Профилактика девиатного поведения




Концепции терроризма

1 Концепция конфликта цивилизаций

2 Признание культуры травли как основной традиции

3 Терроризм в психологическом ключе

Признаки

Авторитарность

Тотальный контроль

Безликость адептов

Внешняя агрессия

Перефирирование врага

Профилактика девиатного поведения

профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации:

· общегосударственном,

· правовом,

· общественном,

· экономическом,

· медико-санитарном,

· педагогическом,

· социально-психологическом.

 

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика должна широко проводиться среди подростков. Она включает в себя три основных направления: совершенствование социальной жизни людей; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; воспитание социально позитивно ориентированной личности.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работу с «группой риска», например, подростками, имеющими ярко выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.

Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением. Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней, она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах проявления проблем.

направления профилактической работы:

1. Профилактика, основанная на работе с группами риска в медицинских и медико-социальных учреждениях. Создание так называемой сети социально-поддерживающих учреждений.

2. Профилактика, основанная на работе в школах, создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в учебные программы всех школ.

3. Профилактика, основанная на работе с семьями.

4. Профилактика в организованных общественных группах молодежи и на рабочих местах.

5. Профилактика с помощью средств массовой информации.

6. Профилактика, направленная на группу риска в неорганизованных коллективах — на территориях, улицах, с безнадзорными, беспризорными детьми.

7. Систематическая подготовка специалистов в области профилактики.

8. Массовая мотивационная профилактическая активность.

 

Задачи психопрофилактики девиантного поведения:

1. формирование ценностного отношения к правилам и социальным нормам;

2. формирование ценности здорового образа жизни;

3. развитие позитивных жизненных смыслов и способности к целеполаганию;

4. повышение компетентности и социальной успешности личности в жизненно значимых сферах активности;

5. включение личности в поддерживающую социальную группу, имеющую позитивные социальные цели;

6. развитие навыков продуктивной саморегуляции, прежде всего за счет повышения осознанности собственного поведения, планирования и оценки его последствий, продуктивных стратегий совладания со стрессом;

7. своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений и формирование межличностной компетентности.

В качестве объектов профилактики девиантного поведения одновременно с детьми и подростками должны рассматриваться:

· детско-подростковые коллективы;

· педагоги и специалисты образовательных учреждений;

· педагоги и специалисты учреждений дополнительного образования (кружки, спортивные секции);

· волонтеры из числа подростков и молодых людей;

· социальные работники;

· организаторы молодежных объединений;

· чиновники и законодатели.

Широко дискутируется вопрос об эффективности психопрофилактической работы. В целях повышения ее действенности выделяются наиболее общие требования или принципы, соблюдение которых уменьшает риск негативных результатов психопрофилактической работы и повышает вероятность ее успеха.

Ведущие принципы психопрофилактики девиантного поведения включают:

1. комплексный характер профилактической работы (воздействие на комплекс факторов);

2. адресность (учет возрастной, тендерной и социально-психологической специфики целевой группы);

3. массовость (приоритетность групповых форм работы);

4. позитивность (минимизация риска негативных результатов, акцент на факторах резистентности и ресурсах личности);

5. личная заинтересованность и ответственность участников психопрофилактической работы;

6. устремленность в будущее (оценка последствий девиантного поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без агрессивного поведения);

7. профессиональная компетентность (необходимость целенаправленной подготовки специалистов)

 

критериям эффективности:

1. экономическая целесообразность (согласованность финансовых вложений и результатов);

2. концептуальная четкость и научная обоснованность;

3. согласованность усилий различных организаций и ведомств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: