессивность) не делать грубых замечаний, резких движений. Лучше отвлечь, умыть прохладной водой (или обрызнуть водой) - вывести из ступора, приласкать.
· Сажать за 1 парты или в проходе, не в конце класса!).
· Не сажать гиперактивных детей друг с другом.
· Привлекать к помощи (намочить тряпку, дать линейку, подойти к учителю, отправить за конторку, на спец. коврик,...).
· Полезно соблюдать постоянное расписание уроков.
· Опираться на положительные качества ребенка.
· Разговаривать с ребенком подчеркнуто спокойно, без раздражения. Не рекомендуются фразы: "Я устала от тебя", "У меня нет больше сил тебя терпеть".
· Не наказывать, если проступок совершен впервые, случайно или по вине взрослого (н., если рядом с ним что-то поставили, он уронит).
·!!!Гиперактивных детей важно научить читать до школы (обучение чтению должно опережать обучение письму), иначе будет много дисграфических ошибок.
Рекомендации для родителей.
1. Изменения в поведении взрослого.
- Твердость и последовательность в воспитании. Единство требований всех членов семьи.
- Не навязывать жестких требований. Лучше объяснять, почему....
- Давать возможность выбора.
- Реагировать на неадекватное поведение неожиданным способом (пошутить, засмеяться, начать хлопать в ладоши, учитель может сказать: "Какая у тебя красивая прическа! Кто тебя так подстриг? или заплел?).
- Не настаивать, чтобы извинился за проступок в присутствии других.
- Выслушивать.
2. Изменение микроклимата в семье.
- Совместный досуг.
- Достаточное внимание в течение дня.
- Противопоказана ГПД!!! (повышается возбудимость, нет дневного сна).
- Избегать ссор в его присутствии (ребенок перевозбуждается).
3. Организация режима дня.
- Сон 8-10 часов, ложиться не позднее 22.00.
- При выполнении д.з. не должно быть отвлекающих моментов, в том числе посторонних людей. На столе и в рюкзаке ничего лишнего.
- Сочетать выполнение д.з. с повторением изученного на уроке.
- Просматривать тему следующего урока.
- Ни в коем случае не выполнять задания за детей.
4. Специальная поведенческая программа.
- Не наказывать физически (наказывать ограничением любимых видов деятельности).
- Чаще хвалить.
- Не разрешать откладывать занятие на другое время.
- Делать в работе короткие перерывы.
- Не давать одновременно несколько заданий.
- Привлекать к выполнению домашних обязанностей.