Программа
«Интеллектуально – творческое развитие
Детей дошкольного возраста
Через развивающие игры В.В.Воскобовича
«Волшебные игры Воскобовича»
Возраст детей 6-7 лет
Автор программы: воспитатель
Т.В.Малиновская
Личная подпись_______________
г. Калининград 2018 г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Волшебные игры Воскобовича" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года) с учётом нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года.
Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.
|
Игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания. Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по – прежнему остаётся актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребёнку адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Поиск новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством развивающих игр.
|
Использование развивающих игр Воскобовича позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.
Одним из необходимых условий создания для ребёнка – дошкольника комфортной обстановки в учреждении является положительное эмоционально окрашенное общение с взрослыми. Совместные игры детей со взрослыми и детьми, выполнение интересных игровых заданий, яркое,
красочное оформление игровых пособий делают пребывание ребёнка в дошкольном учреждении радостным.
Настоящая программа описывает курс развития интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста, по которой осуществляются дополнительные образовательные услуги. Программа разработана на основе источников, приведённых в списке литературы.
Цель программы: всестороннее развитие личности ребёнка дошкольного возраста, развитие его интеллектуально – творческих способностей через развивающие игры В.В. Воскобовича.
Принципы при построении программы:
- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
- развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал;
- формирование представлений (математических, об окружающем мире), речевых умений;
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
Задачи:
- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
|
- развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал;
- формирование представлений (математических, об окружающем мире), речевых умений;
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
Средства реализации программы:
- Комплекты развивающих игр Воскобовича, сказочные герои фиолетового леса.
Планируемые результаты освоения программы:
Дети умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, эффективно усваиваются математические представления, развивается самостоятельность в принятии и выборе решений, развивается речь- доказательство, речевое общение;
- умеют выполнять сложные мыслительные операции и доводить начатое до конца;
- умеют видеть проблему, самостоятельно принимать решения;
- развитая мелкая моторика кистей рук.
Учебный план
№ | Разделы программы | Количество часов | ||
Неделя | ме-сяц | Год | ||
игры на развитие сенсорных способностей («Геоконт»/конструктор/, «Игровой квадрат», «Прозрачная цифра», «Чудо-головоломки», «Разноцветные верёвочки», «Математические корзинки», «Коврограф Ларчик», «Волшебная восьмёрка») | ||||
игры на развитие логического мышления («Геоконт», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Змейка») | ||||
игры на развитие логического мышления («Геоконт», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Змейка») | ||||
игры на развитие воображения («Чудо-соты», «Чудо- крестики», «Прозрачный квадрат», «Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес») | ||||
Итого: |
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеразвивающей программы
социально-педагогической направленности «Волшебные игры Воскобовича»
Содержание | 6-7 лет |
Количество групп | |
Начало учебного года | 1 октября 2018 г. |
Окончание учебного года | 31 мая 2019 г. |
Сроки проведения родительских собраний | Сентябрь, май |
Продолжительность учебного года | |
Всего недель | |
Продолжительность рабочей недели | 5 дней |
Дни занятий | Вторник – четверг |
Время занятий | 15.30-16.00 16.05 – 16.35 |
Недельная образовательная нагрузка | |
Длительность условного учебного часа (в минутах) | Не более 30 мин |
Периодичность показа деятельности | Май |
Тематическое планирование
№ п/п | Название тем | Количество часов |
«Геоконт». Знакомство с игрой сказкой. | ||
«Квадрат Воскобовича (двухцветный)». Конструирование геометрических фигур. | ||
«Кораблик брызг - брызг». Количественный счет. | ||
«Чудо - соты». Сложение предметов из частей по образцу. | ||
«Прозрачный квадрат». Конструирование квадрата. | ||
«Ларчик». Выкладывание на ковролине. | ||
«Чудо - цветик». Выкладывание из головоломки. | ||
«Прозрачная цифра». Конструирование цифры. | ||
«Шнур - малыш». Знакомство с приемом закручивания вокруг. | ||
«Математические корзинки - 5». Количественный и порядковый счет. | ||
«Кораблик брызг - брызг». Определение пространственных отношений. | ||
«Ларчик». Чтение карточек - схем. | ||
«Волшебная восьмерка». Прямой и обратный счет. | ||
«Чудо - крестики». Восприятие цвета, формы, величины. | ||
«Четырехцветный квадрат». Сложение многоугольников по схемам. | ||
«Ларчик». Ориентировка в пространстве. | ||
«Шнур - затейник». Вышивание шнуром слов. | ||
«Счетовозик». Сравнение чисел первого десятка. | ||
«Геоконт». Конструирование предметных фигур по образцу. | ||
«Ларчик». Закрепление формы. | ||
«Чудо - крестики». Конструирование предметных форм. | ||
«Прозрачный квадрат». Складывание квадрата из треугольников. | ||
«Кораблик брызг - брызг». Знакомство с понятиями: вертикаль, диагональ, горизонталь. | ||
«Чудо - цветик». Определение на ощупь предметов. | ||
«Прозрачная цифра». Определение количества недостающих полосок. | ||
«Квадрат Воскобовича». Самостоятельное рассказывание сказки. | ||
«Чудо - соты». Придумывание детьми разных фигур. | ||
«Счетовозик». Количественный и порядковый счет. | ||
«Геоконт». Строение паутинок. | ||
«Логоформочки». Классификация логоформочек. | ||
«Прозрачный квадрат». Создание из пластинок сюжетной картинки. | ||
«Геоконт» Придумывание сказки. | ||
Всего: |
Содержание программы:
Геоконт» (конст.)
Количество занятий 2.
Знакомство с игрой, сказкой; знакомство с понятиями «луч», «отрезок», «прямая», «кривая» с помощью сказки(главы 3,7,9,10,11);познакомить с именами гвоздиков; плетение из паутинок разных многоугольников, назвать их; плетение фигур по замыслу и по образцу взрослого(паутина треугольной формы, квадратной).