Ограниченный диапазон видео




Более узкий динамический диапазон видеозаписи - вот из-за чего у многих опытных кинооператоров видеосъемка плохо получается. Они подбирают освещение, необходимое для киносъемки, делают тщательные измерения с помощью экспонометров и в результате то, что на кинопленке выглядело бы отлично, на видео смотрится просто ужасно. Им часто бывает невдомек, что для видео нужен меньший диапазон освещенностей, чем для пленки, что яркие места нужно приглушать сильнее, а тени освещать еще лучше. Я регулярно слышу от кинооператоров жалобы на сплошные черные и белые пятна в видеозаписи. Обычно причиной этого является не сам формат или технология записи, а то, что оператор не уложился в допустимые для данного типа носителя границы освещенности.
Это особенно характерно для цифровых форматов, которые допускают не более чем 10%-ное превышение максимального уровня в 100 IRE, после чего сигнал жестко ограничивается абсолютно белым значением. В аналоговых форматах типа Betacam SP сигнал, превышающий максимум даже на 20% (120 IRE), может еще содержать детали. А при монтаже аналоговых записей его можно "придавить" до разрешенного уровня и восстановить детали в самых ярких местах изображения.
Для аналоговой аппаратуры максимально допустимый уровень освещенности составляет 110 IRE (он определяется характеристиками электронных блоков камеры и видеомагнитофона). Но заметим, что превышать предел в 100 IRE все-таки не рекомендуется. При съемке видео в допустимых диапазонах вы можете учесть ограничения, связанные с носителем, и добиться наилучшего качества изображения.
При цифровой съемке сигнал, превышающий 110 IRE, становится чисто белым. В нем не остается никаких деталей, которые можно было бы потом восстановить. Попробуем разобраться, в чем тут дело. При аналоговой записи видеосигнал представляется переменным напряжением, которое на осциллографе отображается в единицах IRE. При цифровой записи значения напряжения кодируются цифровыми величинами. Обычно это делается в стандартном для видео цветовом пространстве YUV, но если обратиться к более привычному для компьютеров цветовому формату RGB, то можно сказать, что уровень белого, соответствующий 100 IRE, кодируется компонентами RGB 235, 235, 235. "Самый белый" уровень в 110 IRE кодируется значениями 255, 255, 255, а более высоких значений компонентов RGB просто не бывает - это подтвердит всякий, кто хоть раз имел дело с Photoshop.
Но можно ли в ходе съемки определить, что в каких-то областях сигнал стал насыщенным (достиг максимально возможного значения)? Не всегда. В большинстве цифровых камкордеров изображение на монитор выводится перед записью на пленку (т. е. до аналого-цифрового преобразования и компрессии, когда и происходит обрезание уровня белого). Поэтому иногда, особенно если монитор неправильно настроен, может получиться так, что детали в какой-то сильно передержанной области на мониторе будут видны, а на пленке пропадут.
Таким образом, при цифровой видеосъемке оператор должен знать присущие носителю ограничения и тщательно следить за сигналом либо с помощью переносного осциллографа, либо (что бывает чаще) с помощью индикатора "зебра" в видоискателе камеры.
Индикатор "зебра", имеющийся в видоискателях большинства полупрофессиональных и всех профессиональных камер, показывает те области изображения, в которых сигнал превышает 100 IRE, заштриховывая их белыми и черными линиями. Это одно из основных средств для установки выдержки.
Наведя камеру на какую-нибудь характерную область сцены с преобладанием белого цвета или с максимальной яркостью, оператор открывает диафрагму до тех пор, пока в этой области не появится четкий рисунок "зебры". Затем он постепенно уменьшает диафрагму, пока "зебра" не исчезнет. Если после этого еще остаются отдельные яркие пятна (например, блики), то с ними нужно разбираться особо. Если "зебра" пропадает, а темные места оказываются недодержанными, можно усилить рассеянное освещение.
До сих пор мы предполагали, что камера показывает одну стандартную "зебру", возникающую при уровне освещенности выше 100 IRE. Но во многих профессиональных камерах есть два типа "зебры", и важно знать, с какой из них вы имеете дело. Вторая "зебра" используется для точного подбора экспозиции при портретной съемке. Она проявляется при уровне освещенности 70 IRE и пропадает при 90 IRE, и с ее помощью выбирается экспозиция для крупного плана: смуглые лица нужно экспонировать при 80-85 IRE, а лица людей темнокожих - при 75-80 IRE. Если в вашей камере есть функция "зебра", то я советовал бы никогда ее не отключать. Конечно, возможно и такое: ваша "зебра" показывает диапазон 70-90, а вы думаете, что это стандартный уровень 100 IRE, и результате экспозиция получится не та. Так что если ваша камера имеет два индикатора типа "зебра", обязательно нужно проверять, какой из них отображается в данный момент.
Необходимость использования "зебры" еще раз указывает на главную причину большинства проблем с освещением: глаз прекрасно видит такие уровни контрастности, которых камера записать не может. Сцена, нормальная для глаза, после записи может оказаться передержанной или слишком контрастной, а необходимые детали пропадут. При выборе освещения для видеосъемки главное - обеспечить нужную контрастность, соответствующую узкому динамическому диапазону камеры.
Добиваясь хорошего освещения, устраните сильные блики и отражения, а в темные затененные области добавьте света. Если вы знакомы с организацией освещения при киносъемке, то основные правила вы уже знаете, но для видео их нужно несколько ужесточить. Конечно, достоинством видео является возможность сразу просматривать то, что вы снимаете. Поэтому мой второй совет (первый - держать индикатор "зебра" всегда включенным) таков: всегда иметь при себе во время съемки хороший и как следует отрегулированный переносной монитор и оценивать освещение с его помощью, а не на глаз.

Буйство цвета

В отношении восприятия цвета человеческий глаз с его невероятной приспособляемостью снова оставляет видеокамеру далеко позади. Глаз способен не только воспринимать больше оттенков цвета, но и компенсировать эффекты, связанные с одновременным присутствием в сцене объектов с различной цветовой температурой.
Показать на печатной картинке весь диапазон того, что видит глаз, невозможно. Глядя на комнату, освещенную в одном углу флюоресцентной трубкой, в другом - лампой накаливания, а в середине - дневным светом из окна, мы не ощущаем неудобств от смешения разных источников света. При некоторой наблюдательности можно заметить определенную разницу в цвете источников освещения, но она не кажется чрезмерной.


Камера способна настроиться только на какую-то одну цветовую температуру. Поэтому если для освещения сцены используются разные источники света, то либо дневной свет получится насыщенного голубого оттенка, либо свет лампы накаливания будет оранжевым, либо свет флюоресцентной трубки будет казаться зеленым. Считать белым несколько разных источников одновременно камера не может. При съемке их световые различия приходится корректировать, настраивая камеру так, чтобы белым был основной источник.
Важной частью комплекта осветительного оборудования являются гелевые (фолиевые) светофильтры и корректирующие фильтры, служащие для согласования температур различных источников освещения. Солнечному свету примерно соответствует 5600 К (синяя область спектра), а типичному кварцевому осветителю для видеосъемки - 3200 K (желтая область). Цветовая температура измеряется в градусах Кельвина (см. врезку "Шкала Кельвина"). Цветовая температура обычных флюоресцентных ламп лежит в диапазонах 3600 K (теплый белый свет), 4800 К (лампы дневного света) и 5700 K (холодный белый свет). Флюоресцентный свет имеет мощную зеленую составляющую, которая многим не нравится. Но специальные цветные гелевые фильтры позволяют преобразовать его так, чтобы он соответствовал дневному или кварцевому освещению. Заметим, что цветовая температура даже одного источника света может меняться в очень широких пределах. Например, у солнечного света она зависит от широты, времени года и погодных условий. Флюоресцентные лампы выпускаются с несколькими базовыми значениями цветовой температуры, а у кварцевой лампы она меняется в процессе ее старения. Поэтому в камере необходимо как можно чаще вручную настраивать баланс белого.

Шкала Кельвина Если вам непонятны постоянные ссылки на "градусы Кельвина", не смущайтесь. В мировой научной среде шкала Кельвина применяется очень широко, но в повседневной жизни она мало кому известна. Шкала Кельвина - международный стандарт для измерения термодинамической температуры, названный по имени английского физика Уильяма Томсона, лорда Кельвина (1824-1907). Она отсчитывается от абсолютного нуля - теоретической температуры, при которой почти прекращается любое движение молекул. Ноль градусов по шкале Кельвина соответствует -273,15 градус шкалы Цельсия. В фотографии шкала Кельвина используется для характеристики цвета светового излучения. Чтобы представить это наглядно, вообразите себе брусок железа, нагреваемый в печи. По мере нагрева он начинает светиться темно-красным светом, затем становится красно-оранжевым, потом желтым и, наконец, белым. Разные цвета соответствуют разной длине волны, непосредственно связанной с физической температурой и молекулярной активностью объекта. Тот же принцип относится и к освещению. Кварцевые лампы, применяемые в фотографии, видео- и киносъемке, изготавливаются со строгим соблюдением заданной цветовой температуры (порядка 3200 K). Металлогалогенные лампы имеют цветовую температуру, близкую к температуре солнечного света (около 5600 K). В осветительной технике применяют термин "градусы Кельвина" и записывают температуру так, как мы делаем в статье. Однако в научных кругах теперь говорят "кельвины", а не "градусы". Это объясняется тем, что в науке градусы считаются искусственной конструкцией (например, деление круга на градусы является произвольным). Шкала же Кельвина, базирующаяся на таких естественных эффектах, как абсолютный нуль и точка кипения воды, рассматривается как абсолютная, а не относительная.


А почему бы не воспользоваться автоматической настройкой баланса белого, которую имеют многие камеры? Дело в том, что хотя сегодня эта функция стала работать гораздо лучше, чем раньше, все равно она может создавать проблемы при смешении разных цветовых температур. Автоматическая регулировка настраивает камеру на доминирующий источник света. Например, при съемке панорамой в помещении, где есть источники с разными цветовыми температурами, баланс цвета в процессе панорамирования будет заметно изменяться. Если в сцене есть дверь, открытая наружу, то камера может внезапно перестроиться на голубой наружный свет, и при этом все, что находится в помещении, примет желтый оттенок.
Чтобы добиться лучшего результата, настройте баланс белого по основному источнику света. Тем самым вы сообщите камере, какую цветовую температуру в пределах сцены хотите передавать белым. Направьте камеру на белую карточку, освещенную этим источником, и нажмите кнопку баланса белого. Камера точно настроится на нужный диапазон цветовых температур. В старых моделях профессиональных камер требовалось также настраивать баланс черного, но в новых камерах это совсем не обязательно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: