Концепции терроризма
1 Концепция конфликта цивилизаций
2 Признание культуры травли как основной традиции
3 Терроризм в психологическом ключе
Признаки
Авторитарность
Тотальный контроль
Безликость адептов
Внешняя агрессия
Перефирирование врага
Профилактика девиатного поведения
профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации:
· общегосударственном,
· правовом,
· общественном,
· экономическом,
· медико-санитарном,
· педагогическом,
· социально-психологическом.
Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика должна широко проводиться среди подростков. Она включает в себя три основных направления: совершенствование социальной жизни людей; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; воспитание социально позитивно ориентированной личности.
Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работу с «группой риска», например, подростками, имеющими ярко выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.
Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением. Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней, она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах проявления проблем.
направления профилактической работы:
1. Профилактика, основанная на работе с группами риска в медицинских и медико-социальных учреждениях. Создание так называемой сети социально-поддерживающих учреждений.
2. Профилактика, основанная на работе в школах, создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в учебные программы всех школ.
3. Профилактика, основанная на работе с семьями.
4. Профилактика в организованных общественных группах молодежи и на рабочих местах.
5. Профилактика с помощью средств массовой информации.
6. Профилактика, направленная на группу риска в неорганизованных коллективах — на территориях, улицах, с безнадзорными, беспризорными детьми.
7. Систематическая подготовка специалистов в области профилактики.
8. Массовая мотивационная профилактическая активность.
Задачи психопрофилактики девиантного поведения:
1. формирование ценностного отношения к правилам и социальным нормам;
2. формирование ценности здорового образа жизни;
3. развитие позитивных жизненных смыслов и способности к целеполаганию;
4. повышение компетентности и социальной успешности личности в жизненно значимых сферах активности;
5. включение личности в поддерживающую социальную группу, имеющую позитивные социальные цели;
6. развитие навыков продуктивной саморегуляции, прежде всего за счет повышения осознанности собственного поведения, планирования и оценки его последствий, продуктивных стратегий совладания со стрессом;
7. своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений и формирование межличностной компетентности.
В качестве объектов профилактики девиантного поведения одновременно с детьми и подростками должны рассматриваться:
· детско-подростковые коллективы;
· педагоги и специалисты образовательных учреждений;
· педагоги и специалисты учреждений дополнительного образования (кружки, спортивные секции);
· волонтеры из числа подростков и молодых людей;
· социальные работники;
· организаторы молодежных объединений;
· чиновники и законодатели.
Широко дискутируется вопрос об эффективности психопрофилактической работы. В целях повышения ее действенности выделяются наиболее общие требования или принципы, соблюдение которых уменьшает риск негативных результатов психопрофилактической работы и повышает вероятность ее успеха.
Ведущие принципы психопрофилактики девиантного поведения включают:
1. комплексный характер профилактической работы (воздействие на комплекс факторов);
2. адресность (учет возрастной, тендерной и социально-психологической специфики целевой группы);
3. массовость (приоритетность групповых форм работы);
4. позитивность (минимизация риска негативных результатов, акцент на факторах резистентности и ресурсах личности);
5. личная заинтересованность и ответственность участников психопрофилактической работы;
6. устремленность в будущее (оценка последствий девиантного поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без агрессивного поведения);
7. профессиональная компетентность (необходимость целенаправленной подготовки специалистов)
критериям эффективности:
1. экономическая целесообразность (согласованность финансовых вложений и результатов);
2. концептуальная четкость и научная обоснованность;
3. согласованность усилий различных организаций и ведомств.