Контрольная работа по дисцеплине




Самарская государственная академия путей сообщения

Кафедра физическое воспитание и спорт

Контрольная работа по дисцеплине

"Физическая культура"

Выполнил:студент
заочного факультета

уч.шифр 11-УП-6277
Евсеева И.В.

Проверил:
зав.кафедрой,к.п.н,
доцент
Васельцова И.А.

 

Самара2011

 

 

 

Содержание

 

1)Введение

2)Основная часть

1.Формы занятий физическими упражнениями.Урочные формы занятий.Неурочные формы занятий:индивидуальные самостоятельные занятия,самодеятельные групповые занятия,специализированные формы занятий(спортивные соревнования,физкультурные празники).

2.Построение и структура учебно-тренировочного занятия.Характеристика отдельных частей учебно-тренировочного занятия.

3.Общая и моторная плотность занятия.

3)Заключение

4)Литература

 

Введение

Физическая культура—часть общей культуры общества, достижения в области физического воспитания и совершенствования человека. Физическая культура включает: систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, развитие спорта и достижения в нем. В понятие физической культуры входят также общественная и личная гигиена, гигиена труда и быта, правильный режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. На ранних ступенях истории человек состязался в силе, выносливости, быстроте, ловкости с животными, на которых он охотился. Охота шла успешнее, если человек был хорошо подготовлен к ней. Бег, прыжки, метание в цель развивали необходимые физические качества, помогали совершенствовать навыки, нужные для удачной охоты. Постепенно возникли физические упражнения, при помощи которых уже сознательно, в определенном направлении воспитывалось подрастающее поколение. Человек учился воздействовать на собственную природу, развивая при этом свои физические и духовные силы. Так зародилась физическая культура. На каждом историческом этапе она изменялась в зависимости от условий, в которых шло ее развитие. В доклассовом родовом обществе занятия физическими упражнениями—важнейшее общественное дело всех. Бег, борьба, прыжки, метания, занятия с тяжестями, игры—вот средства физического воспитания того времени.Во времена рабовладения физическая культура существовала в основном для класса рабовладельцев. Высокого развития она достигла в Древней Греции и в Древнем Риме. Важной формой физической культуры в то время были различные состязания, например Олимпийские игры, лучшие традиции которых продолжены в наши дни. Для всех «свободных» людей, т. е. рожденных не в рабстве, обязательной тогда была военно-физическая подготовка.Свои черты имели физические упражнения в эпоху феодализма. В разных социальных слоях—свои средства физического воспитания, физические упражнения, игры, отличные друг от друга. Военно-физическая подготовка феодалов велась в специальных рыцарских школах. Среди крестьян и ремесленников популярны были различные игры, перетягивание каната, кулачные бои. Эксплуатация труда при капитализме привела к массовому обнищанию рабочих, к ухудшению их здоровья и физического состояния. Передовые представители буржуазной интеллигенции Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци выдвигают в это время проекты реформ систем образования, в которых подчеркивалась мысль о необходимости физического и духовного воспитания, начиная с первых ступеней образования. Но их проекты в условиях буржуазного общества были неосуществимы.
Физкультурное движение в нашей стране охватывает десятки миллионов людей. На многих предприятиях, в учебных заведениях организованы коллектив физкультуры, работают спортивные секции, проводятся соревнования. Распространена гимнастика на производстве в течение рабочего дня, все больше становится людей, которые выполняют утреннюю зарядку. Массовый характер приобрел туризм; в специальных группах здоровья, общей физической подготовки проводятся занятия с людьми среднего и пожилого возраста.Важной составной частью физической культуры является спорт. Российские спортсмены достигли значительных успехов, им принадлежат многие европейские и мировые рекорды. Российские физкультурные организации активно сотрудничают в международных спортивных федерациях, в олимпийском движении. Физическая культура, стала одним из мощных средств укрепления дружбы между народами и мира во всем мире, чему способствуют различные международные мероприятия, Олимпийские игры, чемпионаты, фестивали. Физическая культура в нашей стране имеет достаточно мощную материальную базу. Ежегодно на ее развитие выделяются большие средства как из государственного бюджета, так и из общественных фондов.

 

 

Основная часть

1.Формы занятий физическими упражнениями в нашей стране весьма разнообразны. Уроки физической культуры по государственным программам учебных заведений, уроки (занятия) в спортивных школах — это формы обязательных занятий. Добровольными являются занятия в спортивных секциях, занятия по месту жительства, самостоятельные, спортивные соревнования, утренняя и производственная гимнастика, туристские походы. Очень важно так проводить занятия, чтобы они приносили наибольшую пользу. Как бы ни были различны формы занятий физическими упражнениями, строятся они одинаково: имеют подготовительную, основную и заключительную части.Любой урок, любая тренировка начинается с разминки. Она необходима для того, чтобы подготовить организм к предстоящей работе. Разминка бывает общей и специальной. Общая разминка разносторонне и постепенно воздействует на организм спортсмена. Это обычно ходьба, бег, различные гимнастические упражнения. Специальная разминка готовит занимающихся непосредственно к тем упражнениям, которые им предстоит выполнять в основной части занятия. Разминка длится 10— 20 мин. Во время основной части занимающиеся приобретают новые навыки или совершенствуют их, тренируются. Цель заключительной части—постепенно снизить нагрузки на организм. Помогают этому несложные, хорошо знакомые упражнения с небольшой нагрузкой, упражнения на расслабление. От соблюдения правил ведения занятий зависит успешное освоение физических упражнений, развитие силы, выносливости, ловкости, гибкости, смелости и других качеств.Обычно там, где занятия проводит преподаватель (учитель физкультуры, тренер, инструктор), они имеют форму урока. На уроках совершенствуются в спорте учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, техникумов. Тренировки в ДЮСШ, спортивных секциях, занятия по физкультуре в вузах также проходят в форме урока. Именно эта форма создает наилучшие условия для воспитания, образования и оздоровления занимающихся. Педагог на уроке работает в течение строго установленного времени, с постоянным составом занимающихся, по твердому расписанию. Во всех учебных заведениях уроки проводятся по утвержденным государственным программам. Разделы государственной программы по предмету «Физическая культура» в школе для I—III, IV—VIII и IX—Х классов тесно связаны друг с другом.Программа для I—III классов включает теоретические сведения, гимнастику, подвижные игры, лыжную подготовку и элементы легкой атлетики. В IV классе эти разделы расширяются, а также включается плавание и спортивные игры (ручной мяч или баскетбол).Для мальчиков с VI класса вводится борьба, а для девочек—художественная гимнастика. Нагрузки для мальчиков и девочек на уроке различны.У учащихся IX—Х классов программа составлена отдельно для юношей и отдельно для девушек. Для девушек исключены, например, такие упражнения, как поднимание и перенос тяжестей, установлены более низкие нормы и требования. Время на занятия художественной гимнастикой увеличивается. Юноши, кроме того, занимаются допризывной подготовкой. Программа по физической культуре в ПТУ включает в себя профессионально-прикладную физическую подготовку.Урок по методам организации бывает фронтальным, групповым и индивидуальным. При фронтальном методе одно и то же задание выполняют все занимающиеся. При групповом каждая группа работает над своим отдельным заданием. При индивидуальном методе каждый ученик выполняет свое задание самостоятельно. Для уплотнения урока нередко применяют и так называемую круговую тренировку, при которой занимающиеся непрерывно перемещаясь по кругу, выполняют по группам серии заданий. Уроки (тренировки) в спортивных школах, спортивных секциях, спортклубах и ДСО составлены таким образом, чтобы готовить спортсменов высокой квалификации и дать им навыки инструкторов-общественников и судей по спорту. В спортивных секциях коллективов физкультуры уроки (занятия) имеют целью развитие массового спорта, повышение спортивного мастерства, оздоровление занимающихся.Утренняя гимнастика, гимнастика в режиме учебы или труда, большинство занятий по месту жительства и отдыха—эти виды занятий могут проводиться без преподавателя. Такого рода занятия воспитывают самодисциплину, инициативу, привычку к культурному отдыху.Особый интерес вызывают всегда соревнования. Они требуют напряжения всех сил, волевых и нравственных качеств человека. В суровых условиях соперничества, спортивной борьбы закаляются, укрепляются эти качества. В соревнованиях с их максимальными нагрузками участвуют лишь здоровые, подготовленные люди.Как форма занятий соревнование состоит из подготовительной, разминочной части, основной части самих стартов и части заключительной—восстанавливающих процедур, подведения итогов.Утренняя гигиеническая гимнастика доступна людям любого возраста и пола, она помогает создать после сна бодрое, работоспособное состояние. Утренняя гигиеническая гимнастика проводится и индивидуально, и в группе. Индивидуально, как правило, в домашней обстановке, нередко руководствуясь трансляцией по радио или телевидению комплекса упражнений. Групповые занятия гигиенической гимнастикой проводятся в школах, учебных заведениях, в интернатах, оздоровительно-спортивных лагерях. На заводах, фабриках, учреждениях во время рабочего дня проводится производственная гимнастика, упражнения для которой подбираются таким образом, чтобы снять утомление, включить в работу мышцы, не участвующие в труде. По типу производственной гимнастики физкультминутку устраивают и в школах на уроках, особенно с младшими школьниками. Она длится всего 1—2 мин, но помогает переключить внимание, отдохнуть. Занятия физкультурой и спортом по месту жительства весьма разнообразны. Они могут идти и в физкультурных группах в форме уроков, могут быть незапланированными, например игра в волейбол, состязания дворовых коллективов, туристские походы. В последние десятилетия все более широкое распространение получают самостоятельные занятия физкультурой и спортом. Для успешного их проведения необходимо сначала проверить состояние здоровья, ознакомиться с методическими пособиями. Миллионы людей выезжают за город, в туристские походы, на рыбную ловлю. Они делают по утрам зарядку, с ходят на лыжах, увлекаются бегом и ходьбой. Занятия физической культурой и спортом с воспитывают и физически развивают человека. Они укрепляют здоровье и волю, вырабатывают силу, выносливость, мужество, учат хорошо владеть своим телом, помогают освоить массу разнообразнейших движений.

 

2.Построение и структура учебно-тренировочного занятия

При построении учебно-тренировочного занятия обычно его разделяют на четыре части: вводную, подготовительную, основную, заключительную.

Во вводной части необходимо создать рабочую обстановку, поставить перед занимающимися задачи, создать четкое представление о содержании основной части. Продолжительность вводной части около 5 мин.

Подготовительная часть занятия включает общую и специальную разминку. Задача общей разминки -- активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Обычно для этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения для всех основных групп мышц. Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части занятия. Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 мин (зависит от подготовленности занимающихся и характера предстоящего задания).

Основная часть занятий бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипной деятельностью (например, кроссовый бег на 3000--5000 м, двусторонняя игра в баскетбол, футбол). В сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки (например, при переходе от прыжков к силовым упражнениям).

Основная трудность при проведении сложной основной части занятий заключается в том, чтобы определить порядок выполнения разнородных упражнений. Рекомендуется в самом начале основной части разучивать технику физических упражнений большей координационной сложности. Тренировочные нагрузки для развития физических качеств целесообразно планировать в следующем порядке: упражнения на быстроту движений, затем на силу и в конце занятия на выносливость. Основная часть занимает в среднем 70% времени.

В заключительной части постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно Покойное состояние. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление.

При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной готовки и др.Под содержанием урока часто подразумевается только определенный набор физических упражнений, предлагаемых ученикам. Между тем анализ всего происходящего на уроке показывает, что весьма важным для достижения намеченного результата является процесс выполнения учащимися запланированных упражнений и связанных с этим выполнением многообразная деятельность занимающихся. Она проявляется в слушании педагога, наблюдении и восприятии показанного, осмыслении воспринятого, проектирования собственных действий и их выполнение, организации самоконтроля и самооценки, обсуждении возникших вопросов с педагогом и товарищами, регулировании эмоциональных проявлений и во многом другом. От этих элементов деятельности учащихся и зависит конечный результат урока. Следовательно, эти элементы деятельности и являются главным содержанием занятия.

 

3.Плотность занятия определяется в процентах путем соотношения суммы времени, затраченного рационально на все виды деятельности, ко времени всего урока (45 мин).

Однако, определяя общую плотность урока, нельзя дать оценку педагогическому мастерству преподавателя, его организаторским способностям. Разные преподаватели затрачивают неодинаковое время на установку и уборку снарядов, подготовку мест занятий, перевод группы к следующему месту занятий, постановку задач, сообщение следующего задания и др. Поэтому, кроме общей плотности занятия, определяют и его моторную (двигательную) плотность.Моторная сумма времени, затраченного на выполнение упражнения= 45 минут (время урока).Сравнивая данные моторной и общей плотности урока, можно найти резервы повышения качества работы каждого педагога.В примечания записывают реплики, позволяющие при анализе деятельности преподавателя вспомнить и осмыслить наблюдаемое на уроке. Педагог должен стремиться к 100% общей плотности. Моторная плотность в тренировочных уроках-70-80 %, в учебных-50 % и ниже. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях занятия.

Плотность урока зависит от многих факторов. Наиболее важные из них следующие:

* Количество учащихся в группах, командах, играх. Преподаватель должен стремиться объединять небольшое количество занимающихся в группы, команды при организации основной части урока, эстафет; избегать игр, в которых к двигательной активности привлекается одновременно ограниченное количество учащихся.

* Качество материальной базы. На уроке должны использовать много-пропускные снаряды. Следует использовать несколько мест занятий для прыжков, метаний, бросков по корзине, воротам и др.

* Количество инвентаря. На уроках с использованием легкоатлетических упражнений необходимо обеспечить каждого учащегося специальными снарядами, в играх - мячами, на соответствующих уроках - лыжами, коньками, клюшками и др.

* Использование эффективных методов организации деятельности занимающихся, способов выполнения заданий и управления группой.

* Интенсификация вспомогательных действий на уроке и подготовка мест занятий до урока.

* Привлечение к уроку учащихся, временно освобожденных от занятий.

* Краткость объяснений, замечаний, обсуждений.

* Широкое использование дополнительных заданий.

После окончания урока величина ЧСС должна приближаться к исходной или быть немного выше, если урок стоит в расписании последний или после него следует большая перемена.

 

Заключение

Высокая социально- экономическая значимость физической культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности законодательные основы. Президентом Российской Федерации 27 апреля 1993 г. были подписаны "Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте". Этот документ направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее развитие человека, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профессионально- прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно- оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно- спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает олимпийское движение в России, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприятиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом.Система физической культуры направлена на то, чтобы организовать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации. Система существует в государственных и общественных формах деятельности. Физическое воспитание в образовательных учебных заведениях и дошкольных учреждениях происходит на основе государственных образовательных программ (не менее пяти часов в неделю), также используется внеучебная физкультурно- оздоровительная и спортивная работа. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, занятия проводятся в рамках индивидуальной программы реабилитации. В физическом воспитании населения принимают участие учреждения дополнительного образования: спортивные школы, секции, клубы и другие внешкольные и внеучебные физкультурно- оздоровительные и спортивные организации.

Администрации учреждений, организаций, предприятий и объединений обязаны создавать работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные, профессионально- прикладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно- массовую работу, спортивно- оздоровительный туризм. Муниципальные органы создают условия для занятия физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха. Администрация санаторно- курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз обязана создавать условия для использования в процессе отдыха и лечения различных компонентов физической культуры в целях укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и лечения заболеваний. Физическая подготовка военнослужащих и личного состава правоохранительных органов должна обеспечить выполнение ими воинского долга и основных служебных обязанностей. Командованием создаются необходимые для этого условия.Развитие физической культуры и спорта среди инвалидов направлено на повышение их двигательной активности. Это непременное условие их всесторонней реабилитации и социальной адаптации. Этим занимаются образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, социального обеспечения и организации физической культуры и спорта.Органы управления здравоохранением (государственные, на предприятиях, в учреждениях) используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний; осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно- оздоровительным туризмом; организуют и проводят подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения, создают центры и пункты оздоровления и реабилитации средствами физической культуры, диагностико- консультационные пункты и кабинеты, врачебно- физкультурные диспансеры.Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий, не наносить вред здоровью и ущерб чести и достоинству участников и зрителей, не проявлять жестокости и насилия. К судейству спортивных соревнований допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и аттестованные спортивными федерациями как судьи по виду спорта.

Чтобы подготовить спортсменов высокого класса, создаются специализированные организации (государственные, муниципальные, негосударственные, в том числе частные и общественные). Граждане имеют право заниматься профессиональным спортом в качестве спортсменов или судей. Нельзя использовать с целью достижения спортивных результатов приемы, способы и средства, запрещенные в спорте регламентирующими документами, утвержденными спортивными организациями и объединениями.К профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ установленного образца о профессиональном образовании по специальности, выданный образовательным учреждением, или разрешение, выданное государственным органом управления физической культурой и спортом. К профессиональной деятельности в области лечебной физической культуры допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности "Физическая культура и спорт" или медицинское образование.

 

Литература

1.Энциклопедический словарь юного спортсмена.-М., "Педагогика", 1979., 478 с.
2.Физическое воспитание.-М., " Высшая школа", 1983.

3.В. Решетников, Ю. Л. Кислицын. Учебное пособие: Физическая культура.-М.,1998.,100с.

4.С. Барчуков, Е.А. Пеньковский.Теоретические и практические основы физического обучения и воспитания студентов.-М.,1996.,250c.

5.Узнецов А.К.Физическая культура в жизни общества.- М.,1995.,105с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: