Работа 1. Определение основных параметров и расчет механизма подъема груза




 

1. Цель работы. На примере изучения устройства и методов расчета электрореверсивной лебедки:

- закрепить и углубить знания устройства грузоподъемных механизмов и установления их параметров;

- углубить знания и приобрести навыки производства типовых расчетов грузоподъемных механизмов;

- иллюстрировать применение в практических расчетах рядов предпочтительных чисел, параметрических и типоразмерных рядов, методов стандартизации.

1.1. Исходные данные для расчета:

- масса поднимаемого груза с грузозахватными устройствами, т;

- высота подъема груза, м;

- скорость подъема груза, м/мин;

- расстояние между осью барабана и осью отклоняющего блока, м;

- кратность полиспаста;

- количество обводных блоков;

- режим работы механизма по ИСО 4301/1;

- продолжительность включения, %.

1.2. Требуется:

- определить размеры барабана и число слоев навивки каната;

- подобрать канат и установить диаметр обводных блоков;

- подобрать редуктор, двигатель, муфту, тормоз.

1.3. В работе должны быть приведены:

- схемы, описание устройства, принцип действия и область применения строительных лебедок;

- схема механизма подъема груза (рисунок 1), включающая полиспаст, отклоняющий и обводные блоки (с указанием расстояния между осью барабана и осью отклоняющего блока, а также высоты подъема груза);

- схема полиспаста заданной кратности (рисунок 2);

- схема редуктора с указанием межосевых расстояний, чисел зубьев передач и габаритных размеров (рисунок 3);

- эскиз принятой втулочно-пальцевой муфты с тормозным шкивом (или зубчатой муфты с тормозным шкивом) с указанием основных размеров (рисунок 4);

- схема принятого тормоза с указанием основных размеров (рисунок 5);

- компоновочная схема электрореверсивной лебедки с указанием основных размеров (рисунок 7).

 
 

 

Рисунок 1 - Схема механизма подъема груза

 
 

Рисунок 2 - Схемы полиспастов

 
 

 

Рисунок 3 - Схема редуктора

 

 
 

Рисунок 4 - Схема муфты

 

Рисунок 5 - Схема тормоза

 
 

 

 
 

Рисунок 6 - Схема электродвигателя

 

 

Рисунок 7 - Компоновочная схема электрореверсивной грузовой лебедки

Для работы 1 «Определение основных параметров и расчет механизма подъема груза» рекомендуется литература [1, 3-13, 16].

 

2. Определение основных параметров полиспаста и барабана лебедки

2.1. Определение КПД полиспаста. Коэффициент полезного действия полиспаста, особенно при его большей кратности, в значетельной степени влияет на тяговое усилие в канате, мощность двигателя подъемного механизма, тормозной момент. При определении КПД полиспаста следует определить в первую очередь, с какого блока (подвижного или неподвижного) канат поступает на барабан лебедки или обводные блоки.

2.2. Если канат сбегает с подвижного блока, то

если канат сбегает с неподвижного блока, то

где - коэффициент полезного действия блока, учитывающий потери, связанные с преодолением жесткости каната при огибании блока (см. табл. 1 приложения А);

1, 2, 3n – количество ветвей каната, включая тянущую (на схеме полиспаста обозначена со стрелкой (см. рисунок 2));

iП – кратность полиспаста согласно выданному заданию (см. методические указания [1]).

Характеристику опоры и условия ее работы для выбора КПД блоков принимают самостоятельно.

2.3. Определение натяжения в ветви каната, идущей на барабан, Н

,

где - масса поднимаемого груза с грузозахватными устройствами, кг;

- ускорение свободного падания, 9,81 м/с 2;

- КПД обводного блока, принимаемый равным КПД блока полиспаста (табл. 1 приложения А);

к - количество обводных блоков (по заданию).

2.4. Режим работы механизма устанавливают по выданному заданию согласно методическим указаниям [1].

2.5. Подбор каната грузоподъемного механизма осуществляется в соответствии с требованиями “Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов” [3] по формуле, кН

,

где F 0 - расчетное разрывное усилие каната в целом, принимаемое при проектировании по данным Государственного стандарта, кН;

- наибольшее натяжение в ветви каната, идущей на барабан (без учета динамических нагрузок), кН;

- минимальный коэффициент запаса прочности каната (см. табл. 2 приложения А).

2.6. Определив значение F 0, подбирают канат согласно ГОСТу по расчетному разрывному усилию каната в целом. Характеристики канатов применительно к ГОСТ 2688-80, 7665-80 приведены в работе [7, 12, 13] и в табл. 5 приложения А.

При использовании официальных изданий ГОСТов следует учитывать связь между единицами силы (1 кгс = 9, 81 Н).

2.7. Для механизмов подъема со свободной подвеской груза следует выбирать канаты крестовой свивки как менее раскручивающиеся. Если груз движется в направляющих, то следует отдавать предпочтение канатам односторонней (параллельной) свивки.

2.8. После того, как канат подобран, выписывают его полную характеристику, например, «Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6×19 (1 + 6 + 6/6) + 1 о.с. диаметром 11 мм с разрывным усилием каната в целом 66,75 кН, ГОСТ 2688-80» или «Канат двойной свивки типа ЛК-З конструкции 6×25 (1 + 6; 6 + 12) + 1 о.с. диаметром 8,1 мм с разрывным усилием каната в целом 33,95 кН, ГОСТ 7665-80».

2.9.Определение основных размеров барабана. Одним из основных размеров барабана является его диаметр . При определении диаметра следует учитывать правила Госнадзорохрантруда Украины [3], согласно которым

,

где - диаметр каната, мм;

h 1 - коэффициент, зависящий от режима работы механизма (см. табл. 3 приложения А).

2.10. Определенный диаметр барабана округляют до ближайшего большего значения согласно ГОСТ 6636-69 [16] (табл. 4 приложения А). Далее определяют диаметр барабана по центру витков каната, мм

.

2.11. Определяют рабочую длину каната, наматываемого на барабан, м

где Н – высота подъема груза, м;

іП – кратность полиспаста.

2.12. Определяют общее количество витков каната на барабане

,

где - количество рабочих витков каната на барабане при однослойной навивке

;

zзакр = 2 - 3 – минимальное количество витков для закрепления каната;

zзап = 2 – минимальное количество запасных витков;

2.13. Определяют длину барабана с нарезанной рабочей частью из условия размещения всего рабочего участка каната на барабане в один слой, мм

,

где - общее количество витков каната на барабане;

- шаг нарезки барабана, мм

мм.

2.14. Определяют максимально допустимую рабочую длину барабана с учетом допустимого угла отклонения каната от нормали к оси барабана, мм

,

где - расстояние между осью барабана и осью отклоняющего блока, м;

= 6° - максимально допустимый угол отклонения оси каната от нормали к оси барабана

2.15. При однослойной навивки каната на барабане с нарезанными винтовыми канавками можно принять =0,1.

2.16. Проверяют, выдерживаются ли условия

.

Если оба эти условия удовлетворяются, то принимают однослойную навивку каната на барабан с нарезанными винтовыми канавками без канатоукладчика. В этом случае длина барабана

.

2.17. Если хотя бы одно из условий по п. 2.16 не выдерживается, то применяют многослойную навивку с канатоукладчиком. Схемы канатоукладчиков приведены в работе [6].

2.18. В случае многослойной навивки каната на барабане определяют количество витков каната в каждом слое

, (*)

где lp - рабочая длина каната, м;

n – принятое количество слоев навивки;

Dб – диаметр барабана по центру витков каната, м;

dк – диаметр каната, м.

Формула (*) была выведена исходя из условия, что рабочая длина каната равна канатоемкости барабана, то есть .

2.19. Рабочая длина гладкого барабана (при многослойной навивке каната барабан выполняют гладким), мм

.

2.20. Определяют диаметр барабана по ребордам, мм

,

где n – принятое количество слоев навивки.

2.21. Толщину стенки барабана принимают по эмпирическим формулам:

для чугунных:

мм;

для стальных:

мм.

Из условия технологии изготовления литых барабанов d ³ 12 мм.

2.22. Определяют толщину реборды, мм

.

Толщина реборды должна быть не более толщины стенки.

 

 

2.23. Округляют габаритную длину барабана:

при однослойной навивке каната можно выполнить барабан, как без реборд, так и с ребордами, в последнем случае габаритная длина барабана, мм

;

при многослойной навивке каната барабан выполняют с ребордами, тогда габаритная длина барабана, мм

.

2.24. Округляют габаритную длину барабана до размеров согласно ГОСТ 6636-69 [16] (см. табл. 4 приложения А).

2.26. Определяют диаметр отклоняющихся, обводных блоков, мм

,

 

где - диаметр каната, мм;

h 2 - коэффициент, зависящий от режима работы механизма (см. табл. 3 приложения А);

Определенный диаметр блока округляют до ближайшего большего значения согласно ГОСТ 6636-69 [16] (см. табл. 4 приложения А).

 

3. Подбор электродвигателя

3.1. Мощность электродвигателя определяют по формуле, кВт

,

где - наибольшее натяжение в ветви каната, идущей на барабан, кН;

- скорость навивки каната на барабан, м/с (п. 3.2.);

- КПД механизма лебедки (п. 3.3).

3.2. Величину определяем с учетом кратности полиспаста механизма подъема, м/с

где - скорость подъема груза, м/мин;

iП – кратность полиспаста.

3.3. Коэффициент полезного действия механизма лебедки

,

где - КПД барабана, равный 0,96;

- КПД редуктора, равный 0,94.

3.4. Пользуясь данными [7, 12, 13] или табл. 6, 7 и 8 приложения А, подбирают двигатель мощностью, ближайшей к N, с учетом заданной продолжительности включения ПВ.

3.5. Техническая характеристика выборного электродвигателя и его геометрические параметры записываются в следующем виде:

 

Характеристика двигателя

Показатели Значения показателей
Тип двигателя МТF 411-6
Мощность на валу при ПВ = 40%, кВт  
Частота вращения вала двигателя, мин -1  
Максимальный момент, Н·м  
Момент инерции ротора, кг · м 2 0,510
Масса, кг  
Габаритные размеры, мм:  
высота  
ширина  
длина  

 

Размеры двигателя выписывают из источников [7, 12, 13] или табл. 9 и 10 приложения А.

 

4. Подбор редуктора

4.1. Определяют необходимую частоту вращения вала барабана, мин -1

,

где - скорость навивки каната на барабан, м/с (п. 3.2.)

4.2. Определяют необходимое расчетное передаточное число редуктора

где и - соответственно частота вращения вала электродвигателя и барабана, мин -1

4.3. Редуктор выбирают, исходя из синхронной скорости вращения вала электродвигателя, мощности, режима работы и необходимого передаточного числа. Исходные данные для подбора редукторов помещены в работах [7, 12, 13] или в табл. 11, 12 и 13 приложения А. Причем, если расчетом получено передаточное число u £50, то рекомендуется выбирать цилиндрические редукторы серии Ц2; если передаточное число u >50, то рекомендуется выбирать коническо-цилиндрические редукторы серии КЦ2. Техническую характеристику редуктора и его межосевые расстояния записывают в следующем виде:

 

Характеристика принятого редуктора

Показатели Значения
Обозначение, серия Ц2-400
Передаточное число 16,3
Выходной конец тихоходного вала М
Схема сборки  
Мощность, передаваемая редуктором, кВт 42,8
Частота вращения, мин -1  
Режим работы Т
Межосевые расстояния, мм  
быстроходной ступени  
тихоходной ступени  
Масса, кг  
Габаритные размеры, мм:  
высота  
ширина  
длина  

 

Размеры редуктора выписывают из источников [7, 12, 13] или табл. 14, 15 и 16 приложения А.

4.4. После выбора редуктора осуществляют расчет фактической скорости подъема груза

где uг – скорость подъема груза по заданию, м/мин;

- расчетное передаточное число редуктора (п. 4.2);

- передаточное число принятого редуктора.

4.5. Отклонение фактической скорости подъема груза от заданной

,

где и - соответственно заданная и фактическая скорость подъема груза, м/мин.

 

5. Определение тормозного момента.

5.1. Статический момент на валу барабана, создаваемый наибольшим рабочим грузом, Н·м

.

5.2. Момент на тормозном валу, Н·м

.

5.3. Необходимый тормозной момент устанавливают с учетом коэффициента запаса торможения, который зависит от режима работы механизма. Тормозной момент равен, Н·м

где - коэффициент запаса торможения (табл. 17 приложения А).

 

6. Подбор тормоза

6.1. Тормоз подбирают по величине тормозного момента по [7, 12, 13] или по табл. 20 и 21 приложения А.

6.2. Техническую характеристику тормоза записывают в следующем виде:

 

Характеристика принятого тормоза

Показатели Значения
Тип тормоза ТКТ-200
Тормозной момент (максимальный), Н·м  
Диаметр тормозного шкива, мм  
Допускаемая продолжительность включения ПВ, %  
Масса, кг  
Габаритные размеры, мм:  
высота  
ширина  
длина  

 

7. Подбор муфты

7.1. Соединение вала электродвигателя с валом редуктора осуществляется при помощи упругой втулочно-пальцевой или зубчатой муфты. Целесообразно, чтобы роль тормозного шкива выполняла одна из полумуфт. При этом используются работы [7, 12, 13] или табл. 18 и19 приложения А.

7.2. Муфта выбирается по наибольшему передаваемому моменту. При выборе муфты необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

- момент, передаваемый муфтой, должен быть равен или больше тормозного момента ;

- диаметр тормозного шкива муфты должен быть равен диаметру необходимого тормозного шкива для выбранного тормоза.

7.3. После выбора муфты выписывают ее техническую характеристику в следующем виде:

 

Характеристика муфты

Показатели Значения
Обозначение муфты МУВП с тормозным шкивом
Момент, передаваемый муфтой (наибольший), Н·м  
Диаметр тормозного шкива, мм  
Ширина шкива, мм  
Момент инерции, кг × м 2 0,1274
Масса, кг  

 

8. Проверка работоспособности тормоза

8.1. Окружное тормозное усилие между поверхностями трения каждой колодки двухколодочного тормоза с поверхностью трения шкива определяют по формуле, Н

,

где - диаметр тормозного шкива, м.

8.2. Нормальное давление колодок на шкив, Н

,

где - коэффициент трения вальцованной ленты по чугуну (стали) при отсутствии смазки =0,42

8.3. Площадь соприкосновения со шкивом, м 2

,

где - диаметр тормозного шкива, м;

- ширина колодки, м (обычно принимается на 5-10 мм меньше ширины шкива);

- угол обхвата колодкой шкива, град. Для тормозов ТКТГ и ТКТ угол 70°.

8.4. Среднее удельное давление между колодкой и шкивом, Н/м 2.

.

8.5. Должно соблюдаться условие

,

где - допускаемое удельное давление, для вальцованной ленты по металлу =0,4 МПа для спусковых тормозов и =0,6 МПа для стопорных тормозов.

8.6. Проверяют тормоз по нагреву из условия

,

где =2,5×106 Вт/м2 – допускаемая величина показателя нагрева;

- линейная скорость точки на поверхности тормозного шкива, м/с.

Величину находим из формулы, м/с

,

где - диаметр тормозного шкива, м;

- частота вращения тормозного вала (вала электродвигателя), мин -1.

На этом заканчивается расчет грузоподъемного устройства. Далее приводится техническая характеристика и компоновочная схема электрореверсивной грузовой лебедки, вычерченная в масштабе (см. рисунок 7). В характеристике отражаются исходные данные задания и обоснованные расчетом характеристики механизма.

 

 

Техническая характеристика механизма подъема груза

 

1. Масса поднимаемого груза, т.

2. Высота подъема, м.

3. Кратность полиспаста.

4. Режим работы механизма.

5. Продолжительность включения, %.

6. Канат (условное обозначение каната).

7. Количество обводных (включая отклоняющих) блоков.

8. Барабан (гладкий, с нарезанными канавками), размеры в мм:

- габаритная длина;

- рабочая длина;

- диаметр;

- диаметр по ребордам;

- толщина стенки;

- шаг нарезки;

- число слоев навивки.

9. Двигатель:

- тип;

- мощность на валу при ПВ %, кВт;

- частота вращения вала двигателя, мин -1.

10. Редуктор:

- обозначение;

- передаточное число;

- передаваемая мощность, кВт;

- частота вращения быстроходного вала, мин -1;

- режим работы.

11. Муфта:

- тип;

- наибольший передаваемый момент, Н·м;

- диаметр тормозного шкива, мм;

- ширина шкива, мм;

- момент инерции муфты, кг × м 2.

12. Тормоз:

- тип;

- тормозной момент, Н·м;

- диаметр тормозного шкива, мм;

- допускаемое значение ПВ, %;

- среднее удельное давление между колодками и шкивом, МПа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: